Альтернативное образование детей: где учиться вместо обычной школы
Методы традиционной школьной системы подходят не всем. Многие родители хотят, чтобы школа предоставляла детям больше свободы и уделяла время не только умственному, но и нравственному, духовному и творческому развитию. В этой статье мы расскажем, какие альтернативы обычной школе существуют в нашей стране, рассмотрим их достоинства и недостатки.
- 3.9.2024
- Время чтения:5 минут
Получить основное общее образование обязан каждый гражданин России (статья 43 Конституции РФ). При этом в какой форме оно будет получено (в государственной, в частной школе или путём самообразования) — неважно. Главное, чтобы качество знаний соответствовало федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).
Альтернативное образование — это любой способ получения знаний, который не вписывается в рамки традиционной школы. Множество педагогических методик существуют параллельно с государственной образовательной системой, ничем не уступая, а порой и превосходя её в эффективности.
Формы альтернативного образования в России
Есть несколько вариантов, позволяющих освоить школьную программу вне традиционной системы:
- найти школу с альтернативной методикой преподавания,
- перейти на заочную или очно-заочную форму обучения в традиционной общеобразовательной школе,
- перейти на семейное образование (самообразование).
Рассмотрим подробно каждый из этих способов.
<<Форма демодоступа>>
Школы с альтернативными методиками
Альтернативное образование в России получают в нескольких типах школ.
Школы с авторскими программами
У каждой авторской школы свой подход к образованию. Как правило, ученикам предоставляется больше свободы, а основной акцент сделан не на зубрёжке фактов, а на воспитании личности. Так, в демократической системе Тубельского каждый ученик может участвовать в управлении школой, а оценки школьники ставят себе сами.
В школе Щетинина нет классов и уроков в привычном понимании — занятия ведутся в разновозрастных группах, где дети обучают друг друга.
Среди отечественных систем альтернативного образования есть ещё более оригинальные, например «Школа диалога культур». В ней последовательность классов соответствует разным стадиям развития общества — античность, средневековье, новое время и так далее. В каждом классе дети изучают научные и культурные достижения определённой эпохи.
Школы Монтессори
Суть педагогики Монтессори заключается в том, чтобы предоставить ребёнку свободу познания мира — каждый учащийся получает знания в том объёме, в котором его интересует данный предмет. Взрослые играют второстепенную роль — они не наставляют ребёнка, а помогают заинтересоваться предметом, найти ответы на свои вопросы и разобраться во всём самостоятельно. Дети учатся в своём темпе, не соревнуясь между собой.
Школы-парки
Похожая система реализована в школах-парках — ребята разного возраста учатся по собственному желанию и без ограничений по времени. В каждой школе-парке есть ученики-гости (те, кто пока только знакомятся с системой), ученики-клиенты (ребята, которым нужна помощь учителя по конкретным вопросам) и ученики-подмастерья, уже заинтересованные в конкретном предмете и помогающие учиться другим.
Вальдорфские школы
Вальдорфские школы позволяют ребёнку учиться в своём темпе, без принуждения и системы оценок. Ребёнок сам выбирает, что ему интересно, и реализует сильные стороны своей натуры под мягким руководством учителя. Большое внимание уделяется физическому труду, нравственному и эмоциональному развитию.
Заочная форма обучения как альтернатива обычной школе
На заочной форме обучения ребёнок числится в школе, но не ходит туда каждый день. За освоение программы и успеваемость заочников отвечает школа. Педагоги предоставляют им учебные материалы и устраивают консультации. Ученик должен сдавать контрольные, проверочные и другие работы в соответствии с программой и учебным планом.
Хотя на заочке ученик обязан следовать школьным правилам, эта форма образования предоставляет определённую свободу. Родители сами могут выбирать, где и как ребёнок будет готовиться, сколько времени посвящать занятиям и так далее.
Семейное образование
Семейное обучение — это форма получения образования, при которой учебная программа осваивается без посещения школы. Чаще всего ребёнок учится дома, а за качество образования отвечают родители.
Это наиболее свободная форма альтернативного образования. Она позволяет родителям выбирать программу, учебный план, пособия и ресурсы по своему усмотрению. Можно глубже изучить любимые предметы, подробнее останавливаясь на интересных ребёнку темах. Можно осваивать программу ускоренными темпами и замедляться там, где требуется. На семейном обучении никто не будет спрашивать, как конкретно учится ребёнок.
Перевести ребёнка на семейное образование имеет право каждый родитель. О том, как это сделать, читайте в нашем пошаговом руководстве — в нём есть подробное описание всех действий, образцы документов и советы юристов.
Семейное образование не означает, что родители должны заменить ребёнку учителей. Можно пользоваться услугами репетиторов или записаться в онлайн-школу. Домашняя школа Фоксфорда позволяет получать знания по школьной программе и не только, находясь дома или в любой точке мира, где есть интернет. Для своих учеников мы разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты, позволяющие глубже изучить интересные ребёнку предметы, подготовиться к олимпиадам и определиться с выбором профессии.
<<Форма семейного образования>>
Плюсы и минусы альтернативного образования
Каждая альтернатива школе имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим плюсы и минусы, характерные для альтернативного обучения в целом.
Плюсы:
- Возможность выбрать методику с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
- Развитие ответственности и самостоятельности вместо «обязаловки».
- Ученики не конкурируют, а учатся друг у друга.
- Поощряется нестандартное мышление.
- Широкие возможности для эмоционального, духовного и творческого развития.
- Упор на практическое применение знаний.
Минусы:
- Обучение, как правило, платное.
- Могут возникать трудности с дисциплиной.
- Не развивает стрессоустойчивость.
- Сложно оценить достигнутые результаты традиционными методами.
Кому подойдёт альтернативное образование
Согласно социологическому исследованию, проведённому специалистами МГУ в 2018 году, большинство родителей выбирают альтернативное образование для своих детей потому, что недовольны качеством знаний, предлагаемых обычной школой.
Не менее частой причиной оказывается желание избавить ребёнка от чрезмерных учебных нагрузок.
Большую группу родителей привлекает возможность совмещать альтернативное образование с профессиональным обучением (спортивным, музыкальным, художественным и так далее).
Четверть опрошенных не устраивала напряжённая психологическая обстановка в обычных школах.
Резюме
Альтернативные системы образования делают упор на свободу в обучении, позволяют глубже изучать любимые предметы и познавать новое в атмосфере взаимоуважения и равенства. При этом нетрадиционные методики редко уделяют внимание развитию дисциплины и стрессоустойчивости: эти навыки ребёнок должен будет получить самостоятельно.
Альтернативное образование выбирают родители, которые хотят дать ребёнку больше, чем способна среднестатистическая школа, — интересный процесс обучения, развитие креативного мышления и духовных и личностных качеств.
Существует множество способов учить ребёнка вне традиционной школьной системы: школы с авторскими программами, заочное и семейное образование — разнообразие выбора позволяет учесть индивидуальные потребности ребёнка.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться