Особенности развития памяти у детей
Развитие памяти у ребёнка происходит последовательно и проходит несколько важных этапов. Этот процесс зависит от возраста, эмоциональной среды и опыта взаимодействия с окружающим миром. Понимание возрастных особенностей поможет вам правильно подбирать упражнения и игры, которые будут действительно эффективны.
Основные этапы развития памяти по возрасту
Ранний возраст (1–3 года)
| Критерий | Виды | |
| Длительность хранения | Кратковременная | Сохраняет информацию на короткий срок от 30 секунд до нескольких минут, чтобы мы могли выполнять текущие задачи: писать, читать, ориентироваться в пространстве, вести диалог |
| Долговременная | Длительное хранение, в том числе знания, опыт и навыки. Фактически не ограничена по времени | |
| Способ запоминания | Зрительная | Запоминание изображений, цветов, форм |
| Слуховая | Удержание в памяти звуков, слов, интонаций | |
| Моторная | Запоминание жестов, последовательности движений | |
| Тактильная | Запоминание информации, полученной через осязание | |
| Обонятельная | Способность запоминать запахи | |
| Вкусовая | Способность запоминать вкус пищи | |
| Эмоциональная | Запоминание чувств и эмоций, которые мы пережили в определённые моменты жизни | |
| Словесная | Способность запоминать информацию в виде слов, предложений и целых текстов | |
| По способу обработки информации | Образная | Восприятие целостного образа, полученного от органов чувств. Так мы запоминаем, например, звуки и запахи |
| Смысловая (логическая) | Осмысление материала и выстраивание логических цепочек между различными понятиями | |
Упражнения для развития памяти ребёнка
Найди отличия
Возраст: от 3 лет.
Что развивает: память, внимательность.
Знакомое всем упражнение, когда ребёнку предлагается две одинаковые картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Если возникают трудности, то можно задать наводящие вопросы про то, что нарисовано на изображениях, есть ли отличия в цветах или размерах.
Цифры и ассоциации
Возраст: от 5 лет.
Что развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. Ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурднее и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
Таблица Шульте
Возраст: от 7 лет.
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги.
Пять спичек
Возраст: от 7 лет.
Что развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Что вокруг
Возраст: от 5 лет.
Что развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Спидкубинг
Возраст: от 7 лет.
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.

Чертоги разума
Возраст: от 7 лет.
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Метод Айвазовского
Возраст: от 5 лет.
Что развивает: зрительную память.
Для этого упражнения ребёнку нужно внимательно рассматривать изображение в течение нескольких минут, стараясь запомнить все детали. Затем нужно попросить его закрыть глаза и попробовать мысленно воссоздать картину. Далее ребёнок открывает глаза и вы вместе анализируете, что удалось запомнить, а что нет. Повторять шаги можно несколько раз, пока не получится воспроизвести изображение с максимальной точностью.
Детям младшего возраста стоит подбирать для упражнения менее детализированные изображения, а для лучшего эффекта в процессе можно подключать рисование.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни