Как помочь ребёнку перестать стесняться
Вместе с психологом разбираемся, почему дети становятся застенчивыми, насколько это плохо, стоит ли бороться с детской робостью и как не сделать хуже.
- 3.12.2024
- Время чтения:5 минут
Для чего нужно стеснение
Чувство стеснения знакомо каждому, особенно часто мы испытываем его в раннем детстве. Примерно с пяти месяцев ребёнок, до того беззаботно улыбавшийся каждому, вдруг начинает прятать личико, кукситься и плакать при попытках незнакомцев пойти на контакт. В этом возрасте у ребёнка запускается необходимый для выживания механизм распознавания «свой — чужой».
Второй кризис смущения обычно приходится на возраст от одного до двух с половиной лет, когда ребёнок осознаёт, что не все живые существа в этом мире дружелюбны и безопасны. Такая детская застенчивость — необходимый этап взросления. Беспокоиться стоит в обратной ситуации — если ребёнок считает лучшим другом любого встречного.
Ситуативное стеснение, связанное с какими-то ответственными событиями, тоже естественно. Это своего рода защита, которая активируется в стрессовых обстоятельствах, когда мы не можем предугадать реакцию окружающих. Пока мы краснеем, запинаемся и медлим в нерешительности, мозг оценивает обстановку и принимает решение, что делать и каким образом.
Психологи из университета Бэйлора (США) в ходе тридцатилетнего исследования доказали, что у робких людей отлично развита эмпатия: они легко считывают изменения в настроении окружающих, тоньше понимают чувства других. Кроме того, стеснительность делает людей более наблюдательными и рассудительными: прежде чем действовать, они всесторонне изучают обстановку и взвешивают все за и против.
Однако едва ли хоть один стеснительный человек считает свою застенчивость благом. Это чувство дискомфортно, оно вынуждает отказываться от потенциальных возможностей и удовольствий, а в особо запущенных случаях обрекает на одиночество.
<<Форма демодоступа>>
Когда застенчивость — это плохо
Когда она становится чертой характера или устойчивой реакцией на любые незнакомые обстоятельства. Чрезмерно застенчивый человек испытывает постоянный стресс при коммуникации с окружающими. Он всё время беспокоится, что его осудят, раскритикуют, засмеют или обидятся, поэтому старается вообще не привлекать к себе внимания и по возможности избегать контактов.
Если же коммуникация неизбежна, стеснительного человека обуревает множество сложных чувств. Он теряется, потому что слишком много думает о том, как сейчас выглядит и что о нём думают. Появление физических симптомов стеснения — покраснения лица, потливости, прерывистого дыхания — ещё сильнее заставляют его нервничать. Если при этом он чувствует, что его неловкость вызывает у собеседника раздражение или снисхождение, стыд может перерасти в панику, когда человек буквально готов «провалиться сквозь землю» и окончательно теряет контроль над ситуацией. Часто, боясь быть отвергнутыми, застенчивые люди начинают отвергать сами. Страх, что их проигнорируют, вынуждает их держаться в тени. Окружающим такие люди могут казаться безразличными, надменными и даже озлобленными.
Чрезмерная застенчивость создаёт проблемы даже из незначительных ситуаций: робкий человек может долго блуждать по городу, боясь спросить дорогу у прохожего или пропустить что-то важное на уроке, постеснявшись переспросить. О том, как мешает излишняя робость влиться в компанию друзей, успешно пройти собеседование, познакомиться с объектом симпатии, можно и не упоминать.
Что делает детей застенчивыми
- Низкая самооценка. Часто причиной застенчивости ребёнка становятся излишне высокие требования старшего окружения. Если родители стыдили ребёнка за внешний вид, манеру говорить и другие особенности, даже спустя годы он продолжит подвергать себя жестокой критике и опасаться осуждения окружающих.
- Травматичный опыт. Ребёнок пережил сильный стресс от переизбытка или недостатка внимания со стороны окружающих. Например, забыл слова во время выступления на школьном концерте. Или ребята на детской площадке однажды отказались принимать его в игру, сказав что-нибудь обидное. А может быть, его признание в нежных чувствах было встречено отказом или того хуже — насмешкой. Такие истории не проходят бесследно.
- Особенности воспитания. В некоторых случаях стеснительность ребёнка поощряют сами родители. Желая, чтобы дети росли послушными и удобными, они подавляют их волю и транслируют такие ценности, как «Молчание — золото», «Детей должно быть видно, но не слышно», «Скромность украшает». Другие, проявляя патологическую заботу, навязывают детям идею, что мир враждебен и полон опасностей. С такими установками ребёнок не сможет чувствовать себя раскованно в общении с другими людьми.
- Соматика. Поводом для чрезмерного стеснения часто служат физические особенности, особенно если они привлекают внимание. Например, заикание, необходимость носить очки или ортопедическую обувь. Достаточно одного неосторожного комментария, чтобы ребёнок начал стыдиться своей особенности и считать себя неполноценным.
- Гиперопека. Чрезмерный контроль и забота убивают в ребёнке чувство самостоятельности. Обстоятельства, в которых нужно проявить себя, он воспринимает как что-то непривычное, опасное и потому тушуется. Особо неловкая ситуация возникает, если слишком энергичная мама пытается помочь ребёнку преодолеть стеснение и научить его общаться со сверстниками своим примером: вперёд него знакомится с детьми на детской площадке, пытается вникнуть в их игры. Ребёнок чувствует, что происходит что-то неправильное, испытывает смутный стыд, но не может разобраться с этим чувством и предпочитает в этот момент держаться подальше и от мамы, и от ребят.
- Нехватка коммуникативных навыков. Возможно, ребёнок просто не знает, как общаться с другими детьми. Как познакомиться, завязать разговор, реагировать на проявления эмоций окружающих. Поэтому он предпочитает стоять в стороне и ждать, когда к нему подойдут.
- Высокая чувствительность нервной системы. В последнее время в психологии приобрёл популярность термин «высокочувствительная личность» (ВЧЛ). Так называют людей, которые острее других реагируют на все внешние раздражители, будь то свет, звук, вкусы, запахи, прикосновения.
Высокочувствительные люди очень эмпатичны и внимательны к другим, и это вызывает у них трудности с коммуникацией: они легко перегружаются чужими эмоциями и потому часто вынуждены дозировать общение. ВЧЛ — не нарушение и не нуждается в коррекции. Но эту особенность необходимо учитывать. Подробно об этом можно узнать из книги «Высокочувствительный человек» психолога Эйлин Арон (Elaine Aron). Она же разработала тест для определения степени чувствительности психики.
Застенчивость и экстраверсия
На бытовом уровне застенчивость часто связывают с интроверсией. Сами застенчивые люди нередко записывают себя в интроверты. Отчасти это объясняется своеобразной модой на интроверсию в современной культуре. Замкнутость, любовь к уединению и даже некоторые признаки социопатии воспринимаются как черты «интересной личности», выделяющие человека из толпы.
Спешим развеять стереотип: экстраверты подвержены стеснению ничуть не меньше. Просто они более или менее успешно учатся скрывать его. В моменты, когда застенчивый интроверт постарается «не отсвечивать», экстраверт, напротив, будет привлекать к себе внимание, держаться подчёркнуто непринуждённо вплоть до развязности, так что со стороны может казаться, что он абсолютно уверен в себе.
Примечательно, что застенчивые экстраверты часто становятся медийными личностями. Звёзды кино Харрисон Форд и Джонни Депп, Дэниел Рэдклифф и Роберт Паттинсон, Джулия Робертс и Клаудия Шиффер и такие популярные исполнители, как Леди Гага, Шер и Элтон Джон вне сцены — очень робкие и стеснительные люди. Но работа позволяет им находиться в центре внимания, оставаясь в хорошо знакомой обстановке, когда всё, что должно произойти далее, известно наперёд.
Маленькому экстраверту, как и маленькому интроверту, важно научиться справляться с застенчивостью, и помочь им в этом должны родители.
<<Форма семейного образования>>
Как поддержать застенчивого ребёнка
При помощи стеснения психика старается выкроить время на ориентирование в незнакомой ситуации. Следовательно, задача взрослого — помочь ребёнку скорее сориентироваться.
Чтобы ребёнок перестал испытывать стеснение, вы сами должны перестать его стесняться. Признайтесь: как часто в ситуациях, когда сын или дочь робеет и теряется в присутствии других взрослых, вы беспокоитесь, что те сочтут вашего ребёнка недостаточно воспитанным или развитым? Ребёнок чувствует это ваше беспокойство, оно накладывает на него дополнительную ответственность, которая ещё более провоцирует его смущение. Если вместо вашей нервозности в этот момент ребёнок сможет почувствовать ваше одобрение и поддержку, ему будет гораздо легче справиться с собой.
Постарайтесь взглянуть на ситуацию его глазами. Представьте: вам пять лет и мама просит вас прочитать стихотворение перед своими коллегами на празднике. На вас направлены пристальные взгляды незнакомых и, возможно, небезопасных людей. Вы чувствуете тревогу, ведь вам не дали возможности присмотреться к ним. Вы растеряны и раздражены, потому что не понимаете, почему вообще должны читать им стихи, и предпочли бы спокойно играть в своей комнате. Чтобы ваш ребёнок не испытывал этих чувств, старайтесь делать его мир более предсказуемым и безопасным.
Постарайтесь, чтобы в жизни ребёнка было как можно меньше неожиданностей. Подробно рассказывайте, куда вы идёте, кто там будет и что случится потом. Если ждёте гостей, объясните ребёнку, кто придёт. Если среди них будут незнакомые ребёнку — расскажите ему немного об этих людях: откуда вы их знаете, какой у них характер, что они любят. Можно показать фотографии, чтобы ребёнок заранее «познакомился» с ними и чувствовал себя увереннее.
Помогайте ребёнку понять чувства и поступки людей. Читайте вместе книги, смотрите кино и мультики, а лучше всего проигрывайте разные бытовые ситуации на игрушках: «Машинка здесь ещё никого не знает, вот и стесняется», «Козлик не хочет прыгать, потому что боится, что у него не получится». Позвольте ребёнку побыть в разных ролях и ищите вместе решения стрессовых ситуаций.
Детям показывали двух кукол, одну из которых представляли как робкую и застенчивую, а другую — как более смелую и уверенную в себе. Затем мы задавали вопросы, в качестве ответа на которые дети должны были указать на одну из кукол, которая, на их взгляд, больше соответствует предложенной поведенческой модели. Среди вопросов были, например, такие: «Кто из кукол чаще играет в одиночестве?»; «Кто из них не любит разговаривать с другими людьми?» и так далее.
К четырём годам дети, воспитанные в рамках нашей культуры, уже успевают получить некоторое представление о том, что застенчивость — это негативное явление, препятствующее социальному общению и мешающее, а то и исключающее веселье. В этом возрасте дети уже умеют определять, кто из знакомых им людей застенчив так же, как эта кукла, при этом себя они предпочитают отождествлять с сильной и уверенной куклой.
Из книги «Застенчивый ребёнок» Филипа Зимбардо и Ширли Рэдл
При контакте с малознакомыми людьми постарайтесь, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности. Не позволяйте окружающим подшучивать над ним и обсуждать, будто его здесь нет. Говоря о нём в его присутствии защищайте его право на стеснение: «Ему нужно время, чтобы освоиться, в последний раз он видел вас, когда ему было полгода».
Не акцентируйте внимание на застенчивости ребёнка. Не просите ребёнка перестать стесняться — это не поможет. И тем более не пытайтесь извиняться перед окружающими за его застенчивость. Репутация робкого ребёнка вашему сыну или дочери совершенно ни к чему.
Если стеснительность возникла у ребёнка в результате неудачного опыта, помогите ему пережить его. Объясните, что одна неудача не делает человека неудачником. И вообще не ошибается только тот, кто ничего не делает. Напомните ребёнку о его сильных качествах, расскажите, как ими гордитесь. Но не ждите мгновенных результатов — иногда, чтобы вновь обрести уверенность в себе, нужно время. А вы просто будьте рядом и изъявляйте готовность помочь.
Что точно не поможет ребёнку преодолеть стеснение, так это «шоковая терапия». Не стоит пытаться специально организовывать для него стрессовые ситуации. Не заставляйте его выступать, если ему не хочется. Не стыдите за застенчивость и не сравнивайте с более уверенными в себе детьми. Такие методы часто имеют обратный эффект: ребёнок теряет доверие к родителям, а затем и к миру в целом.
И последнее: не переживайте слишком сильно из-за стеснительности ребёнка. Если ребёнок застенчив, это вовсе не означает, что он вырастет аутсайдером. Ведь далеко не всегда скромность мешает добиться успеха. И уж точно не все проблемы в жизни можно решить напористостью и самопрезентацией.
Главное, чтобы у ребёнка было доброжелательное и принимающее окружение, которое ценит его со всеми достоинствами и недостатками. Поэтому лучшее, что можно сделать для придания ребёнку уверенности в себе, — видеть в нём личность и уважать её проявления.
Иллюстрация: Olivia Malone / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться