«Школа радости» Василия Сухомлинского

Рассказываем об особенностях системы и её основных принципах.

Воспитательная система Сухомлинского держится на трёх столпах: гуманность, разносторонность и внутренняя смысловая ценность.

Василий Сухомлинский стал директором Павлышской средней школы в 1947 году: в тяжёлое послевоенное время. Именно там он создавал «школу радости», где занятия проходили в нестандартной форме, а оценки были только с положительным окрасом. 

Принципы системы Сухомлинского

Можно выделить несколько основополагающих принципов педагогики Сухомлинского:

  • Воспитание без наказаний

Педагог был уверен, что нецелесообразно применять наказания в процессе воспитания и обучения ребёнка, так как оно не приводит к положительным результатам. Это один из пунктов гуманности.

  • Поощрение желания ребёнка быть хорошим

Сухомлинский считал это стремление движущей силой обучения и воспитания, потому что ребёнок прикладывает максимум усилий в этот момент.

  • Запрет на удовлетворение деструктивных желаний 

Желания ребёнка педагог делил на два вида: конструктивные и деструктивные. Если родители удовлетворяет любые запросы ребёнка, то из него получается капризный раб прихотей.

  • Природа — источник нравственного воспитания

Сухомлинский полагал, что познание растительного мира — это начало умственного развития ребёнка. Изолирование от природы способствовало повышенной утомляемости и невозможности справиться с поставленными задачами.

  • Обработка информации по четырём пунктам

Чтобы ответить на вопросы учителя или сделать задания, детям нужно было пройти четыре ступени:

первая ступень: замечаю (что? кого?)

вторая ступень: наблюдаю (для чего? за чем? за кем? как?)

третья ступень: размышляю (зачем? почему? как? для чего?)

четвёртая ступень: узнаю (что мне это дало? что я теперь знаю?)

Обработка информации по четырём ступеням

  • Трудовое воспитание порождает человечность и доброту

Главная заслуга — сделать своими руками, проявляя творчество. А прививать полезный труд можно начинать в 5-6 лет.

  • Главный предмет — человековедение 

Сухомлинский считал этот урок краеугольным камнем в воспитании маленького человека. Истоки такого мнения скрыты в войне и понесённых потерях.

В некотором смысле к школе Сухомлинского можно отнести истоки тайм-менеджмента. Педагог считал, что уроки нужно делать в одно и то же время, что приучит ребёнка к усидчивости и самостоятельности. Родители не должны выполнять задания за сына или дочь, но помогать организовывать рабочее время — это их прерогатива.

<<Форма демодоступа>>

Средства воспитания Сухомлинского

Педагог выделял четыре средства воспитания:

  1. Слово

Педагог должен воздействовать на учеников словом, без применения физических наказаний. А главное умение воспитателя — говорить.

  1. Авторитет педагога

Дети должны любить и уважать педагога, который в свою очередь обязан быть открытым, искренним и честным. 

  1. Индивидуальность ребёнка

Индивидуальный подход к каждому ребёнку — основной аспект гуманизации воспитания. Он необходим для понимания внутреннего мира маленького человека.

  1. Доверие воспитателя к ребёнку и наоборот

Это одно из главных средств реализации методов воспитания. Оно делает процесс общения эмоционально насыщенным и плодотворным.

<<Форма семейного образования>

Плюсы и минусы педагогики Сухомлинского

У систему Сухомлинского, как и у любой другой, есть положительные и отрицательные стороны.

Сильные стороны:

  • эстетическое воспитание,
  • формирование уважения к труду,
  • учёт индивидуальных возможностей,
  • развитие творческого начала,
  • нет погони за оценками.

Слабые стороны:

  • переоценка личности педагога;
  • система работы с родителями, которая буквально вмешивалась в процесс воспитания.

Иллюстрация: Matt Carlson / Dribbble

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован