Целеполагание для ребёнка: как научить школьника ставить цели

Рассказываем, как целеполагание помогает детям преодолевать трудности, рационально оценивать ситуацию, составлять план и следовать ему шаг за шагом.

иконка календаря
11 июня 2025
иконка таймера
10 минут
Автор статьи:
Поделиться:

Что такое целеполагание и зачем оно нужно

Целеполагание (или Goal-setting) — это комплексный навык, объединяющий в себе несколько важнейших умений:

  • умение планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач,
  • способность нахождения оптимальных решений,
  • умение правильно формулировать цели и достигать их.

Результат процесса целеполагания — это поставленная цель, предвосхищаемый результат деятельности субъекта. Правильная постановка цели — первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы на ключевые вопросы: что именно нужно сделать, как это осуществить, в какой последовательности действовать и как правильно расставить приоритеты.

Эти навыки незаменимы не только для успешной учёбы и работы — они могут помочь человеку справиться с любой жизненной ситуацией и указать путь к воплощению даже самой дерзкой мечты.

Почему целеполагание особенно важно для детей

Умение ставить цели и добиваться их — это фундаментальный навык, который влияет на успешность человека. Это показало исследование. Для ребёнка освоение целеполагания становится ключом к гармоничному развитию личности и формированию характера.

Дети, которые учатся ставить и достигать цели, приобретают важные качества: они лучше справляются со стрессом и неопределённостью, более успешны в учёбе и впоследствии в карьере, обладают развитыми лидерскими качествами и умеют принимать осознанные решения. Такие дети легче адаптируются к изменениям и сохраняют мотивацию даже в сложных ситуациях.

Развитие личности через целеполагание

Целеполагание развивает у ребёнка способность к самоанализу и рефлексии. Он учится понимать свои истинные желания, отличать их от навязанных извне установок, осознавать свои сильные и слабые стороны. Это формирует здоровую самооценку и уверенность в себе.

Кроме того, процесс постановки и достижения целей учит ребёнка терпению и настойчивости. В современном мире мгновенных удовольствий и быстрых решений умение ждать и планомерно работать над результатом становится особенно ценным. Навык целеполагания — это инвестиция в будущее ребёнка, которая обязательно окупится успехами и достижениями во взрослой жизни.

Возрастные особенности целеполагания

Прежде чем выбирать методы работы с ребёнком, важно понимать, как развивается способность к планированию в разном возрасте.

Дошкольники (5-6 лет)

В этом возрасте дети только начинают понимать связь между действием и результатом. Их цели носят конкретный характер и ограничены ближайшим будущем: «хочу построить большой замок из кубиков», «научиться кататься на двухколёсном велосипеде». Временной горизонт планирования — максимум неделя.

Младшие школьники (7-10 лет)

Появляется понимание учебных целей, дети могут планировать на месяц вперёд. Цели становятся более осознанными, но всё ещё нуждаются в визуализации и постоянной поддержке взрослых.

Подростки (11-17 лет)

Формируется абстрактное мышление, появляется способность к долгосрочному планированию. Подростковый возраст — идеальное период для развития целеполагания. Л. С. Выготский считал, что в подростковом возрасте происходит интеллектуализация высших психических функций и воли, поэтому подростки могут ставить цели на год и даже несколько лет вперёд, но часто им не хватает последовательности в их достижении.

Бесплатное руководство по гибким навыкам ребёнка
Рассказываем, как развить у ребёнка эмоциональный интеллект, навыки самоорганизации и самообучаемости. Собрали 5 универсальных упражнений для тренировки софт‑скилов
Отправили руководство вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — руководство всегда будет у вас на почте
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Как привлечь ребёнка к целеполаганию

Представляем два популярных приёма привлечения детей к целеполаганию. Первый подойдёт детям младшего школьного возраста, второй будет актуален ребятам постарше. 

Целеполагание для младших школьников — карта желаний

Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой. 

Затем попросите его ответить на следующие вопросы: 

  • Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
  • Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог. 
  • Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку. 

Понять, что цель — «та самая», несложно. Если разговор о ней заставляет взгляд ребёнка загореться — вы на правильном пути.

Целеполагание для младших школьников
Пример карты желаний

Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.

Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире. 

Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание

Целеполагание для подростков — метод SMART

Метод целеполагания SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребёнка достигать целей и исследовать их.

 

Как школьнику ставить цели
Расшифровка SMART

 

SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, отражающих важнейшие критерии любой цели. 

Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:

Критерий Наводящие вопросы
Specific (S) конкретная Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать? 
Measurable (M) измеримая Как вы поймёте, что ваша цель достигнута?
Attainable (A) достижимая Что вам необходимо для достижения цели? Что у вас уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
Relevant (R) уместная

Насколько ваша цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?

Time-bound (T) ограниченная по времени В какие сроки ваша цель должна быть достигнута?

Рассмотрим метод на практике. Например, школьник хочет пересдать контрольную по биологии.

S. Результат — успешная пересдача контрольной. Исполнитель — я. Дома и на уроках. 

M. Получу за контрольную «отлично» или «хорошо».

А. Мне необходимы знания по теме «простейшие организмы». Я уже знаю, какие виды к ним относятся, но плохо разбираюсь в их строении. Я могу найти эту информацию в интернете. Также мне нужна помощь преподавателя, чтобы разобраться с тем, как они питаются и размножаются. Я уже подготовил вопросы и готов задать их учителю.

R. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы уделить подготовке к контрольной больше времени, я могу один раз пропустить занятие в секции.      

Т. Дедлайн — следующая пятница. 

Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению. 

SMART и другие методы в Домашней школе Фоксфорда используют в своей работе наставники. Они помогают ребятам научиться самоорганизации и управлению своим временем, делятся эффективными приёмами обучения и всегда готовы поддержать стремления своих подопечных. 

«Целеполагание — это такой же навык, как иностранный язык или математика. Чтобы начать им пользоваться, нужны время и практика. Не стоит постоянно говорить о целеполагании и принуждать ребёнка делать всё в соответствии с какими-либо методами — у подростков это может вызвать отторжение. Лучшее, что может сделать родитель, — аккуратно внедрять принципы целеполагания в семью и включать ребёнка в семейное планирование. Например, обсуждать с ним, куда поедем в отпуск, что будем делать на каникулах, как проведём воскресенье, что надо купить в магазине и так далее. А также поощрять его, когда он сам собирается что-то спланировать, и конечно, подавать пример. 
Наставник восьмиклассников Мария Ванина

Как объяснить ребёнку важность целеполагания

Вот несколько советов от наших наставников.

Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка

Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений — всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил пятёрку в четверти или накопил денег на игру. 

Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:

  • Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?
  • Как часто вспоминал о ней?
  • Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?
  • Был ли ты уверен, что у тебя получится?

Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.

Доверяйте выбору своего ребёнка 

Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать подростку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы. 

Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.  

Делите цели на текущие, ближайшие и дальние  

Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития. 

Как ставить цели школьнику
Зоны развития по Л. С. Выготскому

 Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:

  1. Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) — это зона актуального развития.
  2. В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) — это зона ближайшего развития.
  3. Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) — это зона дальнейшего развития. 

Начинайте с малого 

Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.

Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.  

Бесплатное руководство: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн‑аттестацией
Хочу получить через
Готово
Забирай руководство по теме «Как перейти на семейное образование» в нашем телеграм-боте

Превратите достижение целей в игру

Создайте систему очков, уровней, достижений. Дети любят соревнования и наглядные результаты своих усилий.

Хвалите даже за старание достичь цели

Дети порой остро реагируют на неудачи, и это нормально. Не стоит призывать ребёнка взять себя в руки: фразы вроде «главное — не победа, а участие» не работают. 

Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался — обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат. 

Побудьте с рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам — его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.

Будьте примером

Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.

Поделитесь своим опытом: какие неудачи в детстве переживали вы и как вам удалось с ними справиться.

Приложения для целеполагания

Современные дети легко осваивают цифровые инструменты. Можно использовать:

  • приложения для трекинга привычек (Do it!, Habitica, Habit, TickTick, Habitses, Habit Rabbit);
  • онлайн-доски для создания карт целей (Ziteboard, Miro, Padlet);
  • планировщики задач (SingularityApp, Focus To-Do, Focus Plant, Daylio).

Важно выбирать безопасные сервисы и контролировать время, проводимое ребёнком с гаджетами.

Что делать, если ребенок не хочет ставить цели

Если ребёнок сопротивляется целеполаганию, не настаивайте. Возможно, он перегружен требованиями или боится не справиться. Начните с обсуждения его интересов и мечт в неформальной обстановке. Покажите на собственном примере, как вы планируете день или неделю.

Ребенок постоянно меняет цели

Некоторые дети увлекаются новыми идеями и бросают начатое. Это нормально для процесса самопознания. Не ругайте за непостоянство, но обсуждайте причины смены приоритетов. Помогите ребёнку различать временные увлечения и действительно важные для него цели.

Как справится со страхом неудачи и перфекционизмом

Дети-перфекционисты часто не начинают движение к цели, боясь сделать что-то не идеально. Важно объяснить, что ошибки — это часть обучения. Поделитесь своими неудачами и тем, как они помогли вам стать лучше.

Поделитесь статьёй

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Позвоним с 8 до 21 в рабочие дни

Ещё по теме
close

Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.