Педагогическая концепция Песталоцци

Иоганн Песталоцци — основоположник развивающего и созидатель народного образования. Практически всю жизнь прожил в бедности, но оставался верен своим мечтам и убеждениям. Рассказываем о его педагогических принципах и основных трудах.

Биография Иоганна Генриха Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746−1827) — педагог-гуманист родом из Швейцарии, последователь Жан-Жака Руссо. Он одним из первых сформулировал основы развивающего обучения. Идеи Песталоцци повлияли на педагогику своего времени, особенно на народное образование. А затем их стали развивать и воплощать реформатор образования Константин Ушинский и создатель понятия «детский сад» Фридрих Фрёбель.

Иоганн родился в небогатой семье врача. Он был вторым из трёх детей. Отец умер, когда Иоганну было пять лет, после чего финансовое положение семьи ухудшилось. Однако мать, Сюзанна Песталоцци, приложила все усилия, чтобы дети получили образование.

Образование

Сначала мальчик учился у своего деда, сельского пастыря. Затем он поступил в городскую школу, где увидел недостатки традиционного образования. Песталоцци мало интересовался учёбой, из-за чего преподаватели практически причислили его к слабоумным.

После школы Иоганн поступил в теологический колледж «Каролинум». Там преподавали сторонники гуманизма и гражданской ответственности. Эти идеи были близки Песталоцци. Он хотел стать священником, чтобы воздействовать на умы и души людей, тем самым преображая нравственный облик социума. Однако не справился с первой же службой. После знакомства с работами французского философа Жан-Жака Руссо решил стать юристом, чтобы способствовать благополучию народа и социальному равенству. Но и с этой сферой не сложилось.

Позже Песталоцци приобрёл неподалёку от Цюриха небольшую усадьбу Нейгоф. Здесь он основал «Учреждение для бедных», чтобы помогать крестьянским детям, которые оставались без внимания взрослых. В приюте он посвящал все свои силы и оставшиеся средства воспитанию и стремился воплотить идею трудовой школы. Песталоцци сам обучал более 50 детей разных возрастов грамоте и арифметике, вёл с ними беседы о природе и человеческой жизни. В период с 1780 по 1798 год Песталоцци создал множество литературных работ, в которых обобщил свой опыт преподавания и закрепил педагогические идеи.

<<Форма демодоступа>>

Педагогические идеи Песталоцци

  • Природосообразность — основополагающий принцип воспитания и обучения. Образование должно соответствовать естественному росту ребёнка и культивировать его врождённые способности. Эту идею Песталоцци перенял у Жан-Жака Руссо.
  • Главная цель образования — умственно, физически и нравственно развитая личность. В физическое развитие Песталоцци включал гимнастику, активные игры и занятия, развивающие органы чувств, — рисование, пение и игру на музыкальных инструментах. Он считал, что человека от животного отличают три силы — ума, руки и сердца.
  • Цель обучения — развивать логическое мышление. Важно не дать готовые знания, а привлечь внимание учащихся к созерцанию мира и пробудить их сознание.
  • Лучший учитель — мать. Именно она должна научить ребёнка строить осмысленные высказывания, читать и писать, познакомить его с окружающим миром и передать первые практические навыки.
  • Ориентир — трудовое обучение. Важно готовить ребёнка к работе ремесленником или рабочим. При этом выбор профессии должен соответствовать способностям и стремлениям конкретного ребёнка. Обучение труду — это не только механические умения и отработка рутинных действий, но и развитие мышления и нравственное воспитание.
  • Первая ступень мышления — чувственное восприятие. Большое значение Песталоцци придавал наглядности в обучении и считал, что необходимо знакомить детей с объектами и явлениями, поощрять любопытство и внимательность. А ещё важно использовать контекст — связывать новые знания с теми, что уже есть, систематизировать их и составлять цельное представление по теме обучения.
Некоторые идеи об организации обучения актуальны и привычны для нас. Например, совместное обучение мальчиков и девочек, разделение учеников на группы по уровню знания предмета, а также взаимное обучение. А в XVIII веке Песталоцци считался новатором, когда вводил их в систему образования.

<<Форма семейного образования>>

Основные труды Песталоцци

«Лингард и Гертруда» 

В произведении автор развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни через разумные методы ведения хозяйства и правильное воспитание детей.

«Письмо к другу о пребывании в Станце» 

В 1798 году правительство предложило Песталоцци организовать в Станце приют для сирот. Период работы там был одним из самых сложных в жизни педагога.

В произведении Песталоцци рассказывает, что ему приходилось одному заниматься воспитанием 80 детей, истощённых голодом и болезнями. В приюте практически не было денег, поэтому педагогу приходилось выполнять и другие роли — директора, повара и служителя.

«Как Гертруда учит своих детей»

Сборник из 14 писем Песталоцци, в которых он приводит размышления о педагогической деятельности и обосновывает целесообразность использования его метода. Письма были адресованы цюрихскому книготорговцу и издателю Генриху Гесснеру. Первым названием было «Изложение нового метода воспитания».

«Лебединая песня» 

Последнее произведение Песталоцци, в котором он показал итоги педагогических изысканий своей жизни. Нестандартная подача текста делает его удобным для восприятия. Это произведение было раскритиковано современниками.

Цитаты Песталоцци

  • «Ребёнок — зеркало поступков родителей».
  • «Час рождения ребёнка есть первый час его обучения».
  • «Чувственное восприятие — вот единственный фундамент всякого человеческого познания».
  • «Нравственность заключается в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро».
  • «Не следует стремиться рано сделать из детей взрослых; нужно, чтобы они постепенно развивались в соответствии с тем, какое положение, обстоятельства их ожидают, чтобы они научились нести бремя жизни легко и быть при этом счастливыми».
  • «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить и рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить».
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован