Шарлотта Мейсон считала, что детям не стоит читать упрощённые версии произведений, а ещё часто просила дошкольников пересказывать прочитанное и писать диктанты. Самым важным правилом для неё было уважение к ребёнку. В статье разбираемся, как преподавала Шарлотта Мейсон.
Кто такая Шарлотта Мейсон
Шарлотта Мейсон родилась 1 января 1842 года в Уэльсе. В 18 лет поступила в педагогический колледж. На момент начала работы Шарлотты Мейсон дошкольное образование только начинало формироваться. Дети постарше учились в свободное от работы время. С 1861 года Шарлотта начала преподавать в заведении дошкольного образования, а впоследствии стала учительницей в средней школе для девочек. Затем она читала лекции о домашнем образовании в педагогическом колледже. Некоторые из них были опубликованы.
Шарлотта считала, что главное в образовании — видеть в детях личностей и уважать их интересы. К этому она всегда призывала учеников. Одна из слушательниц лекций Шарлотты создала Национальный образовательный союз родителей. Эти мамы и папы хотели обучать детей по методу Мейсон. В 1891 году Шарлотта открыла школу для гувернанток и педагогов, а через год — и для родителей, которые хотели сами обучать детей. В школе она приучала будущих учителей к тем принципам педагогики, которые выработала сама.
<<Форма демодоступа>>
Методы Шарлотты Мейсон
Метод Шарлотты Мейсон в начальной школе основывался на разностороннем обучении и отказе от принуждения к обучению. Она старалась делать программу для детей разнообразной, включать разные виды деятельности. Шарлотта также считала, что любой образовательный процесс основывается на уважении к детям.
- «Живые» произведения. Шарлотта считала, что детям полезнее читать оригиналы произведений, а не адаптированные, упрощённые версии. Это правило распространялось не только на литературу, но и на живопись и музыку. Дети, утверждала Мейсон, должны изучать настоящие полотна и по возможности посещать настоящие музыкальные концерты, чтобы научиться воспринимать искусство и получать эмоциональный опыт.
- Пересказы. Мейсон они казались одним из самых удобных форматов для работы с новой информацией. Формат пересказа не так важен. Его можно сделать письменно, устно или даже в формате рисунка. В любом случае пересказ собственными словами помогает детям быть более внимательными и упорядочивать знания. Учителю важно выслушать ребёнка, не перебивать его пересказ и не пытаться убедить в том, что в прочитанном фрагменте есть гораздо более важные детали.
- Воспитание полезных привычек. Шарлотта Мейсон считала, что педагогам и родителям важно не заставлять детей делать что-либо против их желания, а помогать им направлять собственные ресурсы и энергию на развитие положительных качеств: аккуратности, внимания, честности, доброты.
<<Форма семейного образования>>
- Равномерное воспитание. Мейсон в своих работах неоднократно подчёркивала, что уроки не должны быть слишком длинными. Детям желательно заниматься не больше 15–20 минут, а затем переключать внимание на другие занятия, чтобы уроки не вызвали скуку и апатию.
- Регулярные диктанты. Наряду с пересказами они казались Мейсон важной практикой для развития речи и мышления.
- Разнообразные занятия. Дети Мейсон занимаются не только уроками. Для полноценного, разностороннего развития им важно и изучать иностранные языки, и учиться красиво писать, и заниматься рукоделием.
- Обязательные уроки на природе. Шарлотта Мейсон как минимум один раз в неделю проводила уроки на улице и ежедневно ходила с детьми на прогулки. Вместе с ней ученики рисовали животных и растения, обсуждали увиденное, проводили собственные исследования.
- Равномерная нагрузка. Шарлотта Мейсон была убеждена, что детям необходимо правильно распределять силы, чтобы узнать как можно больше. Она учила всех педагогов следить за усталостью детей и давать им полноценный отдых. Во время прогулок, например, не стоит спрашивать у ребёнка, с какой скоростью дует ветер или в каких ещё странах живут лисы. Если ребёнок настроен на наслаждение пейзажем и отдых, следует отнестись к этому с уважением. Нельзя перегружать детей бесконечными фактами — так они станут уставшими и апатичными.
- Благоприятная атмосфера для учёбы. Шарлотта верила: чтобы дети продуктивно учились, необходимо создать атмосферу любви и принятия. Ребёнок и педагог, настроенные положительно и дружелюбно, смогут добиться бóльших результатов при обучении.
<<Форма методики>>
Наследие Шарлотты Мейсон
Сегодня правила обучения Мейсон могут показаться очевидными, но для своего времени они были новаторскими. Благодаря ей семейное обучение стало популярнее, родители впервые увидели плюсы такого формата: индивидуальный подход и независимое расписание. Многие современные системы домашнего обучения пользуются методами Шарлотты Мейсон. Некоторые школы опираются именно на её научные труды. Ученики Домашней школы Фоксфорда также могут обнаружить принципы Шарлотты Мейсон в учёбе. В первую очередь — индивидуальный подход и отказ от принуждения к обучению, уважение к личности каждого студента.


Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни