Феномен Пиаже: примеры у дошкольников

Жан Пиаже подавал большие надежды в биологии, но однажды увидел закономерные ошибки у маленьких детей. Тогда он провёл сотни экспериментов, сформулировал свою теорию и выделил стадии когнитивного развития.

Анастасия Митрофанова

методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог

Кто такой Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896−1980) — швейцарский психолог и философ. Изучал психологию детей, создал теорию когнитивного развития и открыл Женевскую школу генетической психологии. В 22 года защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете. В это же время увлёкся психоанализом.

После получения степени Пиаже переехал в Париж. Там преподавал в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бине — создатель теста IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты учеников по IQ-тестам и заметил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Точнее, одинаково ошибаются там, где взрослые дают правильные ответы. Так появилась теория о том, что мысли и когнитивные процессы у детей существенно отличаются от когнитивных процессов у взрослых.

В дальнейшем Пиаже сформулировал общую теорию развития: люди, находящиеся в одной стадии развития, проявляют схожие формы познавательных способностей.

<<Форма демодоступа>>

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Сенсомоторная стадия (0–2 года) — для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности. То есть ребёнок получает информацию из окружающей среды, это приводит к движению, а движение помогает регулировать, контролировать и корректировать полученную информацию.

Дооперационная стадия (2–7 лет) — чтобы понять окружающую среду, используется символизация. Ребёнок внутри себя формирует план из символов. Например, представляет или рисует градусник в форме карандаша, так как они похожи. Закон сохранения количества понимает раньше закона сохранения вещества.

Стадия конкретных операций (7–11 лет) — символы используются для манипуляций с ними на логическом уровне. Ребёнок понимает закон сохранения вещества и обратимость операций, но не умеет обобщать.

Стадия формальных операций (от 12 лет) — связь с физическими объектами или фактическими событиями не нужна. У подростка развиты конкретное и абстрактное мышление, сформировано умение обобщать.

<<Форма семейного образования>>

Феномен Пиаже

Феномен Пиаже — это психологическое явление у детей дошкольного возраста, при котором они не могут понять принцип сохранения количества или размера объектов. Например, если перед ребёнком положить два карандаша параллельно друг другу, а затем выдвинуть один вперёд, ребёнку будет казаться, что теперь карандаши разного размера. Выдвинутый — длиннее.

Феномен можно объяснить тем, что понимание абстракции возникает у ребёнка ближе к начальной школе. А на несколько лет раньше малыш понимает закон сохранения: если было пять пуговиц, их передвинули, то на столе осталось пять пуговиц.

У ребёнка есть три стадии реакции на сохранение:

  • непонимание (4–6 лет) — ответ зависит от расположения и формы;
  • промежуточный уровень (7–10 лет) — ребёнок даёт разные ответы в разных ситуациях, даёт правильный ответ, но не может объяснить или меняет ответ в зависимости от контрвнушения;
  • понимание (11–13 лет) — ребёнок уверенно даёт правильный ответ и может его объяснить.

Дети, у которых был обнаружен феномен Пиаже, при выборе «больше или меньше», «одинаково или неодинаково» каждый раз ориентируются на разные параметры — количество, длину или габарит.

Феномен Пиаже

Опыты (задачи) Пиаже

Тест с водой

Перед ребёнком ставят две одинаковые прозрачные ёмкости с равным количеством воды. Взрослый спрашивает: «В какой стакан налито больше?» Ребёнок отвечает, что количество воды в обеих ёмкостях одинаковое.

Взрослый берёт одну из ёмкостей и выливает из неё воду в третий стакан меньшего диаметра. В этом стакане, поскольку он более вытянутый, уровень воды выше.

Ребёнок полагает, что количество воды теперь неодинаково. Раз в одном из стаканов уровень воды выше — значит, там её больше.

Подписывайтесь на телеграм-канал Домашней школы Фоксфорда — здесь мы каждый день публикуем полезные посты о лайфхаках обучения, тайм-менеджменте, развитии и поддержке школьников, а ещё делимся бесплатными материалами и шпаргалками.

Тест с количеством предметов 

Взрослый выкладывает перед ребёнком два ряда предметов, например фишек. В обоих рядах одинаковое количество предметов, расположены они параллельно, длины рядов равны. Взрослый спрашивает: «В каком ряду больше фишек?» Ребёнок отвечает: «Одинаково».

Взрослый удлиняет один из рядов, просто увеличив промежутки между фишками. «А теперь в каком ряду больше фишек?» — спрашивает взрослый. Многие дети сразу же отвечают, что количество фишек изменилось: в длинном ряду их больше.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован