Определение мотивации к обучению
Мотивация к обучению — это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к познавательной деятельности, направляют и поддерживают его активность в процессе приобретения знаний, умений и навыков.
Ключевые аспекты мотивации к обучению:
- Внутренняя мотивация — стремление учиться ради самого процесса, интереса, удовольствия или личностного роста. Например: ученик изучает историю, потому что ему нравится узнавать о прошлом.
- Внешняя мотивация — стимулы, связанные с внешними вознаграждениями или избеганием негативных последствий. Например: ребёнок учится, чтобы получить высокую оценку или похвалу родителей.
- Познавательная потребность — естественное стремление к новым знаниям, любознательность.
- Социальные мотивы — желание быть признанным в обществе или соответствовать ожиданиям.
- Практическая значимость — осознание полезности знаний для будущей карьеры или жизни.
Мотивация к обучению может меняться под воздействием успехов, неудач, интереса к предмету или внешних обстоятельств. Её укрепление требует как внутренней осознанности, так и благоприятной образовательной среды.
Виды учебной мотивации
Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребёнку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания.
Внешняя мотивация обычно работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода кнута и пряника до того, как ребёнок возненавидит учёбу.
Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие пять факторов.
Какие факторы влияют на школьную (учебную) мотивацию: рекомендации психологов
Интерес как основа учебной мотивации у ребёнка
Чтобы повысить мотивацию к учёбе у детей и подростков, изучаемый материал должен быть:
- новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам;
- каждый раз немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания;
- разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.
Автономия для формирования мотивации
В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил провела интересный эксперимент по формированию учебной мотивации у детей. У неё был трудный класс — 36 человек, большинство из которых не хотели учиться.
Однажды педагог объявила, что каждый ученик в течение дня может заниматься чем захочет. Одни дети учились, другие рисовали, третьи стояли на ушах. В конце дня учитель подвела итоги: почти всем эксперимент понравился, дети захотели его продолжить.
На следующем этапе у ребят тоже была свобода действий, но Барбара помогала им составлять план на день и давала учительскую книгу, где ребята могли оценить итоги своей работы. Позже она также объяснила, что существует программа и за неделю нужно пройти определённый материал.
В результате эксперимента почти у всех запустилась внутренняя учебная мотивация и дисциплина. Детям нравилась автономия, и они достигали результатов.
Дайте ребёнку возможность самому определять, что он будет делать сегодня или в течение недели. Постепенно вводите правила учебной работы, чтобы повысить мотивацию к учёбе.
Ощущение собственной компетентности
Формирование уверенности в себе — один из важнейших методов мотивации учащихся к обучению. В 1960-е годы американский психолог Мартин Селигман провёл ряд экспериментов с собаками и выявил феномен выученной беспомощности. Животных били током, невредным для здоровья, но болезненным. Одна группа собак могла избегать этого, нажимая на рычаг. Другая — нет. Затем обе группы попали в ситуацию, где ток можно было отключать. Первая группа собак успешно это делала, вторая — нет. После этого эксперименты многократно повторялись на людях, и результаты были теми же.
Выученная беспомощность возникает, если дети часто оказываются в обстоятельствах, когда ничего не могут сделать. Опыт неподконтрольности ситуации запечатлевается в памяти, и потом, когда уже можно что-то сделать, ребёнок не старается справиться с задачей.
Если человеку внушать, что он ничего не умеет, его мотивация к учёбе стремится к нулю. Когда ученик постоянно сталкивается с заданиями, которые не может решить, а потом получает посильную задачу, он даже не будет пытаться выполнить её.
Хвалите детей даже за незначительные успехи в обучении и помогайте им справляться с «нерешаемыми» задачами. Этим вы будете способствовать правильному формированию школьной мотивации.
Позитивные взаимоотношения с окружающими
Общение с единомышленниками и командная работа влияют на учебную мотивацию очень позитивно. Ребёнок на семейном обучении может испытывать недостаток общения, и это может сказываться на его заинтересованности в учёбе.
В Домашней школе Фоксфорда ученики общаются во время живых онлайн-занятий и на внеурочных мероприятиях, повышая учебную мотивацию друг друга.
Кроме того, вы можете предложить ребёнку сделать научный проект вместе с другом, братом или сестрой, бабушкой или дедушкой.
Смысл обучения для повышения мотивации
Целеполагание — важный момент образовательной стратегии и формирования мотивации учебной деятельности. Родители и ребёнок должны чётко понимать, для чего надо посещать занятия и выполнять домашние задания.
Как поднять мотивацию к учёбе? Спросите у ребёнка, в чём он видит смысл своего обучения, а потом вместе сформулируйте вашу цель. Необязательно глобальную, лучше, если цель будет соизмерима с возрастом ученика. «Поступить в МГУ» или «стать программистом» для пяти- и даже семиклассника звучит слишком абстрактно.
Взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью ребёнка
Учебная мотивация и успеваемость тесно связаны и взаимно влияют друг на друга. Чем выше у ребёнка желание учиться, тем лучше его академические результаты, и наоборот: успехи в учёбе укрепляют мотивацию.
Мотивация повышает вовлечённость: заинтересованные дети активнее работают на уроках, задают вопросы и глубже усваивают материал. Мотивированные ученики чаще берутся за дополнительные задания и ищут способы улучшить знания. Также мотивация помогает преодолевать трудности: если ребёнок понимает, зачем ему учиться, он легче справляется с неудачами и сложными темами.
Положительные оценки укрепляют уверенность в себе: когда ребёнок видит, что его усилия приводят к успеху, он начинает верить в свои силы. Если школьник сталкивается с постоянными трудностями и критикой, его желание учиться может угаснуть.
Тест на школьную мотивацию
Приводим анкету на оценку уровня школьной мотивации младших школьников по методике Н. Г. Лускановой.
Если ребёнок выбирает вариант ответа, который говорит о его позитивном отношении к школе, начисляется 3 балла. За нейтральный ответ, например «не знаю», «не очень», ставится 1 балл. Если вариант ответа свидетельствует о негативном отношении к школьной ситуации, ставится 0 баллов.
Вопросы анкеты:
- Тебе нравится в школе?
- Не очень;
- нравится;
- не нравится.
- Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- Чаще хочется остаться дома;
- бывает по-разному;
- иду с радостью.
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
- Не знаю;
- остался бы дома;
- пошёл бы в школу.
- Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
- Не нравится;
- бывает по-разному;
- нравится.
- Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- Хотел бы;
- не хотел бы;
- не знаю.
- Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
- Не знаю;
- не хотел бы;
- хотел бы.
- Ты часто рассказываешь о школе родителям?
- Часто;
- редко;
- не рассказываю.
- Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- Точно не знаю;
- хотел бы;
- не хотел бы.
- У тебя в классе много друзей?
- Мало;
- много;
- нет друзей.
- Тебе нравятся твои одноклассники?
- Да;
- не очень;
- нет.
Интерпретация результатов:
- 25–30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
- 20–24 балла — хорошая школьная мотивация;
- 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но она привлекает больше внеучебными сторонами;
- 10–14 баллов — низкая школьная мотивация;
- ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Вывод
Внутренняя мотивация школьников намного сильнее внешних стимулов. Поставьте цель обучения, позвольте ребёнку самостоятельно планировать свой день, давайте ему новый и в меру сложный материал и хвалите даже за незначительные успехи.
Помочь в формировании мотивации ребёнка и внутреннего интереса и отношения к учёбе может психолог Домашней школы Фоксфорда. Консультация для учащихся онлайн-школы бесплатна.
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни