Правила обратной связи для ребёнка: 3 действенных способа
Вместе с психологом Домашней школы Фоксфорда Еленой Петрусенко разбираемся, почему обратная связь не должна содержать оценки и как грамотно давать обратную связь ребёнку. Статья полезна всем родителям, которые хотят эффективно общаться с детьми.
- 4.10.2024
- Время чтения:5 минут
Общие правила предоставления обратной связи
Разговаривайте в комфортной обстановке
Прежде чем давать обратную связь ребёнку, убедитесь, что это происходит не на бегу и не второпях. Выберите удобное время, когда все участники беседы расслаблены и настроены на диалог.
Нельзя: начать отчитывать ребёнка за плохо проделанную работу параллельно с другими занятиями, например во время завтрака перед сборами в школу.
Лучше: поговорить в выходной день, когда никто никуда не торопится.
Начните с позитивного
Обратная связь может быть позитивной и негативной. Но хороша та обратная связь, которая содержит конкретику, а не оценку.
По правилам подачи обратной связи рекомендуется фокусироваться на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах. А потом уже отмечать, что можно улучшить.
При этом важно давать и негативные комментарии тоже, если они есть. Если ребёнок слышит только позитив и одобрение без конструктивной критики, сформируется синдром отличника. Тогда последующую критику от других людей школьник будет воспринимать крайне болезненно.
Нельзя: «Сочинение очень слабое, ты не раскрыл тему».
Лучше: «Ты привёл отличный аргумент во второй части и хорошо справился с введением. Но есть моменты, которые нужно доработать, и вот почему».
<<Форма демодоступа>>
Ведите диалог
Обратная связь не должна быть монологом — побуждайте ребёнка отвечать вам и позвольте ему возражать. Обсуждайте проблему, а не навязывайте своё мнение.
Нельзя: «Потому что я так сказал».
Лучше: «Я думаю, что здесь можно было написать по-другому, а что думаешь ты? Давай обсудим».
Не давайте оценку
Обратная связь не равна оцениванию.
Оценить что-либо значит повесить на ребёнка ярлык. По правилам эффективной обратной связи рекомендуется объяснить, что можно изменить, чтобы получить в следующий раз более высокий результат.
Нельзя: «Ты двоечник».
Лучше: «У тебя хорошо получается вот это, а над этим можно поработать».
<<Форма семейного образования>>
3 способа, как давать ребёнку обратную связь
Бутерброд
Эту модель часто используют в бизнесе для повышения эффективности процессов.
Вот пошаговая инструкция, как использовать этот способ:
- Начало разговора в позитивном ключе — отметьте, что понравилось.
- Середина разговора — объясните, что нуждается в корректировке.
- Завершение разговора — снова позитив. Выражайте уверенность, что у ребёнка всё получится.
Метод BOFF
Аббревиатура расшифровывается так: поведение (Behaviour), результат (Outcome), чувства (Feelings), будущее (Future).
Вот пошаговая инструкция, как использовать метод BOFF:
- Опишите поведение (действия) ребёнка без эмоциональной окраски, называя факты. Например: ты не сходил в магазин вовремя.
- Опишите результат (эффект действий). Например: к обеду не было нужных продуктов.
- Опишите свои чувства по этому поводу. Важно говорить от первого лица: мне было неприятно, я расстроилась.
- Дайте установку на будущее. Обсудите, что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась.
Метод ППП
Ещё одна аббревиатура, за которой скрывается три «П» — проблема, причина, поддержка.
Вот пошаговая инструкция, как использовать способ ППП:
- Сформулируйте проблему. Например: у тебя упала успеваемость по английскому.
- В ходе разговора с ребёнком выявите причину. Например, оказалось, что у школьника конфликт с преподавателем.
- Поддержите ребёнка. Решите, что можно сделать: например, сменить учителя или школу, пойти на дополнительные курсы, перейти на семейное обучение по одному предмету.
Резюме
Чтобы дать ребёнку корректную и эффективную обратную связь, соблюдайте несколько общих правил. Разговаривайте в комфортной обстановке, начинайте с положительных моментов, позволяйте ребёнку участвовать в диалоге и не вешайте ярлыки.
Если не знаете, как именно выстроить разговор, примените одну из стратегий предоставления обратной связи. Например, способ «Бутерброд», методы BOFF и ППП.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться