Что такое дуальное обучение и как оно реализовано в России
Активное развитие экономики приводит к необходимости готовить специалистов, которые не только в теории, но и на практике разбираются в своей работе. Именно поэтому дуальное обучение набирает популярность в последние годы. В статье мы разберём понятие дуального обучения и рассмотрим, как оно реализовано на практике.
- 1.10.2021
- Время чтения:2 минуты
Что собой представляет дуальное обучение
Дуальная система обучения — это вид обучения, при котором теоретические знания студент получает в образовательном учреждении, а практические навыки — в организации на рабочем месте.
Дуальная модель обучения используется в средне-специальных и высших учебных заведениях, а финансируется совместно коммерческими организациями, которые заинтересованы в профессионалах, и органами государственной власти.
Самой популярной и показавшей лучшие результаты считается немецкая дуальная система образования. В Германии в ней участвуют 25% предприятий. Благодаря дуальной форме обучения студент не только получает диплом о профессиональном образовании, но и проходит длительную оплачиваемую практику на предприятии. После окончания вуза студенты получают гарантированные рабочие места.
Организация дуального обучения
Чтобы реализовать дуальные процессы обучения на практике, предприятие, которому нужны специалисты, заключает договор с образовательной организацией. Также заключается договор между студентом и работодателем и трёхсторонний договор между студентом, работодателем и образовательной организацией. В договорах прописываются обязанности всех сторон и финансовые условия.
Отбор студентов для практики при дуальном образовании проходит, как правило, на первом курсе (иногда позже) по итогам собеседований или практических заданий. Критерии отбора утверждаются заранее предприятием и образовательной организацией и озвучиваются студентам и их родителям.
Для качественной организации дуального обучения необходимо, чтобы:
- теоретическая база была привязана к примерам реальной практики и практическим задачам,
- было обеспечено погружение студентов в профессиональную деятельность в период прохождения практики на производстве,
- количество времени на освоение теоретических знаний и практических навыков не превышало 40 часов в неделю,
- процентное соотношение теоретического и практического обучения при дуальной подготовке было таким: 20-25% — теория, 80-75% — практика.
<<Форма демодоступа>>
Приоритет дуального обучения заключается в том, чтобы выпускник обладал всеми необходимыми компетенциями для качественной и успешной работы.
Дуальное обучение в школе в России реализуется за счёт УПК (учебно-производственных комбинатов) и дополнительного образования в колледжах. УПК берут начало в 70-х годах, когда советские школьники на базе таких комбинатов получали дополнительное профессиональное образование. У школьников была возможность выбрать специальность, по которой они хотят получить дополнительное образование, и оценка по ней вносилась в аттестат. Сегодня в ряде школ остались УПК, благодаря которым школьники могут освоить дополнительную профессию, а также получить дополнительную профессиональную квалификацию на базе колледжей. Количество занятий и форму дуального обучения школьников определяет образовательная организация.
Как реализовано дуальное образование в России
Взаимосвязь предприятий и образовательных организаций была актуальна ещё в советское время, существовало шефство производственных предприятий над организациями в сфере образования, а также система наставничества на производстве, которая помогала молодым специалистам быстро адаптироваться.
90-е годы внесли в эту систему коррективы, и на некоторое время взаимодействие организаций и учебных заведений было практически разрушено. Понадобились новые механизмы, которые могли бы наладить взаимосвязь предприятий и образовательных организаций, и с декабря 2013 года на государственном уровне был запущен проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности на основе дуального образования». В этом проекте приняли участие 13 регионов России, 150 учебных заведений и 1 100 предприятий. В регионах, которые приняли участие в программе дуального профессионального образования, были созданы коллегиальные органы по управлению проектом.
Реализация проекта прошла успешно, в 2016 году независимый немецкий аудитор провёл оценку его эффективности и отметил положительную динамику развития дуального обучения в России.
В процессе реализации программы дуального обучения были разработаны требования к квалификации выпускников, усовершенствованы образовательные программы, обучены педагоги и разработаны необходимые документы.
Реализации дуального обучения в школе сегодня помогает программа «Профессиональное обучение без границ», благодаря которой школьник может бесплатно получить дополнительное образование и свидетельство о присвоении квалификации, посещая занятия в колледже или специализированных кружках. Список специальностей для получения дополнительной профессиональной квалификации достаточно широк: портной, парикмахер, мастер маникюра, слесарь, водитель, кассир, воспитатель, няня, вожатый, банковский агент, кассир и другие. Зарегистрироваться на обучение школьник может как через свою школу, так и в колледже или кружке, который он выбрал.
Дуальное обучение — это форма получения образования, которая помогает школьникам получить дополнительную квалификацию, а студентам отработать теоретические навыки на практике. Она выгодна и ученикам, так как позволяет им освоить профессию и получить практические навыки ещё в школе, и работодателям, которые обучают и берут в штат обученных специалистов.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться