ФГОС третьего поколения: какие есть стандарты
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. Рассмотрим изменения во ФГОС и их значение для школьников и родителей.
- 21.10.2024
- Время чтения:5 минут
Что такое ФГОС
ФГОС — это Федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
Основная задача ФГОС — создание единого образовательного пространства по всей России. Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, например, при переходе на семейное обучение.
ФГОС также делают возможной преемственность образовательных программ. Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в 5-й класс, не владея знаниями и умениями, которым обучают в начальной школе.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под это требование подпадают не только государственные, но и частные учебные заведения, ведь все они подчиняются Федеральному закону «Об образовании».
<<Форма демодоступа>>
Какими бывают школьные ФГОС
На каждой ступени образования свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
- ФГОС начального общего образования (1–4-е классы);
- ФГОС основного общего образования (5–9-е классы);
- ФГОС среднего общего образования (10–11-е классы);
- ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
- ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения в зависимости от того, в каких годах их применяли.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались Государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Подробно описывалось содержание предметов: темы, дидактические единицы. Основной целью был не личностный, а предметный результат, поэтому ФГОС быстро устарели.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009-го по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по Федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты — третьего поколения — произошёл в сентябре 2022 года. Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе следует изучать, поэтому образовательные программы разных школ различались, а результаты обучения не были детализированы.
<<Форма семейного образования>>
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
Сделан акцент на развитие гибких навыков — метапредметных и личностных.
Приведён подробный перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Например, уметь доказать что-то, интерпретировать информацию, оперировать понятиями, решать задачи.
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, например сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно.
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами, хотя ранее это допускалось.
Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Резюме
ФГОС важны и педагогам, и школьникам. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы к преподаванию. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны, а педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
Сейчас ФГОС продолжают разрабатывать и совершенствовать, а главными отличиями от предыдущих стандартов станут конкретизация и чёткость.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться