Что такое социализация
В психологии социализация определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». А ещё социализацию можно определить как «очеловечивание» под влиянием воспитания, воздействие поколения взрослых на поколение молодых.
Взрослый человек может сам социализировать своего ребёнка, давать знания и обучать навыкам, а главное — прививать нормы и ценности.
В отличие от школы, где набор преподавателей заранее задан, семейное образование предоставляет выбор. Тренер в секции оказался слишком жёстким? Переходим к другому. Репетитор недостаточно силён? Ищем нового.
Основные виды социализации
Чтобы лучше понимать процесс, важно разграничивать различные виды социального развития:
Первичная социализация — это приобретение базовых навыков для адаптации в обществе. Она происходит в детстве и подростковом возрасте под влиянием семьи, близкого окружения, образовательных учреждений.
Вторичная социализация — избавление от сложившихся ранее моделей поведения и приобретение новых. Этот процесс продолжается всю жизнь: при смене работы, переезде, поступлении в университет, создании семьи.
Понимание этих этапов помогает родителям осознать, что школьное образование — лишь один из элементов социализации, который не может заменить весь процесс целиком.
Самый важный этап — первый. Именно в детстве ребёнок знакомится с ценностями, впитывает культуру и расширяет круг своих контактов.
<<Форма гибкие навыки>>
Каждый из нас был подростком и знает, что социализация — нелинейный процесс. В этом возрасте люди ищут себя и экспериментируют с социальными нормами. Как правило, в процессе взросления приключения уходят в прошлое и молодые люди возвращаются «к корням»: доносят мусор до ближайшей урны, держат слово и отдыхают в компании близких по духу людей, а не тех, чьего одобрения отчаянно добиваются.
Социализация становится проблемой тогда, когда её путают с коммуникацией. Некоторые родители считают, что дети в школе общаются со сверстниками и потому получают хорошие социальные навыки. Однако современная массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. А именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников.
Социализация — это на 90% влияние семьи, близкого круга и только на 10% — опыт общения с другими людьми.
<<Баннер | Бокс «Образовательный SOS»: путь к учёбе без стресса | https://foxford.ru/s/M6ca>>
Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Учёные понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и, по сути, это жизненный опыт человека. Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников. В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослый, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой человек при выходе на пенсию.
Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
<<Форма демодоступа>>
Важное условие здесь — передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.
Обучаясь дома, ребёнок может испытывать лишь нехватку коммуникации, и то при условии, что не посещает кружки по интересам. Вот несколько идей, где хоумскулеры могут общаться со сверстниками:
- Спортивные секции. Даже если ребёнок не очень атлетичен, можно найти вид спорта по душе.
- Музыкальная или художественная школа, танцевальная или театральная студия. Существует огромный выбор творческих кружков, нужно лишь узнать, что увлекает ребёнка.
- Интеллектуальные битвы, олимпиады. На таких мероприятиях всегда можно познакомиться с новыми интересными людьми.
- Двор. В советское время он заменял социальные сети, и проблем с социализацией не существовало. В наши дни дети по-прежнему гуляют и играют во дворах, только это требует большего присмотра со стороны взрослых.
- Образовательные лагеря. В отличие от оздоровительных, дети там не только общаются, но и получают новые знания.
- Волонтёрское движение. Ничто так не сплачивает, как общая миссия.
В Домашней школе Фоксфорда уделяется много внимания социализации детей и организации общения учащихся. Каждый год мы проводим три главных мероприятия — линейку по случаю начала учёбы, «экватор» и выпускной. Кроме того, каждый месяц мы составляем календарь очных мероприятий, проводим экскурсии, мастер-классы, онлайн-клубы.
Как поддержать ребенка и помочь ему с социализацией? Рассказываем в телеграм-канале Домашней школы Фоксфорда. Там мы публикуем полезные советы о воспитании и образовании, делимся лайфхаками для родителей и проводим розыгрыши. Подписывайтесь!
Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах
В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.
На практике хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.
Важно различать домашнее и надомное обучение. Надомное обучение организуется только при наличии медицинских показаний — учителя приходят к ребёнку домой или ведут занятия в дистанционном формате по школьной программе. Домашнее же обучение доступно всем желающим независимо от состояния здоровья и предполагает гораздо больше свободы в выборе места и времени занятий.
Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации. Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении:
- Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
- Детские площадки во дворах и торговых центрах.
- Роллердромы, катки, парки отдыха.
- Встречи хоумскулеров. Родители детей на домашнем обучении часто объединяются и организуют досуг для своих детей.
- Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.
В Домашней школе Фоксфорда также немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.
<<Форма семейного образования>>
Миф 3. Дети вырастают замкнутыми и стеснительными
Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — погружённые в себя и немногословные, третьи — золотая середина. Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом, ни в десятом классе, независимо от уровня социализации.
Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.
Более того, домашнее обучение позволяет развивать уверенность в себе постепенно, в комфортном темпе. Ребёнок может участвовать в онлайн-обсуждениях, где проще преодолеть стеснительность, постепенно переходя к живому общению в небольших группах единомышленников.
Миф 4.
Хоумскулеры находятся в тепличных условиях и совершенно не подготовлены к жизни
Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор: так ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.
Тёмная сторона школьной социализации — буллинг.
По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка „это не касается“, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».
Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.
Домашнее обучение даёт возможность изучать конфликтные ситуации в безопасной обстановке, анализировать различные модели поведения, развивать эмоциональный интеллект на специальных курсах. При этом не обязательно становиться жертвой агрессии или свидетелем травли ежедневно.
<<Форма семейного образования>>
Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива
Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это к тому, чтобы «не выделяться» и дружить с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.
Социализироваться — не значит быть как все.
Учащиеся на семейном обучении понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с другими людьми, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.
Миф 6. Выпускникам онлайн-школ сложно адаптироваться в вузе или колледже
Многие переживают, что после «домашнего кокона» подростку будет трудно в университете. Но реальность говорит об обратном. Выпускники семейного обучения, как правило, более самостоятельны, умеют планировать время и принимать решения.
Они уже освоили навык самоорганизации, без которого невозможно успешно учиться в вузе. По наблюдениям, многие такие ученики легче адаптируются к взрослой жизни и учебной нагрузке.
Миф 7. Домашнее обучение не развивает социальные навыки
Командная работа — это не только вынос мусора на субботнике или стройка стенгазеты в школьном коридоре. Ребята, обучающиеся дома, также участвуют в совместных проектах, ходят в походы, играют в командные виды спорта и создают клубы по интересам.
Разница лишь в том, что они взаимодействуют с теми, кто им действительно интересен. Это повышает мотивацию и качество общения. Исследование социолога Томаса Смедли показало: дети на семейном обучении демонстрируют более высокие показатели социальной зрелости — в том числе по способности к самообслуживанию и коммуникации.
Признаки успешной социализации
Чтобы оценить эффективность социализации ребёнка, важно ориентироваться на конкретные признаки социальной зрелости:
- Психическая устойчивость — способность справляться со стрессом и адаптироваться к изменениям.
- Уверенность в себе, внутренняя свобода — умение выражать своё мнение и принимать решения.
- Гибкость, адаптивность — готовность к переменам и новому опыту.
- Стремление к развитию — желание постоянно учиться и совершенствоваться.
- Умение учиться самостоятельно — навык самообразования и саморазвития.
- Нешаблонное мышление — способность мыслить креативно и находить нестандартные решения.
- Переговорные навыки — умение находить компромиссы и решать конфликты.
- Внутренняя референция — способность ориентироваться на собственные принципы, а не только на мнение окружающих.
Основные проблемы и их решения
На домашнем обучении действительно могут возникнуть определённые сложности с социализацией, но все они решаемы.
Выбор правильного формата обучения
Различные виды домашнего образования предлагают разный уровень социального взаимодействия. Синхронное обучение с видеозвонками создаёт больше возможностей для общения, но ограничивает свободу. Асинхронное обучение даёт больше времени для других активностей, но требует дополнительных усилий для организации социальных контактов.
Поддержание концентрации и дисциплины
Домашняя обстановка может отвлекать от учёбы. Важно создать правильный режим дня, чередовать учебные занятия с активными паузами, физическими упражнениями и творческими играми.
Грамотное использование свободного времени
Главное преимущество домашнего обучения — больше свободного времени. Важно направлять его на развивающие активности: спорт, творчество, волонтёрство, изучение новых навыков.
Резюме
Социализация на домашнем обучении не только возможна, но часто оказывается более эффективной, чем в традиционной школе. Она позволяет ребёнку развиваться в комфортном темпе, выбирать круг общения по интересам, избегать токсичных отношений и травматичных ситуаций.
Главное — понимать, что социализация — это не только общение со сверстниками, но и взаимодействие с людьми разных возрастов, профессий и взглядов. Домашнее обучение предоставляет для этого гораздо больше возможностей, чем ограниченная школьная среда.
Успешная социализация на семейном образовании требует активного участия родителей в организации социальной жизни ребёнка, но результат того стоит: более уверенные в себе, психологически устойчивые и социально адаптированные дети, готовые к вызовам современного мира.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни