Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании

В этой статье вы узнаете, чем занимается тьютор и чем его роль отличается от роли других специалистов, работающих со школьниками.

иконка календаря
30 июля 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

Кто такой тьютор

Тьютор в школе — это, простыми словами, специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.

Чтобы яснее осознать роль и должностные обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога: изучение психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Тьюторы работают с учениками в общеобразовательных школах и в сфере инклюзивного образования. Среди обязанностей тьютора для детей с ОВЗ — помочь ребёнку встроиться в образовательный процесс и влиться в коллектив, а также выявить и развить его интересы. Роль тьютора в системе инклюзивного образования — стать связующим звеном между учениками, родителями, учителями.

Эпигенетические исследования показывают, что, независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами может изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым, часто в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.  

Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.

Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.

Чем тьютор отличается от наставника

Задача наставника: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией. Наставник обычно:

  • проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие гибких навыков (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления);
  • следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время; консультирует семью о процессе учебы;
  • следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями;
  • решает организационные и технические вопросы;
  • мотивирует и подбадривает ребёнка.

Тьютор же изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. Что он делает:

  • учит ребёнка проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их;
  • составляет индивидуальную траекторию развития с учётом интересов ребёнка;
  • помогает ориентироваться в большом потоке информации;
  • приучает к ответственности;
  • помогает с выбором профессии, может посещать с ребёнком очные мероприятия и находит способы реализации его желаний;
  • поддерживает связь с ребёнком, консультирует родителей.

Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:

  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.

Чем занимается тьютор: инструменты и этапы работы тьютора

Разберёмся, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:

  • Беседа. Тьютор ведёт разговор с ребёнком по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения: рисунки, тексты и другие.
  • Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
  • Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
  • Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят двойку; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Качества и навыки тьютора

Ключевые качества тьютора сегодня:

  1. Эмпатия и внимательность. Умение слышать и понимать ученика является основой тьюторской практики. Это не про контроль, а про поддержку.
  2. Гибкость мышления. Тьютор не навязывает шаблоны, а подбирает решения под конкретную личность и её контекст.
  3. Навыки коучинга. Вместо директивных советов тьютор задаёт правильные вопросы, чтобы ученик сам находил ответы.
  4. Системное мышление. Умение выстраивать образовательную траекторию с учётом интересов, способностей, внешней среды и ресурсов.
  5. Цифровая грамотность. Тьютор уверенно ориентируется в современных образовательных платформах, помогает выбрать качественные онлайн-курсы, приложения, сервисы.

Когда школьнику необходим тьютор

  • Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
  • Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
  • Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.

В Домашней школе Фоксфорда мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

Где найти тьютора для ребёнка

Тьюторские центры

В ряде городов уже работают центры, занимающиеся тьюторским сопровождением. Часть из них сосредоточена на обучении самих тьюторов, но при личном обращении туда вам могут порекомендовать подходящего специалиста для вашего ребёнка. Это особенно удобно, если вы хотите получить проверенного и подготовленного профессионала.

Самостоятельный поиск

Вы можете разместить объявление или просмотреть предложения в профессиональных сообществах, на образовательных форумах и в соцсетях. Нередко тьюторы публикуют свои услуги на онлайн-платформах по поиску специалистов. При таком подходе важно внимательно оценивать компетенции, ведь здесь ответственность за выбор полностью ложится на родителей.

В образовательных учреждениях

Во многих частных школах тьюторы уже стали частью штатной команды. Иногда тьюторов приглашают и в государственные школы, особенно в рамках индивидуальных маршрутов или сопровождения детей на семейной форме обучения. Если ребёнок обучается вне школы, можно обратиться в школу прикрепления или рассмотреть варианты альтернативных учебных заведений. Преимущество этого способа в том, что специалист работает в образовательной системе, и его квалификация уже прошла внутреннюю проверку.

Тьютор в онлайн-школе 

Занятия с тьютором в Домашней школе Фоксфорда называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

На первой встрече тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начале или в конце.

Примеры тем индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.