Промокод скопирован

Кто такой тьютор в образовании и чем он занимается? Должностные обязанности тьютора. На вопросы о тьюторстве отвечает кандидат педагогических наук, ведущий тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Мария Юрьевна Чередилина.

Кто такой тьютор и зачем он ребёнку на семейном образовании

Text Link
перейти на СО
#перейти на СО
20.1.2025
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:
В этой статье

В этой статье вы узнаете, чем занимается тьютор и чем его роль отличается от роли других специалистов, работающих со школьниками.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Кто такой тьютор

Тьютор в школе — это специалист, который исследует интересы и создаёт среду для развития ребёнка. Он ориентируется не на потребности учебной программы или образовательного стандарта, а на потребности учащегося. При этом тьютор старается привести его познавательные запросы в гармонию с интересами и возможностями семьи.

Чтобы яснее осознать роль и должностные обязанности тьютора в образовании, обособим его от других специалистов, занимающихся развитием личности и работающих со школьниками.

Чем тьютор отличается от дефектолога

Тьюторов могут ошибочно принимать за педагогов-дефектологов. Однако сферы их деятельности и задачи различаются.

Задача педагога-дефектолога состоит в изучении психофизических особенностей, системы восприятия и темперамента для восстановления или коррекции недостающей функции. Например, дефектолог может разглядеть у слабовидящего ребёнка музыкальные задатки и сфокусировать развитие в этом направлении.

Задача тьютора: создавать события, которые меняют образ мыслей и представление о будущем. Это одна из форм антропопрактики — работа в пространстве субъективной реальности человека.  

Тьюторы работают с учениками в общеобразовательных школах и в сфере инклюзивного образования. Среди обязанностей тьютора для детей с ОВЗ — помочь ребёнку встроиться в образовательный процесс и влиться в коллектив, а также выявить и развить его интересы. Роль тьютора в системе инклюзивного образования — стать связующим звеном между учениками, родителями, учителями.

Эпигенетические исследования показывают, что, независимо от унаследованных задатков, всегда есть место потенциалу неизвестности и развитию. Взаимодействие в новой среде, с новыми людьми и новыми способами может изменить будущее. В обязанности тьютора в школе входит открыть ребёнку возможности для такого взаимодействия.

<<Форма демодоступа>>

Чем тьютор отличается от коуча

Главное отличие: коучи работают со старшими подростками и со взрослыми. Коуч подталкивает человека в движении к уже сформированной цели и обычно даёт довольно жёсткие установки.

Задача тьютора: помочь ребёнку понять, чего он хочет. Тьютор часто работает в ситуации неопределённости, когда познавательный запрос ещё не сформирован. У него более мягкие, подталкивающие к самостоятельным решениям методы.

Чем тьютор отличается от психолога

Школьный психолог оказывает психологическую помощь детям и взрослым, часто в конфликтных ситуациях. При этом применяются психологические методы.  

Задача тьютора: помочь с самоопределением. Тьютор в школе — это прежде всего педагог. По профессиональному стандарту он обязан пройти соответствующую переподготовку. Отдельные специалисты могут иметь ещё диплом психолога, но в тьюторском сопровождении используется педагогический инструментарий.

Чем тьютор отличается от репетитора

Задача репетитора: улучшить знания ребёнка по конкретному предмету в рамках определённой программы.

Задача тьютора: дать свободу и научить брать на себя ответственность. Он не объясняет сложные темы и не заставляет учиться. Тьютор в образовании создаёт среду и объясняет, что каждое действие и бездействие имеет вес.  

Чем тьютор отличается от наставника

Задача наставника: реагировать на возникающие у ребёнка трудности. Это могут быть сложности с планированием времени, самоконтролем, освоением отдельного предмета, учебной мотивацией. Наставник обычно:

  • проводит с ребёнком встречи, направленные на развитие гибких навыков (навыков тайм-менеджмента, коммуникации, креативного мышления);
  • следит за нагрузкой ребёнка, помогает ему распределять время; консультирует семью о процессе учебы;
  • следит за успеваемостью и говорит об этом с родителями;
  • решает организационные и технические вопросы;
  • мотивирует и подбадривает ребёнка.

Тьютор же изучает интересы ребёнка и создаёт среду для его развития. Что он делает:

  • учит ребёнка проектировать будущее: осознавать себя и свои желания, ставить цели и добиваться их;
  • составляет индивидуальную траекторию развития с учётом интересов ребёнка;
  • помогает ориентироваться в большом потоке информации;
  • приучает к ответственности;
  • помогает с выбором профессии, может посещать с ребёнком очные мероприятия и находит способы реализации его желаний;
  • поддерживает связь с ребёнком, консультирует родителей.

Задача тьютора: помощь в прокладывании для ребёнка индивидуального образовательного маршрута, включающего в себя формальное и неформальное обучение. Вот их особенности:

  • Формальное обучение связано с получением документов установленного образца. Оно может быть основным (получение школьного аттестата) и дополнительным (диплом музыкалки или художки). Всегда ограничено по времени.
  • Неформальное обучение направлено на удовлетворение личных интересов. Может выражаться в каком-либо форматном мероприятии (экскурсии, мастер-классе, дискуссионном клубе, лагере) или быть случайным (например, на образование может повлиять беседа с эрудированным человеком). Не имеет дедлайнов, может продолжаться всю жизнь.

Инструменты и этапы работы тьютора

Разберёмся, чем занимается тьютор и как строятся его взаимоотношения с подопечными. Его работа предполагает несколько встреч и разные виды взаимодействий:

  • Беседа. Тьютор ведёт разговор с ребёнком по определённым правилам. С помощью коучинговых технологий, активного слушания и различных поддерживающих элементов выстраивается открытый диалог. Открываясь, собеседник переходит на новый уровень осознания и выходит из беседы интеллектуально обогащённым. Неконтактным детям предлагаются альтернативные формы общения — рисунки, тексты и другие.
  • Вопросы. Когда установлен доверительный контакт, тьютор начинает выявлять запрос ребёнка — задаёт особым образом сформулированные вопросы. Если подросток не готов отвечать, инструмент заменяется на другой.
  • Личностно-ресурсная карта. Наглядное изображение путей реализации познавательного запроса ребёнка. На карту вносятся все доступные ресурсы: школьные и внеурочные, онлайн и офлайн. Удобно составлять в виде майндмэпа. Как правило, пополняется при каждой встрече ребёнка и тьютора.
  • Пробы. Это новые для человека действия, выполняемые на условиях безопасности. Ребёнок должен осознавать, что может попробовать что-то новое и в любой момент отказаться, если не понравилось, его не будут ругать, не поставят двойку; а если понравится, напротив, ему помогут масштабировать проект.

<<Форма семейного образования>>

Когда школьнику необходим тьютор

  • Когда семья строит план образования детей. Особенно актуально на семейном образовании.
  • Когда у ребёнка пропал интерес к учёбе или нужна помощь в формировании познавательного запроса.
  • Когда хочется увидеть имеющиеся образовательные ресурсы и найти новые.

В Домашней школе Фоксфорда мы часто сталкиваемся с такими потребностями детей и родителей, поэтому запустили ещё одно направление персонального сопровождения учащихся.

Тьюторское сопровождение в «Фоксфорде»

Занятия с тьютором называются тьюториалами. Они проводятся по видеосвязи. Это удобно, потому что ребёнок находится в комфортной атмосфере, а ещё не нужно тратить время на дорогу. Наша программа тьюторского сопровождения направлена на личностное развитие — это взгляд в будущее ребёнка.

Участники программы:

  • тьюторы — специалисты, непосредственно работающие с детьми;
  • тьюторант и представители тьюторанта — ребёнок и родители.

На первой встрече тьютор устанавливает контакт с ребёнком, узнаёт, чем тот увлекается, что ему нравится. Тьютор в школе не обсуждает с подростком личную жизнь, внутрисемейные отношения, вопросы религии. Если ли у родителей появятся вопросы, они могут принять участие во встрече — в начале или в конце.

Примеры тем индивидуальных встреч:

  • «Моё будущее. Мои мечты и планы» — интенция подростка о своём будущем и будущем человечества.
  • «Моя ресурсная карта» (начало) — выявление доступных и желаемых ресурсов.
  • «Моя ресурсная карта» (окончание) — аккумуляция культурно-предметных и социальных ресурсов.
  • «Путь к мечте» (начало) — разграничение мечтаний, целей и планов.
  • «Путь к мечте» (продолжение) — постановка цели, пробы, фиксация того, что получилось.
  • «Строю свой индивидуальный маршрут» — саморазвитие, самоконтроль, тайм-менеджмент, рефлексия.
Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей