В статье расскажем про эффективные методы запоминания уроков. Используйте их и получайте от занятий в «Экстернате Фоксфорда» максимум пользы.
Если вас волнует вопрос, как быстро запомнить уроки, ответ один — использовать лайфхаки для мозга. Запоминание учебного материала — биологический процесс, обусловленный нейронными связями. Всё, что нужно, — тренировать их.
1. Повторение
Repetitio est mater studiorum — гласит латинский афоризм о родственных связях повторения и учения.
Психологи считают, что рациональнее всего повторять материал по определённой схеме. Например, такой:
- первое повторение — через 15-20 минут после урока,
- второе повторение — через 2 часа,
- третье повторение — на следующий день или через сутки,
- четвёртое повторение — через 3 дня,
- пятое повторение — через неделю,
- шестое повторение — через месяц,
- седьмое повторение — через полгода,
- восьмое повторение — через год.
Так запоминание станет наиболее эффективным.
2. Ассоциации
Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.
Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.
Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.
Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить. Вот пример ассоциативной истории:
Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша... и так далее.


Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.
3. Мнемокомната
Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.
При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.
Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно. В последующих случаях запоминания материала достаточно представлять помещение. Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация, которую необходимо быстро запомнить.
Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их.
- Растение и фото на столе.
- Окно.
- Настенные часы.
- Картинка на стене.
- Кофейный столик.
- Диван.
Теперь разместите в комнате нужную вам информацию, чтобы запомнить урок. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза.
4. Метод запоминания ОГПУ
Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?
Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.
Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.
Суть метода в том, что необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза:
- Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
- Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
- Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
- Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.
Резюме
Чтобы хорошо и быстро запоминать уроки, используйте специальные методы запоминания материала. Например, не пренебрегайте повторением, подключайте ассоциации, сортируйте информацию по принципу Цицерона или запоминайте информацию по методу ОГПУ.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни