Правила обратной связи для ребёнка: 3 действенных способа

Вместе с психологом домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Еленой Петрусенко разбираемся, почему обратная связь не должна содержать оценки и как грамотно давать обратную связь ребёнку. Статья полезна всем родителям, которые хотят эффективно общаться с детьми.

  • 20.10.2020
  • Время чтения:

    2 минуты

Елена Петрусенко

Практикующий социальный психолог. С 2007 года работает с детьми школьного возраста. Имеет опыт работы с детьми с ОВЗ, приёмными детьми. Знает, как правильно давать обратную связь детям.

Общие правила предоставления обратной связи

Разговаривайте в комфортной обстановке

Прежде чем давать обратную связь ребёнку, убедитесь, что это происходит не на бегу и не второпях. Выберите удобный момент — когда все участники беседы расслаблены и настроены на диалог. 

❌Начать отчитывать ребёнка за некую плохо проделанную работу параллельно с другими занятиями (например, во время завтрака перед сборами в школу). 

✅Поговорить в выходной день, когда никто никуда не торопится. 

Начните с позитивного

Обратная связь может быть позитивной и негативной. Но хороша та обратная связь, которая содержит конкретику, а не оценку. 

По правилам подачи обратной связи рекомендуется фокусироваться на сильных сторонах проделанной работы, а не на неправильных рассуждениях или нелогичных выводах. А потом уже отмечать, что можно улучшить.

При этом важно давать и негативные комментарии тоже, если они есть. Если ребёнок слышит только позитив и одобрение без конструктивной критики, сформируется «синдром отличника» — и последующую критику от других людей школьник воспримет крайне болезненно.

❌«Сочинение очень слабое, ты не раскрыл тему».
✅ «Ты привёл классный аргумент во второй части и хорошо справился с введением. Но есть моменты (укажите какие именно), которые нужно доработать (и почему)». 

Ведите диалог

Обратная связь не должна быть монологом — побуждайте ребёнка к ответной реакции и позвольте ему возражать. Обсудите, а не навязывайте. Обратная связь усваивается только тогда, когда присутствует двусторонняя передача информации. 

❌Высказать только свою точку зрения и закончить разговор. 

✅«Я думаю то-то и то-то, а что думаешь ты? Давай обсудим».

Не давайте оценку

Обратная связь — не равно оценивание.

Оценить что-либо — значит повесить на ребёнка ярлык. По правилам эффективной обратной связи рекомендуется объяснить, что можно изменить, чтобы получить в следующий раз более высокий результат. 

❌«Ты двоечник» / «ты хорошист». 

✅У тебя хорошо получается /это/, а над /тем/ можно поработать. 

Источник: freepik.com

3 способа, как давать ребёнку обратную связь

Вот конкретные стратегии, которые помогут не растеряться и грамотно изложить ребёнку ваши мысли. Так вы не заденете и не навредите ребёнку, а донесёте конструктивный фидбек. 

Бутерброд

Эта модель часто используется в бизнесе для повышения эффективности процессов.

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «бутерброда»: 

  1. Начало разговора в позитивном ключе — отметьте, что понравилось. 
  2. Середина разговора — объясните, что нуждается в корректировке. 
  3. Завершение разговора — снова позитив. Выражайте уверенность, что у ребёнка всё получится. 

Метод BOFF

Аббревиатура расшифровывается так: поведение (Behaviour), результат (Outcome), чувства (Feelings), будущее (Future). 

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «BOFF»:

  1. Опишите поведение (действия) ребёнка без эмоциональной окраски, называя факты. Например: ты не сходил в магазин вовремя. 
  2. Опишите результат (эффект действий). Например: к обеду не было нужных продуктов. 
  3. Опишите свои чувства по этому поводу. Важно говорить от первого лица: «мне было неприятно», «я расстроилась». 
  4. Дайте установку на будущее. Обсудите, что можно сделать, чтобы ситуация не повторилась.

Метод ППП

Ещё одна аббревиатура, за которой скрывается три «П» — проблема, причина, поддержка. 

Вот пошаговая инструкция, как применить способ «ППП»:

  1. Сформулируйте проблему. Например: «у тебя упала успеваемость по английскому». 
  2. В ходе разговора с ребёнком выявите причину. Например, оказалось, что у школьника конфликт с преподавателем. 
  3. Окажите поддержку. Решите, что можно сделать — сменить учителя или школу, пойти на дополнительные курсы, перейти на семейное обучение по одному предмету

Резюме

Чтобы дать ребёнку корректную и эффективную обратную связь, соблюдайте несколько общих правил. Разговаривайте в комфортной обстановке, начинайте с положительных моментов, позвольте ребёнку участвовать в диалоге и не вешайте ярлыки.

Если не знаете, как именно выстроить разговор, примените одну из стратегий предоставления обратной связи. Например, способ «бутерброда», методы BOFF и ППП.

Поможем найти общий язык с ребёнком!

В «Домашней школе Фоксфорда» работает штатный психолог. Консультации для учащихся и их родителей бесплатны. Оставьте свои контакты, чтобы узнать больше об обучении в нашей онлайн-школе
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Демодоступ

Бесплатное пробное обучение в онлайн-школе! Успейте попробовать!

Учиться

Демодоступ