Что такое блочно-модульное обучение
Как устроена одна из самых необычных педагогических стратегий нашего времени.
- 14.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Впервые блочное обучение описал польский педагог Чеслав Купичевич (Czesław Kupisiewicz) в книге «Основы общей дидактики» (1973). Так он назвал свою «систему управления самообразованием», в которой обучение строится по чёткой программе, но внутри неё у ученика есть свобода действий.
<<Блок автора>>
По замыслу автора учебная программа подразделяется на следующие блоки:
- Предоставление учебного материала.
- Проверка усвоенного.
- Дополнительное обучение, устранение пробелов.
- Решение задач с применением полученных знаний.
- Итоговый контроль.
В последние десятилетия XX века многие были убеждены, что традиционные школы скоро уйдут в прошлое, и все знания люди будут получать с помощью цифровых технологий. Блочное обучение позволяло создавать образовательные программы для полностью компьютеризированного обучения.
Но и сейчас, когда стало очевидно, что люди лучше усваивают знания при взаимодействии с другими людьми, идеи «управляемого самообразования» остаются актуальными. Они легли в основу стратегии модульного обучения, при котором ученик сам изучает предмет, а учитель создаёт условия для этого: мотивирует, направляет и контролирует.
Как устроено модульное обучение
Каждый день посвящён изучению одного или двух смежных дисциплин (например, история и литература или алгебра и геометрия). Считается, что без «скачков» по предметам информация усваивается легче. Кроме того, ученикам комфортнее общаться с одним–двумя преподавателями в день, а не с пятью–шестью. Минимальная продолжительность занятия — 2 академических часа (90 минут).
Программа по каждому предмету разделена на части (модули):
Целевой модуль (1–2 занятия) — учитель знакомит учеников с основными понятиями темы и оценивает уровень начальной подготовки класса.
Информационно-операционный модуль (3–5 занятий) включает самостоятельные и практические работы, на которых ученики изучают источники информации, дискутируют, обсуждают и прорабатывают материал.
Коррекционный модуль (1–2 занятия) — повторение и обобщение материала, задания для взаимо- и самопроверки, выявление пробелов в знаниях и их устранение.
Контрольный модуль (1–2 занятия) – проверка знаний по всей теме. Может проводиться в форме теста или зачёта.
На всех этапах есть промежуточные проверки в мягкой форме: например, самопроверка, взаимоконтроль или сверка работы с образцом. Это помогает преодолеть страх перед оценкой.
За работу на уроках и результаты проверок ученики получают баллы. В ходе занятия каждый ученик получает несколько оценок — за каждый вид учебной деятельности. Отрицательной мотивации нет: если учащийся плохо справился с работой, он просто получает меньше баллов.
Все промежуточные оценки выставляются только в тетрадь. В журнал ставится финальная оценка, которая рассчитывается по рейтинговой системе: в зачёт идёт сумма баллов, полученная на занятиях, и результаты итоговой контрольной.
Как проходит модульный урок
Подобно тому как учебная программа делится на модули, каждый урок разделён на учебные элементы:
- Мотивационный этап. Учитель настраивает учеников на самостоятельную работу и даёт инструкции.
- Входная диагностика. Проверка знаний и умений для освоения модуля. Это может быть устный опрос, небольшой диктант, парная или групповая работа. В последних двух случаях учитель даёт ключи для само- или взаимопроверки.
- Обучающие блоки. Включают теоретические и практические занятия. В каждом занятии может быть до семи блоков с разными видами деятельности (индивидуальная работа, дискуссия, практика). Ученики работают по технологическим картам — раздаточным материалам, где содержатся инструкции, ключи для самопроверки и указано время на выполнение каждого задания.
- Рефлексия. Ученики оценивают собственную продуктивность и результаты работы. Внимание уделяется не только степени усвоения темы, но и тому, насколько эффективны были способы обучения: «какое задание показалось вам самым лёгким?», «с каким возникли трудности?», «что вам понравилось делать?». Объём и суть домашнего задания зависят от того, насколько успешно ученик работал на уроке.
В течение модульного занятия учащиеся работают самостоятельно, общаются и помогают друг другу, оценивают себя и товарищей. Преподаватель контролирует процесс, отвечает на вопросы учеников и следит за временем выполнения заданий.
Применение модульного обучения
Обучение по модульно-блочной системе требует от учеников ответственности, самостоятельности и сформированных учебных навыков. Поэтому её разумно использовать в старших классах и вузах.
Технологии блочного обучения можно использовать на индивидуальных уроках, занятий в парах и малых группах. Они позволяют сочетать любые виды учебной деятельности: лекции, дискуссии, самостоятельные, практические и лабораторные работы. Модульное обучение сочетается с любыми формами получения образования: очной, дистанционной или семейной.
<<Перелинковка>>
Плюсы и минусы модульно-блочного обучения
Плюсы:
- Гибкость и динамичность. Элементы модульной системы можно дополнять и заменять в зависимости от целей и формы обучения.
- Развитие самостоятельности.
- Индивидуализация. Ученики сами выбирают, какими методами получать знания и каков порядок выполнения заданий.
- Психологический комфорт. Самоконтроль и концентрация на одном–двух предметах в течение дня снижают стресс от учёбы.
- Равномерная нагрузка. Обучение по всем предметам строится на единых алгоритмах, а каждой теме уделено равное количество часов.
- Возможность дистанционного и семейного обучения.
Минусы:
- Не подходит для начальной школы. У младших школьников ещё не сформированы навыки, необходимые для самообразования.
- Требует адаптации. Не всем легко привыкнуть к такому высокому уровню самостоятельной работы.
- Требует подготовки учителя. Разработка раздаточных материалов для каждого модуля требует от учителя высокого профессионализма и отнимает много времени и сил.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться