Феномен Пиаже: примеры у дошкольников
Жан Пиаже подавал большие надежды в биологии, но однажды увидел закономерные ошибки у маленьких детей. Тогда он провёл сотни экспериментов, сформулировал свою теорию и выделил стадии когнитивного развития.
- 25.11.2024
- Время чтения:5 минут
Анастасия Митрофанова,
методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог
Кто такой Жан Пиаже
Жан Пиаже (1896−1980) — швейцарский психолог и философ. Изучал психологию детей, создал теорию когнитивного развития и открыл Женевскую школу генетической психологии. В 22 года защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете. В это же время увлёкся психоанализом.
После получения степени Пиаже переехал в Париж. Там преподавал в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бине — создатель теста IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты учеников по IQ-тестам и заметил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Точнее, одинаково ошибаются там, где взрослые дают правильные ответы. Так появилась теория о том, что мысли и когнитивные процессы у детей существенно отличаются от когнитивных процессов у взрослых.
В дальнейшем Пиаже сформулировал общую теорию развития: люди, находящиеся в одной стадии развития, проявляют схожие формы познавательных способностей.
<<Форма демодоступа>>
Стадии когнитивного развития по Пиаже
Сенсомоторная стадия (0–2 года) — для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности. То есть ребёнок получает информацию из окружающей среды, это приводит к движению, а движение помогает регулировать, контролировать и корректировать полученную информацию.
Дооперационная стадия (2–7 лет) — чтобы понять окружающую среду, используется символизация. Ребёнок внутри себя формирует план из символов. Например, представляет или рисует градусник в форме карандаша, так как они похожи. Закон сохранения количества понимает раньше закона сохранения вещества.
Стадия конкретных операций (7–11 лет) — символы используются для манипуляций с ними на логическом уровне. Ребёнок понимает закон сохранения вещества и обратимость операций, но не умеет обобщать.
Стадия формальных операций (от 12 лет) — связь с физическими объектами или фактическими событиями не нужна. У подростка развиты конкретное и абстрактное мышление, сформировано умение обобщать.
<<Форма семейного образования>>
Феномен Пиаже
Феномен Пиаже — это психологическое явление у детей дошкольного возраста, при котором они не могут понять принцип сохранения количества или размера объектов. Например, если перед ребёнком положить два карандаша параллельно друг другу, а затем выдвинуть один вперёд, ребёнку будет казаться, что теперь карандаши разного размера. Выдвинутый — длиннее.
Феномен можно объяснить тем, что понимание абстракции возникает у ребёнка ближе к начальной школе. А на несколько лет раньше малыш понимает закон сохранения: если было пять пуговиц, их передвинули, то на столе осталось пять пуговиц.
У ребёнка есть три стадии реакции на сохранение:
- непонимание (4–6 лет) — ответ зависит от расположения и формы;
- промежуточный уровень (7–10 лет) — ребёнок даёт разные ответы в разных ситуациях, даёт правильный ответ, но не может объяснить или меняет ответ в зависимости от контрвнушения;
- понимание (11–13 лет) — ребёнок уверенно даёт правильный ответ и может его объяснить.
Дети, у которых был обнаружен феномен Пиаже, при выборе «больше или меньше», «одинаково или неодинаково» каждый раз ориентируются на разные параметры — количество, длину или габарит.
Опыты (задачи) Пиаже
Тест с водой
Перед ребёнком ставят две одинаковые прозрачные ёмкости с равным количеством воды. Взрослый спрашивает: «В какой стакан налито больше?» Ребёнок отвечает, что количество воды в обеих ёмкостях одинаковое.
Взрослый берёт одну из ёмкостей и выливает из неё воду в третий стакан меньшего диаметра. В этом стакане, поскольку он более вытянутый, уровень воды выше.
Ребёнок полагает, что количество воды теперь неодинаково. Раз в одном из стаканов уровень воды выше — значит, там её больше.
Подписывайтесь на телеграм-канал Домашней школы Фоксфорда — здесь мы каждый день публикуем полезные посты о лайфхаках обучения, тайм-менеджменте, развитии и поддержке школьников, а ещё делимся бесплатными материалами и шпаргалками.
Тест с количеством предметов
Взрослый выкладывает перед ребёнком два ряда предметов, например фишек. В обоих рядах одинаковое количество предметов, расположены они параллельно, длины рядов равны. Взрослый спрашивает: «В каком ряду больше фишек?» Ребёнок отвечает: «Одинаково».
Взрослый удлиняет один из рядов, просто увеличив промежутки между фишками. «А теперь в каком ряду больше фишек?» — спрашивает взрослый. Многие дети сразу же отвечают, что количество фишек изменилось: в длинном ряду их больше.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться