Промокод скопирован

Что такое блочная форма обучения и кто создал эту систему? Расскажем про плюсы и минусы блочной технологии обучения.

Что такое блочно-модульное обучение

Как устроена одна из самых необычных педагогических стратегий нашего времени.

2.7.2025
5 минут
Автор статьи:
Никита Погодин
Поделиться:
Text Link
как учиться
#как учиться
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Суть блочно-модульной системы

Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.

По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки: 

  1. Предоставление учебного материала.
  2. Проверка усвоенного.
  3. Дополнительное обучение, устранение пробелов.
  4. Решение задач с применением полученных знаний.
  5. Итоговый контроль.

<<Сноска | Начало русской педагогики: идеи Константина Ушинского | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/russkaya-pedagogika-idei-konstantina-ushinskogo>>

В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения. 

Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует. 

<<Форма демодоступа>>

Как устроено модульное обучение

Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут). 

<<Сноска | Модульное обучение на семейном образовании | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/modulnoe-obuchenie-na-semejnom-obrazovanii>>

Программа по каждому предмету разделена на части (модули): 

  1. Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
  2. Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал. 
  3. Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
  4. Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта. 

На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.

<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>

Система оценивания на блочном-модульном обучении 

За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.

Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.

Цель блочно-модульной системы

Цель блочно-модульной системы обучения детей заключается в том, чтобы выстроить образовательный процесс по принципу гибкой сборки знаний и навыков из отдельных тематических блоков и модулей. Такой подход позволяет адаптировать обучение под индивидуальные способности, интересы и темп развития каждого ребёнка.

Блочно-модульная система способствует формированию у детей навыков самостоятельного поиска информации, ответственности за своё обучение и умения работать с целостными фрагментами знаний. Такой формат особенно эффективен для внедрения практико-ориентированных заданий, проектов и творческих упражнений, что помогает сделать процесс освоения новых знаний более живым и осмысленным.

<<Форма методики>>

Как проходит модульный урок

Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:

  1. Мотивационный этап. Учитель настраивает учеников на самостоятельную работу и даёт инструкции. 
  2. Входная диагностика. Проверка знаний и умений для освоения модуля. Это может быть устный опрос, небольшой диктант, парная или групповая работа. В последних двух случаях учитель даёт ключи для само- или взаимопроверки.
  3. Обучающие блоки. Включают теоретические и практические занятия. В каждом занятии может быть до семи блоков с разными видами деятельности (индивидуальная работа, дискуссия, практика). Ученики работают по технологическим картам — раздаточным материалам, где содержатся инструкции, ключи для самопроверки и указано время на выполнение каждого задания.
  4. Рефлексия. Ученики оценивают собственную продуктивность и результаты работы. Внимание уделяется не только степени усвоения темы, но и тому, насколько эффективны были способы обучения: «какое задание показалось вам самым лёгким?», «с каким возникли трудности?», «что вам понравилось делать?». Объём и суть домашнего задания зависят от того, насколько успешно ученик работал на уроке. 

В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий. 

<<Форма семейного образования>>

Применение модульного обучения

Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.

<<Сноска | Что такое дуальное обучение и как оно реализовано в России | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-dualnoe-obuchenie>>

Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.

Плюсы и минусы модульно-блочного обучения

Преимущества модульно-блочного обучения

  • Гибкость и динамичность. Элементы модульной системы можно дополнять и заменять в зависимости от целей и формы обучения.
  • Развитие самостоятельности.
  • Индивидуализация. Ученики сами выбирают, какими методами получать знания и каков порядок выполнения заданий.
  • Психологический комфорт. Самоконтроль и концентрация на одном–двух предметах в течение дня снижают стресс от учёбы.
  • Равномерная нагрузка. Обучение по всем предметам строится на единых алгоритмах, а каждой теме уделено равное количество часов. 
  • Возможность дистанционного и семейного обучения.

<<Сноска | Мультисенсорное обучение: что скрывается за термином | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/multisensornoe-obuchenie>>

Недостатки модульно-блочного обучения

  • Не подходит для начальной школы. У младших школьников ещё не сформированы навыки, необходимые для самообразования.
  • Требует адаптации. Не всем легко привыкнуть к такому высокому уровню самостоятельной работы. 
  • Требует подготовки учителя. Разработка раздаточных материалов для каждого модуля требует от учителя высокого профессионализма и отнимает много времени и сил.

Кому подойдет блочно-модульное обучение

Блочно-модульное обучение подойдёт тем, кому важно сочетать гибкость в освоении материала с чёткой структурой учебного процесса:

  1. Школьники и студенты, которым необходимо постепенно углублять знания и осваивать дисциплины шаг за шагом.
  2. Дети с разным уровнем подготовки и темпом усвоения. Модульная структура позволяет адаптировать программу под индивидуальные особенности: кто-то проходит материал быстрее, кто-то — медленнее, без ощущения, что он отстаёт или, наоборот, скучает.
  3. Ученики, которые уже освоили базовые навыки самостоятельной учёбы. Подход требует умения разбираться в обширном информационном материале и выделять ключевые моменты, поэтому чаще всего его используют в работе со старшеклассниками и студентами вузов.
  4. Ученики с высоким уровнем концентрации. Длительные занятия подразумевают хотя бы начальную способность сосредотачиваться, поэтому детям, которым сложно высидеть даже стандартные уроки, может быть тяжеловато. Зато ребята, которые легко углубляются в одну тему и предпочитают не распыляться на разные предметы одновременно, скорее всего оценят такой формат и почувствуют себя в нём комфортнее.

Что касается педагогов, то система облегчает планирование уроков, даёт возможность комбинировать темы и задания под конкретный класс или группу. Особенно эффективно этот подход работает в кружках, секциях, профильных школах и других образовательных программах.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей