• /
  • /
  • Семейное обучение в России: от Древней Руси до наших дней

Семейное обучение в России: от Древней Руси до наших дней

  • 25.11.2018
  • Время чтения:

    7 минут

Исторический экскурс, доказывающий, что всё новое — это хорошо забытое старое.

Семейное обучение — первая и наиболее естественная форма передачи знаний старшего поколения младшему.


Ещё в Древней Греции богатые граждане Афин и других полисов приглашали «учителей мудрости», чтобы они преподавали науки «юношам из хороших семей» и воспитывали в них нравственность. Самый известный пример — Аристотель и Александр Македонский.


От отца к сыну, от матери к дочери

В Древней Руси образование и воспитание являлось одним целым и осуществлялось в лоне семьи. Её главенствующая роль в обучении детей подчёркивается в «Домострое», «Гражданстве обычаев детских» Епифания Славинецкого, «Вечере душевной» Симеона Полоцкого и других источниках.


От отца к сыну и от дочери к матери передавались моральные ценности и профессиональные навыки. В крестьянских семьях этих знаний было вполне достаточно. Ремёсла переходили по наследству, а социальная мобильность отсутствовала.  


Дети князей получали образование более высокого уровня. К ним приглашали наставников из числа знатных бояр.


Представителей элиты обучали не только седлать лошадей или печь хлеб, но и грамоте. Образование имело сильный религиозный уклон — читать и писать учили по церковным книгам, а главной функцией наставников было нравственное воспитание и духовное развитие подопечных.


В период Древнерусского и Московского государства семейное образование называлось «домашнее учение» и подразумевало больше воспитание, чем получение знаний.

Эпоха гувернёров

Новаторство Петра I коснулось всех сфер жизни, в том числе образования. Правитель увидел нарастающую потребность государства в образованных служащих и начал действовать.


  • Открыл лицеи и другие учебные заведения среднего и высшего звена. Заниматься там могли только дворянские дети. При поступлении они должны были уметь читать, писать и считать, то есть получить в домашних условиях начальное образование.
  • Ввёл принцип занятия должностей за высокие профессиональные качества и выслугу перед государством. Образованные люди получили возможность продвижения по карьерной лестнице.


Петра I сформировал потребность в качественном образовании, в том числе семейном. Дворяне, ратующие о будущем своих чад, стали массово приглашать иностранных учителей. Началась эпоха гувернёров.


Гувернёр (от французского gouverner — «управитель») — нанятый воспитатель, который в отличие от няни, занимался с детьми определёнными дисциплинами. Для младших это был счёт и грамота, подросткам преподавали иностранные языки, историю, географию, физику, астрономию, арифметику, геометрию, русскую словесность, рисование и музыку.


Набор предметов часто носил прикладной характер, чтобы применять знания в реальной жизни. Мальчиков учили военным наукам, чтобы поступить на службу, а также архитектуре, чтобы периодически перестраивать усадьбу. Девочек приучали к рукоделию и домоводству.

Жан Батист Симеон Шарден, «Гувернантка», 1739 год

Важным условием домашнего образования являлся дух семейного уклада. В наставники старались брать тех, кто мог стать для ребёнка примером для подражания. Гувернёром в своё время работал поэт Василий Жуковский и баснописец Иван Крылов.


Что касается обучения крестьянских детей, то в условиях крепостной зависимости потребности в академических знаниях у них не было. Ребёнок с рождения включался в быт и хозяйство семьи. Некоторые получали азы грамотности в церковно-приходских школах, но большинство просто впитывали народную мудрость.

Качество дореволюционного семейного образования

До середины XVII века качество домашнего обучения было низким. Кандидаты социологических наук Константин Белоусов и Мария Яшина в статье о развитии семейного образования в России связывают это с тем, что не было «государственного запроса» на образованных граждан.


Петровские реформы изменили ситуацию. В 1737 году императрица Анна Иоановна издала указ об обязательном образовании дворянских детей.


Благодаря приглашённым иностранным педагогам, члены императорской фамилии и аристократической элиты в домашних условиях получали действительно блестящее образование.

Василий Жуковский — наставник Александра II


В провинции дела обстояли иначе. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — писал классик. На периферии качество семейного обучения напрямую зависело от уровня подготовленности и компетентности приглашённых наставников.  


Далеко не все имели возможность нанять хорошего учителя. Мелкопоместные дворянские семьи часто пользовались услугами сельских священников, грамотных крестьян, случалось, что сами родители занимались обучением детей. Иногда семьи, живущие по соседству, нанимали одного гувернёра для нескольких детей.


Чтобы повысить качество домашнего обучения, в 1834 году было принято два важнейших документа: «Положение о домашних наставниках и учителях» и «О воспрещении принимать в должности по домашнему воспитанию иностранцев, не получивших аттестатов от русских университетов».


С правовой точки зрения семейное обучение стало частью образовательной системы в первой половине XIX века.


С принятием этих законов учителя должны были быть христианами и российскими подданными, обязательным стало наличие «Удостоверения о нравственных качествах».


Произошло разделение между процессами воспитания и образования, что отразилось в разграничении функций гувернёра и наставника. Звание наставника теперь считалось более высоким.

Классно-урочная революция

Чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский считал, что обучение детей нужно начинать с шести лет и осуществлять исключительно в школе. Должен быть общешкольный план, учебники и строгий запрет пропускать уроки. Один педагог должен преподавать большой группе учащихся. Знакомо, не так ли?


Классно-урочная система, придуманная Коменским, произвела революцию в европейском образовании. Обучать детей «пачками» с экономической точки зрения было выгодно государству.


В Российской Империи классно-урочная система закрепилась после школьной реформы Екатерины II. Но поскольку обязательным общее образование так не стало, большинство дворян и крестьян предпочитали обучать детей дома.


Мотивы, разумеется, у них были разные. Дворянские семьи нередко проживали в поместьях, далеко от учебных заведений. Некоторые не хотели, чтобы дети общались с отпрысками из других сословий. А главное, вариативность домашнего образования позволяла пройти обучение по ускоренной программе и быстро продвигаться по службе для получения чинов. Крестьяне же не отдавали детей в школу, потому что боялись оторвать от корней.


Семейное обучение в России — исторически первая и основная форма получения образования. Дореволюционные «хоумскулеры» в большинстве своём составляли цвет русской нации.  


В 1918 году молодое советское государство принялось за ликвидацию безграмотности среди низших слоёв населения. Был принят Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», сделавший её посещение обязательным, а семейное обучение — незаконным.


Массовая школа была выгодна государству не только экономически (взрослые должны трудиться в полях и на заводах, а дети быть чем-то заняты), но и политически. Так было проще насаждать в умы новых поколений нужную идеологию.   


В 1992 году семейное образование вернулось в правовое поле, а в 2012-м стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.  


Сегодня обучение в домашних условиях абсолютно легально и благодаря современным технологиям доступно всем. Любой родитель, которого не устраивает классно-урочная уравниловка, может перевести своёго ребёнка на семейное обучение и строить для него индивидуальный образовательный маршрут.


Бесплатная консультация

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

  • 8 800 300-64-24

    звонок по России бесплатный

  • externat@foxford.ru

  • 117105, Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.6

    Посмотреть на карте
  • с 10.00 до 19.00

    ПН-ПТ

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.