Индивидуальный подход и регулярные пересказы. Как преподавала Шарлотта Мейсон

Сегодня практически каждый специалист, связанный с домашним образованием, работает по принципам британского педагога Шарлотты Мейсон. Она считала, что детям не стоит читать упрощённые версии произведений, и часто просила дошкольников пересказывать прочитанное и писать диктанты. Самым важным правилом для неё было уважение к ребёнку. В новом материале разбираемся, как преподавала Шарлотта Мейсон

Изучаем правила преподавания Шарлотты Мейсон

  • 31
    .
    12
    .
    2021
  • Время чтения:

    2 минуты

Кто такая Шарлотта Мейсон

Шарлотта Мейсон родилась 1 января 1842 года в Уэльсе. В 18 лет поступила в педагогический колледж. На момент начала работы Шарлотты Мейсон дошкольное образование только начинало формироваться. Дети постарше учились в свободное от работы время. С 1861 года Шарлотта начала преподавать в заведении дошкольного образования, а впоследствии стала учительницей в средней школе для девочек. Затем она читала лекции о домашнем образовании в педагогическом колледже. Некоторые из них были опубликованы.

Шарлотта считала, что главное в образовании — видеть в детях личностей и уважать их интересы. К этому она всегда призывала учеников. Одна из слушательниц лекций Шарлотты создала Национальный образовательный союз родителей. Эти мамы и папы хотели обучать детей по методу Мейсон. В 1891 году Шарлотта открыла школу для гувернанток и педагогов, а через год — и для родителей, которые хотели сами обучать детей. В школе она приучала будущих учителей к тем принципам педагогики, которые выработала сама.

<<Форма демодоступа>>

Методы Шарлотты Мейсон

Принцип образования Шарлотты Мейсон основывался на разностороннем обучении и отказе от принуждения к обучению. Она старалась делать программу для детей разнообразной, включать разные виды деятельности. Шарлотта также считала, что любой образовательный процесс основывается на уважении к детям.

  • «Живые» произведения. Шарлотта считала, что детям полезнее читать оригиналы произведений, а не адаптированные, упрощённые версии. Это правило распространялось не только на литературу, но и на живопись и музыку. Дети, утверждала Мейсон, должны изучать настоящие полотна и по возможности посещать настоящие музыкальные концерты, чтобы научиться воспринимать искусство и получать эмоциональный опыт.
  • Пересказы. Мейсон они казались одним из самых удобных форматов для работы с новой информацией. Формат пересказа не так важен. Его можно сделать письменно, устно или даже в формате рисунка. В любом случае пересказ собственными словами помогает детям быть более внимательными и упорядочивать знания. Учителю важно выслушать ребёнка, не перебивать его пересказ и не пытаться убедить в том, что в прочитанном фрагменте есть гораздо более важные детали. 
  • Воспитание полезных привычек. Шарлотта Мейсон считала, что педагогам и родителям важно не заставлять детей делать что-либо против их желания, а помогать им направлять собственные ресурсы и энергию на развитие положительных качеств: аккуратности, внимания, честности, доброты.
  • Равномерное воспитание. Мейсон в своих работах неоднократно подчёркивала, что уроки не должны быть слишком длинными. Детям желательно заниматься не больше 15–20 минут, а затем переключать внимание на другие занятия, чтобы уроки не вызвали скуку и апатию.  
  • Регулярные диктанты. Наряду с пересказами они казались Мейсон важной практикой для развития речи и мышления. 
  • Разнообразные занятия. Дети Мейсон занимаются не только уроками. Для полноценного, разностороннего развития им важно и изучать иностранные языки, и учиться красиво писать, и заниматься рукоделием. 
  • Обязательные уроки на природе. Шарлотта Мейсон как минимум один раз в неделю проводила уроки на улице и ежедневно ходила с детьми на прогулки. Вместе с ней ученики рисовали животных и растения, обсуждали увиденное, проводили собственные исследования.
  • Равномерная нагрузка. Шарлотта Мейсон была убеждена, что детям необходимо правильно распределять силы, чтобы узнать как можно больше. Она учила всех педагогов следить за усталостью детей и давать им полноценный отдых. 

Во время прогулок, например, не стоит спрашивать у ребёнка, с какой скоростью дует ветер или в каких ещё странах живут лисы. Если ребёнок настроен на наслаждение пейзажем и отдых, следует отнестись к этому с уважением. Нельзя перегружать детей бесконечными фактами — так они станут уставшими и апатичными.

  • Благоприятная атмосфера для учёбы. Шарлотта верила: чтобы дети продуктивно учились, необходимо создать атмосферу любви и принятия. Ребёнок и педагог, настроенные положительно и дружелюбно, смогут добиться бóльших результатов при обучении.

Наследие Шарлотты Мейсон

Сегодня правила обучения Мейсон могут показаться очевидными, но для своего времени они были новаторскими. Благодаря ей семейное обучение стало популярнее, родители впервые увидели плюсы такого формата: индивидуальный подход и независимое расписание. Многие современные системы домашнего обучения пользуются методами Шарлотты Мейсон. Некоторые школы опираются именно на её научные труды. Ученики «Фоксфорда» также могут обнаружить принципы Шарлотты Мейсон в учёбе. В первую очередь — индивидуальный подход и отказ от принуждения к обучению, уважение к личности каждого студента.

Иллюстрация: HoangPts / Dribbble
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Первое письмо скоро будет у вас на почте
Упс :( Что-то пошло не так. Попробуйте позвонить нам по телефону +7 (800) 500-17-81 либо написать на почту externat@foxford.ru.

Реальный опыт семейного обучения

No items found.

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться