Школьная мотивация: как мотивировать ребёнка учиться

Почему одни дети любят учиться, а других приходится заставлять? В статье описываем основные факторы для формирования учебной мотивации у школьников.

иконка календаря
22 мая 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

Определение мотивации к обучению

Мотивация к обучению — это совокупность внутренних и внешних факторов, которые побуждают человека к познавательной деятельности, направляют и поддерживают его активность в процессе приобретения знаний, умений и навыков. 

Ключевые аспекты мотивации к обучению: 

  1. Внутренняя мотивация — стремление учиться ради самого процесса, интереса, удовольствия или личностного роста. Например: ученик изучает историю, потому что ему нравится узнавать о прошлом. 
  2. Внешняя мотивация — стимулы, связанные с внешними вознаграждениями или избеганием негативных последствий. Например: ребёнок учится, чтобы получить высокую оценку или похвалу родителей. 
  3. Познавательная потребность — естественное стремление к новым знаниям, любознательность. 
  4. Социальные мотивы — желание быть признанным в обществе или соответствовать ожиданиям. 
  5. Практическая значимость — осознание полезности знаний для будущей карьеры или жизни. 

Мотивация к обучению может меняться под воздействием успехов, неудач, интереса к предмету или внешних обстоятельств. Её укрепление требует как внутренней осознанности, так и благоприятной образовательной среды.

Виды учебной мотивации

Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребёнку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания.

Внешняя мотивация обычно работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода кнута и пряника до того, как ребёнок возненавидит учёбу.

Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие пять факторов.  

Какие факторы влияют на школьную (учебную) мотивацию: рекомендации психологов

Интерес как основа учебной мотивации у ребёнка

Чтобы повысить мотивацию к учёбе у детей и подростков, изучаемый материал должен быть:

  • новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам;    
  • каждый раз немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания;
  • разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Автономия для формирования мотивации

В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил провела интересный эксперимент по формированию учебной мотивации у детей. У неё был трудный класс — 36 человек, большинство из которых не хотели учиться.

Однажды педагог объявила, что каждый ученик в течение дня может заниматься чем захочет. Одни дети учились, другие рисовали, третьи стояли на ушах. В конце дня учитель подвела итоги: почти всем эксперимент понравился, дети захотели его продолжить.

На следующем этапе у ребят тоже была свобода действий, но Барбара помогала им составлять план на день и давала учительскую книгу, где ребята могли оценить итоги своей работы. Позже она также объяснила, что существует программа и за неделю нужно пройти определённый материал.

В результате эксперимента почти у всех запустилась внутренняя учебная мотивация и дисциплина. Детям нравилась автономия, и они достигали результатов.

Дайте ребёнку возможность самому определять, что он будет делать сегодня или в течение недели. Постепенно вводите правила учебной работы, чтобы повысить мотивацию к учёбе.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Ощущение собственной компетентности

Формирование уверенности в себе — один из важнейших методов мотивации учащихся к обучению. В 1960-е годы американский психолог Мартин Селигман провёл ряд экспериментов с собаками и выявил феномен выученной беспомощности. Животных били током, невредным для здоровья, но болезненным. Одна группа собак могла избегать этого, нажимая на рычаг. Другая — нет. Затем обе группы попали в ситуацию, где ток можно было отключать. Первая группа собак успешно это делала, вторая — нет. После этого эксперименты многократно повторялись на людях, и результаты были теми же.

Выученная беспомощность возникает, если дети часто оказываются в обстоятельствах, когда ничего не могут сделать. Опыт неподконтрольности ситуации запечатлевается в памяти, и потом, когда уже можно что-то сделать, ребёнок не старается справиться с задачей.

Если человеку внушать, что он ничего не умеет, его мотивация к учёбе стремится к нулю. Когда ученик постоянно сталкивается с заданиями, которые не может решить, а потом получает посильную задачу, он даже не будет пытаться выполнить её.

Хвалите детей даже за незначительные успехи в обучении и помогайте им справляться с «нерешаемыми» задачами. Этим вы будете способствовать правильному формированию школьной мотивации.

Позитивные взаимоотношения с окружающими

Общение с единомышленниками и командная работа влияют на учебную мотивацию очень позитивно. Ребёнок на семейном обучении может испытывать недостаток общения, и это может сказываться на его заинтересованности в учёбе.

В Домашней школе Фоксфорда ученики общаются во время живых онлайн-занятий и на внеурочных мероприятиях, повышая учебную мотивацию друг друга.

Кроме того, вы можете предложить ребёнку сделать научный проект вместе с другом, братом или сестрой, бабушкой или дедушкой.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Смысл обучения для повышения мотивации

Целеполагание — важный момент образовательной стратегии и формирования мотивации учебной деятельности. Родители и ребёнок должны чётко понимать, для чего надо посещать занятия и выполнять домашние задания.

Как поднять мотивацию к учёбе? Спросите у ребёнка, в чём он видит смысл своего обучения, а потом вместе сформулируйте вашу цель. Необязательно глобальную, лучше, если цель будет соизмерима с возрастом ученика. «Поступить в МГУ» или «стать программистом» для пяти- и даже семиклассника звучит слишком абстрактно.

Взаимосвязь между учебной мотивацией и успеваемостью ребёнка

Учебная мотивация и успеваемость тесно связаны и взаимно влияют друг на друга. Чем выше у ребёнка желание учиться, тем лучше его академические результаты, и наоборот: успехи в учёбе укрепляют мотивацию.

Мотивация повышает вовлечённость: заинтересованные дети активнее работают на уроках, задают вопросы и глубже усваивают материал. Мотивированные ученики чаще берутся за дополнительные задания и ищут способы улучшить знания. Также мотивация помогает преодолевать трудности: если ребёнок понимает, зачем ему учиться, он легче справляется с неудачами и сложными темами. 

Положительные оценки укрепляют уверенность в себе: когда ребёнок видит, что его усилия приводят к успеху, он начинает верить в свои силы. Если школьник сталкивается с постоянными трудностями и критикой, его желание учиться может угаснуть. 

Тест на школьную мотивацию

Приводим анкету на оценку уровня школьной мотивации младших школьников по методике Н. Г. Лускановой.

Если ребёнок выбирает вариант ответа, который говорит о его позитивном отношении к школе, начисляется 3 балла. За нейтральный ответ, например «не знаю», «не очень», ставится 1 балл. Если вариант ответа свидетельствует о негативном отношении к школьной ситуации, ставится 0 баллов.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравится в школе?
  • Не очень;
  • нравится;
  • не нравится.
  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  • Чаще хочется остаться дома;
  • бывает по-разному;
  • иду с радостью.
  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
  • Не знаю;
  • остался бы дома;
  • пошёл бы в школу.
  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
  • Не нравится;
  • бывает по-разному;
  • нравится.
  1. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  • Хотел бы;
  • не хотел бы;
  • не знаю.
  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  • Не знаю;
  • не хотел бы;
  • хотел бы.
  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
  • Часто;
  • редко;
  • не рассказываю.
  1. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  • Точно не знаю;
  • хотел бы;
  • не хотел бы.
  1. У тебя в классе много друзей?
  • Мало;
  • много;
  • нет друзей.
  1. Тебе нравятся твои одноклассники?
  • Да;
  • не очень;
  • нет.

Интерпретация результатов:

  • 25–30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности;
  • 20–24 балла — хорошая школьная мотивация;
  • 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но она привлекает больше внеучебными сторонами;
  • 10–14 баллов — низкая школьная мотивация;
  • ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Вывод

Внутренняя мотивация школьников намного сильнее внешних стимулов. Поставьте цель обучения, позвольте ребёнку самостоятельно планировать свой день, давайте ему новый и в меру сложный материал и хвалите даже за незначительные успехи.

Помочь в формировании мотивации ребёнка и внутреннего интереса и отношения к учёбе может психолог Домашней школы Фоксфорда. Консультация для учащихся онлайн-школы бесплатна.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.