• Главная
  • Блог
  • Дети-погодки: как их подружить и научить не завидовать друг другу

Дети-погодки: как их подружить и научить не завидовать друг другу

Несколько детей в семье — это отличная возможность для них делиться переживаниями и радостями с родным человеком, выросшим в той же культурной среде и тех же правилах. Но если успеваемость и школьные интересы у братьев и сестёр разные, это может привести не к гармонии, а постоянным конфликтам. Разбираемся, из-за чего чаще всего начинаются ссоры и как влиять на оценки с помощью взаимоотношений в семье.

С чего начинаются конфликты

Взаимоотношения детей начинают формироваться с рождения второго ребёнка. В это время старший сталкивается с широким спектром чувств и переживаний:

Радость. Это происходит в том случае, когда родители постепенно и грамотно объясняют ребёнку, какие положительные стороны есть в появлении в семье брата или сестры.

Страх. Даже взрослые часто боятся неопределённости, которая ждёт их после появления нового члена семьи, а ребёнок — тем более. 

Гнев. Младший ребёнок может раздражать старшего чем угодно: от криков до чрезмерного внимания родителей, которое он привлекает к себе. Старший может ощущать себя забытым и злиться. 

Обычно люди не находятся в состоянии гнева длительное время, и, если ситуация не разрешается, наступает стадия печали.

Печаль. Это чувство напрямую связано с переживанием утраты. Ребёнок понимает, что брата или сестру привезли навсегда и, что бы старший ни делал, ситуацию не изменить. Чем больше он пытается конкурировать с младшим за любовь и внимание родителей, тем больше негатива в нём появляется.

Поэтому с начала беременности родителям нужно внимательно относиться к эмоциям ребёнка и не запрещать грамотно их проявлять. Лучший учитель здесь -— пример авторитетного взрослого. Научитесь отслеживать собственные эмоции и чувства, понимать причины их появления. Если вы слишком устали и чувствуете, что вот-вот взорвётесь из-за какого-то пустяка, можно честно сказать об этом ребёнку и посидеть в другой комнате в одиночестве, чтобы успокоиться. Не вымещайте на ребёнке негатив, который относится к другим сферам вашей жизни. Не бойтесь признавать свою неправоту и просить прощения, честно проговаривать вслух свои чувства и приглашать ребёнка делать то же самое.

На детей сильно влияют традиции обращения с чувствами, принятые в близком кругу. Например, если в семье не принято злиться и плакать, ребёнок всё равно будет сталкиваться с этими эмоциями, однако ему придётся тратить много психических и физических сил, чтобы подавлять в себе это чувство. Некоторые непрожитые эмоции могут со временем превратиться в психосоматические заболевания.

Расстраиваться, плакать, завидовать, злиться нормально. С этим сталкиваются и взрослые и дети. Напоминайте ребёнку, что вы любите его вне зависимости от того, как он себя ведёт и какие эмоции проявляет. Вместо фразы «хватит капризничать» постарайтесь узнать у ребёнка, что скрывается за его поведением, и обсудить варианты решения проблемы.

<<Форма демодоступа>>

Основные причины конфликтов между детьми

Конечно, все семьи сильно отличаются друг от друга, однако можно выделить самые распространённые причины конфликтов между братьями и сёстрами в разном возрасте.

Ревность старшего ребёнка к младшему 

Если дети чувствуют, что родители уделяют им мало внимания, они меняют своё поведение и становятся грустными, капризными, замкнутыми. У подростков часто возникает агрессия: они начинают спорить и скандалить. 

У многих школьников, которые соперничают за любовь родителей, появляются проблемы с учёбой и поведением. Становясь «трудными», они пытаются привлечь к себе внимание взрослых. Это происходит подсознательно, поэтому не стоит обвинять детей и ругаться. 

Решение 

  • Обратите внимание на настроение, поведение и успеваемость старшего ребёнка. Если с рождением младшего он сильно изменился, стал угрюмым и «проблемным», то, скорее всего, дело в нарушении детско-родительских отношений. Вне зависимости от возраста старший ребёнок должен оставаться ребёнком в семье. Не перекладывайте на него заботы о младшем (по крайней мере первое время) и не включайте в конфликты, которые возникают между супругами.
  • Не стоит сразу устанавливать более строгие правила, лишать ребёнка прогулок с друзьями и смартфона. В первую очередь стоит предложить проговорить эмоции, высказать обиды, обсудить, чего ребёнку не хватает и по чему он скучает. Если наладить отношения в семье, возможно, успеваемость в школе и поведение тоже улучшатся, так как причина будет устранена.
  • Продолжайте поддерживать интересы старшего ребёнка, старайтесь уделять ему время, придерживаться общих традиций и придумывать развлечения, в которых будут задействованы старший ребёнок и родители. Вариантов много: ходить вместе в кино, заниматься спортом, делать что-то творческое. Старшему важно понимать, что брат или сестра никогда его не заменит.
  • Параллельно с этим старайтесь придумывать игры и мероприятия, в которых будет участвовать вся семья новым, расширенным составом. Если видите, что старший чувствует себя уверенно, много смеётся и положительно реагирует на младшего, можно начать поручать ему дела, связанные с уходом за малышом. Старшему будет гораздо приятнее помогать, если это будут не обязательные ежедневные повинности, а важные задания, которые ему доверили, потому что он уже достаточно взрослый и ответственный член семьи.

Борьба за «покровителей»

Конфликты так или иначе происходят в каждой семье, и часто дети обращаются за решением к взрослым, которым приходится занимать чью-то сторону.

Члены семьи чаще всего встают на сторону младшего ребёнка, так как считают, что он менее защищён. Старшие дети чувствуют несправедливость и нередко эмоционально отдаляются от семьи, пытаются найти в своём окружении другие авторитетные фигуры, которые поддержали бы их. Это могут быть другие родственники, преподаватели или старшие товарищи.

Решение 

На самом деле, занимать чью-то сторону — не лучший выход из ситуации. Тот, кого вы назовёте виноватым, обязательно обидится и будет переживать из-за чувства несправедливости. Иногда лучше не искать виноватого, а поговорить со всеми участниками конфликта, помочь им поделиться своими эмоциями. Проще говоря, занять позицию модератора и провести переговоры.

Конкуренция 

Говорят, что всё познаётся в сравнении, но к людям это правило не стоит применять. Сравнивать можно только детей с ними же в прошлом, но и это не всегда уместно, так как любые параллели могут травмировать и с их помощью мотивировать не получится. У большинства людей ситуация сравнения вызывает не желание стать лучше, а злость на «противника». 

Сравнения взращивают в детях неуверенность в себе, зависть и тягу к нездоровой конкуренции. Также они выставляют между братьями и сёстрами барьер, который иногда не удаётся преодолеть даже во взрослом возрасте. Видели ли вы взрослых родных братьев, которые живут собственными жизнями, но не могут по-дружески общаться и как будто пытаются друг другу что-то доказать? Скорее всего, это результат того, что родители в детстве постоянно их сравнивали.

Решение 

Чем реже вы будете сравнивать братьев и сестёр между собой, с другими детьми, с собой в детстве, тем меньше они будут переживать и ориентироваться на чужой опыт.

Обсуждайте взлёты и падения каждого ребёнка исключительно с ним. Это не должно касаться его брата или сестры. Не предлагайте «посмотреть, как хорошо получилось у Саши»: обращайтесь только к опыту конкретно этого маленького человека.

Самосравнения

Сравнение наиболее травмирует однополых детей или детей, близких по возрасту. Часто дети вместе ходят на кружки, гуляют в одной компании, а иногда даже учатся в одном классе. Это действительно удобно для родителей, но зачастую приводит к затяжным конфликтам между детьми. Каждое повседневное дело они начинают воспринимать как повод для соревнования.

Решение

Если между детьми часто возникают ссоры и обиды, лучше постараться мягко разделить их: отдать в разные секции, которые будут развивать сильные стороны и интересы каждого из них. Старайтесь подмечать маленькие победы и успехи каждого.

Если есть возможность, можно отдать их в разные школы. Если такой возможности нет, лучше выбрать разные классы. Сейчас во многих гимназиях и лицеях есть деление на профили с 5–7-го классов. Можно предложить детям выбрать, какая специализация интересует их больше, и отдать на разные профили внутри одной школы.

Что делать родителям

Ревность и конкуренция в большей или меньшей степени присутствуют почти у всех братьев и сестёр, и с ней стоит правильно работать. Всем взрослым, у которых уже есть дети или которые только собираются стать родителями, важно научиться правильно понимать и выражать собственные эмоции. Сначала наденьте спасательный жилет на себя и только после этого вы сможете помочь своему ребёнку.

Начать можно с малого: по несколько раз в день обращаться к своему состоянию и фиксировать, как вы себя чувствуете эмоционально и физически, какие чувства испытываете, что за события их вызвали. Пусть это войдёт в привычку. 

Будьте внимательны: многие эмоции легко перепутать друг с другом. Например, иногда кажется, что мы раздражены поведением кого-то из коллег, хотя на самом деле испытываем обиду на его обесценивающие выпады в наш адрес. При этом мы не хотим самим себе показаться уязвимыми и прячем обиду поглубже. Научиться понимать и проживать свои эмоции помогает психотерапия. Зачастую обнаружить и назвать настоящую причину некоторых переживаний самостоятельно невозможно и стоит обратиться к специалисту, который поможет распутать клубок внутренних противоречий.

Когда вы сможете назвать эмоцию, которую испытываете, нужно её грамотно объяснить человеку, с которым вы взаимодействуете. Не манипулируйте, не обвиняйте собеседника. Вместо «Ты меня обидел своим безразличием» скажите: «Мне было обидно и грустно в тот момент, я чувствовал себя покинутым и ненужным». Важно делать акцент не на действиях другого человека, а на своих реакциях на них. Объясняйте контекст, показывайте, как всё выглядит с вашей стороны. Также будьте готовы выслушать собеседника и принять его версию событий, посочувствовать его эмоциям. О том, как грамотно выражать свои мысли, написано в книге «Эмоциональная грамотность» Клода Штайнера. Младшим детям можно предложить посмотреть мультфильм «Друзья Мистера Фокса» от «Фоксфорда» для развития эмоционального интеллекта. 

Не требуйте от детей большей терпимости и осознанности своих эмоций, чем есть у вас. Учитесь экологично выражать свои чувства, делиться переживаниями, поддержкой вместе с вашими детьми. И помните, что главное, что должны получить дети от своих родителей, — уверенность в том, что семья любит их просто так, без привязки к их достижениям.

Иллюстрация: Olga Semklo / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован