Обучение без домашних заданий: утопия или реальность

Рассказываем, почему домашние задания стали кошмаром для школьников и их родителей, существует ли учёба без домашек и какими на самом деле должны быть задания на дом.

  • 18
    .
    07
    .
    2023
  • Время чтения:

    3 минуты

Как появились домашние задания в школах

Ещё менторы Древнего Рима периодически задавали студентам самостоятельно изучить тот или иной материал. Но обязательным компонентом учёбы домашка стала в конце XVIII века в «Народных школах» Германии. Решая домашние задания, учащиеся получили возможность повторить и структурировать пройденный материал, а главное — проверить свои знания. Из Германии эта практика пришла в Россию.

К концу XIX века среди педагогов начались споры о том, насколько действительно эффективны и полезны домашние задания. Количество предметов и объём учебного материала за сто лет существенно выросли. Разумеется, это сказалось и на количестве заданий на дом. Ученики, которые не справлялись с объёмами домашки, вынуждены были бросать школу. 

После Революции 1917 года домашние задания отменили. Правда, сделано это было не из гуманизма. Образование стало обязательным для всех — школы заполнили рабочие и крестьяне, которые совмещали учёбу с работой, и на домашние задания времени у них не было. 

В 1930-х годах, когда уровень грамотности населения вырос, домашку снова ввели в учебный процесс. 

Спустя почти сто лет среди школьников, родителей и педагогов вновь растёт недовольство домашними заданиями. В 2019 году перспектива отмены домашек рассматривалась даже в Государственной думе.  

Попробуем разобраться, почему домашние задания перестали помогать учиться и превратились в проблему для детей и родителей.

Что не так с домашними заданиями

1. Большой объём и сложность

Помимо материалов для повторения, учителя иногда задают на дом всё, что не успели пройти на уроке. В результате в домашку порой попадают целые разделы учебников. 

Согласно СанПиН, школьники должны тратить на домашние задания от 1,5 до 3,5 часов в день, в зависимости от класса. 3,5 часа — это много: почти половина рабочего дня. Но в действительности выполнение домашки занимает у детей ещё больше времени, которое подростки должны тратить на отдых, общение с друзьями и близкими и увлечения. Согласно исследованию «Научного центра здоровья детей», ежедневный объём суммарной образовательной нагрузки учеников 5–9 классов составляет 10–13 часов. Это от 50 до 78 часов в неделю. Для сравнения — средняя рабочая неделя взрослого человека длится 40 часов. 

Высокая учебная нагрузка приводит к эмоциональному выгоранию и вредит физическому здоровью. 

<<Форма демодоступа>>

2. Низкая эффективность

В 2006 году американский психолог Альфи Кон (Alfie Kohn) выпустил книгу «Мифы о домашнем задании». В ней были опубликованы результаты исследования, согласно которому учебные успехи младших школьников не связаны с тем, выполняют они домашние задания или нет. 

Другие исследования утверждают, что домашка полезна ребятам с 11 лет. Но только если она не сводится к решению десятков однообразных примеров или зазубриванию учебника. Такие задания дети воспринимают как неприятную обязанность, которую надо сделать и поскорей забыть. Проблему должны бы решить нестандартные «творческие» задания, но и они в современных учебниках порой лишены всякого смысла. 

Низкая эффективность домашних заданий
Источник: yaplakal.com

3. Списывание

В эпоху интернета списать домашку легче, чем когда бы то ни было. В Сети можно найти решения задач любых учебников, готовые тексты изложений и даже творческие проекты. Школьники, которых не научили учиться, выбирают лёгкий путь читерства, и домашние задания для них теряют всякий смысл. 

4. Ссоры в семье

Домашние задания нередко становятся причиной домашних конфликтов. Школьник не видит смысла в домашке, а родитель не знает, как правильно его замотивировать. В результате взаимное раздражение приводит к скандалу. 

Нередки ситуации, когда старшие пытаются помочь ребёнку с домашним заданием, но сами оказываются в тупике и начинают критиковать школьные методы, окончательно отбивая у ребёнка желание учиться. 

<<Перелинковка2>>

Ситуация с домашними заданиями в мире

Сомнения в эффективности домашних заданий привели к тому, что во многих странах объёмы домашки сократили, а в некоторых даже отменили её вовсе.

В большинстве школ США домашние задания начинаются с середины пятого класса, причём на их выполнение ученики тратят всего шесть часов в неделю. У школьников Великобритании, Германии, Швейцарии и ряда других стран на домашку уходит ещё меньше времени — не более трёх часов в неделю. 

В Японии и Южной Корее домашние задания отменены в начальной школе. При этом азиатские школьники часто получают дополнительные задания в классе и посещают школу по выходным. 

В Финляндии, занимающей лидирующие позиции по качеству образования, для каждого ученика составляется индивидуальный учебный план, который крайне редко включает в себя домашнюю работу.  

В России нормы СанПиН запрещают задавать домашку первоклассникам. Однако большинство учителей этот запрет игнорируют. Похожая ситуация наблюдается во Франции, где домашняя работа в начальных классах отменена, но только на бумаге. 

<<Форма бесплатного курса>>

Школы без домашних заданий

В нашей стране существуют альтернативные школы, где не задают заданий на дом. К ним относятся вальдорфские школы, школы системы Монтессори и другие. 

Создатели этих педагогических систем уверены: ребёнок, которому нравится познавать новое, сам будет искать дополнительную информацию по интересующим его предметам. Таким образом, необходимость принудительно нагружать его домашней работой отпадает.

При этом далеко не каждого школьника можно замотивировать учёбой настолько, что он будет заниматься в свободное время. Тем более что предметы нравятся детям в разной степени. Если ученик будет избегать нелюбимых предметов — возникнут пробелы в знаниях, которые могут помешать успешно пройти аттестацию. 

Другой способ избавить ребёнка от домашнего задания — сменить форму обучения. На семейном обучении родители могут выбирать, какие задания и в каком объёме давать ребёнку для повторения и закрепления изученного.  

Какими должны быть домашние задания

Домашнее задание само по себе — не зло. Домашка может быть эффективным дополнением к учёбе, если она адекватна по объёму и сложности, интересная, даёт новые знания и выполняется добровольно.

Мы в «Домашней школе Фоксфорда» постарались реализовать эти принципы. Наша домашка не занимает много времени. Большинство заданий представлены в форме тестов, за которые ребята получают не оценки, а знакомые им по видеоиграм очки опыта (XP). Чтобы не тратить время занятий, тестовые задания проверяются автоматически. 

Дашборд успеваемости в личном кабинете ученика «Фоксфорда»
Так выглядит дашборд успеваемости в личном кабинете ученика «Фоксфорда»

Также ученикам предлагаются различные творческие работы, которые проверяются преподавателями и методистами. В начальных классах с помощью этих заданий тренируются навыки письма и заучивания стихотворений. В средней и старшей школе с помощью творческих заданий ученики учатся оформлять задачи, тренируются писать сочинения и изложения, отрабатывают произношение в иностранных языках. 

Геймификация учебного процесса мотивирует учеников заниматься больше и старательнее. Отсутствия страха перед плохой оценкой и порицаний за несделанную домашку подогревает детскую любознательность и помогает лучше усваивать материал.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный курс о решении проблем современной школы
В серии из 4 писем рассказываем, что делать, если вас не устраивает школа или ребёнок не хочет учиться. Запишитесь на курс и узнайте альтернативные способы получения образования.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться