В статье рассказываем о предмете логики, четырёх законах логики, развитии словесно-логического мышления у детей, месте логики в школах СССР и в современной школе.
Понятие логики
Предмет логики
Слово «логика» пришло из греческого языка, его можно перевести как «мысль, понятие, рассуждение».
В толковом словаре Кузнецова найдём такие определения:
- Наука о законах и формах мышления.
- Ход рассуждений, умозаключений.
- Внутренняя закономерность, присущая природе, её явлениям, обществу, его представителям.
В узком смысле логика — это наука о законах и формах мышления, познания мира, способах построения суждений, доказательств и опровержений.
В широком смысле под словом «логика» обычно подразумевают логическое мышление — правильное построение мыслей. Оно отражается в языке (и устном, и письменном) и помогает человеку получать и передавать информацию, учиться и работать, общаться с другими людьми. Обязательные качества логического мышления, которое в конечном счёте приводит к верным выводам и хорошим результатам: определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность. Если кто-то формулирует мысли неясно, путано, противоречит самому себе, о таком человеке говорят: «Его невозможно понять, в его рассуждениях нет логики».
Логика как наука развивалась с древности как часть философии. Родоначальником логики считается Аристотель, родиной — Древняя Греция. Аристотель обобщил и систематизировал в своих сочинениях сведения о принципах и закономерностях человеческого мышления и устройства мира. Традиционное название философских сочинений Аристотеля о логике — «Органон» (в переводе с греческого — «инструмент, метод»). Принято считать, что название принадлежит не самому Аристотелю, а его комментатору и издателю Андронику Родосскому.
<<Форма демодоступа>>
Функции логики
По сути, логика даже не отдельная дисциплина, а совокупность методов, которые могут применяться в разных сферах науки и жизни для получения и структурирования информации. Логика тесно связана не только с математикой, информатикой, лингвистикой, риторикой, но и с гуманитарными и естественными науками. Она полезна всем — от дошкольников до серьёзных учёных.
Основные законы логики
Законы логики — это некие шаблоны, алгоритмы. Они хорошо работают «в вакууме», то есть в идеальных условиях. Их удобно применять в научных исследованиях для доказательства или опровержения тезиса, построения причинно-следственных связей и выводов. А вот в быту они нередко нарушаются. Это не значит, что законы неправильные или не работают, просто в повседневной жизни большое значение имеет контекст. Традиционно выделяют четыре закона логики.
Закон тождества
В рассуждении, споре, дискуссии каждое понятие должно употребляться в одном и том же значении.
Рассуждая о явлении действительности, нужно чётко понимать, о каком именно явлении мы говорим, не подменять один предмет другим, не смешивать разные понятия, не допускать двусмысленности. Важно удостовериться, что слушатели тоже это понимают.
Например, вне контекста фразу «Я распечатал письмо» люди разных поколений могут понять по-разному: один представит конверт, другой — принтер. Важность контекста легко увидеть на примере многозначных слов. В языке большинство слов имеют не одно, а несколько значений. Но мы активно их используем и не путаемся, если все собеседники понимают, о чём идёт речь в конкретном разговоре.
<<Форма семейного образования>>
Закон противоречия (непротиворечия)
Два противоположных высказывания не могут быть оба истинными в одно и то же время в одних и тех же условиях.
Если предмет белый, он не может в то же время при тех же условиях быть чёрным; птица не может одновременно лететь и сидеть на ветке.
Вот яркий пример противоречия из беседы Рудина с Пигасовым в романе Тургенева:
— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?
— Нет — и не существует.
— Это ваше убеждение?
— Да.
— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай.
Все в комнате улыбнулись и переглянулись.
А можно ли по одному и тому же вопросу в разное время и в разных условиях высказывать противоположные мысли? Да, так можно. Возьмём белый лист и раскрасим его чёрной краской. Если, например, сфотографировать лист до и после и подписать фотографии, получим две подписи: «Лист белый» и «Лист чёрный». Или спугнём птицу, которая сидит на ветке, — и вот она уже летит. В этих примерах не будет логического противоречия.
Закон исключённого третьего
Из двух противоречащих суждений всегда одно истинное, другое ложное, а третьего быть не может.
Важно учитывать, что этот закон справедлив именно для противоречащих суждений. Противоречащие суждения — это суждения, одно из которых что-либо утверждает, а другое это же самое отрицает. Например, высказывания «Земля вращается вокруг Солнца» и «Земля не вращается вокруг Солнца» противоречащие, так как одно утверждает, а другое отрицает один и тот же факт. Одно из этих суждений истинное, другое — ложное, и никакого третьего, среднего суждения здесь быть не может. При этом высказывания «Земля вращается вокруг Солнца» и «Земля вращается вокруг своей оси» не противоречащие и оба истинные. В подобных случаях можно придумать два ложных примера или добавить к ним третий. То есть при использовании закона исключённого третьего, как и других законов логики, важно учитывать все нюансы его формулировки.
Закон достаточного основания
Всякая истинная мысль должна быть обоснованной.
Примером обоснования может служить доказательство теоремы, проведение опыта, аргументы в сочинении по литературе или на экзамене по обществознанию. В суевериях и приметах этот закон нарушается, поскольку у них нет логических обоснований.
А некоторые суждения не нуждаются в обосновании. Например, такие: «В этой комнате четыре окна», «На потолке висит люстра», «На столе лежит книга». Их истинность очевидна в прямом смысле: показания органов чувств и есть доказательства. Не требуют обоснования аксиомы. В самом определении аксиомы заложено, что это неоспоримое утверждение, очевидная истина.
<<Форма гибкие навыки>>
Развитие логического мышления у школьников
Зачем развивать логическое мышление
- Логика помогает в учёбе: решать задачи (математика, физика, информатика); учить языки (и русский, и иностранные); замечать закономерности в окружающей среде (биология, география); анализировать отношения между людьми (обществознание, история, литература).
- Логика помогает в жизни: предсказывать на основе анализа, как будут развиваться события, оценивать возможности и ситуацию в целом, выбирать оптимальную стратегию и принимать правильные решения, понимать свои ошибки и не допускать их в будущем.
- Логика помогает в коммуникации: структурировать мысли и выражать их более точно, решать споры и конфликты, доносить информацию чётко и быстро, находить аргументы за и против.
- Логика упрощает и ускоряет процесс познания: учит выявлять причинно-следственные связи, разделять главное и второстепенное, систематизировать информацию, строить планы, расставлять приоритеты и распределять время правильно.
Как развивать логическое мышление
В процессе взросления мозг человека всё время совершенствуется: мы каждый день узнаём новую информацию, осваиваем новые умения. Но правильное мышление можно развивать сознательно. Полезно практиковать логические навыки в повседневной жизни, вводя это в привычку.
Вот несколько рекомендаций по развитию логического мышления у школьника.
- Решайте вместе с ребёнком головоломки, задания на развитие логики, кроссворды, ребусы. Купите или скачайте специальные сборники таких заданий или выполняйте их онлайн на сайтах или в приложениях на смартфоне. Так можно, например, развлечься в поездках или перелётах.
- Играйте в настолки, ассоциации, шахматы. Интересно играть всей семьёй, совмещая полезное с приятным. И даже компьютерные игры вовсе не так вредны, если подойти к процессу с умом. Такие игры требуют глубокого логического анализа и стратегического мышления, развивают умение предвидеть ход соперника.
- Вместе читайте книги, смотрите фильмы, обсуждайте. Пробуйте предположить, как будут развиваться события и что случится в конце. Придумывайте свои варианты продолжения и финала. Предложите сочинить собственную историю.
- Мотивируйте ребёнка участвовать в дебатах, выступать публично. Объясните, что на практике он быстрее научится реагировать на высказывания других людей без подготовки, учитывать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать своё мнение.
- Учите структурировать информацию: выделять главное, отсеивать ненужное, видеть связи. Вместе составляйте планы на день, списки покупок, меню или даже генеалогическое древо вашей семьи.
- Учите мыслить критически: анализировать информацию, проверять источники, разбираться в ситуации. Объясните, что не нужно быть экспертом во всех сферах, важно уметь признавать, что вы чего-то не знаете, не стесняться спрашивать, делиться своим мнением, но не навязывать его.
Логика как предмет в школе
С древности логику считали одной из важнейших научных дисциплин. В средневековой Европе она была ключевым предметом в системе университетского образования. В России устойчивая традиция включать основы логики в учебные программы складывается в Петровскую эпоху, с начала XVIII века. Во второй половине XIX века преподавание логики способствовало взлёту русской научной школы.
В ХХ веке отношение к ней менялось от полной отмены до активного повсеместного внедрения. В начале 1950-х годов логику преподавали во многих советских школах, учителя математики внедряли в свой предмет правила формальной логики. А уже в 1955-м её исключили из школьной программы.
В конце 1980-х годов, в период перестройки Горбачёва, вузы стали вводить курсы логики не только для юристов, которые и раньше её изучали, но и для других специальностей. Логика постепенно вернулась в среднюю школу. Во многих гимназиях, лицеях и колледжах стремились воссоздать классическое образование, считалось престижным преподавать логику как дополнительный предмет для старшеклассников. Были попытки вводить основы логики даже в младших классах.
С тех пор логику так и не ввели в учебный процесс как обязательный предмет, так как в кадровом отношении российские вузы и школы оказались к этому не готовы. Квалифицированных преподавателей логики было недостаточно, да и подготовка их по большей части была слабой.
Сейчас логику преподают как самостоятельный курс или часть курса философии в вузах или как факультатив в школах. Время от времени возникают предложения включить её в школьную программу. Но для этого нужно разработать полноценный курс, обучить преподавателей, продумать систему аттестации, необходимы специалисты, время и деньги.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни