Промокод скопирован

Как эффективно запоминать тексты в классе: методика Ривина

Text Link
как учиться
#как учиться
7.8.2024
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:
В этой статье

Рассказываем о методике Ривина, которая позволяет организовать эффективное обучение большой группы детей и развивает их коммуникативные навыки.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Историческая справка: кто такой Александр Ривин

Александр Григорьевич Ривин — русский и советский педагог-новатор и автор идеи коллективной формы обучения, расцвет карьеры которого пришёлся на начало XX века. Ривина интересовало, как повысить эффективность обучения. Чтобы проверить свои гипотезы на практике, он работал с группой из 30 детей разного возраста — от 10 до 16 лет. 

Так появилась методика, с помощью которой можно запоминать тексты. Основная её особенность — работа в группах или парах и фиксация информации через выявление главной мысли и выписывание заголовков. Благодаря этой новаторской идее группа за девять месяцев добилась больше, чем за 3–4 года обычного школьного обучения. 

Как организована методика

Методика совместного обучения подходит для изучения научных, учебных и художественных текстов разной сложности. 

Работа в учебной группе по методике, предложенной Ривиным, происходит по следующему плану:

  1. Каждый учащийся получает индивидуальный текст для изучения.
  2. Учащиеся разбиваются по парам, в каждой из которых ребята решают, чей текст они будут разбирать первым.
  3. Один из учеников читает вслух первый абзац своего текста. Его напарник следит глазами по тексту и слушает. После учащиеся обсуждают отрывок, уточняют термины, если их значение неясно, а затем дают прочитанному фрагменту текста название. Ученик, которому был выдан этот текст, записывает заглавие первого абзаца себе в тетрадь. Важно не конспектировать текст, а вычленить главную мысль и коротко обозначить её, например «Экономические предпосылки кризиса» или «Связь между сторонами в прямоугольном треугольнике».
  4. Каждая пара, закончив работу с первым абзацем одного напарника, проделывает то же самое с первым абзацем другого напарника.
  5. После ученики меняются парами. В новых парах учащиеся решают, чей текст будет обсуждаться первым.
  6. Учащийся своими словами пересказывает новому напарнику содержание первого абзаца текста (благодаря этому он лучше запоминает и переосмысляет информацию). Далее так же, как и в работе с первым абзацем, ученик читает, обсуждает и озаглавливает второй абзац вместе со своим напарником.
  7. В парах проводится аналогичная работа над текстом второго ученика.
  8. Учащиеся снова меняются парами. Схема повторяется до тех пор, пока ученики не озаглавят все абзацы своих текстов.
  9. Для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся может пересказать весь текст однокласснику или группе учеников. 

<<Форма демодоступа>>

Какие навыки развивает методика 

Методика позволяет одновременно с освоением новой темы прорабатывать социальные и коммуникативные навыки. Школьники учатся:

  • эффективно доказывать свою точку зрения и дискутировать;
  • прислушиваться друг к другу и искать компромиссы;
  • связно и красиво говорить, доносить свою мысль до собеседника.

Также они увеличивают словарный запас. Методика Ривина на уроках русского языка будет особенно полезной.

Применение методики в классах начальной школы имеет дополнительные плюсы: 

  • дети развивают беглость и правильность чтения;
  • ребята обучаются навыкам анализа текста — учатся выявлять главную мысль и идею текста, а также воспроизводить его своими словами.

<<Форма семейного образования>>

Обратная методика Ривина

Последователи А. Г. Ривина считают, что методику можно «развернуть в обратную сторону» и использовать для ситуаций, когда по плану нужно восстановить содержание текста.

Её можно использовать в разных ситуациях:

  • при организации и тренировке написания сочинений по программным темам. Для этого учитель может предварительно составить планы сочинений, а ученики будут превращать их в свои тексты;
  • при организации написания рефератов. Учитель может составить планы рефератов и указать источники, из которых ученики смогут брать информацию;
  • при решении математических, химических, физических задач. Ученики в первой паре обсуждают план решения задачи, а потом поэтапно приходят к решению.

Также возможно применение методики в вариации, когда ученикам вовсе не даётся план. В таком случае ученики, работая в парах, сначала составляют планы сочинений или рефератов. Потом по уже известной схеме ученики меняются парами и последовательно превращают свои планы в тексты.

Организация процесса при обратной методике Ривина

  1. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника. Ребята совместно читают название пункта в плане, обсуждают, что может скрываться за ним, воспроизводят содержание. После ученики договариваются о том, какой текст и какие формулировки они будут использовать. Полученный материал первый ученик записывает у себя в тетради.
  2. Аналогичным образом восстанавливается содержание первого пункта плана второго ученика из пары. Ребята также оформляют его в письменный текст.
  3. Ученики меняются парами.
  4. Для проработки второго пункта учащиеся рассказывают своим новым напарникам о содержании первого пункта своих планов, а затем совместно работают над следующими пунктами. 

Применение данного метода учит детей слышать и слушать. Методика очень гибкая и может применяться для изучения текстов и тем разной сложности и разной направленности в разных возрастных группах.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей