Как вести конспект во время онлайн-урока

Полезные рекомендации по правильному составлению конспектов в нашей статье. Эти советы помогут вам повысить продуктивность в два раза.

  • 29.9.2018
  • Время чтения:

    7 минут

Суть конспектирования не в записи слов учителя, а в осмыслении услышанного и увиденного.

Написание конспекта — это творчество!

1 этап конспектирования: подготовка и концентрация

Прежде чем идти на урок, посмотрите свои записи с предыдущего занятия. Так вы повторите пройденный материал и легко подхватите новую тему. Если на прошлом уроке преподаватель рекомендовал к следующему занятию прочитать какой-нибудь параграф учебника, статью или книгу, обязательно сделайте это.  

Заранее подготовьте тетрадь, блокнот или листы бумаги, проверьте, пишет ли ручка, возьмите маркеры, линейку, ластик. Поиск канцелярских принадлежностей во время урока — минус к карме при оформлении конспекта.

Создайте условия для качественного восприятия информации и правильного конспектирования:

  • поставьте телефон на беззвучный режим;
  • уберите всё лишнее со стола;
  • закройте не относящиеся к уроку вкладки;
  • выключите мессенджеры;
  • закройте дверь в свою комнату, чтобы не отвлекаться на разговоры домочадцев и запах блинчиков с кухни.
Не пытайтесь делать несколько дел одновременно. Получится одинаково плохо. Лучше сосредоточьтесь на уроке и правильном составлении конспекта.

Это доказано наукой. Профессор Стэнфордского университета Клиффорд Насс провёл исследование и выяснил, что многозадачность нарушает психические и мыслительные способности людей. Чем больше задач вы выполняете за один раз, тем меньше вы сможете выучить или запомнить.

2 этап конспектирования: запись и оформление конспекта

Ведение конспекта заключается в выделении главных и второстепенных мыслей, отсеивании ненужной информации и быстрой фиксации всего этого на бумаге, причём в легко читаемом и аккуратном виде.

Выделение главных мыслей при составлении плана-конспекта

Главная мысль — это информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания темы. Отвечает на вопрос: о чём?

Это могут быть определения научных понятий, формулировки законов, правила, принципы, гипотезы, классификации явлений, факты.

Главные мысли составляют 30-40% от общего объёма урока и должны записываться в конспекте полностью, без существенных сокращений.

Как понять, что мысль главная?

  • Учитель повторил её несколько раз, акцентировал внимание.  
  • Ей предшествовала фраза «итак», «в результате», «следовательно», «таким образом».
  • Преподаватель подчеркнул её, обвёл в рамку, выделил жирным в презентации или на доске.

Числа и формулы обычно не выделяются как-то особенно, но тоже относятся к главным мыслям. Их необходимо вычленять и фиксировать в конспекте самостоятельно.

Выделение второстепенных мыслей

Второстепенная мысль — это информация, которая детализирует, разъясняет главную мысль либо отражает вытекающие из неё следствия и рекомендации. Отвечает на вопрос: о чём именно?

Это могут быть аргументы, обоснования, примеры, характеристики, описания, комментарии, толкования, уточняющие факты, отрывки из художественной литературы.

Второстепенные мысли занимают 60-70% урока и при конспектировании требуют смысловой переработки — сжатия.

Как понять, что мысль второстепенная?

  • Она максимально приближена к главной.
  • Вызывает вопросы или собственные умозаключения.

Отделение несущественной информации

Несущественная информация — это лингвистическая избыточность, которая при этом помогает понять важное и поддерживает концентрацию внимания.

К несущественной информации относятся вводные слова, связующие фразы, «лирические отступления».

Несущественную информацию необходимо игнорировать при конспектировании.

Но не пассивно (не воспринимаю), а активно (отталкиваю, отделяю). Она должна как бы стираться из памяти, в противном случае несущественная информация всё равно будет какое-то время осмысливаться, а это лишние затраты времени и внимания.

Оформление конспекта  

Пишите от руки. Во время рукописного конспектирования мозг лучше сохраняет информацию.

У каждого урока «Экстерната Фоксфорда» есть содержание. Не поленитесь переписать его в свой конспект перед занятием. План послужит навигатором в ваших записях, подпункты помогут быстрее выделять главное.

Используйте тетрадные поля. На них можно ставить дату, обозначать особо важные места при оформлении план-конспекта.  

Записывая второстепенную информацию, старайтесь её перефразировать. Это помогает донести услышанное до сознания. Необязательно писать всё, что диктует преподаватель. В большинстве случаев достаточно записать несколько опорных фраз, по которым ваша память сможет воспроизвести сам урок.

Не стесняйтесь задавать вопросы. Столкнувшись с непонятной информацией, не говорите себе, что решите проблему позже. Если непонятно сейчас, то при просмотре записи урока будет непонятно вдвойне. Лучше прервите конспектирование и напишите учителю в чат уточняющий вопрос. И не бойтесь попросить учителя повторить. Особенно если чувствуете, что он сказал что-то важное.

Пишите через клетку или две. Это позволит дополнять конспект новыми сведениями либо исправить допущенные ошибки.  

Используйте сокращения при составлении конспектов!

Они могут быть общепринятыми, личными, словарными и ситуативными.


Используйте символы и схемы. Стрелочки, рамки, схемы, таблицы, графики, рисунки и прочие визуальные средства — прекрасные помощники в понимании связей и запоминании ключевых понятий.

Используйте разные цвета и подчёркивания при оформлении конспекта. Это поможет навести порядок в записях и акцентировать внимание на важных местах. Попробуйте писать разноцветными ручками разные части конспекта. Например, вопросы можно писать красным, определения — синим, выводы — зелёным. Цветная кодировка связывается с памятью, позволяя «сохранять» материал конспекта с относительно небольшими усилиями.

Делайте на полях пометки, привлекающие внимание. Если преподаватель продиктовал незнакомое понятие и не дал определения, поставьте рядом с ним яркий значок, чтобы потом разобраться с ним.

Примеры привлекающих внимание знаков:

  • 🔺— прочитать об этом в учебнике на «Лекте».
  • ⏯ — скачать презентацию на перемене.
  • ⟳ — повторить перед следующим уроком и так далее.
 Пример того, как может быть оформлен ваш конспект 

После урока не ленитесь дополнять свой конспект информацией из учебника и обязательно повторяйте то, что записали, через несколько часов после занятия и на следующий день.

Важные вопросы об онлайн-обучении

Какие нюансы нужно учесть, находясь на дистанционном обучении? Оставьте заявку, и наши специалисты бесплатно проконсультируют вас по вопросам удалённого обучения.
Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.
Свяжитесь со мной!

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.

Записали!

Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.

Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.
Ой! Что-то пошло не так.
Возраст

Бесплатный курс

Спешите получить бесплатный базовый курс от Фоксфорд!

Хочу

Бесплатный курс