Как эффективно запоминать тексты в классе: методика Ривина

В новом материале рассказываем о методике Ривина, которая позволяет организовать эффективное обучение большой группы детей и развивает их коммуникативные навыки.

  • 08
    .
    11
    .
    2022
  • Время чтения:

    2 минуты

Историческая справка: кто такой Александр Ривин

Александр Григорьевич Ривин — русский и советский педагог-новатор и автор идеи коллективной формы обучения, расцвет карьеры которого пришёлся на начало XX века. Ривина занимали вопросы, связанные с тем, как повысить эффективность обучения. Чтобы проверить свои гипотезы на практике, он работал с группой из 30 детей разного возраста — от 10 до 16 лет. 

Так появилась методика, с помощью которой можно запоминать тексты. Основная её особенность — работа в группах или парах и фиксация информации через выявление главной мысли и выписывание заголовков. Благодаря этой новаторской идее группа добилась за девять месяцев больше, чем за 3–4 года обычного школьного обучения. 

Как организована методика

Методика подходит для изучения научных, учебных и художественных текстов разной сложности. 

Работа в учебной группе по методике, предложенной Ривиным, происходит по следующему плану:

  1. Каждый учащийся получает индивидуальный текст для изучения.
  2. Учащиеся разбиваются по парам, в каждой из которых ребята решают, чей текст они будут разбирать первым.
  3. Один из учеников читает вслух первый абзац своего текста. Его напарник следит глазами по тексту и слушает. После учащиеся обсуждают отрывок, уточняют термины, если их значение неясно, а затем дают прочитанному фрагменту текста название. Ученик, которому был выдан этот текст, записывает заглавие первого абзаца себе в тетрадь. Важно не конспектировать текст, а вычленить главную мысль и коротко обозначить её, например «Экономические предпосылки кризиса» или «Связь между сторонами в прямоугольном треугольнике».
  4. Каждая пара, закончив работу с первым абзацем одного напарника, проделывает то же самое с первым абзацем другого напарника.
  5. После ученики меняются парами. В новых парах учащиеся решают, чей текст будет обсуждаться первым.
  6. Учащийся своими словами пересказывает новому напарнику содержание первого абзаца текста (благодаря этому он лучше запоминает и переосмысляет информацию). Далее так же, как и в работе с первым абзацем, ученик читает, обсуждает и озаглавливает второй абзац вместе со своим напарником.
  7. В парах проводится аналогичная работа над текстом второго ученика.
  8. Учащиеся снова меняются парами. Схема повторяется до тех пор, пока ученики не озаглавят все абзацы своих текстов.
  9. Для закрепления и систематизации полученных знаний учащийся может пересказать весь текст однокласснику или группе учеников. 

<<Форма демодоступа>>

Какие навыки развивает методика 

Методика позволяет одновременно с освоением новой темы прорабатывать социальные и коммуникативные навыки. Школьники учатся:

  • эффективно доказывать свою точку зрения и дискутировать;
  • прислушиваться друг к другу и искать компромиссы;
  • связно и красиво говорить, доносить свою мысль до собеседника.

Также они увеличивают словарный запас. 

Применение методики в классах начальной школы имеет дополнительные плюсы: 

  • дети развивают беглость и правильность чтения;
  • ребята обучаются навыкам анализа текста — учатся выявлять главную мысль и идею текста, а также воспроизводить его своими словами.

<<Форма аттестации>>

Обратная методика Ривина

Последователи А. Г. Ривина считают, что методику можно «развернуть в обратную сторону» и использовать для ситуаций, когда по плану нужно восстановить содержание текста.

Её можно использовать в разных ситуациях:

  • при организации и тренировке написания сочинений по программным темам. Для этого учитель может предварительно составить планы сочинений, а ученики будут превращать их в свои тексты;
  • при организации написания рефератов. Учитель может составить планы рефератов и указать источники, из которых ученики смогут брать информацию;
  • при решении математических, химических, физических задач. Ученики в первой паре обсуждают план решения задачи, а потом поэтапно приходят к решению.

Также возможно применение методики в вариации, когда ученикам вовсе не даётся план. В таком случае ученики, работая в парах, сначала составляют планы сочинений или рефератов. Потом по уже известной схеме ученики меняются парами и последовательно превращают свои планы в тексты.

Организация процесса при обратной методике Ривина

  1. Для проработки первого пункта своего плана ученик находит себе напарника. Ребята совместно читают название пункта в плане, обсуждают, что может скрываться за ним, воспроизводят содержание. После ученики договариваются о том, какой текст и какие формулировки они будут использовать. Полученный материал первый ученик записывает у себя в тетради.
  2. Аналогичным образом восстанавливается содержание первого пункта плана второго ученика из пары. Ребята также оформляют его в письменный текст.
  3. Ученики меняются парами.
  4. Для проработки второго пункта учащиеся рассказывают своим новым напарникам о содержании первого пункта своих планов, а затем совместно работают над следующими пунктами. 

Применение данного метода учит детей слышать и слушать. Методика очень гибкая и может применяться для изучения текстов и тем разной сложности и разной направленности в разных возрастных группах.

Иллюстрация: Laura Lhuillier ☺︎/ Dribbble
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться