Методика Жохова: плюсы и минусы учёбы без дисциплины

Методику обучения В. И. Жохова активно обсуждают в Сети: реклама обещает поразительные результаты, сторонники не скупятся на восторги, а противники обрушиваются с жестокой критикой. Рассказываем, что такое «Университетские классы».

Основные сведения

Владимир Иванович преподавал более 50 лет — начинал как учитель математики и физики, затем работал методистом и готовил учителей в Московском государственном педагогическом институте. Последние 30 лет он разрабатывал и совершенствовал авторскую методику обучения «Университетские классы» («УниК») — пожалуй, самую оригинальную и неоднозначную из всех современных русских программ. 

Начальная школа по методике Жохова — это учебно-методический комплекс для 1–4-х классов. Кроме обучения основным школьным предметам, система включает упражнения для развития речи и органов чувств, тренировки лёгких и опорно-двигательного аппарата. 

Методика Жохова полностью соответствует нормам ФГОС, хотя техника преподавания по ней сильно отличается от традиционной. Занятия проводятся в игровой форме и предполагают комфортную психологическую обстановку: нет жёсткой дисциплины, а взаимопомощь и самовыражение только приветствуются. 

В первый класс детей берут с пяти лет и трёх месяцев. Согласно исследованиям, в возрасте от пяти до шести лет человек переживает пик развития лобных долей мозга — в это время информация усваивается лучше всего. Приветствуется обучение в разновозрастных группах — от пяти лет и трёх месяцев до семи лет и пяти месяцев, чтобы старшие могли помогать младшим. 

В 2019–2020 годах по системе «УниК» работали более 400 классов в 61 городе России и ближнего зарубежья. Учащиеся стабильно достигают высоких результатов на предметных олимпиадах. Например, в 2017 году в Челябинске 90% победителей городской олимпиады по математике для четвероклассников были «жоховцами».

Принципы методики Жохова

  1. Принцип природосообразности. Дети от природы хотят всё знать. Чтобы сохранить и развить интерес ребёнка, обучение должно учитывать его темперамент, психологический тип личности, врождённые таланты и уровень развития.
  2. Принцип здоровьесбережения. Учёба не должна мешать физическому развитию. Поэтому в жоховских классах никто не запрещает детям вертеться на стуле и даже свободно перемещаться по аудитории. На каждом уроке проводятся полноценные зарядки. Благодаря этому дети меньше болеют и лучше усваивают материал. 

Вот как сформулированы особенности системы «УниК» на её официальном сайте:

Каждый день зарядка для ума и гимнастика для тела.
Каждый урок
хорошая песня и классическая музыка.
Каждая тема
богатый визуальный ряд, особая технология прохождения.
Каждый ребёнок
личность самобытная и яркая.
Каждая личность 
 достойна уважения.
Каждая книга
источник становления нравственной позиции.
Каждый праздник
способ самовыражения.
Каждый рисунок
яркий образный мир ребёнка.
Каждые каникулы и выходные
без обязательных домашних заданий и зубрёжки.

<<Форма демодоступа>>

Как проходит обучение

Материал первого класса дети осваивают к концу сентября. К октябрю первоклассники уже умеют складывать и вычитать числа в пределах сотни, затем проходят работу с дробями. На курсе математики детей учат быстрым способам вычислений, благодаря которым к концу первого класса они могут решить 60 примеров за пять минут. 

Чтение и письмо осваивают к середине учебного года. Таким образом, за один год школьники проходят всю традиционную программу начальной школы. В дальнейшем дети изучают литературу, географию, музыку, астрономию и историю, занимаются творчеством и практикуются в решении изобретательских задач

Конечно, такие результаты подразумевают очень высокий темп работы. Но Владимир Иванович уверен: такая скорость оптимальна для ребёнка в возрасте пяти — семи лет. Уроки выстроены так, чтобы задействовать все виды внимания. И чем интенсивнее учебный процесс, тем меньше у детей шансов заскучать. При этом учитель никого не подгоняет и не заставляет работать: если ребёнку трудно включиться, он может просто следить за процессом и даже заниматься своими делами, пока не втянется. 

Такая свобода стала возможной благодаря нелинейной подаче материала: все темы многократно повторяются и перекликаются. Материал смогут усвоить даже те, кто проболел несколько уроков или не слушал. 

Информация распределена по блокам, объединяющим сразу несколько дисциплин. Например, на уроке чтения дети читают сказку «Колобок», а на уроке математики решают задачи о способах побега Колобка от лесных зверей. 

Уроков рисования и труда в системе не предусмотрено. Но навыки по этим дисциплинам ученики получают на других предметах. Чтобы развить связи между правым (творческим) и левым (аналитическим) полушариями мозга, они поют на математике, рисуют музыку, регулярно переключаются с умственной деятельности на физическую. На каждом занятии выделено время для пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз и энергичной зарядки. 

Все уроки полностью мультимедийные: они проводятся с использованием интерактивной доски и проектора. Каждое занятие расписано по минутам, для каждого создана специальная презентация и подобраны видеоматериалы. Нередко ими служат мультики и познавательные фильмы BBC. 

Вместо чтения по слогам детей учат читать по буквам, а обучение письму проходит без прописей — сначала дети используют маркерные доски, затем — обычные тетради в линейку и клетку. Автор методики исходил из того, что не стоит тратить время на каллиграфию, поскольку почерк всё равно в дальнейшем меняется. Поэтому аккуратность букв не оценивается — каждый пишет так, как ему удобно. 

В жоховских классах вообще нет строгой дисциплины: школьники могут свободно ходить по классу, в любой момент выйти в туалет, подбежать к учителю, чтобы задать вопрос, или выкрикнуть ответ с места. 

Подсказывать не запрещается — это считается не медвежьей услугой, а взаимовыручкой. Обсуждение задач с одноклассниками и ответы хором только приветствуются. Ребят учат здоровому взаимодействию в коллективе: помогать друг другу и принимать помощь, уважать товарищей и радоваться их успехам. 

Работа преимущественно коллективная, но контрольные работы и домашние задания дети выполняют сами. И здесь всё строго: родителям категорически запрещено помогать с домашкой. Нужно только проконтролировать, что школьник сел за уроки. Каждое домашнее задание в системе Жохова — это мультипредметный квест. Ребёнку важно пройти его без посторонней помощи.  

Как попасть в жоховский класс

Классы по системе «УниК» существуют на базе государственных и частных школ. Самый простой способ — найти заведение, в котором открыт набор в такой класс. Правда, присоединить ученика к коллективу, который уже год и больше учится по Жохову, нельзя. 

Другой способ — открыть жоховский класс в выбранной вами школе. Для этого требуется как минимум 25 желающих (для сельских школ — 16). Нужно будет походить по школам, познакомить с программой руководство и учителей. Возможно, у вас получится их убедить. Аргументы изложены на официальном сайте методики. Однако программа стоит немалых для школьного бюджета денег, поэтому, скорее всего, оплатить её придётся родителям. 

Третий вариант — открыть класс самостоятельно в формате семейного класса, то есть объединения детей на семейной форме обучения. Нанять учителя, арендовать помещение, купить программу и оборудование. При этом ребёнку всё равно нужно будет прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы проходить аттестации. 

Критика методики Жохова

Многие работники сферы образования к методике Жохова относятся скептически. Прежде всего потому, что никаких материалов по системе «УниК» в открытом доступе нет. Всю информацию педагогам высылают на съёмном диске и рассказывают на онлайн-семинарах. По условиям сотрудничества публиковать ничего из этого нельзя.

Даже с научными исследованиями, на которых, по утверждениям автора, основана его система, ознакомиться невозможно. Риторика официального сайта и интервью самого Владимира Ивановича тоже вызывают вопросы: и там и там — много эмоций и рекламных заявлений при отсутствии фактов, поддающихся анализу. Например, утверждается, что при обучении по методике Жохова заболеваемость снижается в два-три раза, объём усвоенных знаний и умений значительно увеличивается, дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу.

В Сети много критических статей, где методика Жохова названа профанацией и обманом, но эти нападки также не подкреплены фактами: только сомнения вроде «этого просто не может быть» и предположения, что может пойти не так. Поэтому единственным объективным источником информации о системе «УниК» остаются отзывы родителей, тоже очень эмоциональные и противоречивые.

Чтобы разобраться, где истина, мы собрали основные минусы методики Жохова из родительских отзывов и попросили прокомментировать их нашу сотрудницу, не понаслышке знакомую с этой системой. Тьютор Домашней школы Фоксфорда Анастасия Федякова в течение года преподавала в жоховском классе, где учились двое её детей. 

Отсутствие дисциплины. Многие родители жалуются, что на уроках царит хаос, а дети возвращаются из школы с признаками нервного срыва. И вместо обещанного Жоховым «непреодолимого желания бежать в школу» они боятся туда возвращаться. 

По словам Анастасии, всё зависит от учителя: если он уверен в себе и способен сделать учёбу весёлым и увлекательным занятием, дети забудут про шалости и с удовольствием втянутся в работу.

«Страшно было начинать. Предыдущая учительница отказалась — просто не верила, что дети смогут так интенсивно заниматься. Но ребята довольно быстро освоились. У нас в классе был один ребёнок с аутизмом, ещё один вёл себя довольно агрессивно. Но произошли качественные изменения, и к концу года у них тоже были хорошие результаты. Дети говорят, что это была самая лучшая школа», — рассказывает Анастасия.

<<Форма семейного образования>>

Высокий темп. В комментариях часто встречаются сомнения в эффективности методики: реально ли освоить программу четырёх классов за год и стоит ли вообще это делать? Не сводится ли учёба в таком случае к бессмысленному механическому запоминанию? 

Анастасия утверждает, что нет: жоховская система построена не на зубрёжке, а на приёмах нейролингвистики, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга.

«Месяц-два идёт сонастройка мозга и у ребят, и у учителя под такой формат работы. И я с изумлением наблюдала, как у них запускаются оба полушария. Результаты были потрясающие: к концу первого класса они умножали трёхзначные числа в уме на скорость и получали от этого удовольствие. Ребята стали самостоятельными, научились рефлексировать. Многие раскрыли свои таланты. Мальчик, который меньше всех хотел петь на уроках, в итоге перешёл в хоровую студию и занимается там уже не один год».

Мультимедийность. Смущает, что в жоховской системе нет учебников и весь учебный процесс выстроен вокруг интерактивной доски. Многие задаются вопросом: а какова роль учителя, если весь урок — это видеопрезентация? Ему остаётся просто нажимать на кнопку «Далее»?

«Нет, ты не просто переключаешь слайды — ты постоянно обсуждаешь с детьми всё, что на доске. В начале урока зарядка: учитель делает её вместе с детьми. Кстати, отличное оздоровление для учителя! Песни в рамках урока тоже поём все вместе. Помимо этого учитель должен направлять внимание, отвечать на вопросы, поощрять, поддерживать, запускать командные процессы и следить за выполнением заданий», — объясняет Анастасия. 

Проблемы с адаптацией. Вопрос, которым задаются все родители: легко ли детям будет перестроиться с такого необычного формата учёбы на традиционный? Ведь система Жохова разработана только для начальных классов и логического продолжения у неё в средней и старшей школе нет.

«У моих детей никаких сложностей не возникло. Когда у тебя такой фундамент знаний и навыков работы с информацией, сформирована любовь к обучению, есть азарт к сложным задачам, можно воспринимать любой формат. Правда, ребята, которые потом уходили в обычную школу, жаловались, что им скучно. Моя дочь так и сказала: „Здесь я ничему новому не учусь“. Многие заканчивали классы экстерном. При этом погружались в области, которые им были интересны: историю, биологию, литературу, творчество. Сейчас мои дети учат три языка, очень много читают, ценят знания, играют на фортепиано».

В заключение сформулируем объективные плюсы и минусы методики Жохова.

Плюсы

  • Сильный курс математики. Это отмечают даже противники системы: ученики жоховских классов демонстрируют очень хорошие результаты.
  • Психологический комфорт. Игровая форма обучения и отсутствие муштры. При грамотной работе педагога учиться по Жохову приятно и интересно.
  • Развитие творческих способностей. Обучение в жоховских классах пробуждает у многих детей тягу к рисованию, пению, музицированию и литературному творчеству.
  • Физическое развитие. Ребята не сидят за партами весь урок, а свободно двигаются и делают зарядку.
  • Морально-нравственное воспитание. Учебный процесс построен на взаимоуважении. Ребят учат помогать друг другу, адекватно взаимодействовать с противоположным полом, со старшими и младшими.
  • Регулярная методическая поддержка. Возможность проконсультироваться с автором методики по любым вопросам — большой плюс для педагога.

Минусы

  • Система платная. Чтобы начать учиться по Жохову, родителям придётся купить эксклюзивный методический материал.
  • Высокий темп. Многое зависит от того, насколько учитель сможет задействовать способности ребёнка. И всё же медлительным детям может быть трудно работать с такой интенсивностью.
  • Требуется подготовка. По многочисленным отзывам родителей, без знания азов чтения и письма детям трудно включиться в учебный процесс.  
  • Нет практики чистописания. Многие родители отмечают: дети учатся писать быстро, но коряво. Вопрос решают по-разному: либо учитель проводит дополнительные занятия по каллиграфии, либо родители сами занимаются с детьми.
  • Индивидуальное обучение невозможно. Система предполагает коллективную работу. Методический материал предоставляют только классам численностью от 16 человек.

Резюме

Эффективность методики В. И. Жохова для начальной школы полностью зависит от учителя. Если он верит в то, что делает, верит в способности детей, понимает их нужды и трудности, умеет повести за собой, ученики смогут достигнуть тех самых невероятных результатов. В противном случае учёба может обернуться потерянным временем. Так что к выбору преподавателя нужно относиться очень тщательно. Если вам нравится система, но не нравится учитель, стоит попытаться найти другого.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован