Что такое восприятие
Восприятие — процесс формирования образа предмета или явления. Это одна из высших психических функций наравне с памятью, мышлением, речью, вниманием и воображением.
Особенности восприятия
К особенностям восприятия относятся:
- целостность — формирование полноценного образа;
- структурность — понимание общей системы. Например, когда мы слушаем музыку, мы не улавливаем отдельные ноты, а слышим полноценную мелодию;
- константность — свойства относительно постоянные;
- предметность — соотнесение знаний во внешнем мире;
- осмысление — понимание, что за объект перед нами;
- апперцепция — элементы становятся ясными и отчётливыми.
Виды восприятий
Восприятие можно поделить на два больших вида:
- Преднамеренное, то есть с поставленной целью. Например, перед ребёнком лежит книга и её нужно понять с помощью органов чувств — увидеть, потрогать, понюхать.
- Непреднамеренное, то есть фоновое, восприятие. Например, книга лежит на столе, вокруг неё разбросаны карандаши, в углу — стопка тетрадей и рядом лежит телефон.
Типы восприятия информации у детей
Теорию о каналах восприятия придумал школьный инспектор из Новой Зеландии Нил Флеминг. Именно он установил, что человек познаёт мир с помощью пяти чувств, которые становятся способами восприятия информации:
- визуальным,
- звуковым,
- тактильным,
- вкусовым,
- обонятельным.
В целом можно выделить три типа восприятия: аудиал, визуал и кинестетик. Не так давно стали выделять четвёртый — дискрет, то есть восприятие через логическое мышление.
Аудиал
Канал восприятия: уши.
В развитии аудиалов важную роль играет общение. Чаще всего такие дети любят заниматься в малых группах, чтобы каждому досталось внимание учителя. Часто аудиалов называют надоедливыми, потому что они в деталях рассказывают, как прошёл день, чем занимались, что узнали, а решая задачу, вслух проговаривают условия и размышления.
Аудиалы могут проговаривать вслух последовательность своих действий.
Правила обучения детей-аудиалов:
- для игр и учёбы подойдёт тихое пространство, где можно сосредоточиться;
- не стоит настаивать на чтении, если ребёнок с радостью слушает истории из уст родителей;
- аудиосказки и музыка — лучшие друзья;
- родителям нужно эмоционально окрашивать речь, выделять слова интонационно;
- необходимо учить проговаривать действия не только вслух, но и про себя.
Визуал
Канал восприятия: глаза.
Лучше запоминают схемы, графики, таблицы, рисунки, выделенные фрагменты текста. Словесную инструкцию воспринимают с трудом, часто переспрашивают. Воспоминания предстают в виде картинок, ребёнок часто в голове проигрывает ситуации, то есть думает образами.
Таким детям легче не запомнить правило, почему так пишется, а увидеть само слово.
Правила обучения детей-визуалов:
- идеальный набор для обучения — маркеры, ручки, карандаши, стикеры, закладки;
- особое внимание стоит уделить коммуникации, так как визуалы чаще ищут информацию в интернете и книжках, чем при общении с другими детьми;
- можно использовать метод «глобального чтения» — подписать все предметы в доме или таким же образом изучать английский;
- карточки помогут усваивать информацию, например, с изображением животного и подписью.
Кинестетик
Канал восприятия: кожа, нос, мышцы.
Кинестетики изучают мир, нюхая, кусая и трогая. Часто разбирают игрушки на части, изучают, что внутри, любят конструировать. Маленький ребёнок не будет слушать сказку, если мама его при этом не обнимает или не гладит. Даже в школьные годы остаётся «ручным» — любит объятия, прикосновения. Любимые игры — подвижные.
Кинестетиков часто называют детьми-практиками: часто они начинают писать раньше, чем читать.
Правила обучения детей-кинестетиков:
- в обучении стоит использовать всё, что можно потрогать: объёмные материалы, фигуры, камни, муляжи продуктов;
- для изучения информации подойдут красочные энциклопедии и словари;
- чтобы запомнить слово, ребёнку нужно его написать несколько раз;
- стоит посещать интерактивные площадки, зоопарки, музеи, выставки.
Дискрет (дигитал)
Канал восприятия: логическое осмысление.
Это дети, которые осмысливают мир через логику, цифры и знаки. Если визуалу достаточно увидеть, аудиалу — услышать, а кинестетику — попробовать, то дискрету нужно проанализировать. Его речь без оттенков, интонаций и эмоций. Например, глядя на хлеб, дискрет не увидит что-то вкусное, а разберёт состав, пользу, вредное влияние, взвесит, насколько необходим этот продукт в рационе, какие бывают виды. Он также получает информацию извне, но не воспринимает её до логического осмысления. Дискретность близка к предыдущему пункту, отличие в том, что дискрет сначала решит, как правильно, а потом будет делать.
Принято считать, что детей-дискретиков не бывает, а логическое осмысление лишь особенность подростков и взрослых людей.
Правила обучения детей-дискретов:
- делать упор на цифры, схемы и знаки;
- знакомить с эмоциями и их оттенками;
- подойдёт всё, что можно не только потрогать, но и разобрать, например пульт от телевизора;
- учить разговорам на разные темы.
Смешанные типы восприятия
Важно понимать, что чистых типов восприятия практически не существует. У большинства детей есть ведущий канал восприятия, но при этом они используют и другие каналы. Такие дети легче адаптируются к разным методам обучения и могут переключаться между способами восприятия в зависимости от ситуации.
При работе с детьми смешанного типа важно использовать мультисенсорный подход — сочетать зрительные, слуховые и тактильные методы обучения. Это помогает активизировать все каналы восприятия и повысить эффективность обучения.
Как определить тип восприятия у ребёнка
Определить тип восприятия информации можно с помощью теста: нужно ответить на 30 вопросов, программа выдаст результат. Подойдёт подросткам, так как учтены все четыре типа. Тест Ефремцева подойдёт детям помладше, в нём учтены только три типа. Нужно ответить на 48 вопросов «да» или «нет», а система выдаст результат.
Кроме специальных тестов, можно понаблюдать за ребёнком в повседневной жизни. Аудиалы обычно любят рассказывать истории, часто напевают или мурлыкают себе под нос. Визуалы предпочитают рисовать, собирать пазлы, рассматривать картинки. Кинестетики не могут усидеть на месте, постоянно что-то трогают, крутят в руках.
Возрастные особенности восприятия
Восприятие информации у детей — это сложный процесс, который меняется с возрастом и напрямую связан с развитием когнитивных способностей.
Дошкольный возраст (3-6 лет): в этом возрасте преобладает наглядно-действенное мышление. Дети лучше всего воспринимают информацию через игру и практические действия. Внимание ещё неустойчивое, поэтому важно часто менять виды деятельности.
Младший школьный возраст (7-10 лет): начинает развиваться произвольное внимание. Установлены различия во времени и точности выполнения образных и вербальных заданий между представителями разных полов младшего школьного возраста. В этом возрасте дети могут уже концентрироваться на задачах дольше, но по-прежнему нуждаются в наглядности.
Подростковый возраст (11-17 лет): развивается абстрактное мышление. Подростки способны анализировать и сравнивать информацию, делать выводы. В этом возрасте может проявляться дискретный тип восприятия.
Почему детям сложно воспринимать информацию
На то могут быть постоянные и переменные причины.
Постоянные:
- дислексия и дисграфия;
- задержка психического развития;
- синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
- «полевое» поведение, то есть когда ребёнок обращает внимание на то, что находится в поле его зрения;
- незрелое непроизвольное внимание.
Переменные:
- невнимательность;
- отвлекаемость;
- рассеянность;
- перегруз информацией;
- плохой сон и питание;
- отсутствие интереса;
- импульсивность;
- медлительность;
- неусидчивость;
- беглое чтение, то есть ребёнок читает быстро, но не запоминает события в книге.
Для уточнения причин родители могут обратиться к дефектологу — специалисту по высшим психическим функциям. Он поможет определить, в чём дело и, главное, что с этим делать. В любом случае важно работать над восприятием. Если причина постоянная, можно нивелировать негативные последствия, работать над развитием. Если причина временная, стоит искать пути её устранения. Например, если проблема в недосыпе, стоит дать ребёнку выспаться, а если в отсутствии интереса, то тут придётся искать более интересные способы подачи информации.
Актуальные исследования о восприятии в обучении
Исследователи утверждают, что в письме от руки информация усваивается лучше. В 2016 году психологи Принстонского и Калифорнийского университетов проводили исследование и выяснили, что во время записывания на бумаге происходит «глубокое кодирование» информации, а это способствует восприятию и запоминанию. Со временем это подтвердили другие исследователи. В 2021 году сотрудники Токийского университета и Института управленческого консалтинга NTT Data пришли к выводу, что записывание информации на бумаге помогает запоминать лучше, чем печать или даже работа со стилусом. Это связано с увеличением активности мозга.
Однако исследование «EU Kids Online 2020» показало, что дети и подростки стали меньше времени уделять письму. Это можно связать и с переходом на удалёнку или в онлайн-школу. Дети от 9 до 16 лет проводят в Сети почти четыре часа в день, что больше показателей 2010 года в два раза. В России подростки 12–13 лет проводят в онлайне по 3,5 часа в день, а ребята 14–17 лет — по 5 часов.
Когда обращаться к специалистам
Если у ребёнка есть серьёзные трудности с восприятием информации, которые не улучшаются длительное время, стоит обратиться к специалистам. Методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы.
Поводом для обращения к дефектологу могут стать:
- Значительные трудности в обучении при нормальном интеллекте.
- Неспособность концентрировать внимание более 5-10 минут.
- Постоянная забывчивость и рассеянность.
- Трудности с пониманием простых инструкций.
- Проблемы с координацией движений.
Специалист проведёт комплексную диагностику и даст рекомендации по коррекции выявленных особенностей.
Резюме
Понимание особенностей восприятия информации детьми — ключ к эффективному обучению и гармоничному развитию ребёнка. Каждый ребёнок уникален, и важно найти подход, который будет соответствовать его индивидуальным особенностям.
Помните, что тип восприятия — это не ограничение, а особенность, которую нужно учитывать при обучении. Развивайте все каналы восприятия, но делайте акцент на ведущем типе. Это поможет ребёнку лучше усваивать информацию и чувствовать себя увереннее в процессе обучения.
При возникновении серьёзных трудностей не стесняйтесь обращаться к специалистам. Своевременная помощь может предотвратить многие проблемы в будущем и помочь ребёнку раскрыть свой потенциал.
Иллюстрация: Alena Kuznetsova / Dribbble
Ответим на ваши вопросы
Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение
Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни