5 мифов о социализации ребёнка на домашнем обучении
Многие начинающие хоумскулеры опасаются, что, обучаясь дома, ребёнок не получит навыков общения, не найдёт друзей и станет изгоем в социуме. Мы расскажем обо всех мифах о социализации на семейном образовании.
- 27.6.2024
- Время чтения:5 минут
Что такое социализация
В словаре социализация определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». А вот французский социолог Эмиль Дюркгейм определял социализацию как «очеловечивание» под влиянием воспитания, «воздействие поколения взрослых на поколение молодых».
Взрослый человек может сам социализировать своего ребёнка, давать знания и обучать навыкам, а главное — прививать нормы и ценности.
В отличие от школы, где набор преподавателей заранее задан, семейное образование предоставляет выбор. Тренер в секции оказался слишком жёстким? Переходим к другому. Репетитор недостаточно силён? Ищем нового.
Социологи делят процесс на два этапа: первичная социализация — от рождения до зрелости — и вторичная — уже во взрослой трудовой жизни. Самый важный этап — первый. Именно в детстве ребёнок знакомится с ценностями, впитывает культуру и расширяет круг своих контактов. Как правило, этот этап происходит в семье под влиянием близких взрослых.
<<Форма демодоступа>>
Каждый из нас был подростком и знает, что социализация — нелинейный процесс. В этом возрасте люди ищут себя и экспериментируют с социальными нормами. Как правило, в процессе взросления приключения уходят в прошлое и молодые люди возвращаются «к корням»: доносят мусор до ближайшей урны, держат слово и отдыхают в компании близких по духу людей, а не тех, чьего одобрения отчаянно добиваются.
Социализация становится проблемой тогда, когда её путают с коммуникацией. Некоторые родители считают, что дети в школе общаются со сверстниками и потому получают хорошие социальные навыки. Однако современная массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. А именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников.
Социализация — это на 90% влияние семьи, близкого круга и только на 10% — опыт общения с другими людьми.
Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Учёные понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и, по сути, это жизненный опыт человека. Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников. В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослый, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой человек при выходе на пенсию.
Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Важное условие здесь — передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.
Обучаясь дома, ребёнок может испытывать лишь нехватку коммуникации, и то при условии, что не посещает кружки по интересам. Вот несколько идей, где хоумскулеры могут общаться со сверстниками:
- Спортивные секции. Даже если ребёнок не очень атлетичен, можно найти вид спорта по душе.
- Музыкальная или художественная школа, танцевальная или театральная студия. Существует огромный выбор творческих кружков, нужно лишь узнать, что увлекает ребёнка.
- Интеллектуальные битвы, олимпиады. На таких мероприятиях всегда можно познакомиться с новыми интересными людьми.
- Двор. В советское время он заменял социальные сети, и проблем с социализацией не существовало. В наши дни дети по-прежнему гуляют и играют во дворах, только это требует большего присмотра со стороны взрослых.
- Образовательные лагеря. В отличие от оздоровительных, дети там не только общаются, но и получают новые знания.
- Волонтёрское движение. Ничто так не сплачивает, как общая миссия.
В Домашней школе Фоксфорда уделяется много внимания социализации детей и организации общения учащихся. Каждый год мы проводим три главных мероприятия — линейку по случаю начала учёбы, «экватор» и выпускной. Кроме того, каждый месяц мы составляем календарь очных мероприятий, проводим экскурсии, мастер-классы, онлайн-клубы.
Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах
В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.
На практике хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.
Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации. Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении:
- Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
- Детские площадки во дворах и торговых центрах.
- Роллердромы, катки, парки отдыха.
- Встречи хоумскулеров. Родители детей на домашнем обучении часто объединяются и организуют досуг для своих детей.
- Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.
В Домашней школе Фоксфорда также немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.
<<Форма семейного образования>>
Миф 3. Дети вырастают замкнутыми и стеснительными
Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — погружённые в себя и немногословные, третьи — золотая середина. Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом, ни в десятом классе, независимо от уровня социализации.
Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.
Миф 4. Хоумскулеры находятся в тепличных условиях и совершенно не подготовлены к жизни
Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор: так ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.
Тёмная сторона школьной социализации — буллинг.
По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка „это не касается“, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».
Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.
<<Форма семейного образования>>
Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива
Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это к тому, чтобы «не выделяться» и дружить с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.
Социализироваться — не значит быть как все.
Учащиеся на семейном обучении понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с другими людьми, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться