Многозадачность в обучении: за и против

Современный взгляд на феномен многозадачности и её влияние на подростков. В статье мы расскажем, кто такой многозадачный человек, и перечислим плюсы и минусы мультизадачности.

Что такое многозадачность

Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.

Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел. 

Что такое многозадачность

Плюсы и минусы многозадачности человека

Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.

Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма — в жизни каждого человека масса примеров мультизадачности. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?

В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.

<<Форма демодоступа>>

Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.

Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.

Минусы многозадачности:

  • Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
  • Плохая концентрация внимания у многозадачного человека. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.

Медиамногозадачность

За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.

Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?   

В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».

Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.

Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медийной многозадачности.

Медиамногозадачность

Споры о медиамногозадачности

В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно быть многозадачным и переключаться между контекстами.

Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.

Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.

Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.

Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).

На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах, и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.

С другой стороны, такие мультизадачные люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.  

Выводы

Исследований многозадачности человека достаточно много, и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.

Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.

Другие исследования демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.  

Вопросы о мультизадачности, по которым учёные пришли к консенсусу:

  • Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
  • Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
  • Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.  
  • Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.  
  • Мультизадачность в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.  
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован