Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании

  • 18.4.2019
  • Время чтения:

    7 минут

На вопросы о тьюторстве отвечает кандидат педагогических наук, ведущий тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Мария Юрьевна Чередилина.


Педагог, эксперт межрегиональной тьюторской ассоциации, автор программы дистанционного тьюторского сопровождения «Вперёд к своей мечте!»

Кто такой тьютор

Тьютор — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.


Чтобы яснее осознать роль тьютора обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторы часто взаимодействуют с детьми, имеющими инвалидность, из-за чего их путают с дефектологами.


Задача педагога-дефектолога: изучение психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.


Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  


Эпигенетические исследования показывают, что независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новым людьми и новыми способами способно изменить будущее. Тьютор открывает возможности для такого взаимодействия.

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие — коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.


Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым. Часто — в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.  


Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он должен иметь высшее педагогическое образование и пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.


Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.  

Чем тьютор отличается от куратора

Задача куратора: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией.


Задача тьютора: помощь в прокладывании индивидуального образовательного маршрута ребёнка, включающего в себя формальное и неформальное обучение.


  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсие, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.

Инструменты и этапы работы тьютора

  1. Беседа. Тьютор ведёт разговор по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
  2. Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
  3. Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
  4. Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и, если не понравится, в любой момент отказаться, его не будут ругать, не поставят «двойку»; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

Примерное содержание ресурсной карты


Когда необходим тьютор

  1. Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
  2. Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
  3. Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.


В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Наша программа тьюторского сопровождения называется «Вперёд к своей мечте!». Она направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.


Программа осуществляется дистанционно: тьютор и ребёнок общаются в режиме реального времени по видеосвязи.


Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • старший тьютор (супервайзер) — координирует работу тьюторской команды;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

Структура программы включает в себя две групповые и шесть индивидуальных онлайн-встреч. Первая общая встреча со всеми участниками программы проводится в начале тьюторского сопровождения, а вторая — в конце.  


Тьютор не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. При необходимости родители могут запросить видеозапись встречи.


Темы индивидуальных встреч:


  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества;
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов;
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов;
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов;
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось;
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.


На каждой индивидуальной встрече ребёнок будет получать два практических задания.


«Вперёд к своей мечте!» — программа дистанционного тьюторского сопровождения
Автор: Мария Чередилина.
Для кого: подростки от 12 лет.
Старт набора: апрель 2019 года.
Продолжительность: 8 часов (2 групповых, 6 индивидуальных встреч продолжительностью 60 минут). Дополнительная коммуникация через мессенджеры и соцсети.
Стоимость: 2000 рублей (за одно занятие).


Чтобы присоединиться к программе «Вперёд к своей мечте!» необходимо подать заявку. «Домашняя школа Фоксфорда» отправит вам ссылку для ознакомления с офертой. После оплаты вы получите анкету для подбора тьютора. Вопросы и предложения можно направлять на почту tutor@foxford.ru.


Подать заявку →


Бесплатная консультация

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

  • 8 800 300-64-24

    звонок по России бесплатный

  • externat@foxford.ru

  • 117105, Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.6

    Посмотреть на карте
  • с 10.00 до 19.00

    ПН-ПТ

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.