Промокод скопирован

Расскажем, почему одни дети любят учиться, а других приходится заставлять. Помощь в формировании учебно-познавательной мотивации у ребёнка к учёбе. Из статьи узнаете, как повысить школьную мотивацию у детей.

5 составляющих учебной мотивации

Text Link
самоорганизация
#самоорганизация
Text Link
перейти на СО
#перейти на СО
16.1.2019
3 минуты
Автор статьи:
Поделиться:
В этой статье

Почему одни дети любят учиться, а других приходится заставлять. В статье описываем основные факторы для формирования учебной мотивации школьников.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребёнку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания.

Внешняя мотивация обычно работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника» до того, как ребёнок возненавидит учёбу.

Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие пять факторов. 

Как сформировать интерес к учебе
Источник: freepik.com

<<Форма гибкие навыки>>

Интерес как основа учебной мотивации у ребёнка

Чтобы повысить мотивацию к учёбе у детей и подростков, изучаемый материал должен быть:

  • Новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам.    
  • Каждый раз немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания.
  • Разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.

Автономия для формирования мотивации

В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил провела интересный эксперимент. У неё был трудный класс — 36 человека, большинство из которых не хотели учиться.

Однажды педагог объявила, что каждый ученик в течение дня может заниматься, чем захочет. Одни дети учились, другие рисовали, третьи стояли на ушах. В конце дня учитель подвела итоги: почти всем эксперимент понравился, дети захотели его продолжить.

На следующем этапе у ребят тоже была свобода действий, но Барбара помогала им составлять план на день и давала учительскую книгу, где ребята могли оценить итоги своей работы. Позже она также объяснила, что существует программа и за неделю нужно пройти определённый материал.

В результате эксперимента почти у всех запустилась внутренняя учебная мотивация. Детям нравилась автономия, и они достигали результатов.

Дайте ребёнку возможность самому определять, что он будет делать сегодня или в течение недели. Постепенно вводите правила учебной работы, чтобы повысить мотивацию к учёбе.

<<Форма демодоступа>>

Ощущение собственной компетентности

В 1960-е годы американский психолог Мартин Селигман провёл ряд экспериментов с собаками и выявил феномен выученной беспомощности. Животных били током, невредным для здоровья, но болезненным. Одна группа собак могла избегать этого, нажимая на рычаг. Другая — нет. Затем обе группы попали в ситуацию, где ток можно было отключать. Первая группа собак успешно это делала, вторая — нет. После этого эксперименты многократно повторялись на людях, и результаты были теми же.

Выученная беспомощность возникает, если дети часто оказываются в обстоятельствах, когда ничего не могут сделать. Опыт неподконтрольности ситуации запечатлевается в памяти, и потом, когда уже можно что-то сделать, ребёнок не старается справиться с задачей.

Если человеку внушать, что он ничего не умеет, его мотивация стремится к нулю. Когда ученик постоянно сталкивается с заданием, которое не может решить, а потом получает посильную задачу, он даже не будет пытаться выполнить её.

Хвалите детей даже за незначительные успехи в обучении и помогайте им справляться с «нерешаемыми» задачами. Этим вы будете способствовать правильному формированию школьной мотивации.

Позитивные взаимоотношения с окружающими

Общение с единомышленниками и командная работа влияет на учебную мотивацию очень позитивно.

Ребёнок на семейном обучении может испытывать недостаток общения, и это может сказываться на его заинтересованности в учёбе.

В «Домашней школе Фоксфорда» ученики общаются во время живых онлайн-занятий и на внеурочных мероприятиях, повышая учебную мотивацию друг друга.

Кроме того, вы можете предложить ребёнку сделать научный проект вместе с другом, братом или сестрой, бабушкой или дедушкой.

<<Форма семейного образования>>

Смысл обучения для повышения мотивации

Целеполагание — важный момент образовательной стратегии и формирования мотивации учебной деятельности. Родители и ребёнок должны чётко понимать, для чего посещать занятия и выполнять домашние задания.

Спросите у ребёнка, в чём он видит смысл своего обучения, а потом вместе сформулируйте вашу цель. Необязательно глобальную, лучше если цель соизмерима с возрастом ученика. Поступить в МГУ или стать программистом — для пяти- и даже семиклассника звучит слишком абстрактно.

Вывод

Внутренняя учебная мотивация в школе намного сильнее внешних стимулов. Поставьте цель обучения, позвольте ребёнку самостоятельно планировать свой день, давайте ему новый и в меру сложный материал и хвалите даже за незначительные успехи.

Помочь в формировании мотивации ребёнка и внутреннего интереса к учёбе может психолог «Домашней школы Фоксфорда». Консультация для учащихся онлайн-школы бесплатна.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей