Семейное обучение в России: от Древней Руси до наших дней
Рассказываем, как развивалось семейное обучение в России.
- 11.10.2024
- Время чтения:5 минут
Система воспитания в Древней Руси
Образование и воспитание в Древней Руси были одним целым. Главенствующая роль семьи в обучении детей подчёркивается в «Домострое», «Гражданстве обычаев детских» Епифания Славинецкого, «Вечере душевной» Симеона Полоцкого и других источниках.
Родители передавали детям моральные ценности и профессиональный опыт. В крестьянских семьях этих знаний было вполне достаточно. Ремёсла переходили по наследству, а социальной мобильности не было.
Дети князей получали семейное образование более высокого уровня. К ним приглашали наставников из числа знатных бояр.
У образования в Древней Руси был сильный религиозный уклон: читать и писать учили по церковным книгам, а главной функцией наставников было нравственное воспитание и духовное развитие подопечных.
<<Форма демодоступа>>
Эпоха гувернёров
Новаторство Петра I коснулось всех сфер жизни, в том числе образования. Правитель увидел нарастающую потребность государства в образованных служащих и начал действовать:
- Открыл лицеи и другие учебные заведения среднего и высшего звена. Заниматься там могли только дворянские дети. При поступлении они должны были уметь читать, писать и считать, то есть получить в домашних условиях начальное образование.
- Ввёл принцип занятия должностей за высокие профессиональные качества и выслугу перед государством. Образованные люди получили возможность продвижения по карьерной лестнице.
Пётр I сформировал потребность в качественном образовании, в том числе семейном. Дворяне, ратующие о будущем своих чад, стали массово приглашать иностранных учителей. Началась эпоха гувернёров в обучении дворянских детей.
Гувернёр (от французского gouverner — «управитель») — нанятый воспитатель, который, в отличие от няни, занимался с детьми определёнными дисциплинами. Для младших это был счёт и грамота, подросткам преподавали иностранные языки, историю, географию, физику, астрономию, арифметику, геометрию, русскую словесность, рисование и музыку.
Набор предметов часто носил прикладной характер, чтобы применять знания в реальной жизни. Мальчиков учили военным наукам, чтобы поступить на службу, а также архитектуре, чтобы периодически перестраивать усадьбу. Девочек приучали к рукоделию и домоводству.
Важным условием домашнего образования был дух семейного уклада. В наставники старались брать тех, кто мог стать для ребёнка примером для подражания. Гувернёрами в своё время работали поэты Василий Жуковский и баснописец Иван Крылов.
Что касается обучения крестьянских детей, то в условиях крепостной зависимости потребности в академических знаниях у них не было. Ребёнок с рождения включался в быт и хозяйство семьи. Некоторые получали азы грамотности в церковно-приходских школах, но большинство просто впитывали народную мудрость.
Качество дореволюционного семейного образования
До середины XVII века качество домашнего обучения было низким. Кандидаты социологических наук Константин Белоусов и Мария Яшина в статье о развитии семейного образования в России связывают это с тем, что не было «государственного запроса» на образованных граждан.
Петровские реформы изменили ситуацию с семейным обучением в России. В 1737 году императрица Анна Иоанновна издала указ об обязательном образовании дворянских детей.
Благодаря приглашённым иностранным педагогам члены императорской фамилии и аристократической элиты в домашних условиях получали действительно блестящее образование.
В провинции дела с образованием обстояли иначе. Пушкин писал в романе «Евгений Онегин»: «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». На периферии качество семейного обучения напрямую зависело от уровня подготовленности и компетентности приглашённых наставников.
Далеко не все могли нанять хорошего учителя. Мелкопоместные дворянские семьи часто пользовались услугами сельских священников, грамотных крестьян, случалось, что сами родители занимались домашним обучением детей. Иногда семьи, живущие по соседству, нанимали одного гувернёра для нескольких детей.
Чтобы повысить качество домашнего обучения, в 1834 году было принято два важнейших документа: «Положение о домашних наставниках и учителях» и «О воспрещении принимать в должности по домашнему воспитанию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов». С правовой точки зрения семейное обучение в России стало частью образовательной системы в первой половине XIX века.
С принятием этих законов к учителям стали предъявлять ряд требований: быть христианами и российскими подданными, иметь «Удостоверение о нравственных качествах».
Произошло разделение между процессами семейного воспитания и домашнего образования, что отразилось в разграничении функций гувернёра и наставника. Звание наставника теперь считалось более высоким.
<<Форма семейного образования>>
Классно-урочная революция в образовании
Чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский считал, что обучение детей нужно начинать с шести лет и осуществлять исключительно в школе. Должен быть общешкольный план, учебники и строгий запрет пропускать уроки. Один педагог должен преподавать большой группе учащихся. Знакомо, не так ли?
Классно-урочная система, придуманная Коменским, произвела революцию в европейском образовании. Обучать детей «пачками» с экономической точки зрения было выгодно государству.
В Российской империи классно-урочная система закрепилась после школьной реформы Екатерины II. Но поскольку обязательным общее образование так не стало, большинство дворян и крестьян предпочитали обучать детей дома.
Мотивы, разумеется, у них были разные. Дворянские семьи нередко проживали в поместьях далеко от учебных заведений. Вариативность домашнего образования позволяла пройти обучение по ускоренной программе и быстро продвигаться по службе для получения чинов. Крестьяне же не отдавали детей в школу, потому что боялись оторвать от корней.
Семейное обучение в России — исторически первая и основная форма получения образования. Дореволюционные «хоумскулеры» в большинстве своём составляли цвет русской нации.
В 1918 году молодое советское государство принялось за ликвидацию безграмотности среди низших слоёв населения. Был принят Декрет «О единой трудовой школе РСФСР», сделавший её посещение обязательным, а семейное обучение — незаконным.
Массовая школа была выгодна государству не только экономически (взрослые должны трудиться в полях и на заводах, а дети быть чем-то заняты), но и политически. Так было проще насаждать в умы новых поколений нужную идеологию.
В 1992 году семейное образование в России вернулось в правовое поле, а в 2012-м стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.
Сегодня обучение в домашних условиях абсолютно легально и благодаря современным технологиям доступно всем. Любой родитель, которого не устраивает классно-урочная уравнительная система, может перевести своего ребёнка на семейное обучение и построить для него индивидуальный образовательный маршрут.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться