«Школа радости» Василия Сухомлинского

Рассказываем об особенностях системы и её основных принципах.

иконка календаря
8 ноября 2025
иконка таймера
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:
Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.

Василий Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы в 1947 году: в тяжёлое послевоенное время. Именно там он создавал «школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительным окрасом. 

Принципы системы Сухомлинского

Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:

Воспитание без наказаний

Педагог был уверен, что нецелесообразно применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам. Важно правильно хвалить и критиковать ребёнка — это один из пунктов гуманности.

Поощрение желания ребёнка быть хорошим

Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.

Запрет на удовлетворение деструктивных желаний 

Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.

Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте

Природа — источник нравственного воспитания

Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка. Изолирование от природы способствовало повышенной утомляемости и невозможности справиться с поставленными задачами.

Обработка информации по четырём пунктам

Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени:

  1. Первая ступень: замечаю (что? кого?)
  2. Вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?)
  3. Третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)
  4. Четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)
Обработка информации по четырём ступеням
Обработка информации по четырём ступеням

Трудовое воспитание порождает человечность и доброту

Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя креативность и творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.

Главный предмет — человековедение 

Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.

В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к самостоятельности и усидчивости. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Средства воспитания Сухомлинского

Педагог выделял четыре средства воспитания:

Слово

Педагог должен воздействовать на учеников словом. Учителя не должны кричать на детей и применять физические наказания. А главное умение воспитателя — говорить.

Авторитет педагога

Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным. 

Индивидуальность ребёнка

Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.

Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот

Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Плюсы и минусы педагогики Сухомлинского

У системы Сухомлинского, как и у любой другой, есть положительные и отрицательные стороны.

Преимущества педагогики Сухомлинского

  • эстетическое воспитание;
  • формирование уважения к труду;
  • учёт индивидуальных возможностей;
  • развитие творческого начала;
  • нет погони за оценками.

Недостатки педагогики Сухомлинского

  • переоценка личности педагога;
  • система работы с родителями, которая буквально вмешивалась в процесс воспитания.

Иллюстрация: Matt Carlson / Dribbble

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.