В советском фильме «Большая перемена» есть эпизод, когда герой Евгения Леонова никак не может выучить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать учебник вслух. Во сне, мол, всё записывается на подкорке. Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт белиберду из отрывков радиопередачи и тезисов о немецком капитализме.
Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во сне.
Что такое гипнопедия
Гипнопедия — это обучение во время естественного сна.
История гипнопедии начинается с древнегреческих жрецов и буддийских монахов, которые использовали сон своих учеников как способ донесения смысла священных писаний.
В начале XX века руководство радистов военно-морской авиабазы Пенсакола во Флориде надевали на спящих подопечных наушники для заучивания азбуки Морзе.
Первая зафиксированная попытка практического применения гипнопедии была в 1923 году в США. Её осуществлял писатель-фантаст Джек Финней. В 1927 году бизнесмен Алоис Бенджамин Салигер изобрёл «психотелефон», с помощью которого решил, что естественный сон идентичен гипнотическому. Поэтому, когда человек спит, мозг остаётся восприимчив к информации (Источник — журнал The New Yorker, 1933 год). Немного позже, в 1936 году, опыт Финнея повторил психиатр Абрам Свядощ в СССР. В 1956 году Чарльз Саймон и Уильям Эммонс с помощью электроэнцефалографии выяснили, что обучение во сне «непрактично и, вероятно, невозможно».
В 50–60-х годах XX века учёные стремились дать теоретическое обоснование гипнопедии. В зарубежных исследованиях прослеживается влияние психоаналитических концепций, а в отечественной — павловского учения о сторожевых пунктах в коре больших полушарий головного мозга во время сна.
Интерес к гипнопедии вновь проснулся в XXI веке, но до сих пор не ясны многие проблемы. Например, работоспособность системы, утомляемость человека после длительного применения, изменения в нервной системе. Стало очевидно, что гипнопедия не может заменить обучение во время бодрствования, но будет полезна для некоторых видов информации, например закрепления иностранных слов и формул.
Что происходит с нашим мозгом во сне
Сон состоит из фазы медленного (Non-REM) и быстрого (REM) сна. Они сменяют друг друга и образуют циклы.
Во время медленного сна тело расслаблено, а мозг малоактивен. Идёт восстановление физических сил.
В фазе быстрого сна, напротив, мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывает файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». Человек в это время видит сны.
Если и можно чему-то научиться во сне, то именно в этой фазе, когда мозг работает. Например, согласно исследованию французских психологов, опубликованному в 2017 году в журнале Nature, спящий человек во время REM-стадии может запоминать и идентифицировать после пробуждения звуки, которых раньше никогда не слышал. Проблема в том, что эта стадия короткая: в первом цикле сна она длится всего пять минут, в последнем может достигать одного часа.
В 2019 году учёные провели исследование. Добровольцев во сне обучали новым псевдословам. Например, «тофер» обозначал «ключ», а «гуга» — «слон».
Участников подключили к ЭЭГ и дождались глубокой фазы сна — именно той, в которой не снятся сны, но мозг продолжает работать. Учёные заметили: именно в пиковые моменты мозговой активности возможно формирование новых связей — и запускали словесные пары так, чтобы второе слово в паре звучало в момент пика. Это, по их гипотезе, увеличивало шансы, что мозг уловит связь между словами и запомнит их.
После пробуждения участникам предложили тест: нужно было определить, обозначает ли услышанное слово что-то большее или меньшее по размеру, чем обувная коробка. Те, кто слышал слова синхронно с «пиками» мозга, справились с заданием на 10% лучше случайного угадывания. А фМРТ показало: даже спящий мозг использовал те же участки, что и во время бодрствующего изучения языка.
Вывод — полноценным урокам с преподавателем глубокий сон пока не конкурент. Но для простых ассоциаций мозг действительно может создавать слабые, но устойчивые следы памяти.
Приложения для обучения во сне: что обещают и что дают
Увы, но волшебной таблетки для изучения языков за ночь не существует. Современная наука так и не смогла найти способ превратить сон в эффективный урок английского или французского.
Попытки «подкармливать» мозг информацией во время сна иногда дают обратный эффект. Вместо того чтобы помочь, они мешают естественным процессам. Мозг во сне занимается важной работой: сортирует впечатления дня, отправляет нужное в долговременную память, а лишнее — в «корзину». Когда этот процесс нарушают посторонние звуки или стимуляция, страдает качество обучения.
Учёные продолжают исследования, но пока все приходят к одному выводу: роль сна в обучении совсем не та, о которой мечтают энтузиасты гипнопедии. Сон — это не время для получения новых знаний, а время для их обработки и закрепления.
Как правильно спать, чтобы хорошо учиться
Для того чтобы хорошо учиться, мозгу важно давать отдыхать во время сна. Иначе обеспечены проблемы с вниманием, концентрацией, памятью.
Вот несколько советов:
- Соблюдать режим, стараться засыпать и просыпаться в одно и то же время.
- Спать не меньше восьми часов в сутки. Можно разделить, например, 6 часов ночью и 2 — днём.
- Следить, чтобы температура в спальне была не больше 21 ºС.
- Стараться перед сном гулять или делать лёгкую разминку.
- Не наедаться на ночь, чтобы не запускать пищеварительные процессы.
- Не пользоваться гаджетами за час до сна, чтобы не подавлять выработку гормона мелатонина.
Вывод
Английский или историю во сне не выучить. Мозг не усваивает ничего нового, лишь перерабатывает информацию. Максимум, чему можно научиться, — это выработать некоторые рефлексы.
Тем не менее хороший сон важен для обучения, потому что мозг «перезагружается».
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни