Промокод скопирован

Типы и особенности восприятия информации детьми. Почему некоторым детям сложно воспринимать информацию, с чем это связано? Результаты исследования о том, как дети лучше воспринимают и запоминают информацию.

Особенности восприятия информации детьми

28.12.2021
3 минуты
Автор статьи:
Алена Хромова
Поделиться:
В этой статье

Вместе с дефектологом разобрались в каналах и типах восприятия.

Эта статья написана совместно с экспертами
No items found.

Восприятие — процесс формирования образа предмета или явления. Это одна из высших психических функций наравне с памятью, мышлением, речью, вниманием и воображением.

Особенности восприятия:

  • целостность — формирование полноценного образа;
  • структурность — понимание общей системы. Например, когда мы слушаем музыку, мы не улавливаем отдельные ноты, а слышим полноценную мелодию;
  • константность — свойства относительно постоянные;
  • предметность — соотнесение знаний во внешнем мире;
  • осмысление — понимание, что за объект перед нами;
  • апперцепция — элементы становятся ясными и отчётливыми.

Восприятие можно поделить на два больших вида:

  • Преднамеренное, то есть с поставленной целью. Например, перед ребёнком лежит книга и её нужно понять с помощью органов чувств — увидеть, потрогать, понюхать.
  • Непреднамеренное, то есть фоновое, восприятие. Например, книга лежит на столе, вокруг неё разбросаны карандаши, в углу — стопка тетрадей и рядом лежит телефон.

Тип восприятия влияет на эффективность обучения. Поэтому ниже разберёмся с каждым.

Типы восприятия информации у детей

Теорию о каналах восприятия придумал школьный инспектор из Новой Зеландии Нил Флеминг. Именно он установил, что человек познаёт мир с помощью пяти чувств, которые становятся способами восприятия информации:

  • визуальным,
  • звуковым,
  • тактильным,
  • вкусовым,
  • обонятельным.

В целом можно выделить  три типа восприятия: аудиал, визуал и кинестетик. Не так давно стали выделять четвёртый — дискрет, то есть восприятие через логическое мышление. Это не значит, что ребёнок на 100% принадлежит к одной из категорий. Это значит, что есть доминирующий тип, а есть менее выраженные. Встречаются случаи, когда два пункта примерно равны, а два — сильно меньше.

Аудиал

Канал восприятия: уши.

В развитии аудиалов важную роль играет общение. Чаще всего такие дети любят заниматься в малых группах, чтобы каждому досталось внимание учителя. Часто аудиалов называют надоедливыми, потому что они в деталях рассказывают, как прошёл день, чем занимались, что узнали, а решая задачу, вслух проговаривают условия и размышления.

Аудиалы могут проговаривать вслух последовательность своих действий.

Правила обучения детей-аудиалов:

  • для игр и учёбы подойдёт тихое пространство, где можно сосредоточиться;
  • не стоит настаивать на чтении, если ребёнок с радостью слушает истории из уст родителей;
  • аудиосказки и музыка — лучшие друзья;
  • родителям нужно эмоционально окрашивать речь, выделять слова интонационно;
  • необходимо учить проговаривать действия не только вслух, но и про себя.

Визуал

Канал восприятия: глаза.

Лучше запоминают схемы, графики, таблицы, рисунки, выделенные фрагменты текста. Словесную инструкцию воспринимают с трудом, часто переспрашивают. Воспоминания предстают в виде картинок, ребёнок часто в голове проигрывает ситуации, то есть думает образами.

Таким детям легче не запомнить правило, почему так пишется, а увидеть само слово.

Правила обучения детей-визуалов:

  • идеальный набор для обучения — маркеры, ручки, карандаши, стикеры, закладки;
  • особое внимание стоит уделить коммуникации, так как визуалы чаще ищут информацию в интернете и книжках, чем при общении с другими детьми;
  • можно использовать метод «глобального чтения» — подписать все предметы в доме или таким же образом изучать английский;
  • карточки помогут усваивать информацию, например, с изображением животного и подписью.

Кинестетик

Канал восприятия: кожа, нос, мышцы.

Кинестетики изучают мир, нюхая, кусая и трогая. Часто разбирают игрушки на части, изучают, что внутри, любят конструировать. Маленький ребёнок не будет слушать сказку, если мама его при этом не обнимает или не гладит. Даже в школьные годы остаётся «ручным» — любит объятия, прикосновения. Любимые игры — подвижные.

Кинестетиков часто называют детьми-практиками: часто они начинают писать раньше, чем читать.

Правила обучения детей-кинестетиков:

  • в обучении стоит использовать всё, что можно потрогать: объёмные материалы, фигуры, камни, муляжи продуктов;
  • для изучения информации подойдут красочные энциклопедии и словари;
  • чтобы запомнить слово, ребёнку нужно его написать несколько раз;
  • стоит посещать интерактивные площадки, зоопарки, музеи, выставки.

Дискрет (дигитал)

Канал восприятия: логическое осмысление.

Это дети, которые осмысливают мир через логику, цифры и знаки. Если визуалу достаточно увидеть, аудиалу — услышать, а кинестетику — попробовать, то дискрету нужно проанализировать. Его речь без оттенков, интонаций и эмоций. Например, глядя на хлеб, дискрет не увидит что-то вкусное, а разберёт состав, пользу, вредное влияние, взвесит, насколько необходим этот продукт в рационе, какие бывают виды. Он также получает информацию извне, но не воспринимает её до логического осмысления. Дискретность близка к предыдущему пункту, отличие в том, что дискрет сначала решит, как правильно, а потом будет делать. 

Принято считать, что детей-дискретиков не бывает. Это особенность подростков и взрослых людей.

Правила обучения детей-дискретов:

  • делать упор на цифры, схемы и знаки;
  • знакомить с эмоциями и их оттенками;
  • подойдёт всё, что можно не только потрогать, но и разобрать, например пульт от телевизора;
  • учить разговорам на разные темы.

Определить тип восприятия информации можно с помощью теста: нужно ответить на 30 вопросов, программа выдаст результат. Подойдёт подросткам, так как учтены все четыре типа. Тест Ефремцева подойдёт детям помладше, в нём учтены только три типа. Нужно ответить на 48 вопросов «да» или «нет», а система выдаст результат.

<<Форма демодоступа>>

Почему детям сложно воспринимать информацию

На то могут быть постоянные и переменные причины.

Постоянные:

Переменные:

  • невнимательность;
  • отвлекаемость;
  • рассеянность;
  • перегруз информацией;
  • плохой сон и питание;
  • отсутствие интереса;
  • импульсивность;
  • медлительность;
  • неусидчивость;
  • беглое чтение, то есть ребёнок читает быстро, но не запоминает события в книге.

Для уточнения причин родители могут обратиться к дефектологу — специалисту по высшим психическим функциям. Он поможет определить, в чём дело и, главное, что с этим делать. В любом случае важно работать над восприятием. Если причина постоянная, можно нивелировать негативные последствия, работать над развитием. Если причина временная, стоит искать пути её устранения. Например, если проблема в недосыпе, стоит дать ребёнку выспаться, а если в отсутствии интереса, то тут придётся искать более интересные способы подачи информации.

Актуальные исследования о восприятии в обучении

Исследователи утверждают, что в письме от руки информация усваивается лучше. В 2016 году психологи Принстонского и Калифорнийского университетов проводили исследование и выяснили, что во время записывания на бумаге происходит «глубокое кодирование» информации, а это способствует восприятию и запоминанию. Со временем это подтвердили другие исследователи. В 2021 году сотрудники Токийского университета и Института управленческого консалтинга NTT Data пришли к выводу, что записывание информации на бумаге помогает запоминать лучше, чем печать или даже работа со стилусом. Это связано с увеличением активности мозга.

Однако исследование «EU Kids Online 2020» показало, что дети и подростки стали меньше времени уделять письму. Это можно связать и с переходом на удалёнку или в онлайн-школу. Дети от 9 до 16 лет проводят в Сети почти четыре часа в день, что больше показателей 2010 года в два раза. В России подростки 12–13 лет проводят в онлайне по 3,5 часа в день, а ребята 14–17 лет — по 5 часов. 

Иллюстрация: Alena Kuznetsova / Dribbble

Цитата
Автор цитаты
Бесплатно
Получите консультацию по обучению на экстернате
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатные прописи для обучения письму
Скачайте рабочую тетрадь для дошкольников и учеников начальной школы. С помощью неё ребёнок разовьёт мелкую моторику и научится грамотно писать
Отправили тетрадь вам на почту
Вы можете начать изучение в браузере и вернуться в любой момент — тетрадь всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по методикам обучения
Узнайте, как перевёрнутый класс, ТРИЗ и педагогика Монтессори помогут добиться успехов в учёбе. Объяснили принципы 7 методик в одном документе
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Oops! Something went wrong while submitting the form.

Ещё по теме

No items found.
Поделитесь статьей