Как эффективно запоминать тексты в классе: методика Ривина
Рассказываем о методике Ривина, которая позволяет организовать эффективное обучение большой группы детей и развивает их коммуникативные навыки.
- 20.8.2024
- Время чтения:5 минут
Историческая справка: кто такой Александр Ривин
Александр Григорьевич Ривин — русский и советский педагог-новатор и автор идеи коллективной формы обучения, расцвет карьеры которого пришёлся на начало XX века. Ривина интересовало, как повысить эффективность обучения. Чтобы проверить свои гипотезы на практике, он работал с группой из 30 детей разного возраста — от 10 до 16 лет.
Так появилась методика, с помощью которой можно запоминать тексты. Основная её особенность — работа в группах или парах и фиксация информации через выявление главной мысли и выписывание заголовков. Благодаря этой новаторской идее группа за девять месяцев добилась больше, чем за 3–4 года обычного школьного обучения.
Как организована методика
Методика совместного обучения подходит для изучения научных, учебных и художественных текстов разной сложности.
Работа в учебной группе по методике, предложенной Ривиным, происходит по следующему плану:
- Каждый учащийся получает индивидуальный текст для изучения.
- Учащиеся разбиваются по парам, в каждой из которых ребята решают, чей текст они будут разбирать первым.
- Один из учеников читает вслух первый абзац своего текста. Его напарник следит глазами по тексту и слушает. После учащиеся обсуждают отрывок, уточняют термины, если их значение неясно, а затем дают прочитанному фрагменту текста название. Ученик, которому был выдан этот текст, записывает заглавие первого абзаца себе в тетрадь. Важно не конспектировать текст, а вычленить главную мысль и коротко обозначить её, например «Экономические предпосылки кризиса» или «Связь между сторонами в прямоугольном треугольнике».
- Каждая пара, закончив работу с первым абзацем одного напарника, проделывает то же самое с первым абзацем другого напарника.
- После ученики меняются парами. В новых парах учащиеся решают, чей текст будет обсуждаться первым.
- Учащийся своими словами пересказывает новому напарнику содержание первого абзаца текста (благодаря этому он лучше запоминает и переосмысляет информацию). Далее так же, как и в работе с первым абзацем, ученик читает, обсуждает и озаглавливает второй абзац вместе со своим напарником.
- В парах проводится аналогичная работа над текстом второго ученика.
- Учащиеся снова меняются парами. Схема повторяется до тех пор, пока ученики не озаглавят все абзацы своих текстов.
- Для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся может пересказать весь текст однокласснику или группе учеников.
<<Форма демодоступа>>
Какие навыки развивает методика
Методика позволяет одновременно с освоением новой темы прорабатывать социальные и коммуникативные навыки. Школьники учатся:
- эффективно доказывать свою точку зрения и дискутировать;
- прислушиваться друг к другу и искать компромиссы;
- связно и красиво говорить, доносить свою мысль до собеседника.
Также они увеличивают словарный запас. Методика Ривина на уроках русского языка будет особенно полезной.
Применение методики в классах начальной школы имеет дополнительные плюсы:
- дети развивают беглость и правильность чтения;
- ребята обучаются навыкам анализа текста — учатся выявлять главную мысль и идею текста, а также воспроизводить его своими словами.
<<Форма семейного образования>>
Обратная методика Ривина
Последователи А. Г. Ривина считают, что методику можно «развернуть в обратную сторону» и использовать для ситуаций, когда по плану нужно восстановить содержание текста.
Её можно использовать в разных ситуациях:
- при организации и тренировке написания сочинений по программным темам. Для этого учитель может предварительно составить планы сочинений, а ученики будут превращать их в свои тексты;
- при организации написания рефератов. Учитель может составить планы рефератов и указать источники, из которых ученики смогут брать информацию;
- при решении математических, химических, физических задач. Ученики в первой паре обсуждают план решения задачи, а потом поэтапно приходят к решению.
Также возможно применение методики в вариации, когда ученикам вовсе не даётся план. В таком случае ученики, работая в парах, сначала составляют планы сочинений или рефератов. Потом по уже известной схеме ученики меняются парами и последовательно превращают свои планы в тексты.
Организация процесса при обратной методике Ривина
- Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника. Ребята совместно читают название пункта в плане, обсуждают, что может скрываться за ним, воспроизводят содержание. После ученики договариваются о том, какой текст и какие формулировки они будут использовать. Полученный материал первый ученик записывает у себя в тетради.
- Аналогичным образом восстанавливается содержание первого пункта плана второго ученика из пары. Ребята также оформляют его в письменный текст.
- Ученики меняются парами.
- Для проработки второго пункта учащиеся рассказывают своим новым напарникам о содержании первого пункта своих планов, а затем совместно работают над следующими пунктами.
Применение данного метода учит детей слышать и слушать. Методика очень гибкая и может применяться для изучения текстов и тем разной сложности и разной направленности в разных возрастных группах.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться