Промокод скопирован

Описание основ и принципов воспитания и обучения детей по методике Шарлотты Мейсон, основательницы движения хоумскулинга в ХIХ веке. В чём новшество и популярность метода домашнего обучения?

Индивидуальный подход и регулярные пересказы: как преподавала Шарлотта Мейсон

Text Link
как учиться
#как учиться
7.10.2024
5 минут
Автор статьи:
Поделиться:
В этой статье

Шарлотта Мейсон считала, что детям не стоит читать упрощённые версии произведений, а ещё часто просила дошкольников пересказывать прочитанное и писать диктанты. Самым важным правилом для неё было уважение к ребёнку. В статье разбираемся, как преподавала Шарлотта Мейсон.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Кто такая Шарлотта Мейсон

Шарлотта Мейсон родилась 1 января 1842 года в Уэльсе. В 18 лет поступила в педагогический колледж. На момент начала работы Шарлотты Мейсон дошкольное образование только начинало формироваться. Дети постарше учились в свободное от работы время. С 1861 года Шарлотта начала преподавать в заведении дошкольного образования, а впоследствии стала учительницей в средней школе для девочек. Затем она читала лекции о домашнем образовании в педагогическом колледже. Некоторые из них были опубликованы.

Шарлотта считала, что главное в образовании — видеть в детях личностей и уважать их интересы. К этому она всегда призывала учеников. Одна из слушательниц лекций Шарлотты создала Национальный образовательный союз родителей. Эти мамы и папы хотели обучать детей по методу Мейсон. В 1891 году Шарлотта открыла школу для гувернанток и педагогов, а через год — и для родителей, которые хотели сами обучать детей. В школе она приучала будущих учителей к тем принципам педагогики, которые выработала сама.

<<Форма демодоступа>>

Методы Шарлотты Мейсон

Метод Шарлотты Мейсон в начальной школе основывался на разностороннем обучении и отказе от принуждения к обучению. Она старалась делать программу для детей разнообразной, включать разные виды деятельности. Шарлотта также считала, что любой образовательный процесс основывается на уважении к детям.

  • «Живые» произведения. Шарлотта считала, что детям полезнее читать оригиналы произведений, а не адаптированные, упрощённые версии. Это правило распространялось не только на литературу, но и на живопись и музыку. Дети, утверждала Мейсон, должны изучать настоящие полотна и по возможности посещать настоящие музыкальные концерты, чтобы научиться воспринимать искусство и получать эмоциональный опыт.
  • Пересказы. Мейсон они казались одним из самых удобных форматов для работы с новой информацией. Формат пересказа не так важен. Его можно сделать письменно, устно или даже в формате рисунка. В любом случае пересказ собственными словами помогает детям быть более внимательными и упорядочивать знания. Учителю важно выслушать ребёнка, не перебивать его пересказ и не пытаться убедить в том, что в прочитанном фрагменте есть гораздо более важные детали. 
  • Воспитание полезных привычек. Шарлотта Мейсон считала, что педагогам и родителям важно не заставлять детей делать что-либо против их желания, а помогать им направлять собственные ресурсы и энергию на развитие положительных качеств: аккуратности, внимания, честности, доброты.

<<Форма семейного образования>>

  • Равномерное воспитание. Мейсон в своих работах неоднократно подчёркивала, что уроки не должны быть слишком длинными. Детям желательно заниматься не больше 15–20 минут, а затем переключать внимание на другие занятия, чтобы уроки не вызвали скуку и апатию.  
  • Регулярные диктанты. Наряду с пересказами они казались Мейсон важной практикой для развития речи и мышления. 
  • Разнообразные занятия. Дети Мейсон занимаются не только уроками. Для полноценного, разностороннего развития им важно и изучать иностранные языки, и учиться красиво писать, и заниматься рукоделием. 
  • Обязательные уроки на природе. Шарлотта Мейсон как минимум один раз в неделю проводила уроки на улице и ежедневно ходила с детьми на прогулки. Вместе с ней ученики рисовали животных и растения, обсуждали увиденное, проводили собственные исследования.
  • Равномерная нагрузка. Шарлотта Мейсон была убеждена, что детям необходимо правильно распределять силы, чтобы узнать как можно больше. Она учила всех педагогов следить за усталостью детей и давать им полноценный отдых. Во время прогулок, например, не стоит спрашивать у ребёнка, с какой скоростью дует ветер или в каких ещё странах живут лисы. Если ребёнок настроен на наслаждение пейзажем и отдых, следует отнестись к этому с уважением. Нельзя перегружать детей бесконечными фактами — так они станут уставшими и апатичными.
  • Благоприятная атмосфера для учёбы. Шарлотта верила: чтобы дети продуктивно учились, необходимо создать атмосферу любви и принятия. Ребёнок и педагог, настроенные положительно и дружелюбно, смогут добиться бóльших результатов при обучении.

<<Форма методики>>

Наследие Шарлотты Мейсон

Сегодня правила обучения Мейсон могут показаться очевидными, но для своего времени они были новаторскими. Благодаря ей семейное обучение стало популярнее, родители впервые увидели плюсы такого формата: индивидуальный подход и независимое расписание. Многие современные системы домашнего обучения пользуются методами Шарлотты Мейсон. Некоторые школы опираются именно на её научные труды. Ученики Домашней школы Фоксфорда также могут обнаружить принципы Шарлотты Мейсон в учёбе. В первую очередь — индивидуальный подход и отказ от принуждения к обучению, уважение к личности каждого студента.

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей