Как пережить школьный кризис семи лет: рекомендации родителям от психолога
Рассказываем, почему возникает и как проходит возрастной психологический кризис у детей семи лет и что делать родителям, чтобы помочь ребёнку в этот период.
- 9.9.2024
- Время чтения:5 минут
Причины кризиса семи лет
Кризис семи лет в психологии называют кризисом младшего школьного возраста, потому что он выпадает на переломный момент жизни ребёнка, когда из дошкольника он становится первоклассником. Это обстоятельство и является главной причиной кризиса, который может начаться и в шесть, и в восемь лет — в зависимости от того, когда ребёнок начинает ходить в школу.
Внешне мы видим, что к шести-семи годам ребёнок созревает для школы: он разыгрывает учебные ситуации, становится серьёзнее, ответственнее, подражает взрослым. Но в то же время внутренне он остаётся малышом, который всё ещё не может полноценно обслужить себя в быту. Ему по-прежнему нужна помощь, чтобы справиться с эмоциями, а иногда даже чтобы просто уснуть.
Во многих странах ребята начинают учиться с шести и даже с пяти лет, но там начальное школьное образование спаяно с детским садом, так что учебная нагрузка у детей минимальная и серьёзное обучение начинается лет с одиннадцати. Почему же в России дети идут в школу именно в шесть или семь?
По классификации Эльконина и Давыдова, принятой в отечественной детской психологии, в этом возрасте игровая деятельность естественно сменяется учебной: игра уже не приносит столько пользы, сколько может принести учёба. Согласно исследованиям, в среднем в семь лет у человека созревают лобные доли, отвечающие за самоконтроль. Увеличивается устойчивость внимания, формируется образное мышление, развивается мелкая моторика — рука становится пригодна к письму.
Но мы понимаем, что каждый ребёнок развивается в своём темпе, поэтому сейчас условным возрастом для поступления в школу считается промежуток от шести до восьми лет и существует множество вариантов организации начальной школы в зависимости от особенностей ребёнка и возможностей семьи, например семейное обучение.
<<Форма демодоступа>>
Особенности кризиса семи лет
Итак, семья решила, что ребёнок готов стать школьником, и выбрала формат обучения. Очень важно морально подготовить ребёнка к учёбе — много говорить с ним о школе, объяснять, что и как там будет происходить, в идеале — походить на подготовительные занятия.
Но даже в этом случае психика ребёнка начинает раскачиваться. Он чувствует: меняется что-то очень важное. Ужасно интересно и ужасно неизвестно. Я уже большой? А если нет? А как же мои игрушки и привычные дела? А как будет ко мне относиться мама, если я не справлюсь? А кто ещё там будет? А они мне понравятся?
Конечно, ребёнок не всегда может это сформулировать, но он очень взволнован, даже если старается не показывать этого. Кстати, именно к шести-семи годам созревает способность контролировать эмоции: ребёнок уже может скрывать свои чувства, управлять своим состоянием, а вместе с этим — сомневаться в своих ощущениях и испытывать сложные социальные чувства.
Переживания ребёнка приобретают осмысленность, склеиваются с социальной ситуацией, закрепляются. Часто в этой точке он делает специфические выводы, например: «Я был сегодня в новой одежде, и именно поэтому меня заметили и оценили, нужно это использовать». Вообще, малыш начинает как бы смотреть на себя со стороны, оценивать, насколько он хорош, насколько вписывается в общество.
В новом социальном окружении — в школе — ребёнок быстро выбирает, за кем ему следовать, на кого быть похожим. Слушаться учителя? Следовать правилам? Держаться за самого яркого из одноклассников? Подружиться с самыми тихими? Держаться ото всех особняком с очень серьёзным лицом? А может, самому стать лидером?
Неосознанно ребёнок делает выбор, в зависимости от того, чьё одобрение ему сейчас важно, кто даёт в новом месте ощущение безопасности.
Итак, появляются первые социальные выводы, стратегии и некоторая личная мораль. У ребёнка уже достаточно опыта, чтобы делать выводы, что хорошо для него, а что плохо. Начинает формироваться самооценка. «Чем я отличаюсь от остальных? В чём я хорош? За что меня здесь будут любить?»
Учебная деятельность и новый социум постепенно вытесняют интерес к игре. Игрушки становятся не так важны, кажутся слишком детскими, «некрутыми» и уходят в разряд развлечений, отдыха, баловства. Потребность в них всё ещё есть, но на публике ребёнок может заявлять обратное. Начинается этап переоценки ценностей.
<<Форма семейного образования>>
Как проявляется кризис семи лет
Рассмотрим подробнее признаки возрастного кризиса семи лет и способы помочь ребёнку в разных ситуациях.
Паясничество, непослушание. Жизнь ребёнка резко меняется и мчится в неизведанное, но ему хочется хотя бы немного владеть ситуацией. С ребёнком можно договориться, но только с учётом его условий. Делайте послабления в правилах — сейчас это правда важно. Поддерживайте взрослое поведение: хвалите за выдержку, внимательность, за то, что хорошо получается. Не вмешивайтесь, если ребёнок занят чем-то важным для себя, и не навязывайте помощь. Обсуждайте сложные темы и ситуации в жизни и фильмах, позволяйте высказывать своё мнение. Уверены, вам и самим это будет очень интересно.
Детское поведение. В безопасном домашнем пространстве ребёнок может чаще просить ласки, забираться на ручки, требовать поиграть с ним или делать «как раньше». Не стоит призывать его ко взрослости и ответственности — дайте ему эту ласку и время, чтобы он мог расслабиться и мягче адаптироваться к изменившейся жизни. Два шага вперёд — один назад. Это поможет сберечь ваши доверительные отношения и умение ребёнка расслабляться рядом с близкими. А ответственности и оценок — во всех смыслах — хватает и в школе.
Сложности со школьной дисциплиной. Не всегда малыш из всеобщего любимца сразу готов превратиться в сознательного члена общества. Это долгий путь разговоров, обсуждений, почему так принято, экспериментов и их последствий. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность и овладевает контролем над собой. Просто поддержите его — для него это совершенно новый опыт.
Внимание к своей внешности. Ребёнок начинает смотреть на себя со стороны, оценивать свою причёску, одежду, социальный статус, и здесь ему тоже очень нужно помочь сориентироваться. Ему критически важно не отставать от других детей и иметь критерии собственной успешности в обществе. Обсуждайте, как через внешний вид проявляется характер людей и их интересы. Подумайте вместе, что ещё в человеке заметно, кроме одежды и вещей, например личные качества, привычки, поведение. Учите справляться с критикой и строить отношения с другими людьми. И самое главное — учите видеть в одноклассниках и учителях таких же людей с их чувствами и увлечениями. Приглашайте их в гости и соедините два раздельных для ребёнка мира — школьный и домашний.
Страхи, неврозы, утомление. На этом этапе у ребёнка могут обостриться уже существующие проблемы. Дайте соответствующую поддержку: соблюдайте режим дня и питания, убедитесь, что ребёнок полноценно отдыхает и получает достаточно витаминов и физической нагрузки, чтобы снизить утомляемость и раздражительность. Особенно это важно, если параллельно он проживает физический скачок роста. В некоторых случаях может понадобиться более серьёзная поддержка — консультации психолога, сокращение нагрузки или смена формы обучения.
Изображение: Uran Duo / Dribbble
Или напишем на почту, если не получится дозвониться