Вместе с психологом разбираемся, с какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома, как понять, что он готов, и о чём с ним поговорить перед этим событием.

Фильм «Один дома» о приключениях Кевина Маккалистера стал культовой комедией, которую любят все поколения и пересматривают каждый год на рождественских каникулах. Однако реальная жизнь далека от киношных сценариев, и оставление детей одних может обернуться серьёзными последствиями для их безопасности и психического здоровья.
Статистика детской смертности показывает, что 80% детей гибнут по вине взрослых. Самые частые причины трагедий — травмы (70% травм дети получают дома), выпадение из окон, утопление (в том числе дома в ванной), пожары и отравления.
Важно помнить, что ответственность за безопасность ребёнка лежит исключительно на родителях. Оставленный один дома малыш может столкнуться с множеством опасностей: от бытовых травм до возникновения стрессовых ситуаций, с которыми он ещё не способен справиться самостоятельно. Рассказываем, как обеспечить безопасность ребёнка.
Со скольки лет можно оставлять ребёнка дома
Однозначно ответить на этот вопрос невозможно: в законе не написан возраст, а психологически ребёнок может быть готов и в пять лет, и в двенадцать.
Обычно родители практикуют схему: оставить ребёнка двух-трёх лет одного в детской на полчаса, час; дома на час-два, когда он ещё дошкольник; на несколько часов в начальной школе; на сутки и более в средних классах. Весь возраст дан условно: никто не знает ребёнка лучше, чем его родители.
Удостоверьтесь, что малыш готов не только психологически, но и в бытовом плане. Приучайте постепенно и обязательно проговаривайте правила безопасности и поведения.
<<Форма демодоступа>>
Как понять, что ребёнок готов
Родители могут не беспокоиться за ребёнка, если он:
- знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях: например, если прорвало кран или загорелась микроволновка;
- умеет пользоваться телефоном и сможет набрать ваш номер или позвонить в спасательную службу;
- может проводить время в одиночестве: не будет плакать под дверью и звать родителей в окно;
- не имеет ярко выраженных фобий;
- не склонен пакостить, если его наказали;
- строго соблюдает запреты на опасные игры;
- может жить по режиму дня самостоятельно.
Ответственность родителей за оставление детей без присмотра
Есть три законодательных акта, которые регулируют этот вопрос:
- Родителям грозит штраф или лишение свободы на год за оставление детей без присмотра в опасном для жизни и здоровья состоянии. Например, когда он не может о себе позаботиться сам (статья 125 Уголовного кодекса).
- Предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Например, если оставить ребёнка без еды и воды на сутки (статьи 63, 64 СК РФ).
- Органы опеки и попечительства могут забрать ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью. Например, если его оставили одного на месяц без денег и еды (статья 77 СК РФ).
Какие условия считаются опасными для ребёнка
Чтобы решить, можно ли оставлять несовершеннолетних детей одних дома, родителям необходимо изучить все опасные условия и сделать всё необходимое, чтобы не допустить их.
Например, родители обязаны проследить, чтобы у маленьких детей не было доступа к бытовой химии, лекарствам, токсичным веществам. По данным Минздрава Красноярского края, в 2022 году в больницы региона поступило множество детей с отравлениями, из них 46,8% составили отравления лекарственными препаратами, 20,25% — препаратами бытовой химии, 4,4% — ядохимикатами.
Родители обязаны проследить, чтобы у детей не было доступа к острым предметам, а также к ручкам газовой плиты или варочной панели. Ещё стоит обратить внимание на острые углы в квартире, сломанную мебель.
Особенно опасны открытые балкон и окна: согласно статистике Минздрава РФ, ежегодно в России из окон выпадают около тысячи детей. Причём 70% таких случаев происходят в течение 15 минут с момента, как ребёнок остался один. По данным МВД, почти каждый 11-й случай заканчивается летальным исходом.
Каких детей не стоит оставлять без присмотра
Не стоит оставлять ребёнка одного, если он легко может открыть дверь незнакомому человеку или сильно боится темноты и одиночества, если не знает правила техники безопасности (например, что нельзя играть с розетками), любит проказничать или очень впечатлительный (например, может испугаться кадра в фильме и плакать до самого прихода родителей). Всё это говорит о том, что ребёнок пока не готов оставаться один. Родителям стоит проявить терпение и вернуться к идее позже.
Не стоит оставлять без присмотра младенцев, детей с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или ограничениями передвижения. Эти ребята не смогут позаботиться о себе самостоятельно.
<<Форма семейного образования>>
Как приучить ребёнка оставаться одному дома
Мы составили несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребёнок к этому готов.
1. Оставляйте одного постепенно
Не уезжайте сразу на неделю к друзьям. Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.
2. Поговорите о технике безопасности
Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода. Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребёнок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.
Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего — на спортивное поле.
Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.
Если дома отключили свет, у ребёнка должен быть фонарик вместо свечей.
Научите ребёнка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.
3. Убедитесь, что ребёнок знает все данные
Точно может сказать фамилии, имена и отчества — своё и родителей, точный адрес, контактные телефоны.
<<Форма гибкие навыки>>
4. Обсудите время отсутствия
Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернётесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребёнок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.
5. Расспросите, чем ребёнок будет заниматься
Если у него возникают сложности с планированием своего дня, помогите придумать занятия. Можно воспользоваться методом «деловые часы»: обозначить временные промежутки для каждого занятия.
6. Удостоверьтесь, что его телефон заряжен
И включён звук.
Если вы оставили ребёнка дома, а сердце не на месте, позвоните ему, спросите, чем он занят. Только не делайте это каждые 15 минут — проявите уважение к его самостоятельности. Если ребёнок маленький, например дошкольник или младший школьник, оставьте видеоняню.
Помните, что, когда вы вернётесь домой, там может поджидать неожиданность, как в стихотворении Эдуарда Успенского «Разгром». Оцените объективно, случайны ли поломки или ребёнок хотел пошалить.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни