Что делать, если ребёнок часто болеет

Разобрались, как вести себя родителям детей со слабым иммунитетом.

  • 11
    .
    07
    .
    2023
  • Время чтения:

    5 минут

Во время болезни, будь то сезонная простуда или обострение хронического заболевания, организм ребёнка ослаблен. В таком состоянии бывает сложно концентрироваться, а попытки заставить себя сделать домашку могут привести к головным болям. У ребёнка может не быть сил ни на что, кроме как на то, чтобы лежать в постели и смотреть любимый мультик. И это не блажь, а физиология. К примеру, естественные спутники сезонной простуды — сонливость, апатия, трудности с концентрацией и повышенная утомляемость, особенно в пиковый период заболевания.  

Симптомы простуды и гриппа — это физические проявления иммунного ответа на вирусную инфекцию. Вместе с ними часто наблюдаются симптомы лихорадки и усталости, наряду со снижением аппетита, мотивации, настроения, психомоторных функций и концентрации, обусловленные высвобождением цитокинов в различных областях мозга. В англоязычных источниках для описания состояния спутанности сознания во время простуды используются термины flu brain и foggy mind

Получается, что период заболевания, особенно в стадии обострения, не лучшее время для умственной нагрузки и вместо уроков лучше дать ребёнку время восстановиться.

<<Форма демодоступа>>

С чем может быть связана частая заболеваемость

В психологии и педиатрии есть термин часто болеющие дети. В некоторых случаях, если ребёнок часто уходит на больничный, ему присваивается диагноз по  МКБ-10 — D84.9, то есть «иммунодефицит неуточнённый». С точки зрения психологии это те дети, которые часто испытывают стресс, а также от природы склонны к его соматизации, то есть проживанию через тело.

Часто болеющие дети эмоционально тревожны, склонны к ожиданию отвержения со стороны матери и уверены в отсутствии помощи с её стороны. Могут сильно цепляться за мать, не отпускать её надолго от себя, а если же всё-таки отпускают, то испытывают сильнейший стресс.

Ещё есть взаимосвязь между частой заболеваемостью ребёнка и типом привязанности к ближайшим взрослым. Таким детям свойственны ненадёжные типы привязанности. Они склонны реже ожидать помощи от родителей. Девочки чаще избегают контакта с матерью, а мальчики, наоборот, склонны больше и чаще цепляться за маму и просить её внимания. 

Если ребёнок часто болеет, это не на 100% гарантирует нарушение привязанности у него.

Как поднять иммунитет ребенку

У человека два типа иммунитета — врождённый и приобретённый. В обоих случаях в организме вырабатываются специфические антитела, которые помогают справляться с болезнью в случае повторного заражения.

  • Врождённый иммунитет обезвреживает любые чужеродные агенты, попавшие в организм, то есть реагирует на конкретную угрозу.
  • Приобретённый иммунитет формируется после перенесённых заболеваний. Для его выработки также необходима своевременная вакцинация по Национальному календарю профилактических прививок.

Работа иммунной системы тесно связана с деятельностью нервной системы. Небольшие стрессы активируют защитную реакцию организма, но сильные и продолжительные всегда приводят к снижению иммунитета.

Чтобы повысить иммунитет у ребёнка, важно внедрить в рутину дополнительные занятия. Они не только дают большую физическую нагрузку, но и формируют социальные навыки. Это особенно важно в подростковом возрасте, с 13 лет, когда общение со сверстниками становится ведущей формой деятельности.

Безусловно, физическая активность и свежий воздух — одни из важных составляющих крепкого иммунитета как у хоумскулера, так и у ученика обычной школы. У тех, кто учится дома, есть даже больше преимуществ. Индивидуальная образовательная траектория хоумскулеров позволяет использовать для обучения наиболее продуктивные часы и оставляет достаточное количество времени на прочие занятия, в том числе и на прогулки на свежем воздухе.

Как понять, что ребёнок готов к занятиям

Иммунитет и физиологические особенности индивидуальны. Поэтому стоит ориентироваться в первую очередь на самочувствие ребёнка, в частности на «оживление» реакций:

  • возвращение адекватных эмоциональных реакций (например, ребёнок смеётся над любимыми мультиками);
  • повышение жизненного тонуса (например, ходит по дому бодро, достаточно времени проводит вне постели);
  • возрастание активности (то есть у ребёнка не проявляются симптомы быстрого утомления, характерные для периода болезни).

Если перечисленные признаки наблюдаются, можно предложить ребёнку сделать домашнее задание. Начать с одного. Здесь важно придерживаться тех же принципов, что и при возвращении к учёбе после каникул: начинать с тех задач, которые наиболее приятны ребёнку. Постепенно увеличивать время занятий и начинать думать о возвращении к добольничному режиму.

<<Перелинковка>>

Советы родителям

С психологической точки зрения снизить частоту заболеваний поможет:

  • Принятие и поддержка ребёнка в кризисных ситуациях. Безусловно и без «а я же говорила».
  • Минимизация стрессовых ситуаций в период обострения заболевания, а в период выздоровления — обучение, как можно справляться с подобными ситуациями, чтобы в дальнейшем они не вызывали такую тревогу, а ребёнок был больше уверен в своих силах.
  • Обеспечение спокойной и предсказуемой ситуации в семье. Если частые болезни происходят из-за нарушения привязанности, для детей будут особенно важны регулярные семейные мероприятия: совместный ужин по пятницам или походы в парк.
  • Если ребёнок ещё мал или не очень понимает, когда он злится или расстроен, задача родителей — проговаривать для него эмоции и предлагать экологично справляться с ними. Существуют разные способы для выражения грусти, злости, обиды и других состояний.
  • Обучение ребёнка экологичности выражения эмоций. Не только выражать, но и говорить о них. Несомненно, пример родителей будет полезен: чаще стоит самим проговаривать чувства, называть причину возникновения эмоций и показывать ребёнку, как можно с ними поступить.
  • Имеющаяся у ребёнка возможность проявлять себя в играх и общении с другими детьми.

Не ругайте ребёнка за то, что он снова заболел, даже если это доставляет определённые неудобства.

Часто болеющие дети порой недополучают внимания со стороны взрослых в обычной жизни, поэтому «любят» болеть — тогда им всё позволяется и прощается. Будьте снисходительными к ребёнку и не держите его в ежовых рукавицах. Тогда пропадёт и одна из привлекательных сторон болезни.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться