Почему некоторые школьники не любят изучать историю: линейная или концентрическая система лучше?

Преподавание истории в школах традиционно строится по одной из двух систем — линейной или концентрической. Давайте разберёмся, как устроена каждая из них, сравним их достоинства и недостатки. Возможно, чтобы полюбить этот предмет, нужно всего лишь поменять подход к его изучению.

  • 01
    .
    10
    .
    2021
  • Время чтения:

    3 минуты

Линейная система: плюсы и минусы

При линейном подходе исторические события изучаются поэтапно. В пятом классе школьники знакомятся с историей древнего мира и античности, в шестом проходят Cредние века, в седьмом — эпоху Возрождения и так далее, вплоть до новейшей истории в старших классах. 

Линейная система изучения истории при грамотной работе учителя может быть вполне эффективной, однако у неё есть ряд существенных недостатков.   

Плюсы

  • Логичное расположение материала. Школьники изучают предмет в соответствии с естественным ходом событий. 
  • Поддержание интереса. Учащиеся постоянно получают новый материал: каждый урок открывает новую страницу истории.
  • Экономия времени. Без необходимости повторений предмет осваивается быстрее.
  • Пластичность. Список тем и количество часов на них можно корректировать в процессе освоения курса.

Минусы

  • Упрощение материала в 5-6 классах. Историю античности и средневековья приходится адаптировать для подростков 10-12 лет. В результате у школьников складываются очень схематичные представления об этих эпохах. 
  • Высокий темп. Поскольку нужно освоить много материала за короткий срок, на некоторые темы просто не остаётся времени. 
  • Сложность целостного восприятия. История России изучается параллельно с мировой, но с разной скоростью. Например, на изучение правления Ивана Грозного и два века междоусобных войн в Европе отводится равное количество часов. Такая «рассинхронизация» не позволяет провести временные параллели и увидеть общую картину.  

Концентрическая система: плюсы и минусы

Концентрическая система изучения истории основана на двух- или трёхкратном прохождении курса с постепенным усложнением материала. В начальной школе даются элементарные знания обо всех периодах истории. Затем материал повторяется, но с большим погружением: все события освещаются подробнее, изучаются их предпосылки и последствия. В старших классах весь курс истории обобщается, и основное внимание уделяют изучению исторических концепций и работе с первоисточниками.  

<<Форма демодоступа>>

Плюсы

  • Учитывает возраст учащихся. Каждая тема осваивается поэтапно на разных уровнях, по мере развития способностей учеников.
  • Систематичность. Возвращение к уже известным темам позволяет глубже рассмотреть и лучше усвоить материал.
  • Синхронизация. При таком подходе одновременно изучаются равные периоды времени в отечественной и мировой истории, так что формируется более целостное представление об эпохе.  
  • Ориентация на профильное обучение. Возможность в старших классах не только освежить знания по всему курсу, но и получить профессиональные навыки.

Минусы 

  • Дублирование тем. Необходимость изучать одни и те же периоды и события несколько раз может снизить интерес к предмету. 
  • Временные затраты. Чтобы пройти весь курс истории несколько раз, требуется намного больше времени, чем предусмотрено современной школьной программой. 
  • Узкая специализация. Углублённое изучение предмета в старших классах может быть не актуально учащимся, которые не планируют заниматься историей в дальнейшем.

Какая система лучше

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Среди учёных и преподавателей оба подхода имеют много сторонников и противников. Ещё недавно в российских школах использовалась концентрическая система изучения истории, которая подвергалась постоянной критике учителей и чиновников министерства образования. С 2013 года по инициативе президента начался переход на линейный метод, и теперь критикуют уже его.   

На самом деле, не так важно, по какой системе будет учиться ваш ребёнок. Главное — научить его целостному восприятию истории. Поделимся несколькими советами о том, как это сделать. 

Используйте наглядные пособия

Например, созданную в начале XX века карту Histomap. Она наглядно отражает уровень развития разных цивилизаций и важнейшие события их истории на протяжении четырёх тысячелетий. Изучать такую инфографику очень интересно и познавательно.

Нечто подобное (разумеется, в упрощённой форме) вы можете сделать сами. Возьмите большой лист бумаги и начертите на нём график времени. Расчертите года и столетия, а в конце отметьте дату рождения ребёнка. Остальное пространство заполняйте вместе с ним по мере прохождения курса истории. Наносите на график важные даты и жизни великих людей. Так можно научить ребёнка легко ориентироваться в событиях прошлого и пробудить его интерес к тому, что было раньше.

Посещайте исторические места

Дайте ребёнку увидеть своими глазами, что прошлое — реальность, а не список абстрактных дат. В этом помогут путешествия по историческим местам, посещение музеев и просмотр познавательных фильмов.

Изучение истории через посещение исторических мест
Источник: pilothub.ru — @Kinoliubitel / Суздальский кремль, построенный на рубеже XI и XII веков

Выберите подходящего учителя

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» работают несколько преподавателей истории, у каждого из которых — свой стиль и методы подачи материала. Ученика 5–9 классов могут выбрать того, чья подача понравится больше.  

Изучайте историю вместе на наших курсах по школьной программе! Выберите свой класс в библиотеке курсов. По промокоду HISTORY592021 вы получите бесплатный доступ к курсу по истории на одну неделю. 

Если ученику не нравится история, возможно, «он просто не умеет её готовить». Попробуйте другую систему и вы увидите, что даты — не абстрактные числа, которые нужно зубрить, а срез целого мира, где жили реальные люди со своими стремлениями, проблемами и достижениями. И тогда процесс изучения истории станет простым и увлекательным.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться