Учимся писать конспекты уроков: руководство для родителей
Если ребёнок с трудом усваивает материал урока, возможно, он просто не умеет его записывать. Хорошо составленный конспект может во много раз упростить восприятие и запоминание информации. Как научить ребёнка вести и оформлять школьные конспекты, читайте в этой статье.
- 6.10.2021
- Время чтения:4 минуты
Далеко не все школьники умеют вести конспекты уроков. Зачастую они машинально переписывают информацию с доски с единственной целью — избежать плохих оценок за ведение тетради. При этом практическая польза таких записей, как правило, стремится к нулю.
В «Домашней школе Фоксфорда» учителя не заставляют детей ничего записывать, предоставляя им возможность самостоятельно фиксировать информацию в удобном для них формате. В таких условиях умение ребёнка делать полезные конспекты становится особенно важным.
Чтобы научить ребёнка писать конспекты, для начала нужно объяснить ему, зачем это делается. Ведение конспектов позволяет:
- Лучше усвоить материал урока. Самостоятельная запись упрощает запоминание и понимание информации.
- Создать уникальное учебное пособие, в котором вся информация будет представлена в форме, максимально понятной вашему ребёнку.
- Получить ценные навыки работы с информацией: научиться обобщать, упрощать, структурировать, выделять главные мысли, и так далее.
Представляем руководство, которое описывает все этапы создания полезного конспекта. Научив ребёнка вести конспекты по этой инструкции, вы поможете ему учиться эффективнее.
1 этап: подготовка и концентрация
Договоритесь с ребёнком, что перед уроком он будет просматривать свои записи с предыдущего занятия. Это позволит ему повторить пройденное и быстрее вникнуть в новую тему. Если на прошлом уроке преподаватель рекомендовал прочитать параграф учебника, статью или книгу, проследите, чтобы ребёнок сделал это.
Пусть ребёнок заранее подготовит тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверит, пишет ли ручка, и возьмёт всё необходимое: маркеры, линейку, карандаш, ластик. В поисках канцелярских принадлежностей во время урока можно пропустить что-то важное.
Чтобы создать условия для качественного восприятия информации во время онлайн-урока, договоритесь с ребёнком, что перед занятием необходимо:
- убрать со стола всё лишнее,
- отключить мессенджеры и поставить телефон на беззвучный режим,
- закрыть не относящиеся к уроку вкладки браузера,
- закрыть дверь в комнату, чтобы не отвлекаться.
Объясните, что не стоит пытаться делать несколько дел одновременно — например, слушать один урок и параллельно готовиться к другому. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач мы выполняем за один раз, тем меньше можем выучить или запомнить.
<<Форма демодоступа>>
2 этап: запись
Ведение конспекта заключается в выделении главных и второстепенных мыслей, отсеивании ненужной информации и быстрой фиксации полученного на бумаге в легко читаемом виде.
Выделение главных мыслей
Главная мысль — это информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания темы. Это могут быть определения научных понятий, формулировки законов, правила, принципы, гипотезы, классификации явлений, факты.
Главные мысли составляют 30-40% от общего объёма урока и должны записываться полностью, без существенных сокращений.
Как понять, что мысль главная?
- Учитель повторил её несколько раз, акцентировал внимание.
- Ей предшествовала фраза «итак», «в результате», «следовательно», «таким образом».
- Преподаватель подчеркнул её, обвёл в рамку, выделил жирным в презентации или на доске.
Числа и формулы тоже относятся к главным мыслям. Их необходимо вычленять и фиксировать самостоятельно.
Выделение второстепенных мыслей
Второстепенная мысль — это информация, которая детализирует, разъясняет главную мысль либо отражает вытекающие из неё следствия и рекомендации. Это могут быть аргументы, обоснования, примеры, характеристики, описания, комментарии, толкования, уточняющие факты и прочее.
Второстепенные мысли занимают 60-70% урока и при конспектировании требуют смысловой переработки — сжатия.
Отделение несущественной информации
Несущественная информация — это лингвистическая избыточность, которая поддерживает концентрацию внимания и помогает понять главную мысль.
К несущественной информации относятся вводные слова, связующие фразы и всевозможные «лирические отступления». Записывать их — пустая трата времени.
Во-первых, это вызовет спешку, которая никак не способствует усвоению материала, во-вторых, в излишне подробном конспекте ребёнку будет сложно ориентироваться. В большинстве случаев достаточно записать несколько опорных фраз, которые помогут воспроизвести детали по памяти.
У каждого занятия в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» есть содержание. Обратите на него внимание ребёнка. Оно послужит отличным планом для написания конспекта.
3 этап: оформление
Несмотря на то что многие современные школьники печатают быстрее, чем пишут, рекомендуем приучить вашего ребёнка вести конспекты от руки. Это развивает мелкую моторику, необходимую для тренировки мышления. Кроме того, во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.
При этом можно дополнять свой рукописный конспект схемами и другими визуальными пособиями, сделанными на компьютере, как делает это ученик домашней школы «Фоксфорда» Степан Павловских.
<<Блок перелинковки>>
Научите ребёнка оптимально использовать тетрадные поля. На них можно ставить дату и обозначать особо важные места. Писать лучше всего через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями и исправлять допущенные ошибки.
При составлении конспектов используйте сокращения. Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.
В конспектах можно использовать символы и схемы. Стрелки, рамки, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.
<<Форма курс 5-11>>
Научите ребёнка использовать цветные текстовыделители при оформлении конспекта. Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Разные части конспекта можно писать разноцветными ручками. Например, вопросы — красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя легче «сохранять» материал конспекта.
Придумайте с ребёнком систему символов, чтобы отмечать непонятные места. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, можно поставить рядом с ним яркий значок, чтобы разобраться позднее.
Примеры привлекающих внимание знаков:
- 🔺— прочитать об этом в учебнике;
- ⏯ — скачать презентацию по теме;
- ⟳ — повторить перед следующим уроком.
Объясните ребёнку, что если что-то непонятно во время урока, то при просмотре записи будет непонятно вдвойне. Лучше прервать конспектирование и написать учителю в чат уточняющий вопрос.
После урока работа с конспектом не заканчивается. Предложите ребёнку дополнить его информацией из учебника и повторить то, что он записал, через несколько часов или на следующий день. Помимо прочего, это позволит ребёнку осознать, насколько полезный и понятный конспект у него получился.
Ещё больше идей о том, как оформлять школьные конспекты по разным предметам читайте в этой статье.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться