5 составляющих учебной мотивации

Почему одни дети любят учиться, а других приходится заставлять.


Учебная мотивация бывает внешняя и внутренняя. Если ребёнку интересно, он сам тянется к знаниям, если нет, нужно придумывать поощрения и наказания.


Внешняя мотивация обычно работает до подросткового возраста. Поэтому лучше отказаться от метода «кнута и пряника» до того, как ребёнок возненавидит учёбу.


Сформировать внутреннюю учебную мотивацию помогут следующие пять факторов.  

Интерес

Изучаемый материал должен быть:


  • Новым, но «узнаваемым». Бессмысленно объяснять степени, если ещё не прошли таблицу умножения. Уроки должны удивлять и одновременно иметь отсылки к предыдущим темам.    
  • Каждый раз немного сложнее предыдущего. Если ребёнку легко, он начинает скучать. Исходите из имеющегося у него опыта и постепенно усложняйте задания.
  • Разнообразным. Учебники, вебинары, экскурсии, эксперименты — чем больше форматов, тем увлекательнее обучение.

Автономия

В 1965 году американская учительница начальных классов Барбара Шил провела интересный эксперимент. У неё был трудный класс — 36 человека, большинство из которых не хотели учиться.


Однажды педагог объявила, что каждый ученик в течение дня может заниматься, чем захочет. Одни дети учились, другие рисовали, третьи стоял на ушах. В конце дня учитель подвела итоги: почти всем эксперимент понравился, дети захотели его продолжить.


На следующем этапе у ребят тоже была свобода действий, но Барбара помогала им составлять план на день и давала учительскую книгу, где ребята могли оценить итоги своей работы. Позже она также объяснила, что существует программа и за неделю нужно пройти определённый материал.


В результате эксперимента почти у всех запустилась внутренняя учебная мотивация. Детям нравилась автономия, и они достигали результатов.


Дайте ребёнку возможность самому определять, что он будет делает сегодня или в течение недели. Постепенно вводите правила учебной работы.

Ощущение собственной компетентности

В 1960-е годы американский психолог Мартин Селигман провёл ряд экспериментов с собаками и выявил феномен выученной беспомощности. Животных били током, невредным для здоровья, но болезненным. Одна группа собак могла избегать этого, нажимая на рычаг. Другая — нет. Затем обе группы попали в ситуацию, где ток можно было отключать. Первая группа собак успешно это делала, вторая — нет. После этого эксперименты многократно повторялись на людях, и результаты были теми же.


Выученная беспомощность возникает, если дети часто оказываются в обстоятельствах, когда ничего не могут сделать. Опыт неподконтрольности ситуации запечатлевается в памяти, и потом, когда уже можно что-то сделать, ребёнок не старается справиться с задачей.


Если человеку внушать, что он ничего не умеет, его мотивация стремится к нулю. Когда ученик постоянно сталкивается с заданием, которое не может решить, а потом получает посильную задачу, он даже не будет пытаться выполнить её.


Хвалите детей даже за незначительные успехи в обучении и помогайте им справляться с «нерешаемыми» задачами.

Позитивные взаимоотношения с окружающими

Общение с единомышленниками и командная работа влияет на учебную мотивацию очень позитивно.


Ребёнок на семейном обучении может испытывать недостаток общения, и это может сказываться на его заинтересованности в учёбе.


В Домашней школе «Фоксфорда» ученики общаются во время живых онлайн-занятий и на внеурочных мероприятиях.


Кроме того, вы можете предложить ребёнку сделать научный проект вместе с другом, братом или сестрой, бабушкой или дедушкой.

Смысл обучения

Целеполагание — важный момент образовательной стратегии. Родители и ребёнок должны чётко понимать, для чего посещать занятия и выполнять домашние задания.


Спросите у ребёнка, в чём он видит смысл своего обучения, а потом вместе сформулируйте вашу цель. Необязательно глобальную, лучше если цель соизмерима с возрастом ученика. Поступить в МГУ или стать программистом — для пяти- и даже семиклассника звучит слишком абстрактно.

Вывод

Внутренняя учебная мотивация намного сильнее внешних стимулов. Поставьте цель обучения, позвольте ребёнку самостоятельно планировать свой день, давайте ему новый и в меру сложный материал и хвалите даже за незначительные успехи.


Помочь в формировании внутреннего интереса к учёбе может психолог Домашней школы «Фоксфорда». Консультация для учащихся онлайн-школы бесплатна.


Бесплатная консультация

Приглашаем вас в Домашнюю школу «Фоксфорда». Помимо отличных преподавателей, у нас работает штатный психолог. Консультации для учащихся и их родителей абсолютно бесплатны. Учимся учиться! Записывайтесь на бесплатную консультацию!
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.