Что такое социализация
В психологии социализация определяется как «процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе». А ещё социализацию можно определить как «очеловечивание» под влиянием воспитания, воздействие поколения взрослых на поколение молодых.
Взрослый человек может сам социализировать своего ребёнка, давать знания и обучать навыкам, а главное — прививать нормы и ценности.
В отличие от школы, где набор преподавателей заранее задан, семейное образование предоставляет выбор. Тренер в секции оказался слишком жёстким? Переходим к другому. Репетитор недостаточно силён? Ищем нового.
Основные виды социализации
Чтобы лучше понимать процесс, важно разграничивать различные виды социального развития:
Первичная социализация — это приобретение базовых навыков для адаптации в обществе. Она происходит в детстве и подростковом возрасте под влиянием семьи, близкого окружения, образовательных учреждений.
Вторичная социализация — избавление от сложившихся ранее моделей поведения и приобретение новых. Этот процесс продолжается всю жизнь: при смене работы, переезде, поступлении в университет, создании семьи.
Понимание этих этапов помогает родителям осознать, что школьное образование — лишь один из элементов социализации, который не может заменить весь процесс целиком.
Самый важный этап — первый. Именно в детстве ребёнок знакомится с ценностями, впитывает культуру и расширяет круг своих контактов.
Каждый из нас был подростком и знает, что социализация — нелинейный процесс. В этом возрасте люди ищут себя и экспериментируют с социальными нормами. Как правило, в процессе взросления приключения уходят в прошлое и молодые люди возвращаются «к корням»: доносят мусор до ближайшей урны, держат слово и отдыхают в компании близких по духу людей, а не тех, чьего одобрения отчаянно добиваются.
Социализация становится проблемой тогда, когда её путают с коммуникацией. Некоторые родители считают, что дети в школе общаются со сверстниками и потому получают хорошие социальные навыки. Однако современная массовая школа подразумевает общение в искусственно созданном коллективе. Навыков общения со взрослыми, с людьми разных возрастов и взглядов она не даёт. А именно эти умения необходимы в естественной жизненной среде. Ведь после окончания школы и университета человек не живёт исключительно среди ровесников.
Социализация — это на 90% влияние семьи, близкого круга и только на 10% — опыт общения с другими людьми.
Миф 1. Социализация — это общение со сверстниками
Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию к общению детей между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие.
Термин «социализация» ввели в XIX веке американский социолог Гиддингс и французский психолог Тард. Учёные понимали под ним формирование человека как личности под влиянием социального окружения.
Согласно Большому энциклопедическому словарю, «социализация — это процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества».
В Оксфордском толковом словаре по психологии подчёркивается, что понятие социализации в равной степени применимо к людям всех возрастов и, по сути, это жизненный опыт человека. Ошибочно воспринимать её как погружение в среду ровесников. В социализации нуждается и дошкольник, впервые очутившийся на детской площадке, и взрослый, переехавший из деревни в мегаполис, и пожилой человек при выходе на пенсию.
Социализация подразумевает общение с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса.
Важное условие здесь — передача опыта. Ребёнок развивается, только если перенимает что-то от более зрелой личности. В классе, состоящем из 20–30 примерно одинаковых ребят, социализация в подлинном её смысле, увы, невозможна.
Обучаясь дома, ребёнок может испытывать лишь нехватку коммуникации, и то при условии, что не посещает кружки по интересам. Вот несколько идей, где хоумскулеры могут общаться со сверстниками:
- Спортивные секции. Даже если ребёнок не очень атлетичен, можно найти вид спорта по душе.
- Музыкальная или художественная школа, танцевальная или театральная студия. Существует огромный выбор творческих кружков, нужно лишь узнать, что увлекает ребёнка.
- Интеллектуальные битвы, олимпиады. На таких мероприятиях всегда можно познакомиться с новыми интересными людьми.
- Двор. В советское время он заменял социальные сети, и проблем с социализацией не существовало. В наши дни дети по-прежнему гуляют и играют во дворах, только это требует большего присмотра со стороны взрослых.
- Образовательные лагеря. В отличие от оздоровительных, дети там не только общаются, но и получают новые знания.
- Волонтёрское движение. Ничто так не сплачивает, как общая миссия.
В Домашней школе Фоксфорда уделяется много внимания социализации детей и организации общения учащихся. Каждый год мы проводим три главных мероприятия — линейку по случаю начала учёбы, «экватор» и выпускной. Кроме того, каждый месяц мы составляем календарь очных мероприятий, проводим экскурсии, мастер-классы, онлайн-клубы.
Миф 2. Дети на семейном обучении заперты в четырёх стенах
В массовом сознании если ребёнок не ходит в школу, то он сидит взаперти дома, несчастный, отрезанный от мира.
На практике хоумскулеры занимаются одновременно в нескольких кружках, и это не единственный их способ взаимодействия с обществом. В то время как мир среднестатистического школьника порой напоминает замкнутый круг: дом — школа — дом.
Важно различать домашнее и надомное обучение. Надомное обучение организуется только при наличии медицинских показаний — учителя приходят к ребёнку домой или ведут занятия в дистанционном формате по школьной программе. Домашнее же обучение доступно всем желающим независимо от состояния здоровья и предполагает гораздо больше свободы в выборе места и времени занятий.
Жизнь сама по себе — бесконечный источник социализации. Вот лишь некоторые возможности для социальной адаптации ребёнка на семейном обучении:
- Родственники и друзья семьи. У кого, как не у близких, перенимать ценности?
- Детские площадки во дворах и торговых центрах.
- Роллердромы, катки, парки отдыха.
- Встречи хоумскулеров. Родители детей на домашнем обучении часто объединяются и организуют досуг для своих детей.
- Детские лагеря: спортивные, оздоровительные или образовательные.
В Домашней школе Фоксфорда также немало внимания уделяют социализации учеников. Проводятся очные встречи, экскурсии, тренинги и мастер-классы, ребята участвуют в волонтёрских проектах.
Миф 3. Дети вырастают замкнутыми и стеснительными
Люди делятся на экстравертов, интровертов и амбивертов. Первые — открытые и общительные, вторые — погружённые в себя и немногословные, третьи — золотая середина. Это природа, и изменить темперамент человека с помощью социализации невозможно. По наблюдениям педагогов, стеснительный ребёнок не перестаёт быть им ни в первом, ни в десятом классе, независимо от уровня социализации.
Семейное обучение ориентировано на личность. Можно не только подобрать программу под психологические особенности ребёнка, но и сформировать для него комфортный круг общения.
Более того, домашнее обучение позволяет развивать уверенность в себе постепенно, в комфортном темпе. Ребёнок может участвовать в онлайн-обсуждениях, где проще преодолеть стеснительность, постепенно переходя к живому общению в небольших группах единомышленников.
Миф 4. Хоумскулеры находятся в тепличных условиях и совершенно не подготовлены к жизни
Некоторые взрослые убеждены в необходимости школьных ссор: так ребёнок поймёт, что люди бывают злыми и подлыми, и сможет в будущем постоять за себя.
Тёмная сторона школьной социализации — буллинг.
По словам психолога Елены Трушиной, если в коллективе началась травля, бесполезно занимать отстранённую позицию: «Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка „это не касается“, наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию».
Драться с одноклассниками — не единственный способ научиться разрешать конфликты. Родители стремятся преподносить детям достойные образцы поведения, учат взаимодействовать с разными, даже с неприятными людьми и извлекать пользу из спорных ситуаций.
Домашнее обучение даёт возможность изучать конфликтные ситуации в безопасной обстановке, анализировать различные модели поведения, развивать эмоциональный интеллект на специальных курсах. При этом не обязательно становиться жертвой агрессии или свидетелем травли ежедневно.
Миф 5. Без школы ребёнок никогда не научится быть частью коллектива
Некоторым родителям кажется, что в классе дети автоматически осознают, что такое взаимовыручка, поддержка и дружба. Правда заключается в том, что всему этому ребёнка нужно обучать. К чему школьный коллектив может приучить легко, так это к тому, чтобы «не выделяться» и дружить с теми, кто рядом, а не с теми, кто по-настоящему интересен.
Социализироваться — не значит быть как все.
Учащиеся на семейном обучении понимают, что в XXI веке человек вправе сам формировать своё окружение. Развитый эмоциональный интеллект позволяет жить в гармонии с другими людьми, а навыки нетворкинга превращают ребёнка в лидера.
Миф 6. Выпускникам онлайн-школ сложно адаптироваться в вузе или колледже
Многие переживают, что после «домашнего кокона» подростку будет трудно в университете. Но реальность говорит об обратном. Выпускники семейного обучения, как правило, более самостоятельны, умеют планировать время и принимать решения.
Они уже освоили навык самоорганизации, без которого невозможно успешно учиться в вузе. По наблюдениям, многие такие ученики легче адаптируются к взрослой жизни и учебной нагрузке.
Миф 7. Домашнее обучение не развивает социальные навыки
Командная работа — это не только вынос мусора на субботнике или стройка стенгазеты в школьном коридоре. Ребята, обучающиеся дома, также участвуют в совместных проектах, ходят в походы, играют в командные виды спорта и создают клубы по интересам.
Разница лишь в том, что они взаимодействуют с теми, кто им действительно интересен. Это повышает мотивацию и качество общения. Исследование социолога Томаса Смедли показало: дети на семейном обучении демонстрируют более высокие показатели социальной зрелости — в том числе по способности к самообслуживанию и коммуникации.
Признаки успешной социализации
Чтобы оценить эффективность социализации ребёнка, важно ориентироваться на конкретные признаки социальной зрелости:
| Психическая устойчивость | Способность справляться со стрессом и адаптироваться к изменениям |
|
Уверенность в себе, внутренняя свобода |
Умение выражать своё мнение и принимать решения |
| Гибкость, адаптивность | Готовность к переменам и новому опыту |
| Стремление к развитию | Желание постоянно учиться и совершенствоваться |
| Умение учиться самостоятельно | Навык самообразования и саморазвития |
| Нешаблонное мышление | Способность мыслить креативно и находить нестандартные решения |
| Переговорные навыки | Умение находить компромиссы и решать конфликты |
| Внутренняя референция | Способность ориентироваться на собственные принципы, а не только на мнение окружающих |
Основные проблемы и их решения
На домашнем обучении действительно могут возникнуть определённые сложности с социализацией, но все они решаемы.
Выбор правильного формата обучения
Различные виды домашнего образования предлагают разный уровень социального взаимодействия. Синхронное обучение с видеозвонками создаёт больше возможностей для общения, но ограничивает свободу. Асинхронное обучение даёт больше времени для других активностей, но требует дополнительных усилий для организации социальных контактов.
Поддержание концентрации и дисциплины
Домашняя обстановка может отвлекать от учёбы. Важно создать правильный режим дня, чередовать учебные занятия с активными паузами, физическими упражнениями и творческими играми.
Грамотное использование свободного времени
Главное преимущество домашнего обучения — больше свободного времени. Важно направлять его на развивающие активности: спорт, творчество, волонтёрство, изучение новых навыков.
Резюме
Социализация на домашнем обучении не только возможна, но часто оказывается более эффективной, чем в традиционной школе. Она позволяет ребёнку развиваться в комфортном темпе, выбирать круг общения по интересам, избегать токсичных отношений и травматичных ситуаций.
Главное — понимать, что социализация — это не только общение со сверстниками, но и взаимодействие с людьми разных возрастов, профессий и взглядов. Домашнее обучение предоставляет для этого гораздо больше возможностей, чем ограниченная школьная среда.
Успешная социализация на семейном образовании требует активного участия родителей в организации социальной жизни ребёнка, но результат того стоит: более уверенные в себе, психологически устойчивые и социально адаптированные дети, готовые к вызовам современного мира.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни