Как преодолеть страх нового, если тебе немного за 18

Взрослые часто боятся менять свою жизнь, потому что «уже поздно». Вместе с психологом разобрались в причинах страха и способах справиться с ними. А ещё узнали истории фоксфордцев, которые смогли перебороть страхи и нашли себя в новых сферах.

Человеком движут два противоположных желания: менять и оставлять всё как есть. С одной стороны, люди любят привычки, часто ходят одним маршрутом или пересматривают фильмы. С другой, хотят поменять работу, купить новую квартиру и бегать по утрам. Большие перемены часто вызывают боязнь, а у страха перед новой жизнью есть определение — неофобия.

Страх перед новым

Страх — это базовая эмоция человека, которая обычно возникает как ответ на опасность. Так мозг защищает вас и активизирует все силы для спасения. Поэтому страх — это не всегда плохо. Опасным становится состояние, когда он переходит в нарастающую и непрекращающуюся тревогу.

Страх перед новым — это тоже защитная реакция на ещё непонятные или малоизвестные обстоятельства. Если копнуть глубже, у неофобии есть подвиды:

  • идеофобия — страх новых идей, который останавливает прогресс;
  • технофобия — страх передовых технологий;
  • эпистемофобия — страх новых знаний или неизвестной информации;
  • футурофобия — страх будущего;
  • эргазиофобия — страх перед новой работой.

Причины боязни нового

Наследственность

Люди, у которых среди близких родственников были отмечены неофобные случаи, в три раза больше подвержены такому же страху.

Культурное влияние и оценивание

«А вот в наше время...»

Человека, который хочет перемен, могут посчитать бездельником, если он хочет уволиться, или чудаком, если переехать в деревню. В таком случае люди боятся общественности, которая осудит действия и повесит клеймо «неправильности».

Травмирующие события

Если в прошлом человек получил негативный опыт, вероятность того, что он не захочет повторять это вновь, велика. Так он может долго находиться в состоянии «меня и так всё устраивает».

Тревога по поводу неизвестного

«А что, если...»

Человеку непонятно, чего ожидать в будущем. Перемены могут быть сопряжены с трудностями и тяжёлыми последствиями. Часть мозга, которая отвечает за биологическое выживание, генерирует худшие сценарии развития событий.

Возможность поражения или успеха

Человек боится не совладать с последствиями. Это может быть полный провал и непонимание, что делать. Но и лучшего развития событий тоже можно бояться. Например, как изменится жизнь, если человек заработает миллион. От него могут отвернуться друзья или придётся ещё больше работать, чтобы не откатываться назад в своих желаниях.

Самоосуждение

Низкая самооценка, чувство вины, самопорицание могут загнать человека в ловушку, если он воспринимает свои колебания относительно изменений как трусость. 

Люди могут бояться, что станет хуже, чем было. Тогда как будто теряется смысл изменения: я что-то сделал, это не привело к лучшему результату, зачем я потратил силы, время, финансы, если сделал только хуже?

<<Форма демодоступа>>

Как побороть страх нового

Для этого можно следовать алгоритму:

  1. Примите страх. Не стоит искать себе оправданий, например: «Я не начала ходить на фитнес, потому что некогда». Стоит честно себе признаться: «Я боюсь, что у меня не получится».
  2. Обсудите. С родственниками, друзьями или психологом. Это поможет под другим углом увидеть ситуацию.
  3. Подумайте о худшем сценарии. Что самое страшное может произойти, если что-то изменить? Ответьте себе на этот вопрос и  детально распишите в голове последовательность событий: случится это, это и это.
  4. Признайте, что всё может сложиться не так, как мы представляем. Мысленно поблагодарите себя за всё, что уже было сделано, и подведите итоги. Поймите, что чувство пустоты, жалости и сожаления, возможно, не удастся избежать полностью.
  5. Убедитесь, что это нужно. Задумайтесь, что вы делаете и для чего: сформулируйте намерение, к которому будете стремиться.
  6. Смотрите с оптимизмом. В любом деле — и в изменениях тем более — важен настрой.
  7. Делайте небольшие шаги. Не стоит планировать на завтра переезд в Канаду, если сегодня вы ещё не начали учить английский. Цель покажется недоступной и быстро уйдёт на второй план.
  8. Выключите перфекционизм. Не стоит ожидать, что одно изменение решит все ваши проблемы. Каждое влечёт за собой новые вызовы.

Детям перемены даются проще: они не анализируют прошлое и настоящее. Они лишь видят ситуацию, которую необходимо изменить, и делают. Взрослые же тяжело принимают решения, потому что «уже поздно», «и так сойдёт», «ну, не так уж и плохо» и «а что скажут люди?».

Одна из известнейших женщин в США, которая построила бизнес-империю в мире мужчин-управленцев, судья Джуди Шейндлин (Judge Judy Sheindlin) на Forbes Women’s Summit в 2018 году сказала: «Если ты не достиг успеха в 20, ты можешь сделать это в 30, если не достиг в 30, можешь в 40, если не получилось в 40, можешь в 50. Просто помни: Бабушка Мозес начала рисовать, когда ей было около 80. Она была одной из самых плодотворных художниц. Никогда не поздно».

Чаще всего люди задумываются о переменах в кризисные моменты, которые связаны с переосмыслением прожитого опыта, сопоставлением давних мечтаний и тем, что есть сейчас. Иногда приходят к этому через депрессивные состояния, чтобы выйти из какой-то ситуации. Если человек понимает, что на протяжении полугода он не получает никакой радости, ему точно стоит что-то поменять.

Как преодолеть страх новой работы

Страх перед новой работой возникает, если человек:

  • не уверен в своих силах;
  • не коммуникабелен;
  • трепещет перед начальством;
  • находится в общем стрессе;
  • выбирает неизведанную сферу;
  • решается изменить жизнь на 180 градусов.
Обычно взрослые понимают, что «не знают, кем хотят быть, когда вырастут», по двум причинам: потому что мы выбираем университет и профессию достаточно рано — в 16–18 лет. А в течение жизни взгляды, интересы, ценности меняются.

Чтобы понять, как побороть страх новой работы, мы собрали истории сотрудников «Фоксфорда» об их карьерном пути.

Истории фоксфордцев о переменах в жизни

Ирина Романова, тьютор

Многодетная мама. После юридического и экономического образования в 30 лет решила стать тьютором.

Екатерина Белоглазкина, наставник 3–4 классов

После семи лет работы начальником отдела корпоративных продаж в крупной страховой компании в 2014 году решила преподавать специальное фортепиано и сольфеджио.

Алёна Минина, классная руководительница 3–4 классов

Училась на пиарщика в гражданской авиации, но решила преподавать в школе. Посвятила этому пять лет и ушла, чтобы стать астрологом. В итоге вернулась к классному руководству.

Римма Березовская, наставник 1–2 классов

До 28 лет стала личным ассистентом генерального директора крупной компании. Родила ребёнка и уже в 30 решила открыть детский центр. Спустя время бизнес закрылся из-за пандемии, и она стала наставником. Сейчас ей 38 лет, и она решилась на второго ребёнка.

Александра Бартенева, наставник 8 класса

В 36 лет уволилась с престижной и высокооплачиваемой должности в банковской сфере. Решила учиться на психолога и начала карьеру в онлайне с нуля.

Марина Кострикова, наставник параллели 8 классов

15 лет работала в школе учителем, руководила командой КВН. Подрабатывала в лагерях и фонде «Расправь крылья». Всё поменяла на должность заместителя руководителя Центра научного и карьерного роста филиала РАНХиГС, а потом — главного специалиста Управления образования и молодёжной политики. Всё бросила ради центра SmartyKids, где стала исполнительным директором. В пандемию вернулась в образование, только теперь в онлайн. А ещё в этом году отметила пятидесятилетний юбилей.

Наталья Спириданчук, наставник 7 класса

Была педагогом гражданского и военного вузов, а в промежутке — начальником отдела магистратуры. Параллельно училась на парикмахера, работала в контекстной рекламе и чем только ни занималась в кризис. Решила вернуться в образование — стала наставником и планирует быть методистом.

Мария Портола, наставник 1–2 классов

Больше 20 лет работала в РЖД на руководящей должности. Год назад выучилась на тьютора, уволилась и пошла работать в коррекционную школу для детей с интеллектуальными нарушениями.

Дмитрий Евстафьев, наставник 5 класса

После армии занимался строительством, потом был военным инженером. В 39 лет отучился на олигофренопедагога, специального психолога и семейного психолога.

Никита Погодин, автор

Променял жизнь офисного планктона на кухонную работу в психбольнице.

Алёна Хромова, автор

Училась в педагогическом вузе, работала в школе, молодёжном центре, лагере. Была учителем, методистом, педагогом-организатором, вожатой, заместителем директора. В один момент решила: «А почему бы не начать писать тексты?»

Иллюстрация: tubik.arts / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован