Что означают рисунки ребёнка?

Дети много рисуют, а мы не догадываемся, что это отпечаток их бессознательного на листе бумаги. С помощью рисунка можно оценить эмоциональный фон ребёнка, понять его психологическое состояние и даже заглянуть в мысли. Вместе с детским психологом ответим на важные вопросы.

О чём говорят детали рисунка?

Анализ рисунков относится к проективным методикам. Как и, например, метафорические карты, песочная терапия и аналогичные подходы. Проективные методики раскрывают состояние человека и его самоопределение. Проекция носит бессознательный характер и выполняет защитную функцию, смягчая противоречия между стремлениями человека и социальными нормами. Они нужны, чтобы вытащить наружу переживания, которые человек не решается озвучить. Мы расскажем, как оценивать картины юных художников с помощью этой методики. 

Цвет. Психологическое состояние ребёнка прослеживается в выборе цветовой гаммы. Первостепенно следует проанализировать, достаточно ли у художника цветов для творчества. Порой искажённые цвета связаны с небольшой палитрой, а не с травмой. Мы будем рассматривать цвета по группам. 

  • Красный, оранжевый, жёлтый. Это цвета энергии, доброты, жизнерадостности и стремления к чему-то новому. Если они часто встречаются в картине вашего малыша, это хороший знак. Однако много красного может говорить не столько о силе, сколько об агрессии. Большое количество жёлтого — выражение амбиций. 
  • Синий, зелёный. Оба цвета означают спокойствие и умиротворение. Зелёный ближе к мудрости и стремлению развиваться. Синий — это контроль эмоций, расслабление, тишина. 
  • Фиолетовый, сиреневый. Оттенки, напоминающие о мистике, магии, воображении. Дети часто их используют. Эти цвета могут отражать эмоциональную связь с каким-то конкретным человеком, порой говорят о духовном самопознании и интуиции. 
  • Розовый. Нежный и мягкий цвет, который символизирует желание получить внимание и заботу. 
  • Серый. Спокойствие, близкое к равнодушию. Может быть знаком подавления эмоций.
  • Коричневый. Его редко можно встретить на картинах юных художников. Чаще всего означает потребность в безопасности.
  • Чёрный. Важно понимать, что это яркий цвет, привлекающий малыша. Он может выбирать его, чтобы заявить о себе. Прежде чем начать переживать, понаблюдайте за ребёнком: есть ли у него склонность к чувству опустошённости или к депрессии.
«Если вы видите, что какой-то цвет на картинах преобладает, нужно проследить, как часто он встречается. Только тогда можно задуматься, что это значит. 
Специалист трактует рисунки в комплексе со всем остальным. Интерпретация отдельной детали может исказить информационное поле. Зелёная трава и синее море не дают нужные сведения, потому что это неизменные вещи в природе. Нужно охватывать всю атмосферу и общий настрой».

Размер, пропорции и персонажи на рисунке. Если ребёнок рисует человечка, важно учитывать его размер. В норме он приблизительно с ладонь малыша. Если фигура слишком большая, художник желает показать себя миру. Маленькая фигура — отвержение, закрытость и заниженная самооценка. Парящая фигура может символизировать отсутствие опоры и безопасности.  

Сдвинутая влево фигура говорит о прошлом — воспоминаниях, тяге к каким-то событиям. Если фигура сдвинута вправо — это изображение будущего. Голова, повёрнутая влево, связана с воображением и духовным миром, а вправо — с реальностью, целями и их достижением.

«Если мы просим изобразить семью, важны очерёдность и кто присутствует на рисунке. Когда самого ребёнка на картине нет, скорее всего, это говорит об отвержении или непринятии себя в своей семье. Посмотрите, с кем рядом стоит ребёнок и в каком контакте — держится ли он за руку с этим человеком? 
Наличие или отсутствие конкретных взрослых говорит об отношениях с ними. Так можно судить о конфликтных ситуациях или недопонимании. Может быть и наоборот — на рисунке присутствуют люди, которые не фигурируют в жизни ребёнка. Например, мама развелась с мужем, но малыш рисует папу. Так может проявиться потребность в отцовской фигуре. Если ребёнок рисует умершего человека, он скучает».

Тело человека. По тому, как оно нарисовано, можно определить, как ребёнок относится к себе и какие у него особенности характера. 

  • Голова — показатель интеллектуальной сферы, отражает, насколько ребёнок доволен своим развитием. Чем больше голова, тем малыш себя считает умнее.
  • Лицо, волосы, уши. Уши символизируют устойчивость к критике. Например, если ребёнок не рисует уши, у него, возможно, есть трудности с восприятием критики. Если они есть, то он устойчив к критике. Глаза — показатель открытости миру. Рот отражает общительность ребёнка. Если во рту есть ярко выраженные зубы, это может быть проявлением агрессии. Отдельные детали — ресницы и бантики — говорят о желании получить восхищение от окружающих.
  • Руки отражают контакт с окружающим миром. Например, руки за спиной демонстрируют неготовность к общению. Опущенные вдоль тела руки говорят об истощённости или подавленности. 
  • Ноги символизируют чувство опоры и возможность положиться на себя и близких. Если ноги очень длинные, это говорит о потребности в устойчивости. 
«Если на рисунке проявляются какие-то тревожные детали — кровь или шрамы,  их нужно рассматривать исключительно в совокупности с личностью ребёнка и его семьёй. Дошкольники и младшие школьники создают такие рисунки достаточно редко, чаще эти детали встречаются в работах подростков.
Встретив шрамы или кровь, стоит обратить внимание на связь с телом ребёнка, на то, умеет ли он выражать телесно негативные эмоции».

Нажим. Слабый и тонкий нажим показывает апатичное состояние ребёнка и отсутствие энергии. Если вы видите чрезмерно сильный нажим, проанализируйте, в какие именно моменты это происходит. Это может быть показателем не только силы, но и агрессии. Много штриховок может свидетельствовать о тревожности, отсутствии гармонии и страхах. 

Обратите внимание и на темп рисования. Если малыш рисует быстро и размашисто, то это активный и энергичный художник. Старательно и медленно рисуют педантичные личности. Если малыш рисует пассивно и без интереса, то стоит присмотреться к нему. Возможно, у него истощена нервная система.

<<Форма демодоступа>>

Как родителям оценить рисунок?

Тесты с помощью рисунка широко используют специалисты. Не каждому ребёнку нужен психолог, поэтому родитель может попробовать разобраться самостоятельно. Мы подготовили краткий гайд.

  1. Оцените общее впечатление от картины — радостная она или грустная? Порой цвет говорит значительно меньше, чем общий сюжет.
  2. Изучите композицию: в каком порядке и где стоят персонажи; есть ли там сам ребёнок; какие люди появляются и пропадают.
  3. Наблюдайте, каким цветам художник отдаёт предпочтение. Но помните, что только по одному чёрному цвету о состоянии ребёнка судить нельзя.
  4. Учитывайте возрастные особенности. Некоторые смущающие тонкости могут появиться на рисунках из-за возраста ребёнка: например, он мог ещё просто не успеть усвоить, что помидор не фиолетовый, а красный.
«В раннем детстве интерпретировать практически нечего. Хорошо, если ребёнок умеет держать в руках карандаш. Обычно рисунки совсем маленьких детей — это  каляки-маляки, на которые не стоит обращать внимания с точки зрения проективной методики. Ребёнок учится, использует много цветов. Линии расположены хаотично по всему рисунку. Чаще дети в возрасте 1–2,5 года рисуют не карандашами, а пальчиками или подручными средствами. 
Первые рисуночные тесты можно давать детям с 4–5 лет. В рисунках дошкольников стоит изучать второстепенные фигуры — персонажей из мультфильмов или сказок. У малыша активно развивается фантазия. Это самый яркий период, когда проявляются страхи, — дети изображают их на бумаге. Смотрите, какие герои возникают на рисунках, какого они размера, цвета, есть ли детали и инструменты — зубы, когти, ножи. В 4–6 лет формируется самооценка. Малыш очень чувствителен к критике. Он учится дружить и пробует играть с другими детьми. Его переживания будут видны на листе бумаги.
В младшем школьном возрасте очень важны отношения со сверстниками. В приоритете учебная деятельность, поэтому в творчестве может проявиться тревожность: не всё получается на занятиях, учитель или родитель недоволен ребенком и его успеваемостью.
С 10–11 лет, в подростковом возрасте, будет проявляться акцент на друзей и конфликты с родителями. Возможны изображения личностных переживаний и внутреннего состояния неопределённости или подавленности».

Какие тесты родитель может провести сам?

Самый известный проективный тест для исследования бессознательного предложил американский клинический психолог Дж. Бук в 1948 году — «Дом — дерево — человек». Его модернизировал английский психолог Р. Бёрнс. Художнику предлагают изобразить на одном листе дом, дерево и человека. Когда рисунок готов, ребёнка просят пересказать сюжет картины. Если дети задают вопрос «А как надо?», уверенно отвечайте: «Рисуй, как хочешь, но не отклоняйся от задания». 

<<Форма семейного образования>>

Поговорим, как трактовать результаты теста. 

Посмотрите, как нарисован дом. Если он уютный и красивый, то ребёнок чувствует себя в семье безопасно. Насторожиться стоит, когда строение мрачное или разрушенное. Большой по сравнению с другими элементами дом говорит о том, что семья очень важна для художника, а маленький домик на заднем плане может символизировать чувство отстранённости от родителей. О внутренних конфликтах можно судить, если ребёнок перерисовывал дом, он зачёркнут, контуры неуверенные. 

Присмотритесь к ступенькам. Если они упираются в стену без дверей — это может говорить о внутреннем противоречии, из-за которого ребёнок закрывается от общения. В домике должны быть окна и двери. Если их нет, то малыш, возможно, замыкается от окружения. Большие замки на дверях говорят о недоверии к людям вокруг. Решётки на окнах — страх агрессии, чувство опасности или зависимости и несвободы. Крыша показывает фантазию ребёнка.

Сломанное дерево без листьев и корней говорит о депрессии или эмоциональном дискомфорте. Отсутствие корней — знак слабой связи с семьёй. Когда корни выглядят неестественно или дерево нарисовано отдельно от земли, можно предположить, что ребёнок не чувствует почву под ногами или дезориентирован. Если тщательно прорисована кора — возможны страх агрессии и потребность в защите.

Дупло, особенно детально прорисованное, может обозначать пережитую травму. Какое-то животное в дупле — призыв к защите и потребность в покое. Ветки отражают общительность. Густую крону рисует контактный художник. Когда ветки прижаты друг к другу или прорисованы схематично, двумя-тремя линиями, можно предположить некоторую отчуждённость. Скрытые листьями ветви — признак необщительности. Отсутствие кроны — символ того, что ребёнок плохо представляет своё будущее. Отсечённые ветви — психологическая травма или депрессия. 

При анализе фигуры человека важно оценить голову, руки, ноги и позу. О некоторых аспектах мы сказали уже выше, поэтому коротко опишем некоторые важные моменты. 

Обратите внимание на руки. Длинные руки изображают в основном амбициозные художники. Очень крупные руки говорят об импульсивности. Отсутствие руки может быть звоночком о травмах. Если ребёнок не нарисовал ладони, возможно, он не чувствует материнскую любовь. 

Немаловажно оценить и то, как стоит человек и что он делает. Бегущий человек может говорить о желании сбежать, возможно, на художника давит какая-то ситуация в семье. Стоящий в спокойной позе человек отражает внутреннее равновесие и безопасность. Расплывчатая фигура говорит о нежелании иметь что-то общее с окружающими. Например, такое может быть у подростка, у которого есть проблемы в общении со сверстниками. Тело в неестественном положении или в необычном пространстве указывает на напряжение.

«Методика 1 „Семья животных“. Попросите нарисовать вашу семью в виде животных. Важно, какое животное для каждого члена семьи выберет ребёнок. Посмотрите, какого они размера. Если родитель слишком крупный, а ребёнок совсем маленький, то можно предположить, что есть гиперопека. Также оцените, хищник это или травоядное — представляет ли зверь опасность.
Методика 2 „День Рождения“. Ребёнку предлагается нарисовать праздничное застолье в виде стола и стульчиков-кружочков и рассказать, кто и где сидит. Так можно выявить эмоциональную связь с окружением. Ребёнок пишет имя гостя и его порядковый номер рядом со стульчиком. Это помогает понять, какая сфера общения главная.
Методика 3 „Человек под дождём“. Её чаще используют при работе с подростками. Нужно на одном листе нарисовать человечка, а на другом — его же под дождём. Оцените, насколько меняется фигура: это отражает настрой, с которым художник преодолевает трудности. Характер линий дождя говорит о количестве препятствий и трудностей в жизни. Зонтик или крыша — наличие поддержки».

Когда нужна помощь специалиста?

Универсального ответа нет. Когда вас что-то настораживает в ребёнке на интуитивном уровне, то можно задуматься о помощи психолога. Возможные тревожные звоночки:

  • отказ говорить на какие-то темы;
  • апатичность;
  • повышенная активность.

Если вас пугает, что художник потерял вдохновение, проанализируйте, любил ли он рисовать раньше. Возможно, отсутствие желания рисовать — это временно. Или ребёнку хочется попробовать что-то новое: например, использовать другие материалы или новый вид творчества — лепку, поделки из бумаги.

Дети проявляют негативные и позитивные эмоции на бумаге. Открытка Деду Морозу — преддверие праздника и радость. На иллюстрациях малыши могут изображать свои страхи. Сильные нажимы и чёрно-красные рисунки чаще являются проявлением агрессии. 

Нередко дети школьного возраста показывают на рисунке социальную конкуренцию. Родители могут увидеть:

  • ревность к брату или сестре, 
  • неудовлетворённость в контакте со сверстниками, 
  • нехватку качественного времяпровождения с близкими. 

Главное — не вмешиваться в тон творчества и позволить ребёнку погрузиться в свой внутренний мир, чтобы выплеснуть чувства. Это своего рода терапия, которая высвобождает накопившийся негатив. 

«Дорогие родители, не стоит переживать излишне, но если вас что-то настораживает, то никогда не поздно сходить на консультацию к детскому психологу. Вы успокоите себя и не будете переносить переживания на малыша. Наслаждайтесь творчеством вместе со своим ребёнком и получайте удовольствие от воспитания».
                                                                                     Детский психолог центра Mamam.TUT
                                                                                                                           Елизавета Ляпина
Автор текста: Валерия Дорохова
Изображение: Triada Koutoukou / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован