Как вести конспект во время онлайн-урока

  • 29.9.2018
  • Время чтения:

    7 vbyen

Эти советы помогут вам повысить продуктивность в два раза.


Суть конспектирования не в записи слов учителя, а в осмыслении услышанного и увиденного.


Написание конспекта — это творчество!

1 этап конспектирования: подготовка и концентрация

Прежде чем идти на урок, посмотрите свои записи с предыдущего занятия. Так вы повторите пройденный материал и легко подхватите новую тему. Если на прошлом уроке преподаватель рекомендовал к следующему занятию прочитать какой-нибудь параграф учебника, статью или книгу, обязательно сделайте это.  


Заранее подготовьте тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверьте пишет ли ручка, возьмите маркеры, линейку, ластик. Поиск канцелярских принадлежности во время урока — минус к карме.


Создайте условия для качественного восприятия информации:


  • поставьте телефон на беззвучный;
  • уберите всё лишнее со стола;
  • закройте не относящиеся к уроку вкладки;
  • выключите мессенджеры;
  • закройте дверь в свою комнату, чтобы не отвлекаться на разговоры домочадцев и запах блинчиков с кухни.


Не пытайтесь делать несколько дел одновременно. Получится одинаково плохо.


Это доказано наукой. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач вы выполняете за один раз, тем меньше вы сможете выучить или запомнить.

2 этап конспектирования: запись и оформление


Ведение конспекта заключается в выделении главных и второстепенных мыслей, отсеивании ненужной информации и быстрой фиксации всего этого на бумагу, причём в легко читаемом и аккуратном виде.

Выделение главных мыслей

Главная мысль — это информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания темы. Отвечает на вопрос: о чём?


Это могут быть определения научных понятий, формулировки законов, правила, принципы, гипотезы, классификации явлений, факты.


Главные мысли составляют 30-40% от общего объёма урока и должны записываться полностью, без существенных сокращений.


Как понять, что мысль главная?


  • Учитель повторил её несколько раз, акцентировал внимание.  
  • Ей предшествовала фраза «итак», «в результате», «следовательно», «таким образом».
  • преподаватель подчеркнул её, обвёл в рамку, выделил жирным в презентации или на доске.


Числа и формулы обычно не выделяются как-то особенно, но тоже относятся к главным мыслям. Их необходимо вычленять и фиксировать самостоятельно.  

Выделение второстепенных мыслей

Второстепенная мысль — это информация, которая детализирует, разъясняет главную мысль либо отражает вытекающие из неё следствия и рекомендации. Отвечает на вопрос: о чём именно?


Это могут быть аргументы, обоснования, примеры, характеристики, описания, комментарии, толкования, уточняющие факты, отрывки из художественной литературы.


Второстепенные мысли занимают 60-70% урока и при конспектировании требуют смысловой переработки — сжатия.


Как понять, что мысль второстепенная?


  • Она максимально приближена к главной.
  • Вызывает вопросы или собственные умозаключения.

Отделение несущественной информации

Несущественная информация — это лингвистическая избыточность, которая при этом помогает понять важное и поддерживает концентрацию внимания.


К несущественной информации относятся вводные слова, связующие фразы, «лирические отступления».

Несущественную информацию необходимо игнорировать.


Но не пассивно (не воспринимаю), а активно (отталкиваю, отделяю). Она должна как бы стираться из памяти, в противном случае несущественная информация всё равно будет какое-то время осмысливаться, а это лишние затраты времени и внимания.

Оформление конспекта

 

Пишите от руки. Во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.


У каждого урока Фоксфорда есть содержание. Не поленитесь переписать его в свой конспект перед занятием. План послужит навигатором в ваших записям, подпункты помогут быстрее выделять главное.


Используйте тетрадные поля. На них можно ставить дату, обозначать особо важные места.  

Записывая второстепенную информацию, старайтесь её перефразировать. Это помогает донести услышанное до сознания. Необязательно писать всё, что диктует преподаватель. В большинстве случаев достаточно записать несколько опорных фраз, по которым ваша память сможет воспроизвести сам урок.


Не стесняйтесь задавать вопросы. Столкнувшись с непонятной информацией, не говорите себе, что решите проблему позже. Если непонятно сейчас, то при просмотре записи урока будет непонятно вдвойне. Лучше прервите конспектирование и напишите учителю в чат уточняющий вопрос. И не бойтесь попросить учителя повторить. Особенно если чувствуете, что он сказал что-то важное.



Пишите через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями либо исправить допущенные ошибки.  


Используйте сокращения!


Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.

Используйте символы и схемы. Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.


Используйте разные цвета и подчёркивания. Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Попробуйте писать разноцветными ручками разные части конспекта. Например, вопросы можно писать красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя «сохранять» материал конспекта с относительно небольшими усилиями.


Делайте на полях пометки, привлекающие внимание. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, поставь рядом с ним яркий значок, чтобы потом разобраться с ним.


Примеры привлекающих внимание знаков.


  • 🔺— прочитать об этом в учебнике на «Лекте».
  • ⏯ — скачать презентацию на перемене.
  • ⟳ — повторить перед следующим уроком и так далее.

Пример того,уто может быть оформлен ваш конспект

                                                  

После урока не ленитесь дополнять свой конспект информацией из учебника и обязательно повторяйте то, что записали через несколько часов после занятия и на следующий день.


Бесплатная консультация

Добро пожаловать в цифровую школу будущего! Онлайн-школа «Фоксфорд» — это живые занятия, онлайн общение с преподавателями, интерактивные домашние задания и индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребёнка. Записывайтесь на бесплатную консультацию!
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Рекомендуем прочитать

С нами можно связаться

  • 8 800 300-64-24

    звонок по России бесплатный

  • externat@foxford.ru

  • 117105, Москва, Варшавское шоссе, д.1, стр.6

    Посмотреть на карте
  • с 10.00 до 19.00

    ПН-ПТ

Заказать обратный звонок

Мы вам перезвоним

Готово!
Закрыть
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.