История развития дистанционного образования
Рассказываем, как мир пришёл к тому, что современные школьники получают знания не выходя из дома.
- 5.10.2021
- Время чтения:3 минуты
Корреспондентское обучение
Удивительно, но формат «учёбы на расстоянии» зародился ещё несколько веков назад. В начале XVIII века в Европе возникло так называемое корреспондентское обучение. Учащиеся получали материалы от педагогов по почте, отправляли на проверку свои работы, которые возвращались им с комментариями.
Значимый вклад в развитие удалённого образования внёс британский учёный Айзек Питман (Isaac Pitman). В 1840-х годах он обучал по почте стенографическому письму: посылал шифрованные тексты своим ученикам и получал назад работы на проверку. С тех пор эта практика приобрела популярность.
В 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы с обучением по почте. С 1914 года такие заведения стали появляться в Великобритании, и вскоре распространились в Канаде, Австралии и Новой Зеландии. В 1938 году состоялся первый съезд Международного совета по корреспондентскому обучению (International Council for Correspondence Education) — образование по почте приобрело мировой статус.
Развитие дистанционного обучения в XX веке
Развитие СМИ открыло новую страницу в истории дистанционного обучения. В начале 1960-х годов британский премьер-министр Джеймс Гарольд Вильсон (James Harold Wilson) объявил о создании «эфирного университета», который должен объединить все способы обучения на расстоянии — почту, радио и телевидение.
В 1969 году этот проект при поддержке ЮНЭСКО воплотился в Открытом Университете — крупнейшем мировом центре дистанционного образования. Ежегодно около 200 000 студентов из разных стран обучаются наукам, искусству, бизнесу и информационным технологиям, получают дипломы и научные степени без выезда в Великобританию.
В 1970-х годах центры дистанционного обучения открылись во многих странах мира — в Испании, Швеции, Германии, Нидерландах, Китае и Канаде.
Образование посредством СМИ практиковалось и в Советском Союзе. Бабушки и дедушки нынешних школьников наверняка помнят радиоспектакли и развивающие телепередачи.
А в Австралии по радио работала целая школа — School of The Air. В определённое время на определённой частоте транслировались уроки по программе начального и среднего образования.
<<Форма демодоступа>>
История дистанционного обучения в России
В Российской Империи долгое время дистанционное образование существовало только в формате экстерната. Однако в конце XIX века по частным инициативам открылись Народные университеты, в которых можно было учиться удалённо: желающим высылались тексты лекций, списки литературы и задания для самостоятельной работы.
В 1908 году участники Всероссийского съезда деятелей Народных университетов постановили, что заочное образование — наиболее эффективный способ повысить грамотность населения.
Расцвет отечественного дистанционного образования начался в первые годы Советской власти. В 1920-х в рамках программы по ликвидации безграмотности огромными тиражами вышли пособия для самообразования: «Школа на дому», «Рабочий техникум на дому», «Учись сам» и другие. К началу 1930-х годов во всех ведущих вузах страны были открыты заочные отделения. Появились полностью заочные институты. Уже в 1931 году на заочной форме в СССР учились 350 000 студентов.
В 1970-х годах в Советском Союзе было 16 полностью заочных вузов и 46 средних специальных училищ. Практически во всех институтах, университетах и техникумах работали заочные отделения. В 1971 году дипломы о высшем образовании получили 214 000 заочников, а о среднем — почти 270 000.
По советской системе было организовано заочное образование в ГДР, Чехословакии, Венгрии, а также в дружественных СССР странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Прорыв технологий
У обучения по радио и телевидению был существенный недостаток — отсутствие обратной связи. Настоящая революция в образовании произошла с появлением интернета.
Сначала электронная почта ускорила и упростила коммуникацию между преподавателями и студентами, а затем появились целые платформы для дистанционного обучения.
Следующим этапом в развитии дистанционного образования стало открытие многофункциональных массовых онлайн-курсов (massive open online courses, MOOC). С момента их появления миллионы людей успели попробовать учиться онлайн бесплатно.
Дистанционное образование и современная школа
Сегодня дистанционное обучение организовано с помощью интернет-технологий. Дети общаются с учителем по видеосвязи, делают задания онлайн на специальном сайте или отправляют работы по электронной почте.
В современной России дистанционное обучение является не самостоятельной формой получения образования, а способом организации учебного процесса — с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Статья 16 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года.
В массовых школах дистанционное обучение пока что является редкостью. Уроки по Сети иногда проводят для детей с инвалидностью и ребят, проживающих в отдалённых населённых пунктах.
<<Форма семейного образования>>
Гораздо чаще ДОТ используют хоумскулеры. Кто-то просто скачивает обучающие материалы в интернете, а кто-то полноценно занимается в виртуальной школе. Например, в «Домашней онлайн-школе Фоксфорда» всё как в настоящей, только не нужно никуда идти или ехать. На сайте есть расписание, домашние задания, а главное — живые занятия, на которых можно задавать вопросы преподавателям и тут же получать ответы. Вот как описывает обучение в «Домашней школе Фоксфорда» мама одной из учениц:
«Как будто на машине времени перенеслись из каменного в XXI век. Уроки начинаются минута в минуту. Участвуют те, кто подключён. Кто не может подключиться, смотрят в записи. По ходу урока в соседнем окне возникают примеры, вопросы, тесты для закрепления материала. Как в школе, но всё в электронном виде. У детей есть свой чат. Там они болтают между собой, разбирают домашку, задают вопросы учителю и получают на них ответы. Учитель постоянно просит дать обратную связь в чате (всё поняли ли, что разъяснить), может спросить выборочно какого-то ученика. За чатом следит модератор. За нарушения правил — бан на несколько минут. «Албанский», грубости, сокращения не разрешаются. Только грамотная речь. Ну естественно, с поправкой на то, что они дети. Заканчиваются уроки тоже всегда минута в минуту. Качество образования гораздо выше по сравнению с обычной школой».
Наталья Фукс
Технологии стирают границы и делают образование доступным. По прогнозам экспертов, в будущем искусственный интеллект позволит создавать для каждого индивидуальную программу, а виртуальная и дополненная реальность — учиться быстрее и эффективнее.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться