• Главная
  • Блог
  • Как эффективно запоминать тексты в классе: методика Ривина

Как эффективно запоминать тексты в классе: методика Ривина

В новом материале рассказываем о методике Ривина, которая позволяет организовать эффективное обучение большой группы детей и развивает их коммуникативные навыки.

Историческая справка: кто такой Александр Ривин

Александр Григорьевич Ривин — русский и советский педагог-новатор и автор идеи коллективной формы обучения, расцвет карьеры которого пришёлся на начало XX века. Ривина занимали вопросы, связанные с тем, как повысить эффективность обучения. Чтобы проверить свои гипотезы на практике, он работал с группой из 30 детей разного возраста — от 10 до 16 лет. 

Так появилась методика, с помощью которой можно запоминать тексты. Основная её особенность — работа в группах или парах и фиксация информации через выявление главной мысли и выписывание заголовков. Благодаря этой новаторской идее группа добилась за девять месяцев больше, чем за 3–4 года обычного школьного обучения. 

Как организована методика

Методика подходит для изучения научных, учебных и художественных текстов разной сложности. 

Работа в учебной группе по методике, предложенной Ривиным, происходит по следующему плану:

  1. Каждый учащийся получает индивидуальный текст для изучения.
  2. Учащиеся разбиваются по парам, в каждой из которых ребята решают, чей текст они будут разбирать первым.
  3. Один из учеников читает вслух первый абзац своего текста. Его напарник следит глазами по тексту и слушает. После учащиеся обсуждают отрывок, уточняют термины, если их значение неясно, а затем дают прочитанному фрагменту текста название. Ученик, которому был выдан этот текст, записывает заглавие первого абзаца себе в тетрадь. Важно не конспектировать текст, а вычленить главную мысль и коротко обозначить её, например «Экономические предпосылки кризиса» или «Связь между сторонами в прямоугольном треугольнике».
  4. Каждая пара, закончив работу с первым абзацем одного напарника, проделывает то же самое с первым абзацем другого напарника.
  5. После ученики меняются парами. В новых парах учащиеся решают, чей текст будет обсуждаться первым.
  6. Учащийся своими словами пересказывает новому напарнику содержание первого абзаца текста (благодаря этому он лучше запоминает и переосмысляет информацию). Далее так же, как и в работе с первым абзацем, ученик читает, обсуждает и озаглавливает второй абзац вместе со своим напарником.
  7. В парах проводится аналогичная работа над текстом второго ученика.
  8. Учащиеся снова меняются парами. Схема повторяется до тех пор, пока ученики не озаглавят все абзацы своих текстов.
  9. Для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся может пересказать весь текст однокласснику или группе учеников. 

<<Форма демодоступа>>

Какие навыки развивает методика 

Методика позволяет одновременно с освоением новой темы прорабатывать социальные и коммуникативные навыки. Школьники учатся:

  • эффективно доказывать свою точку зрения и дискутировать;
  • прислушиваться друг к другу и искать компромиссы;
  • связно и красиво говорить, доносить свою мысль до собеседника.

Также они увеличивают словарный запас. 

Применение методики в классах начальной школы имеет дополнительные плюсы: 

  • дети развивают беглость и правильность чтения;
  • ребята обучаются навыкам анализа текста — учатся выявлять главную мысль и идею текста, а также воспроизводить его своими словами.

<<Форма аттестации>>

Обратная методика Ривина

Последователи А. Г. Ривина считают, что методику можно «развернуть в обратную сторону» и использовать для ситуаций, когда по плану нужно восстановить содержание текста.

Её можно использовать в разных ситуациях:

  • при организации и тренировке написания сочинений по программным темам. Для этого учитель может предварительно составить планы сочинений, а ученики будут превращать их в свои тексты;
  • при организации написания рефератов. Учитель может составить планы рефератов и указать источники, из которых ученики смогут брать информацию;
  • при решении математических, химических, физических задач. Ученики в первой паре обсуждают план решения задачи, а потом поэтапно приходят к решению.

Также возможно применение методики в вариации, когда ученикам вовсе не даётся план. В таком случае ученики, работая в парах, сначала составляют планы сочинений или рефератов. Потом по уже известной схеме ученики меняются парами и последовательно превращают свои планы в тексты.

Организация процесса при обратной методике Ривина

  1. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника. Ребята совместно читают название пункта в плане, обсуждают, что может скрываться за ним, воспроизводят содержание. После ученики договариваются о том, какой текст и какие формулировки они будут использовать. Полученный материал первый ученик записывает у себя в тетради.
  2. Аналогичным образом восстанавливается содержание первого пункта плана второго ученика из пары. Ребята также оформляют его в письменный текст.
  3. Ученики меняются парами.
  4. Для проработки второго пункта учащиеся рассказывают своим новым напарникам о содержании первого пункта своих планов, а затем совместно работают над следующими пунктами. 

Применение данного метода учит детей слышать и слушать. Методика очень гибкая и может применяться для изучения текстов и тем разной сложности и разной направленности в разных возрастных группах.

Иллюстрация: Laura Lhuillier ☺︎/ Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован