Промокод скопирован

Расскажем, как в доступной и легкой форме объяснить ребенку принцип деления в столбик. Что важно знать о принципах деления в столбик.

Как объяснить ребёнку деление: инструкция для родителей

Text Link
как учиться
#как учиться
Text Link
легко объяснить
#легко объяснить
2 декабря 2022
3 минуты
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:

Рассказываем, как объяснить ребёнку задачи на деление и научить дошкольника или младшего школьника правильно решать их.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Суть и принцип деления можно объяснить двумя способами: дошкольникам рассказать простыми словами, а младшим школьникам — математически. Обычно ребёнку сложно разобраться в операции деления, если он не понимает, как умножать числа, и путается в понятиях состава примера: «множитель», «сумма», произведение». В статье рассказываем, как объяснить ребёнку деление чисел в зависимости от его возраста.

Как объяснить деление дошкольнику

Дети впервые сталкиваются с делением в раннем детстве, когда ещё не понимают, что значит «число». Малыш в песочнице слышит: «Поделись игрушкой», и он понимает, что ведёрко нужно отдать другу, а лопатку оставить себе. 

Основное правило для объяснения любого понятия малышам — показывать на жизненных примерах, при этом они должны соответствовать возрасту ребёнка. Поэтому дошкольникам лучше рассказывать, как делить игрушки и бананы, а не деньги и почтовые конверты.

Шаг 1. Делить без остатка

Есть десять конфет для мамы, папы, ребёнка, бабушки и дедушки. Нужно поделить конфеты так, чтобы у всех было одинаковое количество. Ребёнок будет раздавать всем по одной, пока они не закончатся. Становясь старше, он будет учиться раздавать сразу по две, три и более.

Шаг 2. Делить с остатком

Есть десять конфет для мамы, папы, ребёнка и бабушки. Дедушка отказался от сладкого. Ребёнок может раздать каждому по две конфеты, и  две останутся.

Шаг 3. Делить с остатком, который делится

Ребёнок может раздать всем членам семьи, кроме дедушки, по половинке конфеты, разделив две конфеты, от которых дедушка отказался. Тогда у каждого будет по две с половиной конфеты.

Шаг 4. Делить с остатком, который не делится

На двоих детей нужно разделить три мяча. Один невозможно разделить, и он просто останется.

Последние два шага помогут ребёнку разобраться с дробями в будущем.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно

Как объяснить деление школьнику

Чтобы ребёнок освоил деление, ему нужно знать несколько понятий:

  • «числа» и «разряды»;
  • «делимое», «делитель», «частное»;
  • «множитель», «произведение»;
  • «обратное действие».

Для тех, кто спешит получить знания, в Домашней школе Фоксфорда есть программа ускоренного обучения в начальной школе. За один учебный год ребёнок пройдёт 1 и 2 классы.

Шаг 1. Повторить, как делить поровну и с остатком

Если ребёнок не освоил простое деление, стоит повторить его.

Шаг 2. Объяснить обратное действие

До знакомства с делением дети осваивают операции сложения, вычитания и умножения. Младшие школьники уже понимают, что вычитание — это действие, обратное сложению: если к двум прибавить два, получим четыре; и наоборот, если из четырёх вычесть два, получим два.  Объясните ребёнку, что деление — это действие, обратное умножению. Произведение чисел можно разделить на один из множителей и получить второй множитель: например, если два умножить на два, получится четыре, и наоборот, при делении четырёх на два получится два. Чтобы умножать и делить числа, нужно знать таблицу умножения.

Шаг 3. Делить двузначное число на однозначное без остатка

Стоит брать числа бо́льшие, чем в таблице умножения. Например, последнее число, на которое умножается пять в таблице умножения, — это десять, и их произведение — 50. Значит, можно начинать с 55 и выше.

Если взять 55, то легко разделить каждый разряд числа на пять. Если взять, например, 60, то ситуация становится сложнее. Здесь на помощь могут прийти деление в столбик или строчку.

Как разделить 60 на 5:

  1. Сначала делим число из разряда десятков, то есть шесть делим на пять. Важно, чтобы число в этом разряде было больше числа, на которое делим. То есть если нам необходимо 30 разделить на пять, не нужно делить десятки отдельно от единиц. Так как шесть не делится на пять без остатка, нужно найти ближайшее к шестёрке меньшее число, которое делится на пять без остатка, — это пять. При делении пятёрки на пять получаем единицу. Результат этого деления записываем после знака равенства: 60 : 5 = 1_.
  2. Шестёрку раскладываем по составу на пятёрку, которую взяли для деления, и единицу. Эту единицу записываем над шестёркой или просто держим в уме.
  3. Соединяем единицу, которую держали в уме, и цифру из разряда единиц в числе 60, то есть единицу и ноль. Получаем десять. При делении десяти на пятёрку получаем двойку, результат этого деления записываем после знака равенства за разрядом десятков.
  4. Получаем: 60 : 5 = 12.
Деление двузначного числа на однозначное без остатка

Шаг 4. Делить двузначное число на однозначное с остатком

Здесь принцип такой же, как и в предыдущем шаге: число делим в столбик или в строчку.

Как разделить 88 на 5:

  1. Сначала делим число из разряда десятков, то есть восемь делим на пять. Важно, чтобы число в этом разряде было больше числа, на которое делим. Так как восемь не делится на пять без остатка, нужно найти ближайшее к восьмёрке меньшее число, которое делится на пять без остатка, — это пять. При делении пятёрки на пять получаем единицу. Результат этого деления записываем после знака равенства: 88 : 5 = 1_.
  2. Восемь раскладываем по составу на пятёрку, которую взяли для деления, и тройку. Эту тройку записываем над восьмёркой или просто держим в уме.
  3. Соединяем тройку, которую держали в уме, и цифру из разряда единиц в числе 88, то есть три и восемь. 38 на пять не делится, ищем меньшее ближайшее число, делимое на пять без остатка, — это число 35. 35 : 5 = 7, результат записываем после знака равенства после разряда десятков: 88 : 5 = 17.
  4. 38 раскладываем по составу, то есть на 35 и три. Так как три не делится на пять, берём взаймы ноль и ставим запятую в частном: 17,_. Соединяем три и ноль, получаем 30. При делении тридцати на пятёрку получаем шесть. Результат этого деления записываем после знака равенства после запятой.
  5. Получаем: 88 : 5 = 17,6.
Деление двузначного числа на однозначное с остатком
Как только ребёнок освоит навык, можно усложнять задания: делить трёх-, четырёхзначные числа на однозначное с остатком и без него.

Шаг 5. Делить трёхзначное число на двузначное с остатком и без него

Принцип деления такой же, как и выше, но нужно делить уже на двузначное число.

Как разделить 100 на 20:

Число в разряде сотен меньше делителя. Смотрим на число, составляющее разряды сотен и десятков, оно тоже меньше делителя, поэтому берём всё число сразу. Подбором находим частное: 100 : 20 = 5.

Деление трехзначных чисел на двузначные без остатка

Как разделить 104 на 32:

  1. В этом примере нам нужно взять всё число целиком. Оно делится с остатком, поэтому подбираем ближайшее к 104 меньшее число. 96 : 32 = 3, результат записываем после знака равенства: 104 : 32 = 3_.
  2. 104 раскладываем по составу, то есть на 96, которую взяли для деления, и восемь. Восемь на 32 не делится, поэтому берём взаймы ноль и ставим запятую в частном: 3,_. Соединяем восемь и ноль, получаем: 80 : 32. Число 80 не делится на 32 без остатка, поэтому подбираем ближайшее к 80 меньшее число, делимое на 32 без остатка, — это 64. 64 : 32 = 2, результат записываем после знака равенства после запятой: 104 : 32 = 3,2_.
  3. 80 раскладываем по составу, то есть на 64, которую взяли для деления, и 16. 16 на 32 не делится, и оно меньше делителя, поэтому берём взаймы к 16 ноль. Получаем: 160 : 32 = 5,  результат записываем после знака равенства после запятой в разряде сотых.
  4. Получаем: 104 : 32 = 3,25.
Деление трехзначных чисел на двузначные с остатком

Альтернативные варианты

Группировка

Чтобы разделить 30 на три, можно представить 30 мистеров Фоксов и считать тройками, то есть тем числом, на которое будем делить. В группе из 30 мистеров Фоксов получится десять групп по три мистера Фокса. Значит, 30 : 3 = 10.

Деление группировкой

30 мистеров Фоксов, где обведено по три мистера.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Разложение

Чтобы разделить 90 на три, можно представить 90 в виде суммы чисел, каждое из которых точно делится на три.

Деление разложением

Подбор

Чтобы разделить 96 на 12, нужно подбирать числа, пока не получим восемь: 96 : 12 = 8.

Иллюстрация: justyna stasik / Dribbble

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей