Эвристическое обучение Хуторского: что это и кому подходит
Рассказываем, что такое эвристическое обучение Хуторского, кому оно подходит и как помогает детям развивать гибкость мышления.
- 19.9.2024
- Время чтения:10 минут
Эвристическое обучение — это непрерывное открытие нового самим учеником.
Эвристическое обучение восходит к школе Сократа, в которой философ вместе с собеседником приходил к новым знаниям через вопросы и рассуждения. Долгое время оно рассматривалось как ответвление проблемного обучения. Самостоятельным направление стало в девяностые годы двадцатого столетия.
В 1980–1990-х годах доктор педагогических наук А. В. Хуторской вместе с командой провёл исследования, в которых изучил результативность эвристического подхода на уровне школы. Ученикам предлагали самостоятельно выстроить траекторию образования по каждой дисциплине. Так выявили, что можно обрести не только знания. Вот что ещё продумывали школьники:
- личные цели занятий, программы своего обучения;
- способы освоения изучаемых тем;
- формы представления и оценки образовательных результатов.
На этом основании Хуторской разработал теорию дидактической эвристики. Это педагогическая система, где образование построено на творческой самореализации учеников и педагогов через создание ими образовательных продуктов. Это могут быть:
- материальные вещи, например тексты, рисунки, поделки;
- изменения личностных качеств, например повышение уровня отзывчивости, раскрытие добродушности.
<<Форма демодоступа>>
Различия эвристического и проблемного обучения
У проблемного обучения методика построена так: учитель находит проблему и наводит детей на известное решение. Цель эвристического обучения расширяет возможности проблемного обучения, поскольку ориентирует учителя и ученика на достижение неизвестного им результата.
Проблемное обучение обычно используют в учебных предметах и конкретных темах, к которым требуется интеллектуальный подход. Эвристическое обучение более универсально: его можно применять и к эмоционально-образным темам, и к спортивной подготовке.
Проблемное обучение затрагивает содержание учебных дисциплин и методику. Эвристическое обучение определяет методологию образования в целом, то есть все методы, способы и стратегии обучения.
Задачи
Сверхзадача эвристического обучения — это творческая самореализация ученика. Её можно разделить на три подзадачи:
- создание учениками образовательной продукции в изучаемых областях;
- освоение содержания областей через сопоставление с собственными результатами;
- выстраивание индивидуальной образовательной траектории в каждой из образовательных областей с опорой на личностные качества.
Как работает система
Технология эвристического обучения включает семь шагов. Рассмотрим на примере изучения темы.
Шаг 1. Диагностика уровня развития личностных качеств, необходимых для разных видов деятельности
Ребёнку нужно подумать, что ему поможет познакомиться с произведением «Вишнёвый сад» Чехова. Например, умение анализировать, усидчивость, навык работы с большими объёмами информации.
Шаг 2. Фиксирование учениками фундаментальных образовательных объектов изучаемой темы
Ребёнок фиксирует объекты — книгу, само произведение, биографию автора.
Шаг 3. Выстраивание личного отношения ученика к теме
Ребёнок делает вывод, как он относится к автору, что думает о произведении и о предмете литературы в целом.
Шаг 4. Планирование учеником индивидуальной учебной деятельности
Ученик с помощью учителя выступает в роли организатора собственного образования: формулирует цель, прогнозирует итоговые эвристические продукты и формы их презентации, составляет план работы, отбирает средства и способы деятельности, устанавливает систему контроля и оценки своей деятельности. Например, после прочтения он напишет сочинение по произведению. Это и будет эвристический продукт.
Шаг 5. Одновременная реализация индивидуальной и коллективной образовательных программ
Каждый поставил себе программу по изучению произведения, при этом учитель свёл их в единый план. Например, обозначил, когда весь класс проводит круглый стол по произведению и обсуждает действия героев.
Шаг 6. Демонстрация творческих образовательных продуктов учеников и их обсуждение
Например, выставка сочинений.
Шаг 7. Рефлексия
Общее обсуждение того, что изучали, что сделали, что получилось, как это теперь применять.
<<Форма семейного образования>>
Формы обучения
Форма обучения — это способ взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Учителю или родителю стоит использовать разные формы обучения, комбинировать их для достижения лучших образовательных результатов. Например, олимпиада подойдёт для завершения темы и обобщения знаний, а погружение — для начальной работы. Так можно соединить две формы в работе над одной темой.
- Эвристическое погружение
В течение нескольких дней ученик познаёт природный, культурный или другой образовательный объект. Например, со всех сторон и областей рассматривают снегопад.
- Эвристическая олимпиада
Школьники создают творческие продукты небольшого объёма за короткие промежутки времени. Оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества при создании учениками продуктов.
- Деловая игра
На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для неё проблемы.
- Творческие работы
Выполняются прямо на уроке или дома как элемент творчества в рамках изучаемой темы.
Методы обучения, которые родители хоумскулеров могут использовать
Такие методы подходят не только для классного обучения, но и для домашнего. Например, родители могут помочь ребёнку рассмотреть со всех сторон транспорт или углубиться в химические элементы.
- Метод «вживания»
Ребёнок как бы переселяется в изучаемый объект, старается почувствовать и познать его изнутри. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт. Это тот самый случай, когда нужно представить себя столом или самолётом, чтобы понять устройство объекта.
- Метод смыслового видения
Концентрация на образовательном объекте зрения и разума позволяет понять идею объекта. Ребёнок смотрит на объект и при этом анализирует его. Например, какого цвета, размера, запаха хлеб.
- Метод символического видения
Ребёнок находит или выстраивает связи между объектом и его символом. Например, между буквой и звуком.
- Метод образного видения
Ребёнок обозначает творчески то, что он видит. Например, рисует не сам предмет, а образ, то есть на что он похож. Допустим, яблоко — это красный шар.
- Метод придумывания
Ребёнок создаёт неизвестный ранее продукт. Например, робота, который включает и выключает свет.
- Метод «Если бы…»
Ребёнок описывает или рисует картину того, что произойдёт, если в мире что-либо изменится. Например, что будет, если вдруг исчезнут все полицейские или на Землю начнут падать звёзды.
- Метод эвристических вопросов
Родитель задаёт ребёнку семь ключевых вопросов (кто? что? зачем? где? чем? как? когда?). Ответы открывают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
- Метод гиперболизации
Ребёнок увеличивает или уменьшает объект познания, его отдельные части или качества. Например, представляет спичку размером с дом.
- Метод агглютинации
Ребёнок соединяет несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов. При использовании этого метода могут возникать, например, такие образы, как вершина пропасти или сладкая соль.
- Мозговой штурм
Ребёнок собирает как можно больше идей по заданной теме.
- Метод синектики
Родитель вместе с ребёнком обсуждают общие признаки проблемы, выдвигают и отсеивают первые решения, генерируют аналогии.
- Метод морфологического ящика
Ребёнок находит новые идеи через составление различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Например, соединяет карандаш и крем для рук.
- Метод инверсии
Ребёнок исследует объект с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. Например, устройство холодильника: с внешней стороны его можно описать как электрический прибор большого размера и белого цвета, но его основное свойство скрыто внутри — он замораживает продукты.
- Метод эвристического наблюдения
Ребёнок наблюдает и получает новую информацию. Обычно используется в естественно-научных дисциплинах. Например, таяние снега — какие процессы в нём проходят с научной точки зрения.
- Метод исследования
Ребёнок выбирает объект и исследует по плану: цели исследования, план работы, факты об объекте, опыты, возникшие вопросы и проблемы, версии ответов, гипотезы, рефлексивные суждения, осознанные результаты, выводы.
- Метод конструирования понятий
Ребёнок своими словами объясняет предмет или явление.
- Метод рефлексии
Ребёнок проговаривает, чему научился, что узнал, что взял с собой в другие области, что понравилось, а что нет, что можно доработать.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться