Школьная форма: за и против

Школы сами устанавливают правила внутреннего распорядка. Где-то дресс-код строгий, а где-то администрация не обращает на одежду никакого внимания. У школьной формы есть как сторонники, так и противники. Рассмотрим аргументацию обеих сторон, чтобы понять, для чего нужна школьная форма.

иконка календаря
17 июня 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

Когда появилась школьная форма

Школьную форму придумали для того, чтобы создать единый стандарт одежды для учащихся, который бы подчёркивал их принадлежность к учебному заведению и способствовал дисциплине. История школьной формы уходит корнями в XVI век. Впервые она появилась в Англии, в благотворительных школах для бедных детей, таких как Christ's Hospital. Форма символизировала скромность и равенство среди учащихся.

Идея школьной формы быстро распространилась по Европе и другим частям света. В XIX веке она стала популярной в Великобритании, где её введение связывают с именем Томаса Арнольда, директора школы Рагби (Rugby). Он считал, что форма помогает воспитывать чувство общности и дисциплины среди учеников.

Цель создания школьной формы заключалась не только в унификации внешнего вида, но и в устранении социального неравенства. Форма скрывала различия в финансовом положении семей, что позволяло детям чувствовать себя более комфортно в школьной среде. Кроме того, она помогала поддерживать порядок и дисциплину, а также формировала у учащихся чувство принадлежности к коллективу.

Сегодня школьная форма используется во многих странах мира, хотя её стиль и требования могут значительно отличаться в зависимости от культуры и традиций. В некоторых странах, например в Японии, школьная форма стала частью молодёжной моды и даже вдохновляет дизайнеров.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

История появления школьной формы в России

Школьная форма в России появилась в XIX веке, и её введение было связано с реформами в образовательной системе. Первая школьная форма для учащихся была утверждена в 1834 году, во время правления императора Николая I. Она была введена для гимназистов и студентов, а её дизайн отражал военный стиль, что подчёркивало дисциплину и порядок.

Мальчики носили гимназические мундиры, которые напоминали военную форму: тёмно-синие или серые фуражки, шинели, брюки и куртки. Девочки, которые начали получать образование позже, получили свою форму только в конце XIX века. Их одежда была более скромной и строгой.

После Октябрьской революции 1917 года школьная форма была отменена, так как её считали пережитком царского режима. Однако в 1949 году, в СССР, школьная форма была возвращена. Для мальчиков это были серые военные гимнастёрки с воротничками-стойками и брюки, а для девочек — коричневые платья с фартуками. В 1960-х годах форма для мальчиков изменилась на синий костюм, а для девочек осталась прежней.

В 1990-х годах, после распада СССР, школьная форма в России перестала быть обязательной, и многие школы отказались от неё. С 2013 года по закону «Об образовании в Российской Федерации» регионам и школам разрешено самостоятельно устанавливать требования к внешнему виду учащихся, что привело к возвращению формы во многие учебные заведения.

В наши дни необходимость носить школьную форму вызывает споры среди родителей и учеников: есть как её сторонники, так и противники. Перечислили основные недостатки и преимущества школьной формы.

Аргументы за школьную форму

Школьная форма дисциплинирует

Считается, что школьная форма внушает ребёнку чувство дисциплины. В пример приводят взрослую жизнь: большинство профессий подразумевают чёткие правила в одежде, будь то работа в офисе, полицейском участке или пожарной станции.

Дети не завидуют друг другу

Ещё одно из преимуществ школьной формы — она обеспечивает социальное равенство. Если без дресс-кода ребята могут хвастаться яркой одеждой или брендовыми вещами, то с формой все унифицированы. Впрочем, у противников формы есть контраргумент.

Не нужно думать, что надеть

Среди плюсов школьной формы называют сокращение времени на утренние сборы. Ребёнок всегда знает, какую одежду погладить на завтра, и не выпрашивает новые вещи, чтобы красоваться перед одноклассниками.

Чувство единства

Одинаковая форма подчёркивает принадлежность к определённому учебному заведению.  

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Аргументы против школьной формы

Загоняет в рамки

Как правило, среди минусов школьной формы называют то, что она не предусматривает поля для самовыражения. Исследование, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology подтверждает, ношение формы может негативно влиять на проявление индивидуальности учащихся. А ещё даёт простор для бесконечных придирок со стороны администрации — рубашка не та, пиджак не тот, почему не в юбке. Вместо того чтобы уделять внимание учёбе, учителя тратят время на нотации по поводу внешнего вида.

Всё равно есть поводы для зависти

Социальное неравенство существует в обществе, и его не искоренишь унифицированием в одежде. Разный достаток семей всё равно проявляется в навороченных гаджетах, фотографиях из путешествий и постов в социальных сетях. Лучше учить детей тому, что важнее человеческие качества, а не обеспеченность семьи. Навязывание одинакового дресс-кода проблему не решит.

Не всегда удобная в ношении

Сидеть по семь уроков в сковывающем движения пиджаке или каждый раз придирчиво осматривать стул, боясь оставить зацепки на колготках, — не самое интересное занятие. Исследование Кембриджского университета показало, что в школах с обязательным ношением формы дети могут быть менее физически активны. Нужно ли носить школьную форму, если можно надеть удобные джинсы с толстовкой и не отвлекаться от урока?

Не нравится большинству детей

Главный аргумент против школьной формы — сложно найти ребёнка, который скажет: «Обожаю форму! Ходил бы в ней всё время!» Скорее всего, мотивация учиться выше, если школьнику нравится, как он выглядит. Для подростков особенно важен внешний вид — им хочется свободы и самовыражения, а не корпоративной атмосферы.

Дополнительные расходы для родителей

Если форма дорогая или регулярно меняется по требованию школы — это может быть ощутимой нагрузкой для бюджета семьи. В младших классах дети быстрее растут, поэтому форму нужно обновлять ежегодно. 

В России введены региональные выплаты, компенсирующие покупку школьной формы. Субъекты вправе самостоятельно принимать решение об условиях и размере выплат, но, как правило, выплаты получают малообеспеченные и многодетные семьи. 

Все условия можно узнать через многофункциональные центры (МФЦ), образовательные учреждения или органах местной соцзащиты. Также можно подать заявление через Госуслуги, но опция доступна не во всех регионах России — нужно проверять.

Как влияет цвет школьной формы

Цвет школьной формы играет важную роль не только в создании внешнего облика ученика, но и в формировании его эмоционального состояния, настроя на учебу и даже самооценки. Хотя на первый взгляд кажется, что цвет — лишь эстетическая деталь, на деле он может оказывать ощутимое психологическое воздействие.

Каждый цвет вызывает определённые ассоциации и ощущения:

Цвет формы

Ассоциации

Синий и голубой 

Спокойствие и стабильность, способствуют концентрации внимания, снижают уровень тревожности и помогают сосредоточиться на учебных задачах

Серый

Нейтральный и сдержанный, но при этом может восприниматься как унылый и безжизненный, особенно если используется без контраста

Чёрный

Добавляет строгости, но в избытке способен вызывать подавленное настроение

Белый

Символ чистоты и аккуратности, требует постоянной опрятности, что может вызывать стресс у младших школьников

Яркие оттенки

Могут отвлекать и снижать учебную мотивацию

Немаловажно учитывать и практичность: тёмные цвета менее маркие и удобны в повседневной носке, но не стоит забывать о визуальной насыщенности. Даже небольшие акценты — эмблемы, вставки, цвет воротника — могут оживить образ и сделать его более приятным для восприятия.

Что делать, если вы не любите рамки

Есть много способов избежать необходимости соблюдать деловой дресс-код — начиная со смены школы и заканчивая переходом на семейное обучение. Ребята, которым становится тесно в рамках навязанного школой этикета, часто забирают документы и начинают учиться на дому.

Так сделала выпускница Домашней школы Фоксфорда Алёна Руденко — в школе её стыдили за цветные волосы.

Решение уйти из школы было внезапным и довольно резким. Родители опасались, но поддержали, а я вздохнула с облегчением — больше никто не будет ругать меня за разноцветные волосы и рисунки на уроках. 

Семейное обучение — одна из форм получения образования в России. В Домашней школе Фоксфорда вам помогут организовать процесс, аттестации и найти крутых учителей. И никакой школьной формы — учитесь хоть в пижаме. 

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.