Линейная система: плюсы и минусы
При линейном подходе исторические события изучаются поэтапно.
В пятом классе школьники знакомятся с историей древнего мира и античности, в шестом проходят Cредние века, в седьмом — эпоху Возрождения и так далее, вплоть до новейшей истории в старших классах.
Линейная система изучения истории при грамотной работе учителя может быть вполне эффективной, однако у неё есть ряд существенных недостатков.
Плюсы линейной системы
- Логичное расположение материала. Школьники изучают предмет в соответствии с естественным ходом событий.
- Поддержание интереса. Учащиеся постоянно получают новый материал: каждый урок открывает новую страницу истории.
- Экономия времени. Без необходимости повторений предмет осваивается быстрее.
- Пластичность. Список тем и количество часов на них можно корректировать в процессе освоения курса.
Минусы линейной системы
- Упрощение материала в 5–6-х классах. Историю античности и Средневековья приходится адаптировать для подростков 10–12 лет. В результате у школьников складываются очень схематичные представления об этих эпохах.
- Высокий темп. Поскольку нужно освоить много материала за короткий срок, на некоторые темы просто не остаётся времени.
- Сложность целостного восприятия. История России изучается параллельно с мировой, но с разной скоростью. Например, на изучение правления Ивана Грозного и два века междоусобных войн в Европе отводится равное количество часов. Такая «рассинхронизация» не позволяет провести временные параллели и увидеть общую картину.
Концентрическая система: плюсы и минусы
Концентрическая система изучения истории основана на двух- или трёхкратном прохождении курса с постепенным усложнением материала.
В начальной школе даются элементарные знания обо всех периодах истории. Затем материал повторяется, но с большим погружением: все события освещаются подробнее, изучаются их предпосылки и последствия. В старших классах весь курс истории обобщается, и основное внимание уделяют изучению исторических концепций и работе с первоисточниками.
Плюсы концентрической системы
- Учитывает возраст учащихся. Каждая тема осваивается поэтапно на разных уровнях, по мере развития способностей учеников.
- Систематичность. Возвращение к уже известным темам позволяет глубже рассмотреть и лучше усвоить материал.
- Синхронизация. При таком подходе одновременно изучаются равные периоды времени в отечественной и мировой истории, так что формируется более целостное представление об эпохе.
- Ориентация на профильное обучение. Возможность в старших классах не только освежить знания по всему курсу, но и получить профессиональные навыки.
Минусы концентрической системы
- Дублирование тем. Необходимость изучать одни и те же периоды и события несколько раз может снизить интерес к предмету.
- Временные затраты. Чтобы пройти весь курс истории несколько раз, требуется намного больше времени, чем предусмотрено современной школьной программой.
- Узкая специализация. Углублённое изучение предмета в старших классах может быть неактуально учащимся, которые не планируют заниматься историей в дальнейшем.
Сравнительная таблица линейной или концентрической системы изучения истории
| Критерий | Линейная система | Концентрическая система |
| Суть | Однократное, хронологическое изложение материала от древнейших эпох до современности | Многократное повторение одних и тех же хронологических периодов с постепенным усложнением содержания |
| Последовательность | Темы идут строго последовательно, без возврата к пройденным материалам | На начальных ступенях даётся общий обзор, затем возвращаются к тем же периодам, но на более глубоком уровне |
| Формирование курса | Темы идут строго последовательно, без возврата к пройденным материалам | На начальных ступенях даётся общий обзор, затем возвращаются к тем же периодам, но на более глубоком уровне |
| Применимость в школе | Проще внедрять и легче планировать курс | Требовательна к методическому обеспечению, нагрузке на преподавателя и учебному времени |
| Плюсы |
|
|
| Минусы |
|
|
Какая система лучше: линейная или концентрическая
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Среди учёных и преподавателей оба подхода имеют много сторонников и противников. Ещё недавно в российских школах использовалась концентрическая система изучения истории, которая подвергалась постоянной критике учителей и чиновников министерства образования. С 2013 года по инициативе президента начался переход на линейный метод, и теперь критикуют уже его.
На самом деле не так важно, по какой системе будет учиться ваш ребёнок. Главное — научить его целостному восприятию истории. Поделимся несколькими советами о том, как это сделать.
Используйте наглядные пособия
Например, созданную в начале XX века карту Histomap. Она наглядно отражает уровень развития разных цивилизаций и важнейшие события их истории на протяжении четырёх тысячелетий. Изучать такую инфографику очень интересно и познавательно.
Нечто подобное (разумеется, в упрощённой форме) вы можете сделать сами. Возьмите большой лист бумаги и начертите на нём график времени. Расчертите года и столетия, а в конце отметьте дату рождения ребёнка. Остальное пространство заполняйте вместе с ним по мере прохождения курса истории. Наносите на график важные даты и жизни великих людей. Так можно научить ребёнка легко ориентироваться в событиях прошлого и пробудить его интерес к тому, что было раньше.
Посещайте исторические места
Дайте ребёнку увидеть своими глазами, что прошлое — реальность, а не список абстрактных дат. В этом помогут путешествия по историческим местам, посещение музеев и просмотр познавательных фильмов.
Выберите подходящего учителя
В Домашней школе Фоксфорда работают несколько преподавателей истории, у каждого из которых — свой стиль и методы подачи материала. Ученики могут выбрать того, чья подача понравится больше.
Если ученику не нравится история, попробуйте другую систему. Он увидит, что даты — не абстрактные числа, которые нужно зубрить, а срез целого мира, где жили реальные люди со своими стремлениями, проблемами и достижениями. И тогда процесс изучения истории станет простым и увлекательным.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни