Во время болезни, будь то сезонная простуда или обострение хронического заболевания, организм ребёнка ослаблен. В таком состоянии бывает сложно концентрироваться, а попытки заставить себя сделать домашку могут привести к головным болям. У ребёнка может не быть сил ни на что, кроме как на то, чтобы лежать в постели и смотреть любимый мультик. И это не блажь, а физиология. К примеру, естественные спутники сезонной простуды — сонливость, апатия, трудности с концентрацией и повышенная утомляемость, особенно в пиковый период заболевания.
Симптомы простуды и гриппа — это физические проявления иммунного ответа на вирусную инфекцию. Вместе с ними часто наблюдаются симптомы лихорадки и усталости, наряду со снижением аппетита, мотивации, настроения, психомоторных функций и концентрации, обусловленные высвобождением цитокинов в различных областях мозга. В англоязычных источниках для описания состояния спутанности сознания во время простуды используются термины flu brain и foggy mind.
Получается, что период заболевания, особенно в стадии обострения, не лучшее время для умственной нагрузки и вместо уроков лучше дать ребёнку время восстановиться.
<<Форма демодоступа>>
С чем может быть связана частая заболеваемость
В психологии и педиатрии есть термин часто болеющие дети. В некоторых случаях, если ребёнок часто уходит на больничный, ему присваивается диагноз по МКБ-10 — D84.9, то есть «иммунодефицит неуточнённый». С точки зрения психологии это те дети, которые часто испытывают стресс, а также от природы склонны к его соматизации, то есть проживанию через тело.
Часто болеющие дети эмоционально тревожны, склонны к ожиданию отвержения со стороны матери и уверены в отсутствии помощи с её стороны. Могут сильно цепляться за мать, не отпускать её надолго от себя, а если же всё-таки отпускают, то испытывают сильнейший стресс.
Ещё есть взаимосвязь между частой заболеваемостью ребёнка и типом привязанности к ближайшим взрослым. Таким детям свойственны ненадёжные типы привязанности. Они склонны реже ожидать помощи от родителей. Девочки чаще избегают контакта с матерью, а мальчики, наоборот, склонны больше и чаще цепляться за маму и просить её внимания.
Если ребёнок часто болеет, это не на 100% гарантирует нарушение привязанности у него.
Как поднять иммунитет ребенку
У человека два типа иммунитета — врождённый и приобретённый. В обоих случаях в организме вырабатываются специфические антитела, которые помогают справляться с болезнью в случае повторного заражения.
- Врождённый иммунитет обезвреживает любые чужеродные агенты, попавшие в организм, то есть реагирует на конкретную угрозу.
- Приобретённый иммунитет формируется после перенесённых заболеваний. Для его выработки также необходима своевременная вакцинация по Национальному календарю профилактических прививок.
Работа иммунной системы тесно связана с деятельностью нервной системы. Небольшие стрессы активируют защитную реакцию организма, но сильные и продолжительные всегда приводят к снижению иммунитета.
Чтобы повысить иммунитет у ребёнка, важно внедрить в рутину дополнительные занятия. Они не только дают большую физическую нагрузку, но и формируют социальные навыки. Это особенно важно в подростковом возрасте, с 13 лет, когда общение со сверстниками становится ведущей формой деятельности.
Безусловно, физическая активность и свежий воздух — одни из важных составляющих крепкого иммунитета как у хоумскулера, так и у ученика обычной школы. У тех, кто учится дома, есть даже больше преимуществ. Индивидуальная образовательная траектория хоумскулеров позволяет использовать для обучения наиболее продуктивные часы и оставляет достаточное количество времени на прочие занятия, в том числе и на прогулки на свежем воздухе.
Как понять, что ребёнок готов к занятиям
Иммунитет и физиологические особенности индивидуальны. Поэтому стоит ориентироваться в первую очередь на самочувствие ребёнка, в частности на «оживление» реакций:
- возвращение адекватных эмоциональных реакций (например, ребёнок смеётся над любимыми мультиками);
- повышение жизненного тонуса (например, ходит по дому бодро, достаточно времени проводит вне постели);
- возрастание активности (то есть у ребёнка не проявляются симптомы быстрого утомления, характерные для периода болезни).
Если перечисленные признаки наблюдаются, можно предложить ребёнку сделать домашнее задание. Начать с одного. Здесь важно придерживаться тех же принципов, что и при возвращении к учёбе после каникул: начинать с тех задач, которые наиболее приятны ребёнку. Постепенно увеличивать время занятий и начинать думать о возвращении к добольничному режиму.
<<Перелинковка>>
Советы родителям
С психологической точки зрения снизить частоту заболеваний поможет:
- Принятие и поддержка ребёнка в кризисных ситуациях. Безусловно и без «а я же говорила».
- Минимизация стрессовых ситуаций в период обострения заболевания, а в период выздоровления — обучение, как можно справляться с подобными ситуациями, чтобы в дальнейшем они не вызывали такую тревогу, а ребёнок был больше уверен в своих силах.
- Обеспечение спокойной и предсказуемой ситуации в семье. Если частые болезни происходят из-за нарушения привязанности, для детей будут особенно важны регулярные семейные мероприятия: совместный ужин по пятницам или походы в парк.
- Если ребёнок ещё мал или не очень понимает, когда он злится или расстроен, задача родителей — проговаривать для него эмоции и предлагать экологично справляться с ними. Существуют разные способы для выражения грусти, злости, обиды и других состояний.
- Обучение ребёнка экологичности выражения эмоций. Не только выражать, но и говорить о них. Несомненно, пример родителей будет полезен: чаще стоит самим проговаривать чувства, называть причину возникновения эмоций и показывать ребёнку, как можно с ними поступить.
- Имеющаяся у ребёнка возможность проявлять себя в играх и общении с другими детьми.
Не ругайте ребёнка за то, что он снова заболел, даже если это доставляет определённые неудобства.
Часто болеющие дети порой недополучают внимания со стороны взрослых в обычной жизни, поэтому «любят» болеть — тогда им всё позволяется и прощается. Будьте снисходительными к ребёнку и не держите его в ежовых рукавицах. Тогда пропадёт и одна из привлекательных сторон болезни.