Промокод скопирован

Как стать более продуктивным? Наставники домашней школы Фоксфорда дали самые популярные советы для родителей по планированию времени подростков.

16 шагов к продуктивности: советы подросткам и их родителям

Наставники Домашней школы Фоксфорда записали самые популярные советы по тайм-менеджменту для ребёнка, которые не дадут отлынивать.

8.7.2025
10 минут
Автор статьи:
Поделиться:
Text Link
самоорганизация
#самоорганизация
Text Link
перейти на СО
#перейти на СО
В этой статье
Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Почему подросткам важно уметь управлять своим временем

Подростковый возраст — время перемен. Увеличивается учебная нагрузка, появляются личные цели и новые интересы. В этом ритме легко потеряться. Если не научиться планировать дела и отдых, возникают прокрастинация, тревожность, ощущение «ничего не успеваю».

Правильный тайм-менеджмент помогает не только улучшить оценки, но и снизить стресс. А ещё — укрепляет уверенность в себе: подросток видит, что может влиять на свою жизнь и достигать целей.

Почему подростку трудно быть продуктивным

Иногда ребёнок знает, что нужно сделать, но всё равно не приступает — это не всегда лень. Продуктивность страдает по разным причинам, и важно понять, что мешает подростку.

Высокие требования учителей

Каждый учитель старается дать максимум знаний именно по своему предмету. В результате у подростка накапливается большой объём заданий — и времени на их выполнение уходит гораздо больше, чем предусмотрено.

Недоработка в классе

В больших классах на уроке не всегда удаётся пройти всю тему — часть времени уходит на организационные моменты или восстановление дисциплины. Что не успели на уроке, приходится доделывать дома.

Разные темпы усвоения

Кому-то достаточно одного объяснения, чтобы понять тему. Другим нужно больше времени и повторений. А учебный план движется вперёд. В итоге те, кому труднее, тратят вдвое больше времени на домашнюю работу, пытаясь догнать класс.

Отсутствие мотивации

«Зачем мне это?» — частый вопрос, особенно у старшеклассников. Если учёба кажется бессмысленной или не связанной с реальной жизнью, появляется внутренняя апатия. Здесь важно не ругать, а поговорить. Иногда полезно вместе посмотреть, как учебные навыки помогут достичь желанных целей — поступить в вуз, освоить профессию, реализовать мечту.

Хаос в пространстве и времени

Когда на столе бардак, в расписании пустота, а в голове десятки задач, которые не оформлены в план, появляется тревожность и ощущение перегрузки. Подростку становится трудно даже начать. Поэтому важно навести порядок вокруг и внутри — через планирование и структурирование дел.

Социальные сети

Они буквально отнимают время — по чуть-чуть, незаметно. И главное, сбивают концентрацию. Подросток может искренне хотеть что-то сделать, но после 10 минут в ленте соцсетей теряет фокус. Тут помогает цифровая гигиена — режим «не беспокоить», чёрно-белый экран, блокировка уведомлений.

Эмоциональное выгорание и тревожность

Если подросток постоянно устаёт, раздражается, избегает даже простых дел, стоит задуматься: может, дело не в дисциплине, а в его внутреннем состоянии? Прокрастинация может быть защитной реакцией на стресс, перегрузку или конфликты в школе. Важно прислушаться, поддержать и при необходимости — обратиться к специалисту.

С чего начать путь к продуктивности

Уберитесь в квартире

Первое, с чего нужно начать планирование дня школьника — организация пространства. Важно навести порядок на учебном месте, красиво разложить канцелярию и учебники и почистить клавиатуру. Когда рабочее место замусорено, это повышает уровень стресса. Кажется, что дел больше, чем есть на самом деле.

Простые приёмы «расхламления» приносят чувство удовлетворения и настраивают на продуктивный лад. Благодаря разложенным по местам вещам у ребёнка не останется «визуального шума», на который можно отвлечься.

<<Сноска | Формирование ответственности у подростков: советы психолога | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/responsibility>>

Выключите уведомления

Переведите гаджет в режим «не беспокоить». Лучше вообще унести девайс в другую комнату. Так ребёнок обезопасит себя от бессмысленного просмотра ленты в соцсетях и не будет отвлекаться на оповещения.

<<Форма демодоступа>>

Планируйте вместе

Планируйте развлечения на выходные, праздники, каникулы вместе с ребёнком. За семейным ужином можно обсудить мысли и нарисовать карту желаний: взять любой лист бумаги — можно даже раскатать обои по всему полу, чтобы вошло больше идей — и записывать всё, что приходит в голову. Например, поехать на пикник, кататься на сноубордах, сходить в кино. Затем выберите идею, которая соберёт большее количество голосов. Остальные задумки можно распределить на другие выходные при планировании времени с детьми.

Как обучить ребёнка основам тайм-менджмента и дисциплине? Рассказываем, как прокачать навыки самоорганизации — в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы делимся полезными материалами от наших наставников и психологов. Подписывайтесь!

Полезные техники и приёмы тайм-менеджмента

Используйте таймер или песочные часы

Это называется метод «Помидора». Традиционно задача выполняется в течение 25 минут, затем пятиминутный перерыв. Но можно устанавливать свои отрезки времени. Чтобы чередовать работу и отдых, используется таймер (изначально обычный кухонный в виде томата — отсюда и название). Можете сами решать, сколько минут отвести на задание. Главное — включить отсчёт и немедленно начать что-то делать. Метод помогает  повысить самоорганизацию ребёнка. Играет роль психологический эффект — секунды и минуты утекают прямо на глазах.

<<Сноска | Как приучить ребёнка к дисциплине и самостоятельной учёбе | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/disciplina>>

Примените технику временных блоков

Следующий уровень планирования времени ребёнка — расписывать дела на день по часам. Это и называется тайм-менеджментом. Допустим:

  • 9:00 — подъём;
  • 09.05–10:00 — утренние ритуалы и завтрак;
  • 10:15–12:15 — уроки;
  • 12:15–12:45 — перерыв и обед;
  • 12:45–14:45 — уроки;
  • 14:45 — полдник;
  • 15:00–18:00 — свободное время;
  • 18:00–19:30 — домашние задания;
  • 19:30 — ужин;
  • 20:00–21:00 — прогулка;
  • 21:00–22:30 — вечерние чтения и ритуалы, подготовка ко сну;
  • 23:00 — отбой.

В выделенные промежутки нужно заниматься строго запланированным делом и не отвлекаться. Это поможет вам договориться с подростком о времени, которое он готов уделить учёбе и отдыху, а также совместно составить расписание.

Главное — примерно понимать, сколько времени займёт то или иное действие. Расписание может быть гибким, а планы меняться. Здесь важно уметь перестраиваться.

<<Форма гибкие навыки>>

Нарисуйте матрицу Эйзенхауэра

Суть матрицы, которую придумал бывший президент США, заключается в том, что нужно записать все ваши дела. При этом поделить их на четыре группы по важности и срочности:

  • срочные и важные;
  • срочные, но не важные;
  • несрочные, но важные;
  • несрочные и неважные.

Этот способ организации тайм-менеджмента особенно пригодится, если дел накопилось много, и подросток не знает, чем стоит заняться в первую очередь, а что можно отложить. Особенно актуальна данная матрица при организации времени старшеклассников и интенсивной подготовке к ЕГЭ.

Матрица Эйзенхауэра
Матрица Эйзенхауэра

Составьте план на день, неделю, месяц, год

Научите ребёнка тайм-менеджменту: помогите ему составлять краткосрочные и долгосрочные планы. Так он будет видеть, что предстоит сделать завтра, а что — через неделю. В его голове не будет путаницы.

Для этого можно купить или распечатать ежедневники и еженедельники. Или пользоваться электронными версиями, например, записывать дела в заметки телефона.

<<Сноска | 7 приложений, которые помогут вашему ребёнку учиться лучше | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/luchshie-prilozheniya-dlya-tajm-menedzhmenta>>

Как справляться с прокрастинацией

Ешьте «лягушек»

В тайм-менеджменте есть понятие «лягушка» — это дело, которое не хочется выполнять, и его откладывают до последнего момента.

Спросите у ребёнка, почему он не хочет выполнять это дело. Возможно, оно не слишком приятное и отнимает много времени. Если ваша помощь уместна, предложите её. Существует мнение, что «лягушек» стоит «есть» по утрам, чтобы не откладывать самое неприятное на десерт.

Ешьте «слонов»

Чтобы съесть целого слона, его нужно поделить на небольшие кусочки. Чем сложнее задача, тем непосильнее она кажется. Помогите ребёнку разделить большое дело на конкретные маленькие шаги. Например, нужно подготовиться к контрольной по таблице Менделеева за две недели. Эта задача кажется объёмной и сложной. Предложите ребёнку составить график подготовки: в понедельник заучивает первый период, во вторник — второй. И так семь дней с перерывом на выходные. На восьмой день важно всё повторить.

Ешьте «сыр»

Дыры в сыре — это задачи быстрого реагирования, которые отнимают не больше 15 минут.

Например, есть задача «убраться в комнате». Она выглядит абстрактной и отнимающей много времени. В ней нужно определить микрозадачи: помыть пол, вытереть пыль, пропылесосить, разложить вещи, разобрать единую полку. Одно дело может занять 5–10 минут, это и есть «дыры в сыре». Весь «сыр» будет съеден, когда дело выполнено полностью.

Играйте в капитана корабля

Есть дела, которые можно выполнить командой. Например, подготовить день рождения. Ребёнок регулирует организационные вопросы, раздаёт задачи, а в конце проверяет, чтобы всё было готово.

Например, есть неделя на подготовку к юбилею дедушки. Маме достаётся изготовление торта, шариков и колпаков, папе — покупка подарка, бабушке — подготовка праздничного стола с горячими и холодными блюдами, дядя закупает напитки, а тётя придумывает способ вывести дедушку из квартиры, чтобы сюрприз удался. В день Х задача ребёнка — проверить, что все выполнили в полной мере свои задачи.

Прививайте проактивный подход

Существуют два подхода, которые помогут с планированием времени ребёнка:

  • реактивный — когда мы плывём по течению,
  • проактивный — когда мы сами планируем жизнь.

Когда ребёнок проактивно подходит к решению задачи, он не будет ждать, когда всё само наладится или уже станет неактуально: он будет учиться самостоятельно решать, как поступать.

Например, подросток в этом году выпускается из школы. У него намечаются все пятёрки и только одна четвёрка по химии. Реактивный подход — сказать, что «само наладится» и «будь что будет». Проактивный — разработать стратегию по подтягиванию знаний (как — см. пункт «Ешьте “слонов”»).

<<Форма семейного образования>>

Постите результаты

Ничто так не мотивирует быть продуктивным, как объявить о делах во всеуслышание или поделиться уже достигнутыми вершинами. Ребёнок может публиковать список дел на день в Инстаграме или ВКонтакте, а вечером постить результаты и вычёркивать сделанные дела. 

Ученики Домашней школы Фоксфорда, которые дистанционно учатся из разных точек мира, делятся достижениями с наставниками. Их задача — поддерживать, мотивировать, направлять ребёнка, а главное — научить учиться. Многие наставники — молодые выпускники вузов и старшекурсники, которые не понаслышке знакомы с приёмами тайм-менеджмента для подростков.

<<Сноска | Мааам, я блогер! Что делать, если ребёнок завёл видеоблог | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-rebenku-stat-blogerom>>

Как родителям поддержать продуктивность подростка

Напоминайте мягко

Планирование времени подростка — это задача со звёздочкой. Не надейтесь, что ребёнок всё сразу запомнит. Оставляйте ему стикеры с напоминанием, но не используйте назидательный тон («помой посуду»). Лучше использовать «волшебные» слова: «пожалуйста, не забудь помыть посуду».

Стикеры можно наклеивать не только для домашних дел, но и для более долгосрочных — например, напоминание, чтобы ребёнок прочитал параграф о синтезе белка, который пригодится ему на контрольной через неделю.

Покажите, что вы рядом

Иногда подростку важно не наставление, а простая поддержка и внимание: «Ты справишься» или «Давай вместе подумаем».

Заметьте тревожные сигналы

Если ребёнок регулярно избегает задач, постоянно устаёт и раздражается, дело может быть не в лени. Возможно, ему тяжело в школе или не подходит сама форма обучения. В этом случае важно рассмотреть альтернативы.

Топ приложений для тайм-менеджмента

  • Приложения с таймерами: Focus To-Do, Forest, Pomodoro Tracker.
  • Планеры: MyDailyPlanner, Todoist, Google Календарь, Evernote, Trello.
  • Трекеры привычек: Habitica, Productive, Streaks.
  • Простые трекеры дел в заметках или на стикерах.

Часто задаваемые вопросы

С какого возраста можно учить ребёнка планированию

Обучение планированию можно начинать уже с младшего школьного возраста — с 6–8 лет. Главное — использовать наглядные и простые инструменты. Например, наклеивать стикеры с делами или вместе рисовать план на день в виде маршрута. Важно не перегружать ребёнка, а постепенно формировать у него ощущение, что план — это помощник, а не строгий надзиратель.

В подростковом возрасте (с 12–13 лет) можно переходить к более сложным форматам: таблицы, ежедневники, электронные планеры. Главное — дать подростку возможность пробовать, ошибаться, менять формат, чтобы он сам выбрал удобный инструмент.

Что делать, если подросток сопротивляется правилам

Подростковый протест — это часть взросления. Сопротивление не всегда означает лень или безразличие. Чаще всего оно говорит о том, что ребёнку хочется больше свободы и самостоятельности. Вместо того чтобы настаивать на жёстких правилах, попробуйте включить подростка в обсуждение: «Как ты сам хочешь распланировать день? Что тебе важно успеть?»

Родителям важно не давить, а выстраивать партнёрский диалог. Объясните, зачем вообще нужен распорядок. Приведите примеры из жизни (в том числе своей), где планирование помогает достигать целей. Пусть он сам формулирует свои цели и способы их достижения. Это сделает правила не внешними, а внутренне принятыми.

Как найти баланс между учёбой и отдыхом

Баланс — это не про точную формулу 50 на 50, а про ощущение: «мне хватает времени и на важное, и на приятное». Если подросток чувствует постоянную усталость, раздражительность, если он перестаёт интересоваться любимыми делами — значит, отдых упущен.

Хорошая практика — совместно с подростком планировать не только уроки, но и отдых. Включайте в расписание прогулки, хобби, встречи с друзьями, спорт. Даже 30 минут отдыха после интенсивной умственной работы значительно повышают продуктивность.

Также важно объяснить, что отдых — это не лень. Это необходимый ресурс, который восстанавливает внимание, память, мотивацию. Без него невозможно учиться эффективно и радоваться результатам.

Что делать, если ничего не сработало

Иногда прокрастинация — не просто лень, а защитная реакция. Ребёнок может избегать задач по учёбе, если ему не нравится учиться, есть конфликты с педагогами или одноклассниками и другие травмирующие ситуации.

Когда некомфортно в школе, выходом может стать смена формы обучения. В России получать образование можно не только в стенах традиционной массовой школы, но и в семейной форме. Например, в Домашней школе Фоксфорда есть индивидуальные маршруты обучения. А когда учёба интересна, то и проблем с прокрастинацией, как правило, меньше.

Резюме

Главное — не идеальность, а устойчивость. Научиться быть продуктивным — не значит успевать.всё-всё-всё. Это значит — уметь выбирать, что важно именно сейчас. Подростки, которым дают пространство для планирования и поддержки, быстрее находят свой путь.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей