«Школа должна быть про мотивацию, а не про преодоление» — интервью с мамой первоклассника-хоумскулера Оксаной Цышковой
Оксана Цышкова — известный педиатр с более чем десятилетним стажем. Оксана рассказала о том, как опыт старшего сына помог прийти к идее онлайн-образования, почему родители должны принимать активное участие в образовании ребёнка и какова роль физической активности в жизни детей.
- 16.3.2023
- Время чтения:3 минуты
Как ваш личный опыт повлиял на решение отдать ребёнка учиться онлайн с первого класса?
Я училась в деревенской школе и была отличницей. В девятом классе захотела сменить окружение и узнавать больше, чем было заложено в программе. Половину десятого класса отучилась там же, затем поставила родителям ультиматум: либо вы отдаёте меня в серьёзное заведение, либо в школу я ходить не буду.
Они уступили, и оставшиеся полгода я посвятила подготовке, чтобы вновь поступить в десятый класс, но уже в лицей. С 16 лет я жила самостоятельно и училась в естественно-научном классе. Нагрузка была тяжёлой: преподаватели были первоклассными специалистами и каждый ученик хотел достичь вершин. Кстати, там я и познакомилась со своим мужем.
Из собственного опыта школьных лет я вынесла важный урок: преподаватели и одноклассники играют существенную роль в образовании и формировании личности — и экспериментировать с форматами обучения полезно!
Моему старшему сыну 21 год, девять лет он учился в обычной школе. Когда ему требовалась моя помощь, я открывала учебник и задавалась вопросом: как тут вообще можно что-нибудь понять? Приходилось искать свои школьные конспекты. В десятом классе он ушёл в частную школу, учился на очно-заочной форме: появилось время для подготовки к ЕГЭ, пропала необходимость в репетиторах. К нему относились с уважением, а его это удивляло и мотивировало. Я поняла, что психологический комфорт и мотивация — рельсы, без которых успешное обучение двигаться не может.
Почему вы выбрали «Фоксфорд»?
Изначально я выбрала школу с системой Эльконина — Давыдова и хотела каждый день привозить и забирать ребёнка из довольно удалённого от дома места.
Потом я изучила онлайн-школы и заметила, что стиль «Фоксфорда» близок моим взглядам на образование: самостоятельность, творчество, гуманность. Сначала я переживала, что в программе не уделяется достаточного внимания чтению. Однако потом поняла, что в школе выстроен принцип мягкого погружения в этот навык.
<<Форма демодоступа>>
Существует довольно популярное мнение: если ребёнок не ходит в школу, у него будут проблемы с социализацией.
Социализация бывает разной. Для меня быть социализированными — значит проявлять индивидуальность в обществе. Для многих под этим словом скрываются такие идеи, как «быть не хуже других», «быть как все». Но такая социализация может поднимать уровень стресса, а это совсем не нужно малышам.
Я думаю, что не следует пытаться запихнуть в детскую голову слишком много: нормы, установленные в обычных школах, не учитывают особенностей детской физиологии. Если переусердствовать, пропадёт интерес — и об успехе можно будет забыть. Школа должна быть про мотивацию, а не про преодоление. Избыточная интеллектуальная нагрузка не даёт детям ничего полезного, зато привносит в жизнь неврозы.
Сейчас Степан буквально бежит на занятия, чтобы пообщаться с одноклассниками и учителями. У них те же самые разговоры, что и в обычной школе — дети так же спорят, перебивают, шутят и смеются. Иногда мы встречаемся вживую: дети гуляют, родители знакомятся. Ребятам очень весело. И видно, что они сближаются.
К слову, о прогулках! Есть и другой распространённый миф: если дети учатся дома, то они весь день сидят у компьютера, практически не выходят на улицу.
В «Фоксфорде» уроки чаще всего заканчиваются к 13 часам, редко — в районе 15. После занятий сын свободен. Мне нравится гибкий формат обучения и возможность посмотреть занятия в записи. Если мы поздно вернулись домой или ребёнок просто хочет поспать, у меня нет необходимости его будить! Такое бывает редко, но он может встать ко второму уроку, а после занятий наверстать упущенное. Иногда я ему помогаю, иногда он справляется сам.
Вопрос о гаджетах довольно важен. Да, ребёнку на онлайн-образовании постоянно приходится с ними взаимодействовать, но обязанность родителей — проследить за качеством этого взаимодействия. Необходимо, чтобы гаджеты в большей степени были средством получения новых знаний, нежели простым развлечением. Компьютеры, планшеты и смартфоны окажутся очень полезными инструментами для ребёнка, если родители за этим проследят.
Существенное время оставшейся части дня занимает физическая активность: секции, прогулки, общение с другими ребятами. Мы разделили времяпрепровождение с сыном между членами семьи: кто-то отводит его на шахматы, кто-то — на площадку. В четыре года он начал заниматься боевыми искусствами, но никакой спорт не сравнится с обычной беготнёй во дворе. Летом мы всей семьёй практически каждые выходные катаемся на велосипедах, зимой — на сноубордах.
Именно родителям важно обеспечивать детям время для физической активности. Нельзя пускать это на самотёк, а потом жаловаться, что ребёнок не гуляет, постоянно сидит у компьютера. Свободная естественная игра на свежем воздухе — залог полноценного физического и психологического созревания, а также лучшая профилактика неврозов.
С какими проблемами вы столкнулись в «Фоксфорде»?
Сначала были проблемы с русским языком: учительница вела себя довольно жёстко и строго — критиковала детей, могла ухмыльнутся, когда ответ её не удовлетворял. Я такого не ожидала. Это единственный случай, когда нам пришлось нанять репетитора.
Но потом произошло нечто удивительное: мы объединились с другими родителями, обратились к тьюторам — и примерно через месяц ситуация резко изменилась! Нам не поменяли педагога, но изменилось её отношение, после чего контакт с детьми установился. Представьте моё удивление: ещё месяц назад были слёзы и жалобы, а сегодня — улыбки и счастье. Русский стал одним из самых любимых предметов.
Какие ещё предметы нравятся Степану?
Английский язык и окружающий мир. С детства он очень любит природу, особенно змей. Уже в два года он начал их рисовать и изучать. Узнавал, где живут разные виды, благодаря чему стал интересоваться географией.
Английский стал изучать с репетитором в четыре года. Сейчас его уровень — примерно A2.
Какие у вас планы на будущее: будете оставаться в «Фоксфорде» или хотите попробовать офлайн-формат?
В наше время очень сложно что-то планировать — даже на день вперёд, не говоря уже о десятилетии. Думаю, что в нынешних обстоятельствах онлайн — самый удобный формат. «Фоксфорд» помогает адаптироваться к прогрессу, и для ребёнка это важно. Сейчас я не планирую отказываться от онлайн-образования.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться