• Главная
  • Блог
  • Дислексия — не препятствие для того, чтобы учиться на пятёрки: история Натальи Изотовой и её дочери Серафимы

Дислексия — не препятствие для того, чтобы учиться на пятёрки: история Натальи Изотовой и её дочери Серафимы

У Серафимы дислексия и дисграфия, но это не мешает ей успешно заниматься и быть счастливой. Серафима — разносторонняя и творческая личность: она любит рисовать, танцевать и путешествовать.

Почему вы выбрали онлайн-обучение в «Фоксфорде»?

Когда Сима была в пятом классе, я увидела, что она выгорает в общеобразовательной школе. Снижать планку успеваемости она не хотела. Учёба занимала всё её время. Досуга не было абсолютно. Это было ненормально, поэтому я начала искать альтернативу школьному обучению. Подстегнула меня дистанционка в школах с весны 2020-го. 

На очной форме мне приходилось разбирать с дочкой отдельные темы, но из-за пандемии я стала делать это по всем предметам. Оказалось, что самостоятельно учиться легче и быстрее. Уроки без дисциплинарных проблем и отвлечений давались ей лучше. Тогда мы уже знали про «Фоксфорд». Серафима смотрела курс по истории с Еленой Валерьевной Дорджиевой. Это было как исторический сериал. Качество преподавания мы смогли оценить, когда во время всеобщей самоизоляции «Фоксфорд» дал доступ к лекциям всем. 

Первоначально у нас была идея купить несколько курсов за шестой класс, а с остальными разбираться самостоятельно, получая итоговые оценки в своей школе. Но я нашла информацию об «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» и о возможности аттестации в школах-партнёрах. На этом варианте мы и решили остановиться.

Какая у Серафимы успеваемость?

Успеваемость у дочери всегда была отличная: и в обычной школе, и в «Фоксфорде». Учёба — это не зарабатывание оценок любой ценой, а получение знаний и навыков. Стандартная система образования нарушает равновесие в обучении. Контроля слишком много, отсюда прессинг — многим детям проще сделать вид, что им безразлична учёба, чем быть постоянно в ситуации неуспеха и навёрстывать программу. В общеобразовалке огромный объём домашнего задания, часть которого — переписывание учебника.

Я считаю неправильным контролировать то, чему не научили. В «Фоксфорде» ситуация более сбалансированная: на занятиях даётся много информации. Материал концентрированный. Учителя с учениками прорешивают задания на ХР (experience points), как в игре, — дети любят этот формат. Дочери нравятся учителя, которые сначала объясняют выполнение заданий, а потом дают решать подобное самостоятельно. 

В школе Серафима всегда сомневалась в правильности ответов. Сейчас она увереннее: научилась воспринимать ошибки как стимул разобраться в решении задачи, а не как повод к потере веры в себя. Домашние задания не оцениваются, а считаются тренировкой — это более здоровый подход с точки зрения психологии. Нет стресса из-за самостоятельных работ, тестов и диктантов. 

Сначала дочь стеснялась писать вопросы в учебно-методический отдел, когда не понимала логику правильного ответа. В школе, если ученик задаёт уточняющий вопрос, то он для учителя либо «недалёкий», либо «невнимательный». Так Сима ещё в начальной школе перестала спрашивать. В «Фоксфорде» она обрела право уточнять. 

Серафиме было сложно с иностранными языками: и дислексия давала о себе знать, и уровень занятий был намного выше школьных. Но постепенно дочь втянулась. Хотя периодически и получала за аттестацию четвёрки то по английскому, то по немецкому. Чтобы выровнять иностранный язык, у неё ушёл год. При общении с ребятами, которые учатся в обычной школе, Сима замечает, что почти по всем предметам «Фоксфорд» даёт знания глубже. То, что вызывает трудности у ровесников, ей кажется лёгким. Если рассматривать успеваемость как сумму знаний, то в «Фоксфорде» она у Серафимы повысилась.

Как вы психологически поддерживаете Серафиму и себя?

Я считаю, что быть «другим» или «особенным» не является для человека недостатком. Все люди особенные — нет двух одинаковых. Желание быть как все странное. Зачем быть как все и кто такой этот «все»? Его не существует в природе. Человек очень гибкое существо — в нём есть много компенсаторных механизмов, когда он достигает тех же навыков, но другим способом. 

Нужно понять, что конкретно не так у ребёнка, и объяснить ему самому. Дети сравнивают себя и с ровесниками, и с сиблингами — это влияет на их самооценку. Если есть особенности, то в первую очередь их надо принять родителям. Ребёнок считывает личное отношение, даже если словами оно не выражается. Разочарование и досада будут каждый день его ранить. Малыш может решить, что он «не такой, как все» в значении «плохой». 

Некоторые говорят: «Вот все дети как дети, а ты...» Это большая ошибка. Чтобы ребёнок стремился расти над своим уровнем, он должен знать, что в него верят и ценят его усилия. Нужно хвалить не только за достижения, но и за попытки сделать лучше, чем вчера. Если верить в человека, то он будет стараться оправдать это хорошее мнение о нём. Иначе незачем стараться. 

Дети учатся искать опору в самих себе. Быть идеальным в любой ситуации родитель не обязан, а должен давать реальную обратную связь. Если ребёнок где-то зря тратит время или недорабатывает, об этом тоже нужно сказать. Не «ты лентяй», а как конкретное предложение, что можно улучшить: «Если тебе не хватает времени на подготовку заданий, то можно сократить такие-то непродуктивные действия». 

На семейном обучении важно учить ставить цели, планировать время и составлять списки. «Фоксфорд» уделяет этому внимание. Из обычной же школы выходит ученик, которому в моменте каждый раз говорили, что делать. 

Есть тесты с признаками дислексии. Сима их с моей помощью походила — так она поняла, какие у неё есть отличия и что они есть и у других людей с дислексией. Почему они есть, нам объяснили после прохождения обследования в центре дислексии. Многие известные люди были дислектиками. С мышлением у них было всё в порядке — об этом я тоже говорила Серафиме. Так она поняла, почему ей сложнее заниматься, из-за чего нужно больше тренироваться и почему есть за что себя уважать. 

Немного сложнее было это объяснить другим членам семьи, которые не вникали в эту проблему и с дислексией были незнакомы. Я старалась не драматизировать, и они это приняли спокойно. Старшая дочь немного ворчала, что младшей достаётся больше моего времени и внимания. 

Окружающие должны хотя бы немного понимать особенности дислектика. В школе педагогам было не до этого. Мало кто слышал даже само это слово. Ничего, кроме удивления, это не добавило. Наверное, повлияло и то, что школа была переполнена, а учителя загружены выше нормы. 

<<Форма демодоступа>>

Чем занимается Серафима в свободное время?

Она любит рисовать, а прогресс в любимом деле многое для неё значит. Сима также общается с ребятами, для которых художественные навыки — серьёзное увлечение. Они друг для друга экспертная аудитория. 

Часть свободного времени у неё занимает чтение. Дочь выбирает книги осмысленно. У нас традиция: мы одновременно читаем одну книгу и обсуждаем её. Когда Сима только начинала читать, ей было нелегко: у неё врождённая дислексия. Тогда мы завели тетрадку, читательский дневник, куда я вписывала прочитанное, чтобы зафиксировать достижение. Теперь у дочки уже другая тетрадка, она пишет сама: вносит произведения, имена главных героев, проблемы и главные мысли, понравившиеся цитаты.

Серафима — человек искусства: много времени отдаёт рисованию, но связывать с этим в дальнейшем свою жизнь пока не хочет. Считает, что творчество — хорошее хобби, но плохая работа, так как зависимость от заказчика часто уничтожает удовольствие от процесса. Возможно, она права, а возможно, всё изменится. 

Несколько лет назад она увлеклась историей и танцами, сейчас предпочитает биологию и планирует учиться на психолога. Я приму любой её выбор, но не буду пытаться исполнять её мечту — она должна сделать это сама. Я могу только по мере сил помочь — что-то посоветовать и поддержать, когда это необходимо. Мы растим детей для того, чтобы они могли жить самостоятельно и создавать свою собственную историю.

Какие советы вы можете дать родителям, которые воспитывают ребёнка с дислексией? 

Пройти квалифицированную диагностику дислексии, чтобы убедиться в её наличии и получить соответствующую справку. Это может пригодиться для школы или других официальных учреждений. 

Принять диагноз ребёнка самому. Изменить это уже нельзя — надо с этим жить, из этого исходить и учитывать особенности. Желательно ознакомиться с психологией детей-дислектиков. 

В ситуации каких-то конфликтов со школой всегда вставать на сторону ребёнка. Это ваш ребёнок, и вы должны защищать его интересы. Поверьте сами и донесите до ребёнка: оценки вторичны, просто надо работать и получать знания.

Постараться донести своё знание в приемлемой форме до членов семьи и до самого ребёнка. Вокруг дислектика не надо создавать ажиотаж и ситуацию зверинца: посмотрите, у нас дислектик, чудо природы. Обстановка должна быть спокойной. Это не какая-то болезнь — это вариант нормы. Эти дети могут хорошо учиться, но им нужна поддержка, регулярные тренировки и помогающие технологии: аудиокниги, видео и подкасты по школьной программе. Дислексия — это не обуза для родителей, а возможность стать ближе своему ребёнку.

Научите самоуважению, целеполаганию и тайм-менеджменту. Часто такие дети успешнее печатают на клавиатуре, чем пишут ручкой, — проверьте эту версию. Но совсем переходить на тайпинг нежелательно. Навык письма важен: пишите маленькие диктанты, но регулярно, не жалейте времени. 

Очень важна общая физическая нагрузка. Хорошо всё, что положительно влияет на координацию. Даже просто бросать мяч поочерёдно двумя руками — отличная тренировка. Помогает нейройога по методике Кузнеченковой, но это для младших школьников. Детям постарше могут подойти танцы, обычные занятия йогой или плавание. Много полезных упражнений есть в «Яндекс.Дзен» Татьяны Гогуадзе.

Полезно развивать мелкую моторику, терпение и логику: раскраски, нанизывание, шнуровки, пазлы, лего и другие конструкторы. Настраивайтесь на долгий процесс обучения чтению и письму. Не критикуйте, а поощряйте. Когда кажется, что продвижения нет, это не так. Многие дислектики учатся скачкообразно: они накапливают информацию, внешне не показывая прогресса, потом вдруг выдают достижение. 

Для чтения выбирайте то, что максимально интересно. Сейчас много детских журналов на разные темы. Хорошо использовать детские кроссворды и ребусы. Должно быть какое-то занятие, в котором ребёнок успешен, если он не очень справляется в школе. Желательно сначала давать простые задания, чтобы ребёнок мог заскочить на восходящую спираль мотивации: получается, радуюсь, хочу сделать ещё. На гору есть много путей: лучше пойти более пологим и дойти до вершины, чем пытаться влезть на отвесную стену и потерпеть неудачу. 

Я рекомендую дислектикам брать тариф «Стандарт». Так не будет спешки с конспектированием и решением задач во время вебинара. На вебинарах стараться сделать задания самостоятельно, поставив запись на паузу, а потом проверить свой ответ. Закрепляйте навыки в домашних заданиях и не переживайте по поводу мифической чистоты тетрадей и красоты почерка.

Расскажите о плюсах и минусах онлайн-образования в «Фоксфорде»

Плюсы

Углублённая программа, интересные уроки и удачный формат в виде вебинара с чатом. В «Фоксфорде» золотая середина вовлечённости в процесс обучения — на вебинаре есть возможность сохранять приватность и участвовать в обсуждении в чате по желанию. В первые месяцы Серафима часто говорила: «‎Я как будто сижу на всех уроках на первой парте, и мне никто не мешает». Ей очень нравилось соединение интереса и безопасности.

«Фоксфорд» ответственно подходит к отбору преподавательского состава. Все учителя сильные. Есть возможность через замены найти наиболее подходящего педагога по подаче материала и темпу для конкретного ребёнка.

Школа идёт на контакт с детьми и родителями. Родители в курсе всех событий через рассылки и собрания, где находят ответы на свои вопросы. Есть чаты для детей и родителей по классам и по городам. Сейчас появилась возможность для учеников знакомиться через публикацию анкеты на платформе. Много бесплатных внеурочных мероприятий в вебинарном формате и онлайн-клубы по интересам в Zoom. 

Возможность сдавать аттестацию дистанционно на платформе «Фоксфорда» без лишних затрат времени и нервов. 

Намного приятнее стало работать со службой поддержки: отвечают по существу и помогают решить проблемы, время ответа сократилось. 

Теперь сдавать аттестацию можно в «Фоксфорде» без заключения договора со школами-партнёрами для учеников 1–8-х классов. Жаль, конечно, что выпускные классы пока лишены возможности прикрепления непосредственно к «Фоксфорду». Надеемся, к 11-му классу уже этот вопрос решится. 

Минусы

Платформа не всегда работает корректно. В общих чатах сложно общаться: не знаешь большинство участников, а учителя вынуждены отвечать на множество некорректных вопросов на уроках от ещё не успевших адаптироваться детей.

Разделение на потоки удобно при разных часовых поясах для детей, которые занимаются онлайн. Такое разделение и необходимость выбора только учителей одного потока частично лишают детей возможности заниматься с любимыми педагогами. 

Непрозрачность выбора учителей при выборе потока. Было бы оптимально до выбора потока видеть всех учителей по каждому предмету, чтобы понять альтернативы по возможным заменам. Хотя я понимаю, что новеньким это не совсем подходит, если они не знакомы с учителями.

Хотелось бы больше офлайн-встреч в разных форматах. Многие родители считают, что навыки социализации на семейном обучении развиваются недостаточно. Замечательной возможностью стало бы проведение очных лабораторных работ по химии, физике и биологии.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован