Профессии будущего: какие специалисты будут востребованы в ближайшие 20 лет
Московская школа управления «Сколково» и Агентство стратегических инициатив изучили различные отрасли экономики и создали «Атлас новых профессий». Эксперты прогнозируют, что до 2030 года появится 186 новых специальностей. Расскажем о 10 наиболее интересных.
- 15.11.2022
- Время чтения:5 минут
Сетевой врач
Сетевой врач — это специалист, который предварительно диагностирует болезни и проводит их профилактику.
Уже сейчас есть медицинские онлайн-сервисы, а в ближайшем будущем носимые гаджеты позволят отправлять врачам разнообразную информацию о здоровье пациента. Дистанционные диагнозы станут более точными и вместо онлайн-консультаций в режиме «вопрос-ответ» мы получим сервисы высокого уровня, требующие хороших специалистов.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление — способность понимать связь и анализировать её между предметами, объектами и явлениями;
- мультиязычность и мультикультурность — свободное владение английским и любым вторым языком, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров;
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом;
- клиентоориентированность, то есть умение ориентироваться в запросах потребителя;
- умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
Куда пойти учиться, чтобы получить базовое образование и быстро переквалифицироваться, когда профессия станет актуальнее: СПбГМУ имени академика И. П. Павлова, МГМУ имени И. М. Сеченова, РНИМУ имени Н. И. Пирогова и другие медицинские вузы.
Координатор образовательной онлайн-платформы
Координатор образовательной онлайн-платформы — это специалист, который сопровождает подготовку онлайн-курсов по конкретным предметам, организует и продвигает программы или типовые образовательные траектории, модерирует общение преподавателей и студентов на курсах или платформах.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление;
- мультиязычность и мультикультурность;
- межотраслевая коммуникация, то есть понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных отраслях;
- умение управлять проектами и процессами;
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом;
- Умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми.
В некоторых российских вузах появились целые подразделения. Например, в МФТИ существует Лаборатория инновационных образовательных технологий, а в Высшей школе экономики — Центр развития образовательной среды.
Куда пойти учиться: МГУ, МПГУ, РГПУ имени А. И. Герцена, РГГУ, МГГУ имени М. А. Шолохова, НГУ.
Разработчик образовательных траекторий
Разработчик образовательных траекторий — это профессионал, создающий маршрут обучения новых специалистов из курсов, предлагаемых образовательными учреждениями, в том числе доступных онлайн, а также тренажёров, симуляторов и стажировок. На их основе разрабатывается образовательный трек с учётом психотипа, способностей и целей человека.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление,
- межотраслевая коммуникация,
- управление проектами,
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом,
- клиентоориентированность,
- работа с людьми,
- способность к творчеству,
- развитый эстетический вкус.
Куда пойти учиться: МГУ, МПГУ, РГПУ имени А. И. Герцена, РГГУ, МГГУ имени М. А. Шолохова, НГУ.
Специалист по детской психологической безопасности
Специалист по детской психологической безопасности — это практически психолог, тестирующий различные детские товары и сервисы на предмет угроз для психики и потенциального вреда развитию ребёнка. По итогам тестов он выносит рекомендации по доработке продукта.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление,
- межотраслевая коммуникация,
- мультиязычность и мультикультурность,
- управление проектами,
- клиентоориентированность,
- работа с людьми.
Куда пойти учиться: МГУ, МПГУ, СПГУТД, РГПУ имени А. И. Герцена, РГГУ, СибГУТИ, ДВГГУ, НГУ.
Science-художник
Science-художник — это специалист, который в своей творческой деятельности использует научные данные и знания.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- межотраслевая коммуникация,
- мультиязычность и мультикультурность,
- управление проектами,
- способность к творчеству,
- развитый эстетический вкус.
Science-art не только активно практикуется отдельными художниками, но и поддерживается серьёзными учебными заведениями. Например, в MIT существует Центр науки, искусства и технологии, а Нью-Йоркская школа визуальных искусств в прошлом году запустила программу по биоарту.
Куда пойти учиться: Британская высшая школа дизайна, МГУИК, МГХПА имени С. Г. Строганова, РГСАИ, СибГУКИ.
<<Форма демодоступа>>
Дизайнер дополненной реальности территорий
Дизайнер дополненной реальности территорий — это специалист, который разрабатывает различные пласты дополненной реальности вокруг определённой территории с учётом её ландшафта, исторического и культурного контекста.
Например, дизайнер может создать несколько вариантов для Красной площади: времена Ивана Грозного, 1917 год, эпоха стиляг и так далее. Такой специалист сочетает навыки дизайнера и программиста с хорошим знанием истории.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- мультиязычность и мультикультурность,
- навыки художественного творчества,
- клиентоориентированность,
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом.
Куда пойти учиться: РЭУ имени Г. В. Плеханова, МГУИК, НГУЭУ, Высшая школа брендинга и другие.
Медиаполицейский
Медиаполицейский — это страж порядка в медиасфере. Ищет нарушения законодательства путём мониторинга медиаресурсов лично и/или с помощью специальных программ.
Сейчас в России эту функцию отчасти выполняет Роскомнадзор, но в будущем злоупотребление информацией и киберпреступность будут расти, так что она выделится в отдельную профессию.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- общение с людьми;
- работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач, то есть умение быстро принимать решения, реагировать на изменение условий, распределять ресурсы и управлять своим временем.
Куда пойти учиться: МГУ, факультет коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ, институт массмедиа РГГУ.
Архитектор живых систем
Архитектор живых систем — это специалист по планированию, проектированию и созданию технологий замкнутого цикла с участием генетически модифицированных организмов и микроорганизмов.
Такой профессионал будет незаменим в автономных городах. Он сможет рассчитать необходимую мощность биореакторов, разработает проекты городских ферм и тщательно продумает систему переработки мусора.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление;
- межотраслевая коммуникация;
- управление проектами;
- бережливое производство, то есть управление процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь;
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом;
- клиентоориентированность;
- работа с людьми;
- мультиязычность и мультикультурность.
Куда пойти учиться: МГУ, СПбГУ, САФУ, РГАУ-МСХА имени К. А.Тимирязева и другие вузы с сельскохозяйственным уклоном.
Космобиолог
Космобиолог — это специалист, исследующий поведение разных биологических систем (от вирусов до животного и человека) в условиях космоса.
Такой специалист изучает физиологию и генные изменения организмов, разрабатывает устойчивые космические экосистемы для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелётов.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление,
- межотраслевая коммуникация,
- управление проектами,
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом,
- мультиязычность и мультикультурность.
Куда пойти учиться: МГТУ имени Н. Э. Баумана, МАИ, ГУАП, СибГАУ имени академика М. Ф. Решетнева, НГУ.
Оператор беспилотных летательных аппаратов для разведки месторождений
Оператор беспилотных летательных аппаратов для разведки местонахождений — это специалист, контролирующий ход разработки месторождения и поиск новых с помощью беспилотных летательных аппаратов, оснащённых магнитометрами и другими геофизическими датчиками. Такие дроны уже используются на плато Юкон в Канаде для поиска новых месторождений золота.
Надпрофессиональные навыки и умения:
- системное мышление,
- межотраслевая коммуникация,
- программирование IT‑решений и работа с искусственным интеллектом.
Куда пойти учиться: СФУ, РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, СПбГУ, МГРИ-РГГРУ имени Орджоникидзе и другие.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться