7 советов для эффективного дистанционного обучения
Расскажем об организации процесса, правилах работы за компьютером и полезности занятий.
- 9.9.2024
- Время чтения:5 минут
Дистанционное обучение в отличии от классического офлайн-образования — это взаимодействие учителя и учеников на расстоянии, при котором сохраняются все образовательные компоненты и применяются специфические технические средства.
У онлайн-обучения есть масса положительных аспектов:
- можно учиться в любой точке мира,
- снижаются затраты на обучение,
- появляется возможность планировать нагрузку и график,
- повышается качество обучения благодаря использованию современных интерактивных технологий,
- занятия проходят в комфортных для конкретного ученика темпе и обстановке,
- учебные материалы доступны в любое время.
Вне зависимости от возраста такой формат обучения часто выбирают профессиональные спортсмены, артисты, любители путешествий и дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционное образование обычно подразумевает под собой семейное образование, когда ребёнка обучают родители или онлайн-школа, или надомное обучение, когда к ребёнку приходят учителя домой.
<<Форма демодоступа>>
1. Построить личную траекторию развития
Необходимо выяснить у ребёнка, какие предметы он хочет изучать углублённо или наоборот уделять меньше времени. Записать на дополнительные курсы, кружки или в онлайн-клубы.
Определить профиль развития поможет понимание, кем ребёнок хочет стать в будущем. Например, если он мечтает быть врачом, значит, стоит делать упор на биологию и химию. Важно понимать, что ребёнок будет расти и может передумать. Тогда стоит вносить корректировки в план.
2. Составить план и научиться управлять временем
На дистанте не надо рано вставать, чтобы к восьми быть в школе, сидеть от «звонка до звонка» за партой и делать домашки строго по графику. Однако домашнее обучение тоже нуждается в порядке.
Хорошая новость: график учёбы онлайн может подстраиваться под ученика, а не наоборот.
Стоит составить план обучения на год, затем разбить его по месяцам и неделям. Ежедневные задачи по учёбе разделить на три типа:
- Жёсткие — привязанные к конкретному времени. Например, онлайн-занятие по геометрии в 12:00.
- Гибкие — без привязки ко времени, но обязательные. Например, сделать домашнюю работу по английскому. Её можно выполнить с утра или вечером после тренировки, но непременно сегодня.
- Бюджетируемые — крупные задачи, не имеющие строгих сроков, но энергозатратные. Например, поработать над проектом по химии.
Должно получиться подробное индивидуальное расписание с приоритизацией. Следовать намеченному плану и правильно учиться онлайн помогут приёмы тайм-менеджмента. Например, метод помидора. Это простая и очень эффективная техника: нужно разделить время учёбы на отрезки максимально сосредоточенной работы и отдыха. К примеру, 50 минут ребёнок смотрит вебинар, не отвлекаясь ни на какие раздражители, затем 10 минут отдыхает. А потом по новой.
Можно использовать закон Паркинсона: выполнение задачи занимает всё время, отведенное на неё. Например, ребёнку задали выучить наизусть отрывок из стихотворения к завтрашнему дню. Он справится за один вечер. А если срок сдачи через неделю, то будет учить неделю. Поэтому важно каждой задаче присваивать адекватный и чёткий дедлайн.
Стоит выявить пожирателей времени. Около двух недель внимательно наблюдать, на что что тратится время. Записывать даже самые пустяковые занятия — просмотр соцсетей, телевизора, общение с друзьями в мессенджерах. А затем подсчитать, какие бесполезные занятия отнимают больше всего драгоценных минут. Предложите ребёнку сократить их до минимума во время учёбы и оставить на вечер.
3. Оборудовать место для учёбы
Онлайн-обучение не привязано к месту. Учиться дистанционно можно с любого устройства: с утра пару уроков с ноутбука, по дороге на театральный кружок — видеолекция на планшете, а в кровати перед сном — электронный учебник с телефона.
Дома нужно подобрать максимально комфортные стол и стул, чтобы правильно сидеть.
Вот несколько советов:
- Не горбится. Расправить плечи и держать спину ровно, не наклонять шею вперёд. Если спинка стула слишком далеко, подложить подушку.
- Не закидывать ногу на ногу, не сидеть по-турецки. Такие позы нарушают кровообращение, что приводит к быстрой утомляемости и потере концентрации. Ноги должны быть согнуты под углом 90 градусов или чуть больше, ступни при этом стоят на полу или специальной подставке.
- Не опираться локтями на стол. Стараться держать руки в согнутом положении, под углом чуть более 90 градусов.
- Не ставить монитор сбоку или сверху. Расстояние от экрана до глаз должно быть не менее 50 см.
- Каждый час вставать из-за компьютера, чтобы размяться.
Стоит позаботиться и об освещении: в идеале расположиться у окна, но если такой возможности нет, выбрать место с хорошим искусственным освещением.
Продумать систему хранения канцелярских принадлежностей и книг — всё должно быть под рукой. Для разбора сложных тем в процессе учёбы можно приобрести магнитную доску.
4. Избавиться от отвлекающих факторов во время урока
Часто, когда включают какое-нибудь видео, так и хочется чем-то занять руки. Но вряд ли кому-то придёт в голову играть в телефон или крутить спинер на уроке в школе. В онлайне это выглядит безобидно — «я же всё слушаю!», — но сильно сказывается на концентрации внимания.
Если нет желания свести эффективность дистанционного обучения к нулю, стоит отложить подальше телефон, закрыть дверь в комнату, чтобы не прислушиваться к происходящему в доме, не открывать в браузере вкладки, не относящиеся к уроку.
5. Вести конспекты
Необязательно записывать за преподавателем слово в слово. Просто фиксировать важные даты, определения, формулы или попробовать метод Корнелла. Для этого подойдёт любой блокнот: нужно начертить жирную горизонтальную линию на пять сантиметров выше нижнего края, добавить жирную вертикальную линию на расстоянии 5–7 сантиметров от левого края. Должен получится лист, разделённый на три секции:
- Правая — для заметок. Сюда нужно выписать ключевые моменты, а также вопросы, которые возникают по ходу занятия.
- Левая — для основных мыслей и вопросов. Стоит перечитать написанное справа и зафиксировать слева главные тезисы занятия и ответы на возникшие вопросы.
- Нижняя — для резюме. Сюда нужно записать главную мысль урока, основные правила и формулы. Если сформулировать резюме не получается, занятие стоит пересмотреть.
Чтобы закрепить знания, можно периодически устраивать такой тест: закрывать правую половину листа с заметками и объяснять каждый тезис из левой графы.
Написание конспектов при дистанционном обучении задействует механическую память — материал лучше усваивается, а также это позволяет быстро «разархивировать» нужную информацию во время подготовки к экзаменам и контрольным.
<<Форма семейного образования>>
6. Пользоваться лайфхаками для мотивации
Мотивация — это энергия, которую отпускает мозг на выполнение того или иного действия. Нет её — нет желания и сил что-либо делать. Нужно подстраховаться и обеспечить ребёнка дополнительными источниками:
- Сделать с ребёнком карту желаний и повесить на видное место. На ней нужно разместить изображения его самых заветных желаний в разных сферах жизни. В секторе, посвящённом учёбе, можно расположить фотографии дипломов, хороших оценок, почётных грамот.
- Вознаграждать ребёнка за каждый успех. Достижение может быть совсем маленьким, а вознаграждение — чисто символическим. Выполнил сложное домашнее задание — купить шоколадку. Сдал аттестацию на отлично — побаловать посещением кинотеатра. Так родители положительно подкрепят старания и будут стимулировать мозг продолжать в том же духе.
- Добавить элемент соперничества. Конкуренция — двигатель прогресса. Предложить ребёнку посоревноваться с кем-либо из одноклассников, кто из них лучше выполнит домашнее задание или напишет проверочную работу.
- Использовать силу воображения. Предложить ребёнку в ярких красках представить, будто он уже закончил обучение и стоит на торжественном вручении аттестата. Все экзамены и контрольные позади, душу переполняет радость и предвкушение светлого будущего. Предложить проникнуться этим чувством и приступать к учёбе.
7. Задействовать несколько каналов восприятия
Человек в интернете получает информацию в основном через глаза и уши. Но не стоит полагаться только на эти каналы восприятия.
Предположим, что ребёнку никак не даются квадратные уравнения. Трижды прослушал урок, просмотрел учебник, но всё равно ошибается. Можно представить этот материал в другой форме: обсудить тему с наставником, нарисовать комикс с «иксами» и «игриками» или даже разыграть с ними мини-спектакль. Это позволить структурировать, лучше запомнить информацию и повысить эффективность обучения в дистанционном формате.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться