Многозадачность в обучении: за и против

Современный взгляд на феномен многозадачности и её влияние на подростков. В статье мы расскажем, кто такой многозадачный человек, и перечислим плюсы и минусы мультизадачности.

иконка календаря
20 июля 2025
иконка таймера
7 минут
Поделиться:

Что такое многозадачность

Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.

Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.

Существует ли многозадачность

Школьник смотрит сериал на планшете. Мама зовёт его ужинать. Он отвечает маме, не отрываясь от экрана. Многие думают: вот она — многозадачность в действии. На самом деле это обман.

Когда подросток слышит мамин голос и отвечает ей, его мозг полностью отключается от сериала. Если в этот момент на экране произойдёт важная сцена, он её пропустит. Внимание занято разговором с мамой.

Нейробиологи провели эксперимент. Они сканировали мозг людей, которые пытались решать две задачи сразу. МРТ показала удивительный факт: никакой параллельной обработки информации не происходит. Мозг мечется между задачами в лобных долях. Каждая порция информации ждёт своей очереди. Человек постоянно возвращается к тому месту, где прервался.

Настоящей многозадачности не существует. Мы просто очень быстро переключаем внимание между разными объектами. Эти выводы публикует журнал eNeuro.

Есть одно исключение — автоматические действия. Мы легко идём по улице и болтаем по телефону. Ходьба не требует сознательных усилий. Но стоит нам решать математическую задачу во время прогулки — мы тут же замедляемся или вовсе останавливаемся.

Как работает мозг при многозадачности

Психолог и экономист Даниэль Канеман получил Нобелевскую премию за изучение мышления. В своей книге он описывает две системы работы нашего мозга.

Первая система работает автоматически. Мы инстинктивно отдёргиваем руку от горячего чайника. Держим вилку за ужином, не задумываясь о технике. Эта система экономит энергию мозга, но действует по готовым шаблонам. Сложные новые задачи ей не по зубам.

Вторая система включается для трудных задач. Она требует концентрации и больших затрат энергии. Поэтому активизируется только при необходимости. Если бы вторая система работала постоянно, мы быстро устали бы и стали медленнее соображать.

Пример из жизни: ученик раскладывает учебники по полкам и слушает подкаст. Оба занятия простые — справляется первая система. Но вдруг кот сбрасывает со стола вазу. Тут же включается вторая система. Подросток забывает про подкаст и думает, как спасти цветок и убрать осколки.

Канеман вывел важные закономерности:

  • Внимание распределяется гибко — поэтому мы можем переключаться.
  • Скорость переключения зависит от сложности задач.
  • Одновременные задачи борются за внимание сильнее, чем последовательные.
  • Сложная задача забирает все ресурсы внимания.

Примеры многозадачности

Мы сталкиваемся с ней каждый день. Готовим завтрак и слушаем новости. Гладим бельё под любимый сериал. Идём в магазин и болтаем с подругой по телефону. В быту такие комбинации обычно безвредны.

В учёбе и работе ситуация сложнее. Многие руководители хвалят сотрудников за умение делать несколько дел сразу. Отвечать на письма во время совещания. Писать отчёт и консультировать коллег. Решать основные задачи и выполнять мелкие поручения.

Эксперименты показывают: если отвлекаться на посторонние дела хотя бы раз в полчаса, качество основной работы резко падает. Постоянная многозадачность приводит к хроническому стрессу и профессиональному выгоранию.

Треть россиян уверена: многозадачность поможет им быть востребованными специалистами. На деле справиться с настоящей многозадачностью могут только 2,5% людей.

Плюсы и минусы многозадачности человека

Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.

Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма — в жизни каждого человека масса примеров мультизадачности. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?

В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.

Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.

Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.

Минусы многозадачности:

  • Мозг не справляется с несколькими активными задачами одновременно. При попытке слушать лекцию и одновременно писать письмо внимание распадается. В итоге ни одно из дел не выполняется качественно.
  • Переключения занимают время. Учёные выяснили, что частая смена задач может съедать до 40% рабочего времени. Чем чаще человек перескакивает между делами, тем больше ошибок он совершает.
  • Дополнительную нагрузку создаёт стресс. Например, менеджер одновременно говорит с клиентом, тестирует приложение и оформляет документы. Вроде бы всё под контролем, но на самом деле голова работает в перегрузке. Особенно тяжело даются задачи из разных сфер — в таких условиях стресс нарастает быстрее, а усталость копится уже к середине дня.
  • В конце рабочего дня падает не только продуктивность, но и мотивация. Сил не хватает, потому что каждое переключение требует энергии. Если таких скачков слишком много, внимание рассыпается, а итоговая работа оказывается поверхностной.

Медиамногозадачность

За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.

Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?   

В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».

Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.

Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети часто меняют онлайн-деятельность. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медийной многозадачности.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Споры о медиамногозадачности

В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно быть многозадачным и переключаться между контекстами.

Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.

Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.

Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.

Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).

На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах, и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.

С другой стороны, такие мультизадачные люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.  

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Стоит ли развивать многозадачность

Лучше научиться грамотно планировать время. Но иногда режим многозадачности неизбежен. Сдача квартальных отчётов. Подготовка к экзаменам. Организация семейного праздника. Как пережить такие периоды без ущерба для здоровья?

  • Разделите дела на простые и сложные. Чередуйте их, давая мозгу передышку.
  • Создайте памятки для частых вопросов. Это сократит количество отвлечений.
  • Запланируйте периоды высокой нагрузки заранее. Освободите другие сферы жизни.
  • Не хватайтесь за лишние задачи из желания произвести впечатление.
  • Просите помощи у коллег и семьи.
  • Записывайте все дела в ежедневник с указанием времени.
  • Обязательно планируйте качественный отдых после напряжённых периодов.

Как избавиться от привычки к многозадачности

Многие люди привыкли постоянно переключаться между делами. Но этой привычке можно противостоять:

  • Составляйте план дня. Выделите главные задачи. Назначьте конкретное время для почты, звонков, встреч. При необходимости посвящайте сложной задаче целый день.
  • Ставьте чёткие временные рамки. Конкретный срок поможет сосредоточиться и не откладывать дела.
  • Пользуйтесь техниками тайм-менеджмента. Метод помидора: 25 минут работы, потом 5 минут отдыха. После четырёх циклов — длинный перерыв.
  • Устраните отвлекающие факторы. Отключите уведомления в мессенджерах. Выделите специальное время для социальных сетей.
  • Тренируйте осознанность. Учитесь концентрироваться на текущем моменте. Замечайте, когда мысли начинают блуждать. Возвращайте внимание к тому, что делаете сейчас.

Не зацикливайтесь на прошлых ошибках. Не тревожьтесь о далёком будущем. Эти мысли отнимают огромное количество энергии и мешают раскрыть ваш потенциал.

Выводы

Исследований многозадачности человека достаточно много, и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.

Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.

Другие исследования демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.  

Вопросы о мультизадачности, по которым учёные пришли к консенсусу:

  • Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
  • Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
  • Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.  
  • Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.  
  • Мультизадачность в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.  
Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.