Для чего нужен конспект
Конспектирование — отличная возможность систематизировать знания и запомнить самую важную информацию на уроке, вебинаре или при подготовке доклада. В этой статье мы поговорим о том, как оформить конспект, используя различные методы.
Что такое конспект
Конспектирование — это осмысленная переработка текста, аудио- и видеоматериала, помогающая улучшить запоминание информации. Написание конспекта позволяет выделить смысловые части, зафиксировать ключевые идеи, выявить закономерности и систематизировать информацию. Конспекты составляются в виде тезисов, выписок, вопросов, в сжатом виде отражающих и уточняющих необходимую информацию.
Виды конспектов
Ведение конспектов существенно облегчает усвоение учебного материала. Выделяют несколько видов конспектов:
- Плановый конспект строится на основе плана, информация в конспекте раскрывает каждый его пункт.
- Конспект-схема помогает за счёт схем сформировать логические связи.
- Текстуальный конспект состоит из цитат, логически связанных между собой.
- Свободный конспект содержит выписки, тезисы, цитаты.
- Тематический конспект раскрывает определённую тему, например отражает хронологию событий.
<<Форма демодоступа>>
Где вести конспекты
1. Бумажный блокнот или тетрадь
Плюсы:
- улучшает запоминание, активирует зрительную и двигательную (моторную) память;
- проще и быстрее рисовать схемы, делать пометки;
- блокнот и ручку удобно взять с собой.
Минусы:
- сложно редактировать содержимое и искать информацию;
- блокнот можно потреять, нет резервного копирования;
2. Электронные заметки на компьютере или планшете
Популярные инструменты:
- Microsoft OneNote – удобная иерархия, рукописные и текстовые заметки;
- Evernote – мощный поиск и прикрепление файлов;
- Google Docs или Яндекс.Документы – удобно для совместной работы;
- Yonote – современная, гибкая база знаний с блоковой структурой.
Плюсы:
- легко редактировать и искать нужную информацию;
- можно добавлять ссылки, картинки или видео;
- высокая скорость ведения конспекта;
- хранение в облаке — доступ к материалу с любого устройства.
Минусы:
- отвлекающие факторы, например, уведомления в соцсетях;
- зависимость от устройства и заряда;
- Иногда медленнее при быстром потоке информации.
3. Гибридный формат
Примеры:
- писать от руки, а потом сканировать (CamScanner, Microsoft Lens);
- использовать графические планшеты.
Плюсы:
- удобство ручного ввода + цифровое хранение;
- возможность рисовать схемы, делать рукописные пометки;
- синхронизация с облаком.
Минусы:
- может требовать покупки дополнительных устройств.
Принципы ведения конспектов
- Осознанность. Основная задача конспекта — не записать всё слово в слово, а понять и упростить текст. Необходимо перефразировать своими словами даже самые сложные понятия.
- Структура и логика. Следи за чёткой иерархией: заголовки, подзаголовки, абзацы и маркированные списки.
- Выделение ключевого. Используй любые визуальные для формул, дат и определений, которые затем помогут лучше ориентироваться в конспекте.
- Сжатость и ясность. Избегай длинных предложений, а также используй аббревиатуры и схемы.
- Визуализация. Добавляй таблицы, схемы, графики, интеллект-карты — любые визуальные якори.
- Система повторения. Вернись к конспекту через время и сделай новые пометки.
- Персонализация. Сразу записывай свои вопросы, комментарии и ассоциации, чтобы потом было проще вспомнить ход мысли лектора.
- Чистота и оформление. Следи за аккуратностью, читаемостью и единообразием формата.
Основные ошибки при составлении конспекта
- Бездумное переписывание, когда вся информация выписывается дословно. Отсутствие вовлечённости приводит к плохому пониманию и запоминанию информации.
- Чрезмерное увлечение оформлением, когда страдает содержание и отсутствует осмысление текста.
- Отсутствие цели, когда конспект ведётся без понимания, зачем он нужен и понадобится ли в будущем.
Методы конспектирования
Существует несколько методов конспектирования, которые подразумевают под собой способы записи конспектов. Рассказываем, как сделать план-конспект, — остановимся подробнее на самых популярных и эффективных методах.
<<Сноска | 7 способов применения стикеров в учёбе | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/7-sposobov>>
Метод Корнелла
В середине прошлого века профессор Корнелльского университета Вальтер Паук разработал метод конспектирования, ставший впоследствии суперпопулярным у студентов. Он так и называется — метод Корнелла.
Когда полезен. При обработке больших объёмов информации, например на продолжительных и информативных вебинарах.
Предметы. История, обществознание, литература, русский язык, биология, химия, география.
Как использовать:
- возьмите лист А4 или обычный тетрадный лист. Проведите две горизонтальные линии: одну вверху (там будет дата и заголовок), вторую — внизу, чтобы под ней можно было записать 5–6 предложений, суммирующих содержание конспекта на этой странице;
- затем проведите вертикальную линию и разделите середину листа на две части. Правая колонка должна быть в два раза шире левой;
- во время вебинара в правую широкую колонку нужно записывать основные сведения, которые сообщает учитель. Между предложениями лучше оставлять немного пустого пространства, чтобы была возможность в них ещё что-то дописать. После занятия в левую колонку перенесите всю самую важную информацию: правила, формулы, даты, имена;
- в течение суток после урока заполните нижнее поле, там нужно записать краткое резюме всей лекции.

Многие ученики Домашней школы Фоксфорда пользуются именно таким методом конспектирования и отмечают его эффективность. В интервью семиклассница Елена Янышина отметила, что конспектирование по методу Корнелла особенно полезно в гуманитарных предметах.
<<Баннер | Летний клуб Фоксфорда. Онлайн-занятия и розыгрыш обучения в Домашней школе | https://holidays.foxford.ru/>>
Метод боксов
Этот метод составления конспектов схож с предыдущими, но суть в том, чтобы заключать каждый блок темы в небольшие квадраты. Так проще вести конспект урока и воспринимать информацию, поскольку фокусируешься только на выделенном аспекте темы. Факты не путаются между собой, их легче запомнить.
Когда полезен. При изучении иностранных слов, дат, биографий исторических личностей, а также для сопоставления нескольких понятий.
Предметы. История, обществознание, литература, русский язык, английский язык.
Как использовать:
- возьмите удобный формат листа бумаги. Начертите несколько одинаковых квадратных или прямоугольных «боксов». Лучше распределить их на странице хаотично, чтобы не воспринимать всё как единую таблицу;
- если знаете тему, заранее впишите в «боксы» заголовки и подзаголовки. Это поможет быстро структурировать информацию внутри блоков;
- записывайте в «боксы» важную информацию по каждой ключевой мысли или понятию.

Метод нумерации
Суть этого вида конспектирования заключается в том, чтобы присваивать порядковый номер каждой записываемой мысли. При этом тренируется лаконичность и чёткость мышления, а в конспекте потом легко ориентироваться.
Когда полезен. При записывании длинных лекций, особенно если преподаватель порой перескакивает с одной мысли на другую.
Предметы. История, обществознание, литература, русский язык, английский язык, химия, биология, география, геометрия, физика.
<<Сноска | Рукописные конспекты: почему они лучше и как быстро писать от руки | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/polza-rukopisnyh-konspektov-dlya-houmskulerov>>
Как использовать:
- возьмите тетрадь и ручки двух цветов;
- во время урока пишите тезисно — желательно, чтобы фразы умещались в одну строку;
- присваивайте номер каждой строке. Используйте ручку цвета, отличного от того, каким пишете основной текст;
- если в новом тезисе есть отсылка к написанному ранее, поставьте в конце предложения соответствующую пометку. Например, «см. №3».
<<Форма семейного образования>>
Метод таблиц
Отличная идея, как сделать конспект на компьютере, например конспект параграфа по истории, — это таблицы. Их можно использовать не только на истории, но и на других уроках.
Когда полезен. При рассмотрении тем с одинаковыми критериями и конспектировании большого количества фактов. Пригодится, чтобы свести несколько элементов в одну систему и разобраться в плюсах и минусах чего-либо.
Предметы. История, обществознание, литература, русский язык, английский язык, биология, география.
Как использовать:
- возьмите тетрадный лист или лист А4 и, расположив его горизонтально, начертите нужное количество столбцов. При вертикальном расположении листа колонки могут получиться слишком узкими, будет неудобно писать;
- изучая те или иные темы, вносите данные в соответствующие столбцы;
- когда таблица будет готова, отложите конспект на несколько часов, а потом вновь обзорно взгляните на него. Сравните факты и понятия, отметьте сходства и различия, плюсы и минусы, проанализируйте связи.
Ученица Домашней школы Фоксфорда Варвара Онохина любит, когда в тетради всё аккуратно и красиво. Она часто делает план-конспект в виде таблицы по материалам урока. Они помогают лучше запоминать. Причём во время онлайн-занятий ей интересно общаться в чате, а конспекты она делает, пересматривая записи. Удобно, когда преподавателя можно «поставить на паузу» и всё подробно записать.
<<Сноска | Метод слепой печати: зачем нужен и как научиться | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/metod-slepoy-pechati>>
Метод индексов
Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства прекрасно помогают понять связи и запомнить ключевые понятия. Используйте их при оформлении конспектов.
Можно вкраплять их в текст или ставить на полях для привлечения внимания. Например, если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определение, можно поставить рядом яркий значок, чтобы потом разобраться с новым термином.
Когда полезен. Когда нужно записывать быстро, но при этом структурировать информацию.
Предметы. История, обществознание, литература, русский язык, английский язык, химия, биология, география, геометрия, физика, информатика.
Как использовать:
- составьте список значков, которые вы будете применять. Например: квадрат — выучить наизусть, круг — прочитать в учебнике, знак вопроса — уточнить у преподавателя;
- запишите принятые условные обозначения на форзаце тетради, даже если хорошо их запомнили;
- потренируйтесь пользоваться индексами на записях занятий, чтобы не запутаться в «прямом эфире»
<<Сноска | Как эффективно повторять изученный материал | https://externat.foxford.ru/polezno-znat/repeat>>
Метод ментальных карт
Карта мыслей, на первый взгляд, кажется гораздо сложнее и запутаннее обычного конспекта. В ней ключевая идея находится в центре, а от неё тянутся ветки мыслей и объяснений. Но на самом деле она намного эффективнее: во время составления и отрисовки ментальной карты вы пропускаете информацию через себя и лучше её запоминаете. Чтобы привыкнуть к такому методу, можно сначала писать конспект урока привычным способом, а затем повторно проанализировать материал и нарисовать карту.
Когда полезен. При разборе больших сложных тем, анализе литературных произведений, написании эссе и подготовке докладов.
Предметы. История, обществознание, литература, русский язык, английский язык, биология, география.

Как использовать:
- в центре карты напишите главную мысль. От неё проведите несколько линий и отметьте все ключевые идеи, относящиеся к теме. На эти ветки добавляйте новые пункты, раскрывающие предыдущие;
- пишите кратко и старайтесь не расширять карту дальше четвёртого уровня. Объединяйте темы из разных веток, добавляйте заметки и идеи. Делайте всё, чтобы не только удобно расположить мысли на карте, но и заставить её работать на вас.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни