• Главная
  • Блог
  • Как совмещать бизнес и школу — интервью с одиннадцатиклассницей Дарьей Николаевой

Как совмещать бизнес и школу — интервью с одиннадцатиклассницей Дарьей Николаевой

Нашей героине всего 17 лет, но она уже работала над проблемой расширения прав и возможностей женщин из Руанды для ООН и участвовала в программе для юных стартаперов от MIT. В интервью она рассказывает, как совмещать школьное образование с предпринимательством.

Как ты оказалась на домашнем обучении?

До шестого класса я плотно сидела над учебниками и наработала хорошую базу знаний: после этого учёба давалась очень легко. Я делала домашку в школе на перемене и получала отличные оценки.

Уже тогда я понимала, что не только традиционное образование пригодится в моей дальнейшей карьере, и не прогадала — в 14 лет я заинтересовалась сферой предпринимательства и бизнеса. Тогда я начала участвовать в стартап-школах, инкубаторах, акселераторах — это программы, где тебе помогают выбрать идею для стартапа, найти команду и провести все нужные исследования. А если стартап заинтересует инвесторов — кто-то может дать денег на разработку полноценного продукта.

Зимой 2020 года я прошла стартап-школу Y Combinator, где разработала свой первый стартап и встретила много опытных основателей, которые были рады помочь 15-летней мне и стали менторами. А потом я помогала им с их стартапами и перенимала опыт. Летом 2020 года я участвовала в инкубаторе LaunchX для юных предпринимателей, где тоже развивала идею стартапа — мы должны были разработать концепт за шесть недель. Найти проблему, понять, кому нужно решение, разработать его после интервью с будущими пользователями, сделать стратегию на ближайшие пять лет. В июне 2021 года я закончила 10-месячный акселератор TKS — программу для амбициозных подростков. Их цель — создать новое поколение Илонов Масков, то есть увеличить количество умных людей, работающих над важными проблемами, помочь подросткам развиваться и решать глобальные задачи.

Из-за моего увлечения иногда приходилось пропускать школу, и это не нравилось учителям. Школа занимала более семи часов каждый день и вытягивала всю энергию. Мне всё равно было интересно «делать больше», поэтому я себя сильно нагружала — в какой-то момент даже организм перестал справляться. Нужно было что-то менять.

Как-то я наткнулась на основателя «Нетологии-групп» Максима Спиридонова — он ведёт каналы в соцсетях про бизнес и стартапы — и прочитала о «Фоксфорде», его дочернем проекте. Мне понравился предпринимательский подход Максима: близки его ценности и принципы. Сейчас Максим покинул «Нетологию», но мне всё равно нравится пользоваться продуктом «от него». У онлайн-школы «Фоксфорда» современный и удобный сайт — а это большой плюс.

<<Форма демодоступа>>

С переходом на семейное обучение возникли некоторые трудности — я живу в маленьком городе в 400 километрах от Москвы, и администрация местной школы не очень понимала, как меня аттестовывать. После долгих переговоров всё плюс-минус уладилось. Я подписала договор с «Фоксфордом» 31 августа — фактически в последний день перед началом учёбы в 10 классе — и была очень рада. На душе стало спокойно, потому что я понимала, что следующий год моей жизни принадлежит мне, а не школе.

Стало легче развивать предпринимательские навыки и работать над своими проектами — теперь я могу осваивать школьную программу онлайн в любое удобное время. Смотрю вебинары в ускоренном режиме, перематываю, если что-то и так понятно. Не трачу время на дорогу. Фокусируюсь на том, что интересно мне: например, сейчас изучаю нейротехнологии. Узнаю, как настраивать мозг человека на определённые частоты, чтобы быть эффективней и продуктивней.

Англоязычный сайт-визитка Даши: всё о себе, образовании и опыте

Как обычному школьнику из России работать с ООН?

Я попала туда через акселератор TKS — The Knowledge Society. Его руководители — предприниматели с успешными стартапами, а директора локальных программ — исследователи из Гарварда, MIT, SpaceX, Amazon и других компаний. Они регулярно дают юным стартаперам возможность поучаствовать в масштабных международных проектах. В этом году они организовали для нас партнёрство с Организацией Объединённых Наций.

Моя команда состояла из трёх человек, включая меня: один напарник из Бостона, а другой — из Малайзии. Нам нужно было создать больше возможностей для женщин в цифровой экономике в Руанде — африканской республике.

Самым сложным было понять проблему, с которой я никогда не сталкивалась. Я даже не была в Руанде — это новый мир для меня. Много времени ушло на общение с экспертами и реальными людьми. На самом деле, мы могли только предполагать, какие проблемы для них актуальны, поэтому нужно было общаться с местными. Это как в стартапах — вы не хотите сделать продукт, который никому не нужен, потому что проблемы, оказывается, нет или вы её неправильно поняли.

Даша ведёт блог на платформе Medium, где рассказывает про проекты

Мы поняли, что главный вопрос заключается в том, что 60% контента в интернете — на английском, а в Руанде им владеет только 1% населения. После бессонных ночей и 18-часовых созвонов в Зуме наша команда предложила решение: СМС-учебник и пиринговое менторство. По итогу собрали презентацию и отправили в ООН. Недавно пришёл ответ — им понравилось наше исследование, и они заинтересованы в потенциальном финансировании.

Что помогло тебе накопить опыт для решения международных проблем?

Альтернативное обучение в стартап-школе, бизнес-инкубаторе, акселераторе, «Фоксфорде». Главное отличие такого подхода от традиционного — упор на практику.

В обычной школе ты пытаешься выучить всё, но понятия не имеешь, как это применить и понадобится ли это вообще. А моё обучение идёт через проекты — есть конкретная задача с проблемой, которую нужно решить, и я гуглю, изучаю YouTube, задействую все возможные ресурсы. Если захожу в тупик, то пытаюсь договориться с экспертами о встрече.

Стремлюсь изучать то, что интересует прямо сейчас — на данном этапе жизни это работает, так как я хочу многому научиться, многое узнать и найти свои главные интересы. Например, у меня в холодильнике лежат вешенки, и я хочу узнать, как сделать из них грибницу, а из неё — грибы дома и мебель. Иду читаю статьи по теме и сразу пробую делать. Мне близок такой интуитивный подход. Кажется неэффективным тратить годы на изучение теории и только потом пытаться применить её на практике.

Считаю, что школа — особенно начальная — должна быть скорее мотиватором, чем источником знаний. Источник знаний — это интернет. А в школе должны показывать детям возможные варианты того, что можно изучать, тренировать soft skills и вдохновлять на образование. Как правило, у ребят сильная природная любознательность. Но к концу одиннадцатого класса большинство не любит и не умеет учиться.

ЕГЭ не приветствую — он подразумевает натаскивание на формат. Мне не импонирует идея зубрить шаблоны — я бы предпочла потратить энергию и время на реальный проект, который принесёт пользу людям.

На альтернативном обучении можно самостоятельно выстраивать расписание. Например, у меня нет чёткого распорядка дня — чаще всего я действую интуитивно. Занимаюсь тем, к чему тянет прямо сейчас. Часто я с самого утра погружаюсь в изучение новой темы или работу над проектом и только к вечеру спохватываюсь, что совсем забыла поесть.

Когда горишь своей деятельностью, дисциплина приходит сама. Просыпаешься и хочется этим заниматься. 

Но иногда тянет прокрастинировать. У меня есть привычка — рассчитывать, сколько часов уйдёт на задачу, и садиться за неё, когда дедлайн уже на носу.

Главное — проанализировать, почему напала прокрастинация. Что будет, если я не выполню задачу? Что будет, если я выполню её плохо? И стараться не тратить время на дела, которые не делают вас счастливыми в долгосрочной перспективе. Конечно, иногда приходится приносить краткосрочные жертвы для долгосрочного успеха.  

О чём ты мечтаешь?

У меня довольно глобальные мечты. Например, чтобы человечество стало чуточку умнее и добрее к друг другу. Если снизить уровень агрессии, мы сможем быстрее развиваться и в технологическом плане — всё взаимосвязано. 

Я мечтаю внести свой вклад в совершенствование мира. Считаю, что важно стремиться работать на благо всего человечества, а не только думать о собственных материальных благах. Меня интересует космос и нейроинтерфейсы — мечтаю увеличить возможности человека и понять, почему мы существуем.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован