Как совмещать бизнес и школу — интервью с одиннадцатиклассницей Дарьей Николаевой
Нашей героине всего 17 лет, но она уже работала над проблемой расширения прав и возможностей женщин из Руанды для ООН и участвовала в программе для юных стартаперов от MIT. В интервью она рассказывает, как совмещать школьное образование с предпринимательством.
- 4.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Как ты оказалась на домашнем обучении?
До шестого класса я плотно сидела над учебниками и наработала хорошую базу знаний: после этого учёба давалась очень легко. Я делала домашку в школе на перемене и получала отличные оценки.
Уже тогда я понимала, что не только традиционное образование пригодится в моей дальнейшей карьере, и не прогадала — в 14 лет я заинтересовалась сферой предпринимательства и бизнеса. Тогда я начала участвовать в стартап-школах, инкубаторах, акселераторах — это программы, где тебе помогают выбрать идею для стартапа, найти команду и провести все нужные исследования. А если стартап заинтересует инвесторов — кто-то может дать денег на разработку полноценного продукта.
Зимой 2020 года я прошла стартап-школу Y Combinator, где разработала свой первый стартап и встретила много опытных основателей, которые были рады помочь 15-летней мне и стали менторами. А потом я помогала им с их стартапами и перенимала опыт. Летом 2020 года я участвовала в инкубаторе LaunchX для юных предпринимателей, где тоже развивала идею стартапа — мы должны были разработать концепт за шесть недель. Найти проблему, понять, кому нужно решение, разработать его после интервью с будущими пользователями, сделать стратегию на ближайшие пять лет. В июне 2021 года я закончила 10-месячный акселератор TKS — программу для амбициозных подростков. Их цель — создать новое поколение Илонов Масков, то есть увеличить количество умных людей, работающих над важными проблемами, помочь подросткам развиваться и решать глобальные задачи.
Из-за моего увлечения иногда приходилось пропускать школу, и это не нравилось учителям. Школа занимала более семи часов каждый день и вытягивала всю энергию. Мне всё равно было интересно «делать больше», поэтому я себя сильно нагружала — в какой-то момент даже организм перестал справляться. Нужно было что-то менять.
Как-то я наткнулась на основателя «Нетологии-групп» Максима Спиридонова — он ведёт каналы в соцсетях про бизнес и стартапы — и прочитала о «Фоксфорде», его дочернем проекте. Мне понравился предпринимательский подход Максима: близки его ценности и принципы. Сейчас Максим покинул «Нетологию», но мне всё равно нравится пользоваться продуктом «от него». У онлайн-школы «Фоксфорда» современный и удобный сайт — а это большой плюс.
<<Форма демодоступа>>
С переходом на семейное обучение возникли некоторые трудности — я живу в маленьком городе в 400 километрах от Москвы, и администрация местной школы не очень понимала, как меня аттестовывать. После долгих переговоров всё плюс-минус уладилось. Я подписала договор с «Фоксфордом» 31 августа — фактически в последний день перед началом учёбы в 10 классе — и была очень рада. На душе стало спокойно, потому что я понимала, что следующий год моей жизни принадлежит мне, а не школе.
Стало легче развивать предпринимательские навыки и работать над своими проектами — теперь я могу осваивать школьную программу онлайн в любое удобное время. Смотрю вебинары в ускоренном режиме, перематываю, если что-то и так понятно. Не трачу время на дорогу. Фокусируюсь на том, что интересно мне: например, сейчас изучаю нейротехнологии. Узнаю, как настраивать мозг человека на определённые частоты, чтобы быть эффективней и продуктивней.
Как обычному школьнику из России работать с ООН?
Я попала туда через акселератор TKS — The Knowledge Society. Его руководители — предприниматели с успешными стартапами, а директора локальных программ — исследователи из Гарварда, MIT, SpaceX, Amazon и других компаний. Они регулярно дают юным стартаперам возможность поучаствовать в масштабных международных проектах. В этом году они организовали для нас партнёрство с Организацией Объединённых Наций.
Моя команда состояла из трёх человек, включая меня: один напарник из Бостона, а другой — из Малайзии. Нам нужно было создать больше возможностей для женщин в цифровой экономике в Руанде — африканской республике.
Самым сложным было понять проблему, с которой я никогда не сталкивалась. Я даже не была в Руанде — это новый мир для меня. Много времени ушло на общение с экспертами и реальными людьми. На самом деле, мы могли только предполагать, какие проблемы для них актуальны, поэтому нужно было общаться с местными. Это как в стартапах — вы не хотите сделать продукт, который никому не нужен, потому что проблемы, оказывается, нет или вы её неправильно поняли.
Мы поняли, что главный вопрос заключается в том, что 60% контента в интернете — на английском, а в Руанде им владеет только 1% населения. После бессонных ночей и 18-часовых созвонов в Зуме наша команда предложила решение: СМС-учебник и пиринговое менторство. По итогу собрали презентацию и отправили в ООН. Недавно пришёл ответ — им понравилось наше исследование, и они заинтересованы в потенциальном финансировании.
Что помогло тебе накопить опыт для решения международных проблем?
Альтернативное обучение в стартап-школе, бизнес-инкубаторе, акселераторе, «Фоксфорде». Главное отличие такого подхода от традиционного — упор на практику.
В обычной школе ты пытаешься выучить всё, но понятия не имеешь, как это применить и понадобится ли это вообще. А моё обучение идёт через проекты — есть конкретная задача с проблемой, которую нужно решить, и я гуглю, изучаю YouTube, задействую все возможные ресурсы. Если захожу в тупик, то пытаюсь договориться с экспертами о встрече.
Стремлюсь изучать то, что интересует прямо сейчас — на данном этапе жизни это работает, так как я хочу многому научиться, многое узнать и найти свои главные интересы. Например, у меня в холодильнике лежат вешенки, и я хочу узнать, как сделать из них грибницу, а из неё — грибы дома и мебель. Иду читаю статьи по теме и сразу пробую делать. Мне близок такой интуитивный подход. Кажется неэффективным тратить годы на изучение теории и только потом пытаться применить её на практике.
Считаю, что школа — особенно начальная — должна быть скорее мотиватором, чем источником знаний. Источник знаний — это интернет. А в школе должны показывать детям возможные варианты того, что можно изучать, тренировать soft skills и вдохновлять на образование. Как правило, у ребят сильная природная любознательность. Но к концу одиннадцатого класса большинство не любит и не умеет учиться.
ЕГЭ не приветствую — он подразумевает натаскивание на формат. Мне не импонирует идея зубрить шаблоны — я бы предпочла потратить энергию и время на реальный проект, который принесёт пользу людям.
На альтернативном обучении можно самостоятельно выстраивать расписание. Например, у меня нет чёткого распорядка дня — чаще всего я действую интуитивно. Занимаюсь тем, к чему тянет прямо сейчас. Часто я с самого утра погружаюсь в изучение новой темы или работу над проектом и только к вечеру спохватываюсь, что совсем забыла поесть.
Когда горишь своей деятельностью, дисциплина приходит сама. Просыпаешься и хочется этим заниматься.
Но иногда тянет прокрастинировать. У меня есть привычка — рассчитывать, сколько часов уйдёт на задачу, и садиться за неё, когда дедлайн уже на носу.
Главное — проанализировать, почему напала прокрастинация. Что будет, если я не выполню задачу? Что будет, если я выполню её плохо? И стараться не тратить время на дела, которые не делают вас счастливыми в долгосрочной перспективе. Конечно, иногда приходится приносить краткосрочные жертвы для долгосрочного успеха.
О чём ты мечтаешь?
У меня довольно глобальные мечты. Например, чтобы человечество стало чуточку умнее и добрее к друг другу. Если снизить уровень агрессии, мы сможем быстрее развиваться и в технологическом плане — всё взаимосвязано.
Я мечтаю внести свой вклад в совершенствование мира. Считаю, что важно стремиться работать на благо всего человечества, а не только думать о собственных материальных благах. Меня интересует космос и нейроинтерфейсы — мечтаю увеличить возможности человека и понять, почему мы существуем.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться