Как объяснить ребёнку, что такое подлежащее и сказуемое
Разработали простую инструкцию для родителей.
- 4.10.2024
- Время чтения:5 минут
Ребятам во втором классе рассказывают про члены предложения. Это основополагающая тема для понимания грамматики. Если ребёнок не усвоит азы, дальше ему будет трудно разобраться с более сложными темами. Чтобы понять, что такое подлежащее и сказуемое, нужно сделать следующие шаги.
Шаг 1. Разобраться с понятиями
Обычно школьника знакомят сразу с несколькими понятиями, в которых он начинает путаться.
Предложение — это слово или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
Подлежащее — это главный член предложения, который обозначает предмет речи.
Подлежащее отвечает на вопросы кто? или что?, чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже.
Важно научить ребёнка формулировке «чаще всего», потому что возможны другие варианты: например, в качестве подлежащего могут выступать наречие, числительное, причастие (даже междометие!) и иные части речи.
Сказуемое — это главный член предложения, который обозначает действие или состояние подлежащего.
Сказуемое отвечает на вопросы что делает?, что сделает?, что сделал?, каков? и производные по родам. В начальной школе чаще всего рассматривают предложения, в которых сказуемое выражено глаголом.
Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое. Иногда бывает только подлежащее или только сказуемое.
Например: «Дождь» — это предложение, где есть только подлежащее. «Зашло за тучу» — это предложение, где есть только сказуемое.
Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.
<<Форма демодоступа>>
Шаг 2. Научить выделять подлежащее
Иногда родители учат выделять сказуемое в первую очередь, потому что его легче найти. На самом деле сначала нужно определять подлежащее, чтобы понять, о ком или о чём пойдёт речь.
Типичная ошибка родителя — совет «ищи существительное». В предложении может быть несколько существительных, но вовсе не обязательно, что хотя бы одно из них будет подлежащим.
Задача ребёнка — понять, кто или что выступает главным героем действий. Для этого нужно задать себе вопрос: «О ком или о чём это предложение?»
Шаг 3. Научить выделять сказуемое
После того как ребёнок выделил главное действующее лицо, уже проще понять, что с этим действующим лицом произошло. Для этого нужно задать вопрос от подлежащего и убедиться в верности предположения — то есть проверить, изменится ли суть предложения, если оставить в нём только подлежащее и сказуемое.
<<Форма семейного образования>>
Шаг 4. Научить выделять второстепенные члены предложения
Это дополнительный проверочный шаг, который поможет понять, что подлежащее и сказуемое точно выделены верно. Достаточно задать вопросы к второстепенным членам и на начальных этапах не вдаваться в подробности, что это такое, иначе у ребёнка в голове может всё смешаться.
Помогут только тренировки. Нужно давать ребёнку предложения, чтобы он учился выделять грамматическую основу. Например:
- В Красном море водятся большие и маленькие рыбы.
- Я люблю огурцы и помидоры.
- У нас на подоконнике стоят красивые цветы.
Иллюстрация: Karolina Kalinowska / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться