ФГОС третьего поколения: какие есть стандарты
Все учебные заведения ориентируются на образовательные стандарты, которые разрабатывает государство. Рассмотрим изменения во ФГОС и их значение для школьников и родителей.
- 19.9.2023
- Время чтения:5 минут
Что такое ФГОС
ФГОС — это Федеральные государственные образовательные стандарты. Они представляют собой совокупность требований к программам образования.
По ФГОС пишут учебники и методички, определяют, сколько времени уделить тому или иному предмету, решают, как проводить аттестации и какие задания будут на ЕГЭ. Словом, ФГОС — это фундамент образовательного процесса.
<<Перелинковка>>
Их основная задача — создание единого образовательного пространства по всей России. Предполагается, что оно обеспечит комфортные условия обучения для детей при переезде в другой город или, например, при переходе на семейное обучение.
<<Форма демодоступа>>
ФГОС также делают возможной преемственность образовательных программ. Считается, что каждый ученик на предыдущей ступени обучения получает все знания для перехода на следующую. Иначе говоря, нельзя перейти в 5-й класс, не владея знаниями и умениями, которым обучают в начальной школе.
ФГОС должны соблюдать образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под это требование подпадают не только государственные, но и частные учебные заведения, ведь все они подчиняются Федеральному закону «Об образовании».
Какие бывают школьные ФГОС
На каждой ступени образования свои стандарты. Школьникам необходимо руководствоваться следующими документами:
ФГОС начального общего образования (1–4-е классы);
ФГОС основного общего образования (5–9-е классы);
ФГОС среднего общего образования (10–11-е классы);
ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
ФГОС обучающихся с умственной отсталостью.
Три поколения стандартов
ФГОС принято делить на три поколения в зависимости от того, в каких годах они применялись.
Первое поколение ФГОС
Были приняты в 2004 году и назывались Государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Подробно описывалось содержание предметов: темы, дидактические единицы. Из-за того что основной целью был не личностный, а предметный результат, ФГОС быстро устарели.
Второе поколение ФГОС
ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009-го по 2012 год и действовали до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по Федеральным государственным стандартам второго поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.
Третье поколение ФГОС
Переход на новые образовательные стандарты — третьего поколения — произошёл в сентябре 2021 года. Обсуждение новых ФГОС началось ещё весной 2018-го, и с тех пор прорабатывается их грядущее внедрение.
Федеральные государственные образовательные стандарты обновляются примерно раз в 10 лет. Новые ФГОС утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020-го обновились все школьные программы. Окончательный переход на новые ФГОС произошёл в сентябре 2021 года.
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Дело в том, что в предыдущей редакции стандарты включали только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе следует изучать, поэтому образовательные программы разных школ различались, а результаты обучения не были детализированы. ФГОС 2020 года определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине.
«Действующие стандарты недостаточно конкретизированы. Есть, конечно, общие посылы, но содержание отсутствует. Получается, что у нас есть ЕГЭ с конкретными вопросами по результатам, которые не прописаны».
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева
Основные изменения, внесённые в проекты современных ФГОС:
Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения перед учениками и родителями.
Сделан акцент на развитие софт-скилов — метапредметных и личностных.
Приведен подробный перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины. Например, уметь доказать что-то, интерпретировать информацию, оперировать понятиями, решать задачи.
Расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков, например проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности.
Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников, например сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно.
Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новым ФГОС не рекомендовано менять местами, хотя ранее это допускалось.
Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Главное, чтобы ребята не были перегружены. Кроме того, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания, уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Предполагается, что образовательные стандарты третьего поколения улучшат современную образовательную систему и конкретизируют её задачи.
Шахматы в начальной школе
Увеличится количество школ, в которых занятия шахматами станут обязательными для начальных классов по новому стандарту образования. Они заменят третий урок физкультуры. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год, для остальных учеников — 34 часа. Учителя проходят для этого дополнительную подготовку.
Второй иностранный язык
Помимо шахмат, обязательным предметом во многих школах станет второй иностранный — он вводится в рамках реализации новых ФГОС. Сейчас школы решают эту задачу поэтапно. За один день повсеместно ввести второй иностранный не получится.
ЕГЭ по иностранному языку
По новому стандарту образования его планируется включить в перечень обязательных предметов. Экзамен будет разделён на два уровня: базовый и профильный. Скорее всего, обязательным иностранным станет английский — язык международного общения.
Модернизация
В школах 50 регионов России в следующем году планируют открыть более 2000 классов с современной техникой: 3D-принтерами, интерактивными панелями, конструкторами по робототехнике и VR-очками. Планируется, что к 2024 году таких центров в российских школах будет 16 тысяч.
ФГОС-2022
В августе 2022 года во ФГОС третьего поколения внесли правки.
Общие изменения для 1–9 классов:
- Появились основания для деления школьников на группы:
— по успеваемости;
— образовательным потребностям и интересам;
— полу;
— особым общественным и профессиональным целям.
Исключены такие основания, как психическое и физическое здоровье. Предполагается, что такой подход позволит сделать образование более инклюзивным.
- Школа может выдавать и печатные, и электронные учебники и учебные пособия. Раньше нужно было обеспечивать каждого ученика печатными учебниками. Сейчас для начальной школы — только по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению и иностранным языкам. Эти изменения вступили в силу с 28 августа 2022 года. Для основной школы — только по русскому языку, математике, химии, биологии, литературе, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам и информатике. Для других предметов — организация сама решает, электронные будут учебники или печатные. Так обучение становится более удобным для организации, педагогов и школьников.
Основное общее образование — с 5 по 9 класс:
- Введено обязательное изучение основ духовно-нравственной культуры народов России. Содержание и результаты изучения чётко регламентированы методической документацией Минпросвещения. У родителей и учеников больше нет возможности выбирать курсы в рамках этой области. Изучение предмета вводится поэтапно, начиная с 2023/24 учебного года.
Среднее общее образование — с 10 по 11 класс:
- В рамках личностных результатов внимание уделяется развитию личности на основе духовно-нравственных ценностей народов России, воспитанию патриотизма, в том числе идейной убеждённости, готовности к служению и защите Отечества. Ранее личностные результаты были сформулированы обобщённо.
- В последних изменениях ФГОС появились и метапредметные результаты, которые связаны с овладением навыками:
— логики, исследовательской деятельности, работы с информацией;
— коммуникации — общения детей, их совместной деятельности;
— самоорганизации, самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других людей. Ранее во ФГОС навыки этой группы не учитывались.
- Предметные результаты максимально конкретизированы — теперь есть чёткие содержательные и количественные параметры результатов для каждого предмета. Например, указаны конкретные литературные произведения, источники, теории, формулы, грамматические конструкции, виды деятельности и навыки, которые должны осваивать школьники на том или ином занятии.
- Исключён допуск к прохождению ГИА по завершении изучения отдельных учебных предметов после 10-го класса.
- Учебный план формируется за счёт введения профильных предметов. В учебный план профиля должны входить не менее 13 учебных предметов: русский язык, литература, математика, иностранный язык, информатика, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности. При этом как минимум два предмета из этого списка, относящиеся к соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области, должны изучаться на углублённом уровне. Всего профилей пять: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.
ФГОС-2023
С 1 сентября 2023 года во ФГОС третьего поколения внесли ещё несколько изменений.
- В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.
- В старшей школе изменили объём учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объём сократили на 74 часа. Теперь максимальный объём аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.
- Изменился подход к формированию учебных планов. До изменений в учебный план профиля включали не менее одного учебного предмета из каждой предметной области. Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углублённо.
- В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Обзор и детали всех изменений есть в документе.
Резюме
ФГОС важны и педагогам, и школьникам. На государственных стандартах строится весь учебный процесс. Они помогают обеспечивать единство образования на территории России: выдвигают требования к содержанию программ, условиям реализации и ожидаемым результатам учеников.
Стандарты нового поколения унифицируют темы и подходы к преподаванию. Благодаря этому школьник сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении каждого региона страны, а педагог может быть уверен, что его учебная программа подойдёт даже для ученика, который только перешёл из другой школы.
Сейчас ФГОС продолжают разрабатывать и совершенствовать, а главными отличиями от предыдущих стандартов станут конкретизация и чёткость.
Помимо реализации новых ФГОС, образовательную систему ждут и другие обновления. Так, в некоторых школах введут урок игры в шахматы. Классы будут оборудованы новейшей техникой. Постепенно вводится второй иностранный язык.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться