Промокод скопирован

Феномен Пиаже: примеры у дошкольников

25.11.2024
5 минут
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:
В этой статье

Жан Пиаже подавал большие надежды в биологии, но однажды увидел закономерные ошибки у маленьких детей. Тогда он провёл сотни экспериментов, сформулировал свою теорию и выделил стадии когнитивного развития. Вместе с психологом Анастасией Митрофановой разбираемся, как работает феномен Пиаже у дошкольников.

Эта статья написана совместно с экспертами
Анастасия Митрофанова
Методист по софт-скилам в Фоксфорде, психолог. Окончила специалитет ОГУ им. Тургенева и магистратуру РГПУ им. Герцена по психологии

Кто такой Жан Пиаже

Жан Пиаже (1896−1980) — швейцарский психолог и философ. Изучал психологию детей, создал теорию когнитивного развития и открыл Женевскую школу генетической психологии. В 22 года защитил диссертацию по естественным наукам и получил степень доктора философии в Невшательском университете. В это же время увлёкся психоанализом.

После получения степени Пиаже переехал в Париж. Там преподавал в школе для мальчиков, директором которой был Альфред Бине — создатель теста IQ. Пиаже помогал обрабатывать результаты учеников по IQ-тестам и заметил, что маленькие дети часто дают неправильные ответы на некоторые вопросы. Точнее, одинаково ошибаются там, где взрослые дают правильные ответы. Так появилась теория о том, что мысли и когнитивные процессы у детей существенно отличаются от когнитивных процессов у взрослых. Жан Пиаже подробно изучил возрастные изменения в мышлении ребёнка.

В дальнейшем Пиаже сформулировал теорию развития мышления ребёнка: дети, находящиеся в одной стадии развития, проявляют схожие формы познавательных способностей.

<<Форма демодоступа>>

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Сенсомоторная стадия (0–2 года) — для изучения окружающей среды используются сенсорные и моторные возможности. То есть ребёнок получает информацию из окружающей среды, это приводит к движению, а движение помогает регулировать, контролировать и корректировать полученную информацию.

Дооперационная стадия (2–7 лет) — чтобы понять окружающую среду, используется символизация. Ребёнок внутри себя формирует план из символов. Например, представляет или рисует градусник в форме карандаша, так как они похожи. Закон сохранения количества понимает раньше закона сохранения вещества.

Стадия конкретных операций (7–11 лет) — символы используются для манипуляций с ними на логическом уровне. Ребёнок понимает закон сохранения вещества и обратимость операций, но не умеет обобщать.

Стадия формальных операций (от 12 лет) — связь с физическими объектами или фактическими событиями не нужна. У подростка развиты конкретное и абстрактное мышление, сформировано умение обобщать.

<<Форма семейного образования>>

Феномен Пиаже

Феномен Пиаже — это психологическое явление у детей дошкольного возраста, при котором они не могут понять принцип сохранения количества или размера объектов. Например, если перед ребёнком положить два карандаша параллельно друг другу, а затем выдвинуть один вперёд, ребёнку будет казаться, что теперь карандаши разного размера. Выдвинутый — длиннее.

Феномен можно объяснить тем, что понимание абстракции возникает у ребёнка ближе к начальной школе. А на несколько лет раньше малыш понимает закон сохранения: если было пять пуговиц, их передвинули, то на столе осталось пять пуговиц.

У ребёнка есть три стадии реакции на сохранение:

  • непонимание (4–6 лет) — ответ зависит от расположения и формы;
  • промежуточный уровень (7–10 лет) — ребёнок даёт разные ответы в разных ситуациях, даёт правильный ответ, но не может объяснить или меняет ответ в зависимости от контрвнушения;
  • понимание (11–13 лет) — ребёнок уверенно даёт правильный ответ и может его объяснить.

Дети, у которых был обнаружен феномен Пиаже, при выборе «больше или меньше», «одинаково или неодинаково» каждый раз ориентируются на разные параметры — количество, длину или габарит.

Феномен Пиаже

Опыты (задачи) Пиаже

Тест с водой

Перед ребёнком ставят две одинаковые прозрачные ёмкости с равным количеством воды. Взрослый спрашивает: «В какой стакан налито больше?» Ребёнок отвечает, что количество воды в обеих ёмкостях одинаковое.

Взрослый берёт одну из ёмкостей и выливает из неё воду в третий стакан меньшего диаметра. В этом стакане, поскольку он более вытянутый, уровень воды выше.

Ребёнок полагает, что количество воды теперь неодинаково. Раз в одном из стаканов уровень воды выше — значит, там её больше.

Подписывайтесь на телеграм-канал Домашней школы Фоксфорда — здесь мы каждый день публикуем полезные посты о лайфхаках обучения, тайм-менеджменте, развитии и поддержке школьников, а ещё делимся бесплатными материалами и шпаргалками.

Тест с количеством предметов 

Взрослый выкладывает перед ребёнком два ряда предметов, например фишек. В обоих рядах одинаковое количество предметов, расположены они параллельно, длины рядов равны. Взрослый спрашивает: «В каком ряду больше фишек?» Ребёнок отвечает: «Одинаково».

Взрослый удлиняет один из рядов, просто увеличив промежутки между фишками. «А теперь в каком ряду больше фишек?» — спрашивает взрослый. Многие дети сразу же отвечают, что количество фишек изменилось: в длинном ряду их больше.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей