«Школа радости» Василия Сухомлинского
Рассказываем об особенностях системы и её основных принципах.
- 21.11.2024
- Время чтения:2 минуты
Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.
Василий Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы в 1947 году: в тяжёлое послевоенное время. Именно там он создавал «школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительным окрасом.
Принципы системы Сухомлинского
Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:
- Воспитание без наказаний
Педагог был уверен, что нецелесообразно применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам. Это один из пунктов гуманности.
- Поощрение желания ребёнка быть хорошим
Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.
- Запрет на удовлетворение деструктивных желаний
Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.
- Природа — источник нравственного воспитания
Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка. Изолирование от природы способствовало повышенной утомляемости и невозможности справиться с поставленными задачами.
- Обработка информации по четырём пунктам
Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени:
первая ступень: замечаю (что? кого?)
вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?)
третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)
четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)
- Трудовое воспитание порождает человечность и доброту
Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.
- Главный предмет — человековедение
Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.
В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.
<<Форма демодоступа>>
Средства воспитания Сухомлинского
Педагог выделял четыре средства воспитания:
- Слово
Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.
- Авторитет педагога
Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным.
- Индивидуальность ребёнка
Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.
- Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот
Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.
<<Форма семейного образования>
Плюсы и минусы педагогики Сухомлинского
У систему Сухомлинского, как и у любой другой, есть положительные и отрицательные стороны.
Сильные стороны:
- эстетическое воспитание,
- формирование уважения к труду,
- учёт индивидуальных возможностей,
- развитие творческого начала,
- нет погони за оценками.
Слабые стороны:
- переоценка личности педагога;
- система работы с родителями, которая буквально вмешивалась в процесс воспитания.
Иллюстрация: Matt Carlson / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться