Как обмануть кривую забывания и запомнить информацию навсегда
Рассказываем о кривой забывания — концепции Германа Эббингауза, на основе которой психологи выработали рекомендации, как эффективно повторять материал.
- 19.9.2024
- Время чтения:5 минут
Что такое кривая забывания
В конце XIX века немецкий психолог Герман Эббингауз сформулировал концепцию «кривой забывания» в монографии «Память». Он проводил эксперименты на себе и студентах: нужно было заучивать бессмысленные слоги, используя разные техники запоминания. Сам Эббингауз фиксировал время и наблюдал, как скоро испытуемые забудут эту информацию.
Оказалось, что после первых 20 минут студенты помнили 60% слогов, спустя девять часов — 40%, а через месяц — чуть больше 20% заученного. Эта зависимость получила название кривой забывания Эббингауза.
Учёный провёл второй эксперимент для сравнения результатов. На этот раз нужно было заучивать не бессмысленные слоги, а связный текст «Дон Жуана» Байрона, равный по объёму. Результат оказался примерно таким же — со временем удавалось воспроизводить меньшее количество информации. Именно поэтому даже отличники за лето порой забывают программу прошлого класса.
В 2015 году нидерландские учёные Джаап Мурр и Джори Дрос подтвердили концепцию Эббингауза.
Почему забывать полезно
Возможности человеческого мозга ограничены: он способен запоминать и потом ещё долго помнить не всё. Поэтому забывание становится полезным качеством. Мозг удаляет ненужную, невостребованную информацию.
Здесь важно помнить, что память бывает краткосрочной и долгосрочной. Первая сильно ограничена в объёме, и организм использует её для решения конкретных задач. А вторую необходимо тренировать, о чём подробнее расскажем ниже.
<<Форма демодоступа>>
Как запомнить раз и навсегда
На основе концепции Германа Эббингауза психологи выработали рекомендации, как эффективно повторять материал. Допустим, ребёнок выучил несколько английских слов. Как только он закроет тетрадь, процесс забывания будет запущен. Его можно остановить повторениями информации. Но не хаотично, а строго по схеме:
- первое повторение — сразу после заучивания;
- второе повторение — через 20 минут после первого;
- третье повторение — через восемь часов после второго;
- четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.
<<Форма семейного образования>>
При этом чтобы запомнить информацию раз и навсегда, важно именно «доставать» слова из памяти, а не подглядывать в словарь. Для запоминания на более длительный срок можно использовать следующую схему:
- первое повторение — сразу после заучивания;
- второе повторение — через 20–30 минут после первого;
- третье повторение — через один день после второго;
- четвёртое повторение — через две-три недели после третьего;
- пятое повторение — через два-три месяца после четвёртого.
Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время, а лучше вести дневник. В первую колонку можно записать всё, что нужно выучить: например, неправильные глаголы, «Бородино». А в столбиках дней ставить «+» или «–» в зависимости от того, повторил ребёнок тему или нет.
Методики повторения
Для запоминания на долгосрочную перспективу эффективно:
- Отвечать на вопросы по теме. Они есть почти во всех учебниках. Многие их пропускают, а зря. Это один из самых действенных способов запоминания прочитанного.
- Пересказывать. Нужно представить себя на месте учителя и попробовать разъяснить материал своими словами кому-то ещё. Получится взаимно полезно.
- Создавать карточки для интервального повторения. На одной стороне напишите понятие или формулу. На другой — основные тезисы. Надо стараться самостоятельно воспроизводить информацию. Карточка, по сути, и становится повторением.
- Проходить тестирование. Методика срабатывает, если задание выполнено сразу после получения новой информации.
- Использовать мнемотехнику. В основе — визуализация. Например, чтобы запомнить «Муха села на варенье», можно представить огромную муху, которая садится на стул, стоящий в огромной луже варенья.
- Оформить квартиру в стиле «глобального чтения». Этот способ подойдёт для заучивания иностранных слов. Нужно расклеить названия предметов на нужном языке на эти самые предметы.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться