Как сохранить природную любознательность ребёнка
В дошкольном возрасте дети активно проявляют интерес ко всему новому. Но как только начинают ходить в школу, что-то «ломается». В этой статье мы попробуем разобраться, почему так происходит и что с этим делать.
- 6.9.2024
- Время чтения:5 минут
Любопытство не равно любознательность
Ребёнка с рождения привлекают новые объекты. Чем он старше, тем больше стремится узнать об окружающем его пространстве. Малыши смотрят на всё с широко открытыми глазами, трогают, иногда даже пробуют на зуб, а когда начинают говорить, засыпают взрослых своими «Почему?». Это и есть любознательность.
Любознательность — это естественный интерес и любовь к новому знанию.
Взрослея, ребёнок перестаёт ориентироваться на свои интересы. Главными становятся требования и ожидания взрослых.
С одной стороны, без наставника дети не могут понять, какие методы учения использовать, как сделать точные умозаключения или докопаться до истины. С другой, взрослые часто выстраивают свой «правильный» образ поведения и ругают детей, если их реальные действия не соответствует этому образу. Когда родители или учителя начинают требовать от ребёнка то, что ему неинтересно, любознательность угасает и просыпается любопытство.
Любопытство — это тяга к чему-то запрещённому или нежелательному.
<<Форма демодоступа>>
Любознательность и школа
Массовая школа, к сожалению, является местом послушания, а не пространством для реализации интереса. Многие родители замечают, как после всего нескольких месяцев обучения в традиционной школе огонёк в глазах ребёнка гаснет, он теряет инициативу и самостоятельность в действиях.
Эффективность образования во многом зависит от того, насколько человек может удовлетворить свою любознательность.
Существуют педагогические системы, поддерживающие природную детскую любознательность. Так, в начале XX века свою методику разработала Мария Монтессори, а в середине столетия появилась система Лориса Малагуцци.
Сейчас появляются новые необычные учебные площадки, где поощряется исследовательская деятельность и любознательность. Программа Домашней школы Фоксфорда направлена на то, чтобы подогревать самостоятельность и интерес ребёнка в учёбе. Мы прокладываем индивидуальные образовательные маршруты, чтобы каждый ребёнок мог сфокусироваться на предметах, к которым имеет склонность.
<<Форма семейного образования>>
Советы родителям
- Изучайте вместе с ребёнком то, что ему нравится. Старайтесь положительно реагировать на его интерес, помогайте ему с инструментами и материалами обучения.
- Задавайте наводящие или уточняющие вопросы, а не выдавайте готовые ответы. Прямой ответ на вопрос закрывает познавательную ситуацию.
- Поощряйте исследовательскую деятельность, участвуйте в проектах ребёнка. Важно, чтобы он самостоятельно искал решения, учился работать с информацией, собирал и систематизировал данные, анализировал результаты.
- Давайте ребёнку право на ошибку. Иначе выбирая между известным и неизвестным, он начнёт отдавать предпочтение тому, с чем уже хорошо знаком и что гарантирует ему успех.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться