Что такое дуальное обучение и как оно реализовано в России

Активное развитие экономики приводит к необходимости готовить специалистов, которые не только в теории, но и на практике разбираются в своей работе. Именно поэтому дуальное обучение набирает популярность в последние годы. В статье мы разберём понятие дуального обучения и рассмотрим, как оно реализовано на практике.

иконка календаря
16 июня 2025
иконка таймера
5 минут
Поделиться:

Что собой представляет дуальное обучение

Дуальная система обучения — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации на рабочем месте. 

Дуальная модель обучения используется в средне-специальных и высших учебных заведениях, а финансируется совместно коммерческими организациями, которые заинтересованы в профессионалах, и органами государственной власти.

Самой популярной и показавшей лучшие результаты считается немецкая дуальная система образования. В Германии в ней участвуют 25% предприятий. Благодаря дуальной форме обучения студент не только получает диплом о профессиональном образовании, но и проходит длительную оплачиваемую практику на предприятии. После окончания вуза студенты получают гарантированные рабочие места.

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Организация дуального обучения

Чтобы реализовать дуальные процессы обучения на практике, предприятие, которому нужны специалисты, заключает договор с образовательной организацией. Также заключается договор между студентом и работодателем и трёхсторонний договор между студентом, работодателем и образовательной организацией. В договорах прописываются обязанности всех сторон и финансовые условия.

Отбор студентов для практики при дуальном образовании проходит, как правило, на первом курсе (иногда позже) по итогам собеседований или практических заданий. Критерии отбора утверждаются заранее предприятием и образовательной организацией и озвучиваются студентам и их родителям.

Для качественной организации дуального обучения необходимо, чтобы:

  • теоретическая база была привязана к примерам реальной практики и практическим задачам;
  • было обеспечено погружение студентов в профессиональную деятельность в период прохождения практики на производстве;
  • количество времени на освоение теоретических знаний и практических навыков не превышало 40 часов в неделю;
  • процентное соотношение теоретического и практического обучения при дуальной подготовке было таким: 20–25% — теория, 80–75% — практика.

Приоритет дуального обучения заключается в том, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми компетенциями для качественной и успешной работы.

Дуальное обучение в школе в России реализуется за счёт УПК (учебно-производственных комбинатов) и дополнительного образования в колледжах. УПК берут начало в 70-х годах, когда советские школьники на базе таких комбинатов получали дополнительное профессиональное образование. У школьников была возможность выбрать специальность, по которой они хотят получить дополнительное образование, и оценка по ней вносилась в аттестат. 

Сегодня в ряде школ остались УПК, благодаря которым школьники могут освоить дополнительную профессию, а также получить дополнительную профессиональную квалификацию на базе колледжей. Количество занятий и форму дуального обучения школьников определяет образовательная организация.

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Как реализовано дуальное образование в России

Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна ещё в советское время, существовало шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстро адаптироваться.

90-е годы внесли в эту систему коррективы, и на некоторое время взаимодействие организаций и учебных заведений было практически разрушено. Понадобились новые механизмы, которые могли бы наладить взаимосвязь предприятий и образовательных организаций, и с декабря 2013 года на государственном уровне был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». В этом проекте приняли участие 13 регионов России, 150 учебных заведений и 1 100 предприятий. В регионах, которые приняли участие в программе дуального профессионального образования, были созданы коллегиальные органы по управлению проектом.

Реализация проекта прошла успешно, в 2016 году независимый немецкий аудитор провёл оценку его эффективности и отметил положительную динамику развития дуального обучения в России. 

Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте

В процессе реализации программы дуального обучения были разработаны требования к квалификации выпускников, усовершенствованы образовательные программы, обучены педагоги и разработаны необходимые документы. 

Реализации дуального обучения в школе сегодня помогает программа «Профессиональное обучение без границ», благодаря которой школьник может бесплатно получить дополнительное образование и свидетельство о присвоении квалификации, посещая занятия в колледже или специализированных кружках. Список специальностей для получения дополнительной профессиональной квалификации достаточно широк: портной, парикмахер, мастер маникюра, слесарь, водитель, кассир, воспитатель, няня, вожатый, банковский агент, кассир и другие. Зарегистрироваться на обучение школьник может как через свою школу, так и в колледже или кружке, который он выбрал.

Кому подойдёт дуальное обучение

Дуальное обучение — это эффективный, но не универсальный формат образования. Оно идеально подходит определенным категориям студентов, в зависимости от их целей, способностей и жизненных обстоятельств. Давайте разберёмся, кому дуальное обучение действительно пойдёт на пользу:

  1. Тем, кто хочет совмещать обучение и трудовую практику. Если вам важно не только учиться по учебникам, но и сразу применять знания на практике, дуальная система — отличный выбор.
  2. Специалистам прикладных профессий. Инженеры, технологи, IT-специалисты, медики, автомеханики, повара — все эти и многие другие профессии требуют от выпускников уверенного практического навыка.
  3. Тем, кто хочет трудоустроиться сразу после учёбы. Студент не просто учится — он становится частью коллектива, знакомится с рабочими процессами и получает шанс заключить договор о дальнейшем трудоустройстве. Работодатели охотно берут к себе тех, кто уже адаптирован к условиям производства и не нуждается в дополнительной подготовке.
  4. Самостоятельным и ответственным студентам. Дуальное обучение требует высокой организованности и грамотного распределения времени между учёбой и работой.
  5. Тем, кто ценит реальный опыт больше, чем академические знания. Работая «в полях», вы приобретаете опыт, который невозможно получить в аудитории.

Сложности с дуальным обучением могут возникнуть если:

  • у вас гуманитарный профиль обучения, так как большинство программ имеют техническую направленность;
  • вы цените академическую свободу – график жестко связан с работодателем;
  • у вас сложности с тайм-менеджментом и дисциплиной;
  • вы пока не определились с профессией или выбрали широкую специализацию – обучение заточено под конкретное предприятие.

Если вы уже понимаете, кем хотите работать, самостоятельны, готовы к интенсивному графику и хотите сделать упор на практику, то дуальный формат станет отличным вариантом обучения.

Преимущества и недостатки дуального обучения

Плюсы дуального обучения

  1. Практическая направленность. Студенты сразу применяют знания на реальном производстве, а обучение максимально приближено к будущей профессии.
  2. Трудоустройство после выпуска. Компании, участвующие в программе, часто берут студентов на работу.
  3. Финансовая поддержка. Многие предприятия платят стипендии или зарплату за практику.
  4. Современные навыки. Обучение строится на актуальных технологиях и требованиях рынка — студенты работают на реальном оборудовании, а не только в учебных мастерских.
  5. Гибкость программ. Можно адаптировать обучение под потребности конкретной отрасли, чередуя теорию и практику.

Минусы дуального обучения

  1. Ограниченный выбор профессий. Доступно не для всех специальностей (чаще технические, рабочие, ИТ-направления). Гуманитарные и творческие профессии реже участвуют в таких программах.
  2. Зависимость от работодателя. Если предприятие сокращает штат, студент может остаться без места практики.
  3. Высокая нагрузка. Нужно успевать и учиться, и работать.
  4. Качество подготовки зависит от предприятия. Если компания не заинтересована в обучении, практика может быть формальной.
  5. Слабое развитие. В России дуальное обучение пока менее распространено, чем в Германии или Швейцарии.

Резюме

Дуальное обучение — это форма получения образования, которая помогает школьникам получить дополнительную квалификацию, а студентам отработать теоретические навыки на практике. Она выгодна и ученикам, так как позволяет им освоить профессию и получить практические навыки ещё в школе, и работодателям, которые обучают и берут в штат обученных специалистов.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.