Что делать, если ребёнку тяжело найти общий язык с учителем на домашнем обучении?
Дети, особенно в подростковом возрасте, не всегда легко рассказывают про конфликты в школе. Понять, что что-то не в порядке, можно по поведению ребёнка — он ещё больше откладывает работу над домашним заданием, нервничает перед началом занятий или ходит уставший и расстроенный после уроков. Причина может быть в конфликте с учителем. Мы поговорили с психологом «Фоксфорда» Анастасией Кузнецовой и разобрали, что могут сделать взрослые, чтобы помочь ребёнку найти контакт с преподавателем на домашнем обучении.
- 27.3.2024
- Время чтения:2 минуты
Как понять, что у ребёнка проблемы с учителем
В первую очередь ребёнок сам может пожаловаться родителям или упомянуть проблему во время обычного рассказа о новостях за день. Мы рекомендуем не игнорировать эти слова и расспросить ребёнка, чем вызваны такие эмоции.
Разговор о проблеме может начать и родитель, если заметит, что успеваемость и мотивация ребёнка по конкретному предмету снижается. «Если ребёнку интересно, а с преподавателем сложились комфортные отношения, то успеваемость и результативность будут на высоком уровне. Если ребёнок с неохотой выполняет задания по какому-либо предмету, необходимо разобраться в причинах», — рассказывает Анастасия Кузнецова.
Какие проблемы могут возникнуть
У многих детей домашнее обучение может вызывать много стресса — дома много отвлекающих факторов, сложно объяснить свою точку зрения без личного контакта с учителем, нет возможности быстро обсудить происходящее с соседом по парте. Всё это может сильно смущать ребёнка, усложнять учебный процесс и портить отношения с учителем.
Проблемы также могут возникать и из-за самого формата удалённой учёбы. В домашнем обучении бывают разные форматы, два самых популярных из них — это вебинары и обучение в мини-группах.
В вебинарном формате коммуникация между учеником и учителем идёт только через чат, а на экране есть только учитель. Это ставит учеников и преподавателя в ещё более неравные отношения. Для того чтобы общение во время вебинара было продуктивным и приятным, учителю необходимо построить работу так, чтобы чат был информативным, без спама, но не пустым. Занятие также должно быть эмоциональным, с чёткими акцентами и ответами на вопросы в чате. Для этого на помощь часто приходят модераторы.
В мини-группах ученики и преподаватель видят и слышат друг друга и могут участвовать в обсуждениях, но не все ученики хотят включать камеры и микрофоны. Причины этого могут быть разные.
Например, ученики не хотят показывать домашний интерьер или стесняются пристального внимания одноклассников. Эта проблема довольно распространена в подростковом возрасте. Для молодых людей на первый план выходит признание и уважение сверстников, поэтому на уроках они могут бояться ошибиться и, как следствие, отмалчиваться и не включать камеру. У учеников младших классов, помимо стеснения, могут появляться сложности с пониманием задания и норм общения.
<<Форма демодоступа>>
Что делать родителю, если между учителем и ребёнком не складываются отношения
В первую очередь необходимо поговорить с ребёнком: узнайте, можете ли вы помочь ребёнку снизить стресс. Если проблема именно во взаимоотношениях между учителем и учеником, то расскажите ему об основах решения конфликтов и позвольте попробовать самостоятельно выстроить отношения с учителем. В то же время стоит поговорить с учителем и убедиться, что он готов к решению конфликта.
Психолог Анастасия Кузнецова рассказывает:
«Разовая рядовая конфликтная ситуация не должна стать поводом для смены учителя. Ребёнку важно понимать, что учиться, работать и жить ему придётся в обществе с разными людьми, что конфликты случаются и это нормально. Важно уметь их регулировать и принимать тот факт, что все люди разные.
Иногда учитель и ученик не могут самостоятельно решить проблему. В этом случае в решение должны вмешаться родители. Если всё равно ничего не получается, стоит привлечь администрацию школы и психолога».
Если конфликт всё-таки можно решить, то родитель может дать учителю дополнительную информацию о ребёнке, которая поможет ему лучше понять особенности конкретного ученика. Учёные Child Mind Institute справедливо замечают: «Хоть учитель и является экспертом в области образования, никто не знает о ребёнке больше, чем родитель». Они предлагают поделиться с учителем следующей информацией:
- Состояние здоровья. Некоторые заболевания, например СДВГ или диабет, влияют на когнитивные способности и могут усложнять процесс обучения.
- Семейные вопросы. Даже если кажется, что ребёнок хорошо приспособился к возможным изменениям в семье (разводу, переезду или смерти родственника), всё равно важно предупредить учителя, чтобы он мог следить за изменениями в поведении.
- Персональные черты или проблемы с поведением. Возможно, ваш ребёнок очень стеснительный или у него бывают истерики дома.
- Сильные и слабые стороны. Если вы скажете учителям заранее о сильных и слабых сторонах ученика, то у них будет больше времени, чтобы помочь ему улучшить навыки указанных вами областях.
- Стиль обучения. Вы точно знаете сильные и слабые стороны ребёнка. Возможно, он успешно справляется с практическими заданиями, но высидеть час лекции для него мучительно. У вас также могут быть свои проверенные временем лайфхаки по обучению ребёнка.
- Привычки в учёбе. Расскажите учителям об учебных привычках ваших детей и любых проблемах, с которыми они сталкиваются при выполнении работы. Учителя часто могут предложить рекомендации, чтобы работа над домашним заданием проходила более гладко.
- Особые интересы. Информация об увлечениях или интересах вашего ребёнка может помочь учителю наладить связь с ним. Сообщите учителю о хобби своего ребёнка. Может быть, преподаватель найдёт способ встроить его в образовательный процесс.
Если ни одна из мер по урегулированию конфликта не сработала, то, возможно, стоит подумать о смене преподавателя. «Менять преподавателя имеет смысл, если конфликты носят регулярный характер (и их невозможно решить общими усилиями), они наносят психологический вред ребёнку и системно влияют на результаты образовательного процесса», — отмечает Анастасия Кузнецова.
Иллюстрация: Anton Kakhidze / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться