Многозадачность в обучении: за и против
Современный взгляд на феномен многозадачности и её влияние на подростков. В статье мы расскажем, кто такой многозадачный человек, и перечислим плюсы и минусы мультизадачности.
- 4.10.2021
- Время чтения:5 минут
Что такое многозадачность
Термин «многозадачность» начали использовать в 1960-х, когда создали операционную систему IBM. Компьютер мог одновременно выполнять несколько функций: процессор постоянно переключался между задачами, пока одна обрабатывалась, другая ожидала своей очереди.
Позднее термин «многозадачность» стали применять к людям. Подразумевается, что многозадачный человек способен, как Юлий Цезарь, делать одновременно несколько дел.
Плюсы и минусы многозадачности человека
Главное преимущество мультизадачного режима в относительно быстром сокращении количества дел.
Перспектива поймать сразу двух зайцев настолько привлекательна, что большинство людей стараются планировать задачи парами. Прогуляться и заодно вынести мусор, приготовить еду и послушать аудиокнигу, посмотреть урок и разобрать электронные письма — в жизни каждого человека масса примеров мультизадачности. Но сколько параллельных дел по силам нашему мозгу и все ли задачи можно совмещать?
В 2010 году учёные парижского Национального института здоровья и медицинских исследований (INSERM) провели эксперимент, во время которого испытуемые выполняли сначала два, а потом три дела одновременно.
<<Форма демодоступа>>
Данные магнитно-резонансной томографии показали, что при выполнении двух задач активизируются сразу две лобные доли. Мозг как бы «раздваивается» и человек вполне успешно справляется с задачами. Но при выполнении одновременно трёх задач испытуемые постоянно забывали об одной из них и часто ошибались.
Парижские учёные пришли к выводу, что больше двух дел мозгу человека не под силу.
Минусы многозадачности:
- Снижение продуктивности. Переключение между задачами обычно занимает несколько десятых долей секунды. Причём за эти мгновения нужно вспомнить цель и алгоритм действий. Постепенно мозг устаёт и требует больше времени на переключение — скорость работы падает.
- Плохая концентрация внимания у многозадачного человека. Обычно мозг, чтобы снизить нагрузку, игнорирует сигналы, которые не относятся к выполнению текущей задачи. В режиме многозадачности он начинает путаться и не всегда может определить, какую информацию считать важной.
Медиамногозадачность
За последние два десятилетия мир сильно изменился. Он стал многозадачным.
Взрослые с трудом переходят на новый формат действий и наглядно ощущают на себе все минусы многозадачности. Подростки же без труда могут делать домашнее задание, слушать музыку и тут же общается с друзьями в чате. Почему так происходит?
В 2001 году началась эра смартфонов и появился первый ребёнок поколения Z. Два этих события привели к возникновению термина «медиамногозадачность».
Медиамногозадачность — это способность в определённый промежуток времени распределять свои когнитивные ресурсы между различными контекстами.
Согласно американским исследованиям, каждый второй подросток сейчас является медиамногозадачным. Сидя за компьютером, дети меняют онлайн-деятельность в среднем три раза в минуту. Российские учёные исследовали младшеклассников и тоже обнаружили, что 30% из них активно приобщаются к медийной многозадачности.
Споры о медиамногозадачности
В научной среде нет единой позиции о том, хорошо или плохо постоянно быть многозадачным и переключаться между контекстами.
Одни считают, что ребёнку вредно любое проявление многозадачности. Существуют исследования, указывающие на ограниченность когнитивных ресурсов человека. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман обнаружил, что внимание — процесс хоть и гибкий, но существенно ограниченный. При возникновении дополнительных задач он исчерпывается, а если они ещё и сложные, исчерпывается быстро.
Кроме того, традиционная школьная система однозадачная и линейная по своей природе. Мультизадачному ребёнку трудно в ней функционировать.
Полярная позиция заключается в том, что современные подростки с рождения живут в режиме медийной многозадачности.
Психологи Стэнфордского университета разработали методику по измерению индекса медиамногозадачности. В основе лежат двенадцать видов медиа, а испытуемые делятся на два типа: тяжёлых многозадачников (дети, которые часто пользуются гаджетами и совмещают разные виды медиаактивностии) и лёгких многозадачников (дети, которые делают это лишь время от времени).
На основе индекса медиамногозадачности проведены масштабные исследования в разных странах, и выявлено, что тяжёлые многозадачники отличаются более широким объёмом внимания, у них более высокие характеристики рабочей памяти.
С другой стороны, такие мультизадачные люди больше подвержены влиянию отвлекающих факторов. Они менее качественно выполняют задания и делают много ошибок.
Выводы
Исследований многозадачности человека достаточно много, и они противоречивы. Впрочем, как и все научные изыскания о влиянии цифровой среды и компьютерных технологий на детей и подростков.
Одни данные говорят о том, что практика многозадачности снижает академическую успеваемость. Ребёнок, пытающийся стать Юлием Цезарем, хуже запоминает и получает плохие оценки.
Другие исследования демонстрируют, что умеренное занятие видеоиграми, многозадачные медиа и многозадачная деятельность приводят к более высокой результативности и эффективности в условиях цифровой среды.
Вопросы о мультизадачности, по которым учёные пришли к консенсусу:
- Многозадачность — это не синхронное решение нескольких задач, а параллельное с постоянным переключением внимания.
- Медиамногозадачность позволяет ребёнку вовлекаться в разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в определённый промежуток времени.
- Медиамногозадачность — это новая, отличная от линейной, модель поведения, выработанная поколением Z путём проб и ошибок. Это важный навык в стремительно меняющемся мире.
- Переключаемость мозга можно развивать, но делать это нужно вместе с прокачкой когнитивного контроля. Необходимо уметь планировать, ставить цели, отличать главное от второстепенного, гибко реагировать в изменившейся ситуации и распределять свои ограниченные ресурсы.
- Мультизадачность в будущем может стать необходимым условием для успешного обучения.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться