Особенности восприятия информации детьми

Вместе с дефектологом разобрались в каналах и типах восприятия.

Восприятие — процесс формирования образа предмета или явления. Это одна из высших психических функций наравне с памятью, мышлением, речью, вниманием и воображением.

Особенности восприятия:

  • целостность — формирование полноценного образа;
  • структурность — понимание общей системы. Например, когда мы слушаем музыку, мы не улавливаем отдельные ноты, а слышим полноценную мелодию;
  • константность — свойства относительно постоянные;
  • предметность — соотнесение знаний во внешнем мире;
  • осмысление — понимание, что за объект перед нами;
  • апперцепция — элементы становятся ясными и отчётливыми.

Восприятие можно поделить на два больших вида:

  • Преднамеренное, то есть с поставленной целью. Например, перед ребёнком лежит книга и её нужно понять с помощью органов чувств — увидеть, потрогать, понюхать.
  • Непреднамеренное, то есть фоновое, восприятие. Например, книга лежит на столе, вокруг неё разбросаны карандаши, в углу — стопка тетрадей и рядом лежит телефон.

Тип восприятия влияет на эффективность обучения. Поэтому ниже разберёмся с каждым.

Типы восприятия информации у детей

Теорию о каналах восприятия придумал школьный инспектор из Новой Зеландии Нил Флеминг. Именно он установил, что человек познаёт мир с помощью пяти чувств, которые становятся способами восприятия информации:

  • визуальным,
  • звуковым,
  • тактильным,
  • вкусовым,
  • обонятельным.

В целом можно выделить  три типа восприятия: аудиал, визуал и кинестетик. Не так давно стали выделять четвёртый — дискрет, то есть восприятие через логическое мышление. Это не значит, что ребёнок на 100% принадлежит к одной из категорий. Это значит, что есть доминирующий тип, а есть менее выраженные. Встречаются случаи, когда два пункта примерно равны, а два — сильно меньше.

Аудиал

Канал восприятия: уши.

В развитии аудиалов важную роль играет общение. Чаще всего такие дети любят заниматься в малых группах, чтобы каждому досталось внимание учителя. Часто аудиалов называют надоедливыми, потому что они в деталях рассказывают, как прошёл день, чем занимались, что узнали, а решая задачу, вслух проговаривают условия и размышления.

Аудиалы могут проговаривать вслух последовательность своих действий.

Правила обучения детей-аудиалов:

  • для игр и учёбы подойдёт тихое пространство, где можно сосредоточиться;
  • не стоит настаивать на чтении, если ребёнок с радостью слушает истории из уст родителей;
  • аудиосказки и музыка — лучшие друзья;
  • родителям нужно эмоционально окрашивать речь, выделять слова интонационно;
  • необходимо учить проговаривать действия не только вслух, но и про себя.

Визуал

Канал восприятия: глаза.

Лучше запоминают схемы, графики, таблицы, рисунки, выделенные фрагменты текста. Словесную инструкцию воспринимают с трудом, часто переспрашивают. Воспоминания предстают в виде картинок, ребёнок часто в голове проигрывает ситуации, то есть думает образами.

Таким детям легче не запомнить правило, почему так пишется, а увидеть само слово.

Правила обучения детей-визуалов:

  • идеальный набор для обучения — маркеры, ручки, карандаши, стикеры, закладки;
  • особое внимание стоит уделить коммуникации, так как визуалы чаще ищут информацию в интернете и книжках, чем при общении с другими детьми;
  • можно использовать метод «глобального чтения» — подписать все предметы в доме или таким же образом изучать английский;
  • карточки помогут усваивать информацию, например, с изображением животного и подписью.

Кинестетик

Канал восприятия: кожа, нос, мышцы.

Кинестетики изучают мир, нюхая, кусая и трогая. Часто разбирают игрушки на части, изучают, что внутри, любят конструировать. Маленький ребёнок не будет слушать сказку, если мама его при этом не обнимает или не гладит. Даже в школьные годы остаётся «ручным» — любит объятия, прикосновения. Любимые игры — подвижные.

Кинестетиков часто называют детьми-практиками: часто они начинают писать раньше, чем читать.

Правила обучения детей-кинестетиков:

  • в обучении стоит использовать всё, что можно потрогать: объёмные материалы, фигуры, камни, муляжи продуктов;
  • для изучения информации подойдут красочные энциклопедии и словари;
  • чтобы запомнить слово, ребёнку нужно его написать несколько раз;
  • стоит посещать интерактивные площадки, зоопарки, музеи, выставки.

Дискрет (дигитал)

Канал восприятия: логическое осмысление.

Это дети, которые осмысливают мир через логику, цифры и знаки. Если визуалу достаточно увидеть, аудиалу — услышать, а кинестетику — попробовать, то дискрету нужно проанализировать. Его речь без оттенков, интонаций и эмоций. Например, глядя на хлеб, дискрет не увидит что-то вкусное, а разберёт состав, пользу, вредное влияние, взвесит, насколько необходим этот продукт в рационе, какие бывают виды. Он также получает информацию извне, но не воспринимает её до логического осмысления. Дискретность близка к предыдущему пункту, отличие в том, что дискрет сначала решит, как правильно, а потом будет делать. 

Принято считать, что детей-дискретиков не бывает. Это особенность подростков и взрослых людей.

Правила обучения детей-дискретов:

  • делать упор на цифры, схемы и знаки;
  • знакомить с эмоциями и их оттенками;
  • подойдёт всё, что можно не только потрогать, но и разобрать, например пульт от телевизора;
  • учить разговорам на разные темы.

Определить тип восприятия информации можно с помощью теста: нужно ответить на 30 вопросов, программа выдаст результат. Подойдёт подросткам, так как учтены все четыре типа. Тест Ефремцева подойдёт детям помладше, в нём учтены только три типа. Нужно ответить на 48 вопросов «да» или «нет», а система выдаст результат.

<<Форма демодоступа>>

Почему детям сложно воспринимать информацию

На то могут быть постоянные и переменные причины.

Постоянные:

Переменные:

  • невнимательность;
  • отвлекаемость;
  • рассеянность;
  • перегруз информацией;
  • плохой сон и питание;
  • отсутствие интереса;
  • импульсивность;
  • медлительность;
  • неусидчивость;
  • беглое чтение, то есть ребёнок читает быстро, но не запоминает события в книге.

Для уточнения причин родители могут обратиться к дефектологу — специалисту по высшим психическим функциям. Он поможет определить, в чём дело и, главное, что с этим делать. В любом случае важно работать над восприятием. Если причина постоянная, можно нивелировать негативные последствия, работать над развитием. Если причина временная, стоит искать пути её устранения. Например, если проблема в недосыпе, стоит дать ребёнку выспаться, а если в отсутствии интереса, то тут придётся искать более интересные способы подачи информации.

Актуальные исследования о восприятии в обучении

Исследователи утверждают, что в письме от руки информация усваивается лучше. В 2016 году психологи Принстонского и Калифорнийского университетов проводили исследование и выяснили, что во время записывания на бумаге происходит «глубокое кодирование» информации, а это способствует восприятию и запоминанию. Со временем это подтвердили другие исследователи. В 2021 году сотрудники Токийского университета и Института управленческого консалтинга NTT Data пришли к выводу, что записывание информации на бумаге помогает запоминать лучше, чем печать или даже работа со стилусом. Это связано с увеличением активности мозга.

Однако исследование «EU Kids Online 2020» показало, что дети и подростки стали меньше времени уделять письму. Это можно связать и с переходом на удалёнку или в онлайн-школу. Дети от 9 до 16 лет проводят в Сети почти четыре часа в день, что больше показателей 2010 года в два раза. В России подростки 12–13 лет проводят в онлайне по 3,5 часа в день, а ребята 14–17 лет — по 5 часов. 

Иллюстрация: Alena Kuznetsova / Dribbble
Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован