13 типов интеллекта хоумскулера
Вместе с дефектологом разобрались, какие виды интеллекта бывают и как их развивать.
- 24.6.2024
- Время чтения:5 минут
У детей может доминировать один или несколько типов интеллекта. При этом важно развивать и остальные для полноценной работы. Собрали по несколько упражнений на каждый вид интеллекта для занятий дома.
Ментальный интеллект
Ментальный интеллект (IQ) — это умение рассуждать логически.
Люди с развитым ментальным интеллектом принимают взвешенные решения, думают логическими цепочками, упорядочивают всю информацию, склонны к точным наукам.
Как развивать:
- постоянно обучаться на курсах, семинарах, в клубах;
- решать логические задачи;
- собирать головоломки.
Эмоциональный интеллект
Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность к эмоциональному и чувственному познанию мира и других людей.
Люди с развитым EQ способны управлять своими эмоциями, давать оценку поступкам героев, избегать негативных последствий стресса и строить отношения с другими людьми на понимании их чувств. Эмоциональный интеллект начинает формироваться очень рано: дети уже с шестимесячного возраста понимают, когда мама улыбается или сердится.
Как развивать:
- вести дневник чувств и эмоций;
- концентрироваться на одном виде чувства, например слухе или обонянии;
- тренировать эмоции перед зеркалом, например улыбаться или хмуриться.
<<Перелинковка>>
Вербально-лингвистический интеллект
Вербально-лингвистический интеллект — это способность использовать слова для выражения мыслей.
Люди с развитым вербально-лингвистическим интеллектом способны обрабатывать большие объёмы информации, хорошо объясняют, убедительно отстаивают свою позицию, часто любят читать и быстро осваивают звуко-буквенный анализ слова.
Как развивать:
- изучать иностранные языки;
- писать сочинения, изложения, пересказы;
- выступать перед классом или хотя бы родителями с докладом.
Визуально-пространственный интеллект
Визуально-пространственный интеллект — это способность ориентироваться в пространстве и воспринимать зримый мир.
Люди с развитым визуально-пространственным интеллектом легко оценивают форму, размеры и удалённость предметов, чаще других обладают развитым образным мышлением, быстро понимают принципы трёхмерной геометрии, создают визуальные и пространственные образы, легко ориентируются на местности.
Как развивать:
- создавать модели из пластилина, конструктора, кубиков и любого объёмного материала;
- играть в «Что пропало?» и «Что появилось?» с игрушками, а не картинками;
- собирать пазлы;
- проходить лабиринты и путаницы.
<<Перелинковка2>>
Логико-математический интеллект
Логико-математический интеллект — это способность распознавать закономерности и логически анализировать информацию.
Люди с таким интеллектом легко мыслят абстрактно, оперируют числами и строят иерархии, например понимают и запоминают пирамиду Маслоу. Легко сравнивают и анализируют данные, разносят их по базам.
Как развивать:
- строить схемы и таблицы;
- систематизировать информацию по выделенному признаку: например, «фрукты — овощи» или «вирусы — бактерии»;
- решать математические задачи.
<<Форма демодоступа>>
Телесно-кинестетический интеллект
Телесно-кинестетический интеллект (тактильный) — это познание и осмысление реальности через ощущения, прикосновения и движения.
Люди с развитым телесно-кинестетическим интеллектом хорошо скоординированы, они ловкие и выносливые. Формирование начинается в раннем детстве, именно поэтому психологи и педагоги так много времени уделяют развитию мелкой моторики и чувствительности пальцев в целом.
Как развивать:
- заниматься любым видом спорта;
- работать руками: вязать, шить, делать скульптуры;
- развивать чувствительность пальцев, например использовать мячи с шипами или разные материалы для поделок.
Межличностный интеллект
Межличностный (интерперсональный) интеллект — это способность взаимодействовать с другими людьми.
Люди с развитым межличностным интеллектом эмпатичны, владеют вербальными и невербальными средствами коммуникации, легко строят коммуникацию с другими людьми, могут работать в команде — подчиняться и руководить, обладают яркими организаторскими способностями.
Как развивать:
- организовывать активности, например книжные клубы или походы;
- участвовать в дебатах;
- анализировать поведение людей или героев: например, «Почему он так поступил?» или «Какие ещё варианты у него были?».
Внутриличностный интеллект
Внутриличностный (интраперсональный) интеллект — это самопознание и погружение во внутренний мир.
Люди с развитым внутриличностным интеллектом склонны к рефлексии и оценке своих поступков и мыслей, легко переносят одиночество, формируют адекватную самооценку, понимают свои желания и точно знают, что чувствуют.
Как развивать:
- чаще находиться наедине с собой, чтобы исследовать свои чувства;
- планировать день, неделю, месяц, год;
- в споре аргументировать свою позицию как одну из возможных.
Экзистенциальный интеллект
Экзистенциальный (философский) интеллект — это интерес к глобальным вопросам, которые касаются человечества.
Люди с развитым экзистенциальным интеллектом могут выдвигать различные теории о появлении человека, разума, Вселенной, часто задаются вопросами о собственном предназначении, смысле жизни, почему в мире так много зла.
Как развивать:
- знакомиться с разными философскими теориями, стараться выделять плюсы и минусы каждой;
- чаще бывать в поездках и на экскурсиях.
<<Форма семейного образования>>
Физический интеллект
Физический интеллект (PQ) — это контроль любой физической активности: внутренней и внешней.
Люди с развитым физическим интеллектом хорошо скоординированы, выносливы, грациозны и обладают ловкостью, обычно с радостью участвуют в командных соревнованиях или организовывают их сами. Способны увеличить продуктивность деятельности без энергетических затрат.
Как развивать:
- посещать спортивные секции;
- чаще гулять одному, с семьёй и друзьями.
Духовный интеллект
Духовный интеллект (SQ) — это уровень моральной и эмоциональной самобытности.
Люди с развитым духовным интеллектом энергичны, храбры, решительны, оригинальны, изобретательны и обычно энтузиасты с развитой интуицией. Они достаточно легко изобретают и пробуют что-то новое.
Как развивать:
- оценивать мотивы своих поступков;
- реализовывать зарождающиеся в голове идеи;
- заниматься любыми видами творчества.
Музыкально-ритмический интеллект
Музыкально-ритмический интеллект — это способность разбирать музыкальные произведения на элементы.
Люди с развитым музыкально-ритмическим интеллектом обладают тонким слухом и чувством ритма, легко запоминают ноты, песни и мелодии, могут по памяти сыграть композицию.
Как развивать:
- посещать филармонические концерты;
- вслушиваться в композиции для определения отдельных инструментов;
- учиться играть на инструменте.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться