Почему некоторые школьники не любят изучать историю: линейная или концентрическая система лучше?
Преподавание истории в школах традиционно строится по одной из двух систем — линейной или концентрической. Давайте разберёмся, как устроена каждая из них, сравним их достоинства и недостатки. Возможно, чтобы полюбить этот предмет, нужно всего лишь поменять подход к его изучению.
- 1.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Линейная система: плюсы и минусы
При линейном подходе исторические события изучаются поэтапно. В пятом классе школьники знакомятся с историей древнего мира и античности, в шестом проходят Cредние века, в седьмом — эпоху Возрождения и так далее, вплоть до новейшей истории в старших классах.
Линейная система изучения истории при грамотной работе учителя может быть вполне эффективной, однако у неё есть ряд существенных недостатков.
Плюсы
- Логичное расположение материала. Школьники изучают предмет в соответствии с естественным ходом событий.
- Поддержание интереса. Учащиеся постоянно получают новый материал: каждый урок открывает новую страницу истории.
- Экономия времени. Без необходимости повторений предмет осваивается быстрее.
- Пластичность. Список тем и количество часов на них можно корректировать в процессе освоения курса.
Минусы
- Упрощение материала в 5-6 классах. Историю античности и средневековья приходится адаптировать для подростков 10-12 лет. В результате у школьников складываются очень схематичные представления об этих эпохах.
- Высокий темп. Поскольку нужно освоить много материала за короткий срок, на некоторые темы просто не остаётся времени.
- Сложность целостного восприятия. История России изучается параллельно с мировой, но с разной скоростью. Например, на изучение правления Ивана Грозного и два века междоусобных войн в Европе отводится равное количество часов. Такая «рассинхронизация» не позволяет провести временные параллели и увидеть общую картину.
Концентрическая система: плюсы и минусы
Концентрическая система изучения истории основана на двух- или трёхкратном прохождении курса с постепенным усложнением материала. В начальной школе даются элементарные знания обо всех периодах истории. Затем материал повторяется, но с большим погружением: все события освещаются подробнее, изучаются их предпосылки и последствия. В старших классах весь курс истории обобщается, и основное внимание уделяют изучению исторических концепций и работе с первоисточниками.
<<Форма демодоступа>>
Плюсы
- Учитывает возраст учащихся. Каждая тема осваивается поэтапно на разных уровнях, по мере развития способностей учеников.
- Систематичность. Возвращение к уже известным темам позволяет глубже рассмотреть и лучше усвоить материал.
- Синхронизация. При таком подходе одновременно изучаются равные периоды времени в отечественной и мировой истории, так что формируется более целостное представление об эпохе.
- Ориентация на профильное обучение. Возможность в старших классах не только освежить знания по всему курсу, но и получить профессиональные навыки.
Минусы
- Дублирование тем. Необходимость изучать одни и те же периоды и события несколько раз может снизить интерес к предмету.
- Временные затраты. Чтобы пройти весь курс истории несколько раз, требуется намного больше времени, чем предусмотрено современной школьной программой.
- Узкая специализация. Углублённое изучение предмета в старших классах может быть не актуально учащимся, которые не планируют заниматься историей в дальнейшем.
Какая система лучше
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Среди учёных и преподавателей оба подхода имеют много сторонников и противников. Ещё недавно в российских школах использовалась концентрическая система изучения истории, которая подвергалась постоянной критике учителей и чиновников министерства образования. С 2013 года по инициативе президента начался переход на линейный метод, и теперь критикуют уже его.
На самом деле, не так важно, по какой системе будет учиться ваш ребёнок. Главное — научить его целостному восприятию истории. Поделимся несколькими советами о том, как это сделать.
Используйте наглядные пособия
Например, созданную в начале XX века карту Histomap. Она наглядно отражает уровень развития разных цивилизаций и важнейшие события их истории на протяжении четырёх тысячелетий. Изучать такую инфографику очень интересно и познавательно.
Нечто подобное (разумеется, в упрощённой форме) вы можете сделать сами. Возьмите большой лист бумаги и начертите на нём график времени. Расчертите года и столетия, а в конце отметьте дату рождения ребёнка. Остальное пространство заполняйте вместе с ним по мере прохождения курса истории. Наносите на график важные даты и жизни великих людей. Так можно научить ребёнка легко ориентироваться в событиях прошлого и пробудить его интерес к тому, что было раньше.
Посещайте исторические места
Дайте ребёнку увидеть своими глазами, что прошлое — реальность, а не список абстрактных дат. В этом помогут путешествия по историческим местам, посещение музеев и просмотр познавательных фильмов.
Выберите подходящего учителя
В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» работают несколько преподавателей истории, у каждого из которых — свой стиль и методы подачи материала. Ученика 5–9 классов могут выбрать того, чья подача понравится больше.
Изучайте историю вместе на наших курсах по школьной программе! Выберите свой класс в библиотеке курсов. По промокоду HISTORY592021 вы получите бесплатный доступ к курсу по истории на одну неделю.
Если ученику не нравится история, возможно, «он просто не умеет её готовить». Попробуйте другую систему и вы увидите, что даты — не абстрактные числа, которые нужно зубрить, а срез целого мира, где жили реальные люди со своими стремлениями, проблемами и достижениями. И тогда процесс изучения истории станет простым и увлекательным.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться