Как запомнить материал урока: 6 эффективных методов

Если вас волнует вопрос, как быстро запомнить уроки, ответ один — использовать лайфхаки для мозга. Запоминание учебного материала — биологический процесс, обусловленный нейронными связями. Всё, что нужно, — тренировать их.

иконка календаря
19 сентября 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

1. Повторение

Repetitio est mater studiorum — гласит латинский афоризм о родственных связях повторения и учения.

Психологи считают, что рациональнее всего повторять материал по определённой схеме. Например, такой:

Повторение Когда
Первое Через 15-20 минут после урока
Второе Через 2 часа
Третье На следующий день или через сутки
Четвёртое Через 3 дня
Пятое Через неделю
Шестое Через неделю
Седьмое Через полгода
Восьмое Через год

Такой метод основан на кривой забывания Эббингауза и делает запоминание наиболее эффективным.

2. Ассоциации

Ассоциации — это связи между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, которые возникают сами собой и закрепляются в памяти человека.

Ассоциативное мышление для запоминания материала можно развить тренировками. Вот простое упражнение на создание мысленных образов и умение находить аналогии.

Шляпа, телефон, господин, кактус, пирог, конверт, деньги, угорь, стол (письменный), дом, карандаш, куртка, кружева, пуговица, носок, отвёртка, кот, книга, фара, рыболовный крючок.

Читайте эти слова в течение двух минут. Постарайтесь запомнить их с помощью яркой образной истории. Чем более странными или комичными будут ваши ассоциации, тем лучше. Главное — всё это представить себе зрительно, чтобы лучше запомнить.

Вот пример ассоциативной истории:

Шляпа, в которую поместили телефон. Телефонная трубка утыкана колючками, потому что это кактус. Эту трубку-кактус неприятно держать в руках господину, который звонит, и к тому же он говорит с набитым пирогом ртом. В пироге находится маленький конверт, из которого неожиданно выпадают деньги. Один из банковских билетов сворачивается и превращается в своего рода угря, который, спасаясь, прячется под письменный стол, имеющего форму дома, труба которого сделана из огромного карандаша... и так далее.

Придумав свою историю, выпишите слова из упражнения в верной последовательности — так у вас получится хорошо запомнить учебный материал.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

3. Мнемокомната

Это метод запоминания оратора Цицерона. Он никогда не использовал в своих выступлениях шпаргалки, воспроизводя по памяти множество фактов, цитат, исторических дат и имён.

При подготовке к выступлениям Цицерон прогуливался по своему дому и мысленно размещал в нём ключевые моменты выступления. Этот приём назвали мнемокомнатой.

Суть метода: запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определённом порядке. Затем достаточно будет вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести информацию:

  1. Первый раз лучше пройти по комнате реально, расставляя при этом элементы мысленно.
  2. В последующих случаях запоминания материала достаточно представлять помещение.

Главное — договориться о последовательности «обхода» комнаты, то есть о порядке мест, на которых будет размещена информация, которую необходимо быстро запомнить.

Потренируемся. Возьмём комнату, а в ней шесть предметов. Для удобства пронумеруем их:

  1. Растение и фото на столе.
  2. Окно.
  3. Настенные часы.
  4. Картинка на стене.
  5. Кофейный столик.
  6. Диван.

Теперь разместите в комнате нужную вам информацию, чтобы запомнить урок. Например, к горшку на столе можно «привязать» процесс образования глюкозы, а к часам — компоненты фотосинтеза. 

4. Метод запоминания ОГПУ

Случалось ли вам, пытаясь что-то вспомнить, видеть перед глазами страницы учебника, когда буквально видишь, где начинается параграф, слева или справа, над картинкой или под, крупный шрифт или мелкий?

Если да, значит, у вас есть эффект зрительной привязки. Ваши глаза запоминают, как текст расположен на страничке, и это можно использовать с помощью метода ОГПУ.

Это комбинированный метод запоминания, название которого расшифровывается так: ознакомление → главные мысли → повтор → умозрение.

Суть метода: необходимо прочитать параграф учебника, свой конспект или теоретический материал к уроку четыре раза.

Как работает метод на практике:

  • Первый раз: бегло просматриваем текст, знакомимся.
  • Второй раз: читаем вдумчиво и выделяем главные мысли, подчёркиваем их (от четырёх до семи главных мыслей в тексте).
  • Третий раз: повторяем, но не весь текст, а только выделенные главные мысли.
  • Четвёртый раз: читаем умозрительно, то есть закрываем глаза и пытаемся представить текст.

5. Метод Лейтнера

Система интервальных повторений, созданная Себастьяном Лейтнером для эффективного запоминания информации, особенно с использованием карточек с вопросами и ответами (флеш-карт).

Суть метода: материал повторяется с разной частотой в зависимости от того, насколько хорошо он усвоен.

Как работает метод на практике:

  1. Нужно подготовить 4 коробки и флеш-карточки с изучаемой информацией.
  2. В самом начале все карточки помещаются в первую коробку.
  3. Вы берёте карточку и пытаетесь ответить. Если ответ правильный — карточка переходит в следующую коробку. Если ответ неправильный — карточка остается в первой коробке

Каждая коробка имеет свой интервал повторения:

  • Коробка 1 — каждый день.
  • Коробка 2 — раз в 2–3 дня.
  • Коробка 3 — раз в неделю.
  • Коробка 4 — раз в 2 недели.

Таким образом, трудные карточки повторяются чаще, а лёгкие — реже, что экономит время и усилия.

6. Метод Фейнмана

Суть метода: объяснить сложный материал простыми словами. Это способстует глубокому пониманию темы и упрощает запоминание.

Как работает метод на практике:

  1. Определи тему, которую нужно запомнить. Например, процесс фотосинтеза.
  2. Объясни своими словами. Представь, что рассказываешь это другу, который ничего не знает. Также на примере фотосинтеза: 
    Сложно: это процесс преобразования энергии света в химическую энергию с участием хлорофилла и цепей переноса электронов.
    Просто: растения работают как маленькие фабрики, когда берут солнечный свет, воду и воздух (углекислый газ), и из этого делают еду (сахар) для себя и кислород для нас.
  3. Найди пробелы. Если где-то начинаешь путаться или используешь заумные слова, значит, нужно вернуться к источнику.
  4. Упрощай. Сформулируй так, чтобы даже ребёнок понял.

Резюме

Чтобы хорошо и быстро запоминать уроки, используйте специальные методы запоминания материала. Например, не пренебрегайте повторением, подключайте ассоциации, сортируйте информацию по принципу Цицерона или запоминайте информацию по методу ОГПУ.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.