Правила обратной связи для ребёнка: 3 действенных способа

Вместе с психологом Домашней школы Фоксфорда Еленой Петрусенко разбираемся, почему обратная связь не должна содержать оценки и как грамотно давать обратную связь ребёнку. Статья полезна всем родителям, которые хотят эффективно общаться с детьми.

иконка календаря
27 июля 2025
иконка таймера
7 минут
Поделиться:
Эта статья написана совместно с экспертами
Елена Петрусенко
Елена Петрусенко
Практикующий социальный психолог

Что такое обратная связь в воспитании детей

Норберт Винер ввёл понятие «обратная связь» ещё в прошлом веке. Он изучал кибернетику и применял этот термин к техническим системам. Винер обозначил обратную связь как «communications network», способное корректировать своё поведение, используя результаты предыдущих действий. Позже его позаимствовали для воспитания детей.

Обратная связь в семье — это когда родитель говорит ребёнку, что думает о его поведении или поступках. Взрослый не просто хвалит или ругает, а объясняет, что произошло и как это можно исправить.

Многие родители путают обратную связь с оценками. «Молодец» или «плохо себя ведёшь» — это оценки. А обратная связь звучит так: «Ты быстро собрал игрушки, когда я попросила. Это помогло нам вовремя пойти в магазин».

Детская психика развивается каждый день. Взрослые показывают детям правила поведения, а ребёнок впитывает наши слова и реакции как губка — поэтому так важно говорить правильно.

Как обратная связь влияет на развитие ребёнка

Формирует самооценку

Представьте: ребёнок рождается чистым листом. Родители — его первые учителя жизни. Именно взрослые показывают, что хорошо, а что плохо. Ребёнок же доверяет родителям безоговорочно.

Когда мы говорим «ты умный» или «у тебя ничего не получается», ребёнок записывает это в свою внутреннюю программу, которая потом работает всю жизнь.

Положительная обратная связь повышает самооценку. Но есть нюанс — она должна быть честной и конкретной.

Влияет на эмоции

Негативная обратная связь бьёт по самооценке. Ребёнок начинает защищаться, злиться или замыкаться. Поэтому мы должны быть очень осторожны с критикой. Дети воспринимают критику острее взрослых. У них ещё нет защитных механизмов психики. Так, одно неосторожное слово может ранить на годы.

Виды обратной связи

Рассказываем о видах обратной связи.

Позитивная обратная связь

Хвалить тоже нужно правильно. Есть похвала за личность и похвала за процесс.

  • Хвалим личность: «Какой ты умный, решил задачу!».
  • Хвалим за процесс: «Ты не сдался, когда задача показалась сложной, а попробовал разные способы решения».

Первый вариант создаёт зависимость от похвалы и стыд при неудаче. Второй учит ценить свои усилия.

Корректирующая обратная связь

Здесь самое сложное. Нужно указать на проблему, но не обидеть ребёнка.

  • Неправильно: «Ты всегда забываешь про домашние дела».
  • Правильно: «Мусор не вынесен. Помнишь, мы договаривались, что ты сделаешь это после школы?».

Первая фраза обвиняет. Вторая констатирует факт и напоминает о договорённости.

Общие правила предоставления обратной связи

Разговаривайте в комфортной обстановке

Прежде чем давать обратную связь ребёнку, убедитесь, что это происходит не на бегу и не второпях. Выберите удобное время, когда все участники беседы расслаблены и настроены на диалог. 

Нельзя: начать отчитывать ребёнка за плохо проделанную работу параллельно с другими занятиями, например, во время завтрака перед сборами в школу. 

Лучше: поговорить в выходной день, когда никто никуда не торопится. 

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Начните с позитивного

Обратная связь может быть позитивной и негативной. Но хороша та обратная связь, которая содержит конкретику, а не оценку. 

По правилам подачи обратной связи рекомендуется фокусироваться на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах. А потом уже отмечать, что можно улучшить.

При этом важно давать и негативные комментарии тоже, если они есть. Если ребёнок слышит только позитив и одобрение без конструктивной критики, сформируется синдром отличника. Тогда последующую критику от других людей школьник будет воспринимать крайне болезненно.

Нельзя: «Сочинение очень слабое, ты не раскрыл тему».

Лучше: «Ты привёл отличный аргумент во второй части и хорошо справился с введением. Но есть моменты, которые нужно доработать, и вот почему». 

Ведите диалог

Обратная связь не должна быть монологом — побуждайте ребёнка отвечать вам и позвольте ему возражать. Обсуждайте проблему, а не навязывайте своё мнение.

Нельзя: «Потому что я так сказал». 

Лучше: «Я думаю, что здесь можно было написать по-другому, а что думаешь ты? Давай обсудим».

Не давайте оценку

Обратная связь не равна оцениванию.

Оценить что-либо значит повесить на ребёнка ярлык. По правилам эффективной обратной связи рекомендуется объяснить, что можно изменить, чтобы получить в следующий раз более высокий результат. 

Нельзя: «Ты двоечник».

Лучше: «У тебя хорошо получается вот это, а над этим можно поработать». 

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Признаки хорошей обратной связи

  • Конкретность. Общие фразы бесполезны. «Молодец» ничему не учит. «Ты аккуратно написал все буквы в прописях» — учит.
  • Своевременность. Обратную связь дают сразу после события. Через неделю ребёнок уже забудет, о чём речь.
  • Конструктивность. Фокусируйтесь на решении, а не на проблеме. «Что будем делать дальше?» важнее, чем «почему так получилось?».
  • Безопасность. Ребёнок не должен бояться вашей реакции, так как страх блокирует обучение.

3 способа, как давать ребёнку обратную связь

Бутерброд

Эту модель часто используют в бизнесе для повышения эффективности процессов.

Вот пошаговая инструкция, как использовать этот способ: 

  1. Начало разговора в позитивном ключе — отметьте, что понравилось. 
  2. Середина разговора — объясните, что нуждается в корректировке. 
  3. Завершение разговора — снова позитив. Выражайте уверенность, что у ребёнка всё получится. 

Метод BOFF

Аббревиатура расшифровывается так: поведение (Behaviour), результат (Outcome), чувства (Feelings), будущее (Future). 

Вот пошаговая инструкция, как использовать метод BOFF:

  1. Опишите поведение (действия) ребёнка без эмоциональной окраски, называя факты. Например: ты не сходил в магазин вовремя. 
  2. Опишите результат (эффект действий). Например: к обеду не было нужных продуктов. 
  3. Опишите свои чувства по этому поводу. Важно говорить от первого лица: мне было неприятно, я расстроилась. 
  4. Дайте установку на будущее. Обсудите, что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Метод ППП

Ещё одна аббревиатура, за которой скрывается три «П» — проблема, причина, поддержка. 

Вот пошаговая инструкция, как использовать способ ППП:

  1. Сформулируйте проблему. Например: у тебя упала успеваемость по английскому. 
  2. В ходе разговора с ребёнком выявите причину. Например, оказалось, что у школьника конфликт с преподавателем
  3. Поддержите ребёнка. Решите, что можно сделать: например, сменить учителя или школу, пойти на дополнительные курсы, перейти на семейное обучение по одному предмету. 

Обратная связь по возрастам

Дошкольники (3-6 лет)

Малыши мыслят конкретно. Абстрактные понятия им недоступны. Говорите простыми словами.

Работающие фразы:

  • «Ты поставил все машинки в гараж. Теперь в комнате порядок».
  • «Ты дал кубик Маше. Она перестала плакать».
  • «Ты сильно разозлился. Понимаю. Но бить других нельзя».

Школьники (7-10 лет)

Дети этого возраста уже понимают причинно-следственные связи. Можно объяснять подробнее.

Примеры:

  • «Почерк в дневнике стал чётче. Видно, что тренируешься дома».
  • «Расскажи, какая часть задания показалась труднее?».
  • «Из-за плохой оценки ты расстроился. Это нормально. Давай разберём ошибки вместе».

Подростки (11-17 лет)

Подростки болезненно реагируют на критику. Они борются за независимость, поэтому нужно уважать их мнение.

Подходящие фразы:

  • «Объясни, что ты имеешь в виду. Я хочу понять твою точку зрения».
  • «Какие у тебя есть идеи по решению проблемы?».
  • «Я доверяю твоему выбору, но давай обсудим риски».

Частые ошибки родителей

Сравнение с другими детьми

  • Неправильно: «Вон Петя из соседнего класса отличник».
  • Правильно: «В прошлом месяце у тебя по математике была тройка, сейчас четвёрка. Я вижу, как ты для этого постарался».

Сравнения убивают мотивацию и портят отношения с детьми.

Критика личности

  • Неправильно: «Ты такой неаккуратный».
  • Правильно: «На столе лежат крошки от печенья. Убери за собой, пожалуйста, когда будешь выходить из-за стола».

Первая фраза лишь травмирует ребёнка, а вторая просто констатирует факт.

Воспитание во время сильных негативных эмоций

Злость — плохой советчик. В состоянии раздражения мы говорим что-то, о чём потом жалеем. Сначала успокойтесь. Потом говорите с ребёнком.

Слишком общие фразы

«Плохо себя ведёшь» — бесполезная фраза, в которой нет фактов. Ребёнок не понимает, что именно не так. «Ты перебил маму три раза за ужином» — конкретно и понятно.

Игнорирование эмоций ребёнка

  • Неправильно: «Не расстраивайся из-за ерунды».
  • Правильно: «Вижу, ты расстроен. Расскажи, что чувствуешь».

Эмоции ребёнка важны, даже если причина этих переживаний кажется нам незначительной.

Упражнения для родителей

Упражнение «Переформулировка»

Потренируйтесь превращать типичные родительские фразы в конструктивную обратную связь.

  • Было: «Ты никогда не слушаешься!».
  • Стало: «Похоже, мы друг друга не понимаем. Объясни свою позицию».
  • Было: «Опять у тебя бардак в комнате!».
  • Стало: «Вижу, одежда лежит на полу. Как думаешь, что с этим делать?».

Упражнение «Дневник обратной связи»

Попробуйте неделю записывать:

  • Какую обратную связь давали ребёнку?
  • Как он реагировал?
  • Что можно было сделать по-другому?

Это поможет отследить свои паттерны поведения.

Упражнение «Активное слушание»

Тренируйте навык активного слушания:

  • Полностью сосредоточьтесь на ребёнке.
  • Повторите своими словами то, что он сказал.
  • Задайте уточняющие вопросы.
  • Назовите эмоции, которые заметили.

Что делать, если ребёнок не хочет разговаривать

Это происходит по разным причинам:

  • Боится наказания.
  • Устал или находится в стрессе.
  • Помнит предыдущий негативный опыт.
  • Не понимает, чего от него хотят.

В этой ситуации родителю нужно:

  1. Создайте безопасную среду — убедите ребёнка, что его не накажут за честность.
  2. Выберите момент — не настаивайте, если ребёнок не готов говорить.
  3. Проявите понимание — покажите, что понимаете его чувства.
  4. Задавайте вопросы — «Что ты думаешь о случившемся?» лучше необоснованных утверждений.

Резюме

Чтобы дать ребёнку корректную и эффективную обратную связь, соблюдайте несколько общих правил. Разговаривайте в комфортной обстановке, начинайте с положительных моментов, позволяйте ребёнку участвовать в диалоге и не вешайте ярлыки.

Если не знаете, как именно выстроить разговор, примените одну из стратегий предоставления обратной связи. Например, способ «Бутерброд», методы BOFF и ППП.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.