5 мифов о социализации ребёнка на домашнем обучении

Многие начинающие хоумскулеры опасаются, что, обучаясь дома, ребёнок не получит навыков общения, не найдёт друзей и станет изгоем в социуме. Мы расскажем обо всех мифах о социализации на семейном образовании.

Что такое социализация

В словаре социализация определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». А вот французский социолог Эмиль Дюркгейм определял социализацию как «очеловечивание» под влиянием воспитания, «воздействие поколения взрослых на поколение молодых».

Взрослый человек может сам социализировать своего ребёнка, давать знания и обучать навыкам, а главное — прививать нормы и ценности.

В отличие от школы, где набор преподавателей заранее задан, семейное образование предоставляет выбор. Тренер в секции оказался слишком жёстким? Переходим к другому. Репетитор недостаточно силён? Ищем нового.

Социологи делят процесс на два этапа: первичная социализация — от рождения до зрелости — и вторичная — уже во взрослой трудовой жизни. Самый важный этап — первый. Именно в детстве ребёнок знакомится с ценностями, впитывает культуру и расширяет круг своих контактов. Как правило, этот этап происходит в семье под влиянием близких взрослых.

<<Форма демодоступа>>

Каждый из нас был подростком и знает, что социализация — нелинейный процесс. В этом возрасте люди ищут себя и экспериментируют с социальными нормами. Как правило, в процессе взросления приключения уходят в прошлое и молодые люди возвращаются «к корням»: доносят мусор до ближайшей урны, держат слово и отдыхают в компании близких по духу людей, а не тех, чьего одобрения отчаянно добиваются.

Социализация становится проблемой тогда, когда её путают с коммуникацией. Некоторые родители считают, что дети в школе общаются со сверстниками и потому получают хорошие социальные навыки. Однако современная массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. А именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников.

Социализация — это на 90% влияние семьи, близкого круга и только на 10% — опыт общения с другими людьми.  

Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками

Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.

Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Учёные понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.

Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».

В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и, по сути, это жизненный опыт человека. Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников. В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослый, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой человек при выходе на пенсию.

Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.

Важное условие здесь — передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.

Обучаясь дома, ребёнок может испытывать лишь нехватку коммуникации, и то при условии, что не посещает кружки по интересам.  Вот несколько идей, где хоумскулеры могут общаться со сверстниками:

  • Спортивные секции. Даже если ребёнок не очень атлетичен, можно найти вид спорта по душе.  
  • Музыкальная или художественная школа, танцевальная или театральная студия. Существует огромный выбор творческих кружков, нужно лишь узнать, что увлекает ребёнка.
  • Интеллектуальные битвы, олимпиады. На таких мероприятиях всегда можно познакомиться с новыми интересными людьми.
  • Двор. В советское время он заменял социальные сети, и проблем с социализацией не существовало. В наши дни дети по-прежнему гуляют и играют во дворах, только это требует большего присмотра со стороны взрослых.
  • Образовательные лагеря. В отличие от оздоровительных, дети там не только общаются, но и получают новые знания.
  • Волонтёрское движение. Ничто так не сплачивает, как общая миссия.

В Домашней школе Фоксфорда уделяется много внимания социализации детей и организации общения учащихся. Каждый год мы проводим три главных мероприятия — линейку по случаю начала учёбы, «экватор» и выпускной. Кроме того, каждый месяц мы составляем календарь очных мероприятий, проводим экскурсии, мастер-классы, онлайн-клубы.

Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах

В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.

На практике хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.

Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации. Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении:

  • Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
  • Детские площадки во дворах и торговых центрах.
  • Роллердромы, катки, парки отдыха.
  • Встречи хоумскулеров. Родители детей на домашнем обучении часто объединяются и организуют досуг для своих детей.    
  • Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.        

В Домашней школе Фоксфорда также немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.

<<Форма семейного образования>>

Миф 3. Дети вырастают замкнутыми и стеснительными

Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — погружённые в себя и немногословные, третьи — золотая середина. Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом, ни в десятом классе, независимо от уровня социализации.  

Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.

Миф 4. Хоумскулеры находятся в тепличных условиях и совершенно не подготовлены к жизни

Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор: так ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.

Тёмная сторона школьной социализации — буллинг.

По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка „это не касается“, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».  

Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.

<<Форма семейного образования>>

Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива  

Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это к тому, чтобы «не выделяться» и дружить с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.  

Социализироваться — не значит быть как все.

Учащиеся на семейном обучении понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с другими людьми, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован