Целеполагание для ребёнка: как научить школьника ставить цели
Рассказываем, как целеполагание помогает детям преодолевать трудности, рационально оценивать ситуацию, составлять план и следовать ему шаг за шагом.
- 6.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Как привлечь ребёнка к целеполаганию
Целеполагание — это:
- умение планировать своё время на ближние и дальние перспективы с учётом важности задач,
- способность нахождения оптимальных решений,
- умение правильно формулировать цели и достигать их.
Эти навыки незаменимы не только для успешной учёбы и работы, ещё они могут помочь человеку справиться с любой жизненной ситуацией и указать путь к воплощению даже самой дерзкой мечты.
Правильная постановка цели — первый и важнейший шаг на пути к её осуществлению. Грамотная формулировка уже часто содержит ответы — что, как и в какой последовательности нужно сделать и как правильно расставить приоритеты.
Представляем два популярных приёма привлечения детей к целеполаганию. Первая подойдёт детям младшего школьного возраста, вторая будет актуальна ребятам постарше.
Целеполагание для младших школьников — карта желаний
Дайте ребёнку лист бумаги и предложите изобразить в центре себя. Это может быть автопортрет, фотография, какой-нибудь символ, имя или никнейм — то, что ребёнок ассоциирует с собой.
Затем попросите его ответить на следующие вопросы:
- Что бы ты хотел(а) уметь к концу месяца (четверти, года)? Например, научиться рисовать животных, подтягиваться десять раз, играть на гитаре.
- Что бы ты хотел(а) сделать? Например, закончить четверть без троек, съездить в Петербург на экскурсию, запустить свой видеоблог.
- Что бы ты хотел(а) получить? Например, новый телефон, золотую медаль на спортивных соревнованиях, собаку.
Понять, что цель — «та самая», несложно. Если разговор о ней заставляет взгляд ребёнка загореться — вы на правильном пути.
Теперь визуализируйте цели. Попросите ребёнка нарисовать их или выберите вместе изображения из интернета.
Расположите картинки вокруг изображения ребёнка и повесьте на видное место в квартире.
<<Форма демодоступа>>
Целеполагание для подростков — метод SMART
Метод целеполагания SMART используется в бизнесе для управления проектами, но спектр его применения очень широк. В частности, с его помощью можно научить ребёнка достигать целей и исследовать их.
SMART — это аббревиатура из пяти английских слов, отражающих важнейшие критерии любой цели.
Задайте ребёнку следующие вопросы, чтобы убедиться, что его цель соответствует этим критериям, проследите, чтобы его ответы были простыми и однозначными:
- Specific (конкретная). Что именно нужно сделать? Кто и где будет делать?
- Measurable (измеримая). Как вы поймёте, что ваша цель достигнута?
- Attainable (достижимая). Что вам необходимо для достижения цели? Что у вас уже есть? Что ещё нужно изучить, развить, найти? Где это можно сделать?
- Relevant (уместная). Насколько ваша цель значима сейчас? Не вступает ли она в противоречие с другими задачами?
- Time-bound (ограниченная по времени). В какие сроки ваша цель должна быть достигнута?
Рассмотрим метод на практике. Например, школьник хочет пересдать контрольную по биологии.
S. Результат — успешная пересдача контрольной. Исполнитель — я. Дома и на уроках.
M. Получу за контрольную «отлично» или «хорошо».
А. Мне необходимы знания по теме «простейшие организмы». Я уже знаю, какие виды к ним относятся, но плохо разбираюсь в их строении. Я могу найти эту информацию в интернете. Также мне нужна помощь преподавателя, чтобы разобраться с тем, как они питаются и размножаются. Я уже подготовил вопросы и готов задать их учителю.
R. Биология — один из моих приоритетных предметов, потому что я мечтаю стать ветеринаром. Чтобы уделить подготовке к контрольной больше времени, я могу один раз пропустить занятие в секции.
Т. Дедлайн — следующая пятница.
Таким образом, ребёнок не ставит цели наобум, а действует сознательно и способен сам найти ключи к их достижению.
SMART и другие методы в «Домашней школе Фоксфорда» используют в своей работе наставники. Они помогают ребятам научиться самоорганизации и управлению своим временем, делятся эффективными приёмами обучения и всегда готовы поддержать стремления своих подопечных.
«Целеполагание — это такой же навык, как иностранный язык или математика. Чтобы начать им пользоваться, нужны время и практика. Не стоит постоянно говорить о целеполагании и принуждать ребёнка делать всё в соответствии с какими-либо методами — у подростков это может вызвать отторжение. Лучшее, что может сделать родитель, — аккуратно внедрять принципы целеполагания в семью и включать ребёнка в семейное планирование. Например, обсуждать с ним, куда поедем в отпуск, что будем делать на каникулах, как проведём воскресенье, что надо купить в магазине и так далее. А также поощрять его, когда он сам собирается что-то спланировать, и конечно, подавать пример.
Наставник восьмиклассников Мария Ванина
Вот несколько советов от наших наставников, как объяснить ребёнку важность целеполагания и придать ему уверенности в своих силах.
Совет 1. Выделяйте даже мелкие достижения ребёнка
Дети часто не замечают своих успехов или не придают им значения. Составьте с ребёнком список его последних достижений — всего, что вызвало у вас гордость. Например, он научился плавать, впервые получил пятёрку в четверти или накопил денег на игру.
Попросите ребёнка ответить на несколько вопросов:
- Насколько сильно ты хотел достичь этой цели?
- Как часто вспоминал о ней?
- Сколько усилий приложил, чтобы достичь её?
- Был ли ты уверен, что у тебя получится?
Это поможет ребёнку понять, что он уже не раз добивался желаемого и сможет сделать это снова. А также натолкнёт на мысль, что для достижения любой цели необходимо серьёзное намерение и регулярные усилия.
Совет 2. Доверяйте выбору своего ребёнка
Как ни велик соблазн решать всё за ребёнка, этого делать не стоит. Если всегда указывать подростку, что он должен делать, он так и не узнает, чего хочет от жизни, и едва ли сможет до конца поверить в свои силы.
Поговорите с ребёнком о его мечтах и интересах, позвольте самостоятельно решить, чего он хочет, и помогите составить план действий. В процессе ему понадобится ваша поддержка, но помните, что бесценный жизненный опыт он получит лишь в том случае, если определит себе цели самостоятельно.
Совет 3. Делите цели на текущие, ближайшие и дальние
Любую, даже самую грандиозную и фантастическую мечту, можно трансформировать в цель, разложив на три составляющие: зону актуального, ближайшего и дальнейшего развития.
Например, чтобы стать космонавтом, ребёнку нужно знать:
- Что он может сделать для этого сам уже сейчас (укреплять своё здоровье, заниматься спортом, смотреть фильмы про космос) — это зона актуального развития.
- В чём ему понадобится помощь взрослого (записаться в кружок космонавтики, посещать тематические музеи) — это зона ближайшего развития.
- Что не может быть выполнено сейчас, но может стать реальностью в будущем (поступить в вуз, пройти обучение на космонавта) — это зона дальнейшего развития.
Совет 4. Начинайте с малого
Для начала помогите ребёнку поставить такую цель, которую он сможет достичь за небольшой период времени: дочитать книгу, завершить рисунок, научиться кататься на коньках и тому подобное. Маленькие цели — отличная тренировка перед серьёзными задачами, ведь даже небольшие успехи всегда вдохновляют на новые свершения.
Сложные цели также необходимо делить на несколько маленьких. Это позволит составить конкретный план, отслеживать прогресс и при необходимости корректировать стратегию.
<<Форма бесплатного курса>>
Совет 5. Хвалите даже за старание достичь цели
Дети порой остро реагируют на неудачи, и это нормально. Не стоит призывать ребёнка взять себя в руки: фразы вроде «главное — не победа, а участие» не работают.
Даже если у ребёнка не получается до конца следовать намеченному плану, но вы видите, что он старался, — обязательно похвалите его. Поощрение усилий зачастую мотивирует эффективнее, чем обещание награды за результат.
Побудьте с рядом и позвольте ребёнку пережить печаль. Покажите ему, что вас интересуют не только его достижения, но и он сам — его чувства, мысли и интересы. Предложите ему вместе пересмотреть цель и попытаться понять, что именно помешало ей осуществиться, или увидеть в сложившейся ситуации новые возможности.
Совет 6. Будьте примером
Покажите ребёнку, как ставить цели и достигать их, привлекая его к задачам, которые ежедневно решаете сами.
Поделитесь своим опытом: какие неудачи в детстве переживали вы и как вам удалось с ними справиться.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться