• Главная
  • Блог
  • Почему некоторые школьники не любят изучать историю: линейная или концентрическая система лучше?

Почему некоторые школьники не любят изучать историю: линейная или концентрическая система лучше?

Преподавание истории в школах традиционно строится по одной из двух систем — линейной или концентрической. Давайте разберёмся, как устроена каждая из них, сравним их достоинства и недостатки. Возможно, чтобы полюбить этот предмет, нужно всего лишь поменять подход к его изучению.

Линейная система: плюсы и минусы

При линейном подходе исторические события изучаются поэтапно. В пятом классе школьники знакомятся с историей древнего мира и античности, в шестом проходят Cредние века, в седьмом — эпоху Возрождения и так далее, вплоть до новейшей истории в старших классах. 

Линейная система изучения истории при грамотной работе учителя может быть вполне эффективной, однако у неё есть ряд существенных недостатков.   

Плюсы

  • Логичное расположение материала. Школьники изучают предмет в соответствии с естественным ходом событий. 
  • Поддержание интереса. Учащиеся постоянно получают новый материал: каждый урок открывает новую страницу истории.
  • Экономия времени. Без необходимости повторений предмет осваивается быстрее.
  • Пластичность. Список тем и количество часов на них можно корректировать в процессе освоения курса.

Минусы

  • Упрощение материала в 5-6 классах. Историю античности и средневековья приходится адаптировать для подростков 10-12 лет. В результате у школьников складываются очень схематичные представления об этих эпохах. 
  • Высокий темп. Поскольку нужно освоить много материала за короткий срок, на некоторые темы просто не остаётся времени. 
  • Сложность целостного восприятия. История России изучается параллельно с мировой, но с разной скоростью. Например, на изучение правления Ивана Грозного и два века междоусобных войн в Европе отводится равное количество часов. Такая «рассинхронизация» не позволяет провести временные параллели и увидеть общую картину.  

Концентрическая система: плюсы и минусы

Концентрическая система изучения истории основана на двух- или трёхкратном прохождении курса с постепенным усложнением материала. В начальной школе даются элементарные знания обо всех периодах истории. Затем материал повторяется, но с большим погружением: все события освещаются подробнее, изучаются их предпосылки и последствия. В старших классах весь курс истории обобщается, и основное внимание уделяют изучению исторических концепций и работе с первоисточниками.  

<<Форма демодоступа>>

Плюсы

  • Учитывает возраст учащихся. Каждая тема осваивается поэтапно на разных уровнях, по мере развития способностей учеников.
  • Систематичность. Возвращение к уже известным темам позволяет глубже рассмотреть и лучше усвоить материал.
  • Синхронизация. При таком подходе одновременно изучаются равные периоды времени в отечественной и мировой истории, так что формируется более целостное представление об эпохе.  
  • Ориентация на профильное обучение. Возможность в старших классах не только освежить знания по всему курсу, но и получить профессиональные навыки.

Минусы 

  • Дублирование тем. Необходимость изучать одни и те же периоды и события несколько раз может снизить интерес к предмету. 
  • Временные затраты. Чтобы пройти весь курс истории несколько раз, требуется намного больше времени, чем предусмотрено современной школьной программой. 
  • Узкая специализация. Углублённое изучение предмета в старших классах может быть не актуально учащимся, которые не планируют заниматься историей в дальнейшем.

Какая система лучше

Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Среди учёных и преподавателей оба подхода имеют много сторонников и противников. Ещё недавно в российских школах использовалась концентрическая система изучения истории, которая подвергалась постоянной критике учителей и чиновников министерства образования. С 2013 года по инициативе президента начался переход на линейный метод, и теперь критикуют уже его.   

На самом деле, не так важно, по какой системе будет учиться ваш ребёнок. Главное — научить его целостному восприятию истории. Поделимся несколькими советами о том, как это сделать. 

Используйте наглядные пособия

Например, созданную в начале XX века карту Histomap. Она наглядно отражает уровень развития разных цивилизаций и важнейшие события их истории на протяжении четырёх тысячелетий. Изучать такую инфографику очень интересно и познавательно.

Нечто подобное (разумеется, в упрощённой форме) вы можете сделать сами. Возьмите большой лист бумаги и начертите на нём график времени. Расчертите года и столетия, а в конце отметьте дату рождения ребёнка. Остальное пространство заполняйте вместе с ним по мере прохождения курса истории. Наносите на график важные даты и жизни великих людей. Так можно научить ребёнка легко ориентироваться в событиях прошлого и пробудить его интерес к тому, что было раньше.

Посещайте исторические места

Дайте ребёнку увидеть своими глазами, что прошлое — реальность, а не список абстрактных дат. В этом помогут путешествия по историческим местам, посещение музеев и просмотр познавательных фильмов.

Изучение истории через посещение исторических мест
Источник: pilothub.ru — @Kinoliubitel / Суздальский кремль, построенный на рубеже XI и XII веков

Выберите подходящего учителя

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» работают несколько преподавателей истории, у каждого из которых — свой стиль и методы подачи материала. Ученика 5–9 классов могут выбрать того, чья подача понравится больше.  

Изучайте историю вместе на наших курсах по школьной программе! Выберите свой класс в библиотеке курсов. По промокоду HISTORY592021 вы получите бесплатный доступ к курсу по истории на одну неделю. 

Если ученику не нравится история, возможно, «он просто не умеет её готовить». Попробуйте другую систему и вы увидите, что даты — не абстрактные числа, которые нужно зубрить, а срез целого мира, где жили реальные люди со своими стремлениями, проблемами и достижениями. И тогда процесс изучения истории станет простым и увлекательным.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован