Трудности перехода на семейное обучение
Техническая сторона перехода ребёнка на семейное образование довольна проста: несколько шагов и буквально две официальные бумаги. Гораздо сложнее избавиться от образа мыслей, с первого класса насаждаемого традиционной школьной системой.
Расшколивание, или дескулинг (от английского deschooling), — это процесс высвобождения сознания из системы «школьного мышления».
В первую очередь, это процесс перехода от внешней мотивации — оценок, давления учителей, желания нравиться коллективу — к внутренней. Такой переход даётся тяжело даже взрослым людям. Например, после окончания университета, где зачастую действует старая добрая оценочная система, молодые люди порой испытывают страх перед взрослой самостоятельной жизнью, где нужно самому ставить цели и достигать их. Так что чем раньше ребёнок пройдёт через дескулинг и научится мыслить самостоятельно, тем выше шансы, что он не столкнётся с «крахом системы» после вуза.
Рассмотрим, с какими проблемами может столкнуться ребёнок в процессе расшколивания при переходе к дистанционному обучению.
Проблема 1. Неумение планировать
Родители хоумскулеров часто сталкиваются с тем, что ребёнок не понимает, сколько времени нужно на ту или иную работу, и не приспособлен выполнять её самостоятельно. В школе чёткий распорядок, ребёнку не нужно что-то планировать самому. Недаром глагол «вышколить» — это своеобразный антоним слова «расшколивание», в толковом словаре он означает добиться беспрекословного подчинения, приучить к очень строгому порядку, вымуштровать.
<<Форма демодоступа>>
Решение
Обучайте ребёнка навыкам планирования. Помогите ему войти в ритм домашнего обучения, расскажите про инструменты развития самодисциплины. Хвалите новоиспечённого хоумскулера за его успехи в планировании — это придаст ему дополнительную мотивацию.
Хорошо, если у ребёнка есть более взрослый по возрасту знакомый, который авторитетен для него и может дать советы по организации времени при переходе на дистанционное обучение. В «Домашней школе Фоксфорда», где обучение происходит в формате онлайн-занятий, такой помощник есть у каждого желающего ученика. Наставники следят за успеваемостью, отвечают на вопросы и делятся навыками тайм-менеджмента. Наставниками являются студенты и недавние выпускники вузов, которые пережили не одну сессию и могут поделиться опытом планирования с подростками.
«Первый год сын входил в ритм. Для него оказалось сложно подолгу удерживать внимание. Уроки в “Фоксфорде” объёмные и насыщенные по содержанию — некоторые по полтора часа, как лекции в институте. Приходилось ему помогать. Чтобы не пропустил чего-то важного, я присутствовала на занятиях. Скажу сразу, я училась с удовольствием! :) Мы с сыном даже дискутировали на многие темы. Это позволило лучше понять друг друга».
Елена Яшина, мама ученика «Домашней школы Фоксфорда»
Проблема 2. Формальное отношение к учёбе
Воспитанный в системе школьных оценок, постоянных проверочных и контрольных работ, ребёнок в период дескулинга может снизить требования к себе. Если «пятёрку» не поставят, то зачем стараться?
Решение
Помогите подростку понять, что отныне его главной мотивацией является вклад в собственное развитие. Не читайте лекций — ведите диалог. Вместе ответьте на вопросы: что в учебном процессе интересует ребёнка больше всего, что его мотивирует? Нарисуйте картинку успешного будущего, которая будет вдохновлять в трудные моменты.
«Осознание, что я учусь не ради оценок, а для своего будущего, даёт мне мотивацию смотреть занятия и делать домашние задания. Ведь помимо спортивной карьеры, я хочу стать переводчиком. Сейчас изучаю английский и испанский языки, а потом хочу ещё заниматься немецким».
Анна Якимчук, ученица «Домашней школы Фоксфорда»
Проблема 3. Страх оценки
Уходя из школы, ребёнок забирает с собой боязнь попробовать что-то новое. Вдруг не получится, и поставят двойку? Вспомните холодок, который проходит по спине, когда учитель вызывает к доске, а ты не уверен в ответе. А если вокруг раздаётся ещё хихиканье одноклассников, то из головы вылетает даже то, что точно знаешь.
Эта система приводит к тому, что дети начинают бояться ошибок и отказываются «рисковать», пробовать, экспериментировать.
Решение
В борьбе со страхом перед неудачей выручают примеры. Расскажите ребёнку историю из жизни, как вы ошибались, но не сдавались и шли вперёд. А ещё лучше — покажите, что даже сейчас вы готовы пробовать новое, даже если со стороны это кому-то покажется смешным! Например, начните учиться чему-то вместе с ребёнком, будь то йога, французский язык или игра на бас-гитаре.
«В обычной школе о тебе судят по оценкам. С двоечником никто не хочет общаться. В четвёртом классе у нас была отличница. Всякий раз, когда меня вызывали к доске и я получала “четыре” или “три”, я думала, что опозорилась, потому что училась хуже неё. Я бы отменила оценки — они только настроение портят и нас портят. Без оценок, если задание не даётся сразу, думаешь “Ну, буду стараться лучше”, а с оценкой — “Всё, я тупой!”».
Софья Головая, ученица «Домашней школы Фоксфорда»
Проблема 4. Нежелание узнать больше, чем «задавали»
В обычной школе от детей требуют быть успешными и в решении алгебраических уравнений, и в написании эссе, и в прыжках в длину. Задавленный большим объёмом разноплановой информации ребёнок зачастую даже не может понять, что же ему интересно? На семейном обучении высвобождается время для профильного обучения, но порой срабатывает школьная парадигма: «Зачем делать больше, если можно делать минимум?»
Решение
Помогите ребёнку понять, какие предметы ему интересны, и расставить приоритеты. Поощряйте развитие в выбранном направлении: если школьнику совсем не нравится физика, зато литературой и обществознанием он интересуется, примите его выбор. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда», например, можно построить индивидуальный образовательный маршрут, где ребёнку помогут определиться с профильными предметами. Их можно будет изучать на углублённом и олимпиадном уровне, уделяя подготовке по остальным предметам минимум времени.
Проблема 5. Снижение объёма общения
Если ребёнок экстраверт и привык общаться с друзьями каждую перемену, он столкнётся с трудностями при переходе на дистанционное обучение — в период дескулинга ему может быть тоскливо.
<<Форма семейного образования>>
Решение
Объясните подростку, что на семейном обучении у него будет свободное время для встреч с друзьями. Просто это будут не переменки, а прогулки или какая-нибудь совместная деятельность. Кроме того, записавшись на кружки и секции по интересам, можно приобрести новые интересные знакомства.
«У меня есть четверо друзей во дворе, общаюсь с ребятами с плавания и одноклассниками по “Фоксфорду”. С иногородними ребятами переписываемся во «ВКонтакте» и Telegram. В выходные хожу на кобудо. Так что друзей мне хватает».
Георгий Порохов, ученик «Домашней школы Фоксфорда»
Проблема 6. Мнение окружающих
Друзьям, родственникам и знакомым порой сложно объяснить, почему ребёнок больше не ходит в школу. К сожалению, люди могут задавать подростку неловкие вопросы и даже подсмеиваться над новоиспечённым хоумскулером.
Решение
Помогите ребёнку выстроить «линию защиты». Спокойно обсудите с ним причины и плюсы перехода на семейное обучение. Объясните, что оно уже давно распространено и в России, и в других странах, и с каждым годом привлекает всё больше и больше семей.
«Когда я приходила на аттестации в свою бывшую школу, многие удивлялись, как у меня получается учиться самостоятельно. Там не пророчили мне особо хорошего будущего, а тут медаль! Я всем доказала, что могу идти своим путём. Это приятно».
Алёна Руденко, выпускница «Экстерната Фоксфорда»
И последнее. Любые перемены вызывают дискомфорт. Стоит быть готовым к возможным трудностям перехода на дистанционное обучение и расшколивания.