Школьный психолог: когда и с какими темами нужно обращаться
Вместе с экспертом разобрались, чем занимается школьный психолог, с какими темами к нему можно обратиться, как проходят консультации и какие сигналы важно заметить в поведении ребёнка, чтобы понять, что ему нужна помощь.
- 24.9.2024
- Время чтения:10 минут
Ксения Костина,
психолог в Фоксфорде, практикующий психолог, ACT-терапевт
Школьный психолог: кто это?
Школьный психолог — это специалист, который оказывает поддержку ученикам, родителям и учителям. Он обеспечивает психологическое благополучие и гармоничное развитие детей, помогает в решении личных проблем и разрешении конфликтов, содействует социальной адаптации и успешному обучению.
Основные задачи школьного психолога
Работа психолога заключается не только в том, чтобы проводить тесты в начале года. У него ещё есть широкий круг задач.
Диагностика — те самые знаменитые тесты. Но диагностика бывает плановой и внеплановой — проводится по запросу родителя или ученика. Обычно психолог мониторит трудности, мешающие обучению или здоровой коммуникации в коллективе, и помогает педагогам или учащимся. Ещё диагностика позволяет увидеть динамику в психологическом состоянии учеников, отследить таким образом эффективность уже проведённой работы.
Консультирование — индивидуальная или групповая работа, направленная на поддержку в решении учебных и личных трудностей. За помощью могут обращаться не только ученики и родители, но и учителя.
Содействие адаптации — диагностика того, как проходит адаптация, развивающие занятия, способствующие облегчению адаптации, просветительские мероприятия, позволяющие родителям и учителям качественнее помогать детям в период адаптации. Традиционно сопровождается процесс адаптации к 1-му классу, переход в 5-й и 10-й классы.
<<Форма демодоступа>>
Психокоррекция — направление на изменение и улучшение психологического состояния, поведения учащихся с помощью специализированных методов и техник. Часто используются игровые и арт-терапевтические методы, занятия проходят в приятной обстановке и обычно нравятся детям, так как не похожи на привычные уроки. Целью психокоррекционной работы может быть стабилизация психологического состояния, работа с мотивацией и волевой сферой, работа над привычными поведенческими стратегиями, мешающими в жизни и обучении.
Организация тренингов и мастер-классов — сюда можно включить психологическую помощь учащимся, обучение разнонаправленным навыкам, необходимым для участников образовательного процесса. Например, для учеников — как научиться справляться с тревогой; для родителей — тренировка навыков эффективной коммуникации в воспитании подростка; для преподавателей — стратегии укрепления классного коллектива младших подростков.
Просвещение — мероприятия, направленные на популяризацию психологических знаний для учеников, родителей и педагогов. Формы работы могут быть разными: начиная от составления и распространения информационных листовок, заканчивая проведением открытых уроков, родительских собраний и круглых столов.
Профилактика — меры, направленные на предотвращение или уменьшение влияния негативных факторов на участников образовательного процесса.
С какими темами можно обращаться к школьному психологу
Начальная школа
- Мотивация — ребёнок не хочет учиться, неинтересно. Домашку делает, когда родитель сидит рядом.
- Коммуникация — нет друзей, плохо находит контакт с незнакомыми. По факту у ребёнка практически нет общения.
- Тревожность — страх, что не получится. В 1−2-м классах дети часто отвлекаются на уроке, не могут высидеть весь урок и начинают играть.
Средние классы
- Проблемы в учебных процессах — трудности с учебной мотивацией или школьной адаптацией.
- Поведенческие проблемы — агрессия и нарушение дисциплины.
- Эмоциональные проблемы — стресс, тревога, неадекватная самооценка или личные переживания.
- Проблемы в семье — конфликты с родителями или братьями и сёстрами, развод родителей.
- Проблемы социализации — трудности при взаимодействии со сверстниками или в построении отношений с другими людьми.
- Поддержка в сложных ситуациях — потеря близкого человека, кризисные ситуации или новые жизненные обстоятельства.
- Тревожность — в 5-м классе массово снижается мотивация.
Старшие классы
- Учебная мотивация — не может заставить себя учиться или не видит в этом смысла.
- Тревожность — не складывается общение со сверстниками или родителями.
- Последствия буллинга — страх или замкнутость.
- Апатия — ничего не хочется.
- Непонимание себя — «какой я, в чём мои цели, интересы и ценности».
<<Форма семейного образования>>
Сигналы, что ребёнку нужна помощь психолога
Резкое изменение поведения или успеваемости может указывать на трудности, в том числе психологические. Изменения должны быть поводом для особого внимания к состоянию ребёнка со стороны родителей. Вопросы успеваемости и учебной мотивации часто могут быть связаны с внутренними переживаниями или конфликтами с учителем или сверстниками. Психолог может помочь разобраться в истинных причинах.
Проблемы со сном или аппетитом могут быть симптомами нарушений в работе организма. В первую очередь при подобных проявлениях необходимо обратиться к врачу. Если физические причины не обнаружены, то обращение за помощью к психологу поможет определить психологические причины изменений.
Повышенная тревожность, страхи или апатия ухудшают качество жизни ребёнка и негативно влияют на процесс его развития. Вовремя обратившись к психологу, можно помочь ребёнку справиться с трудностями или сгладить негативные последствия их воздействия.
Заявление ребёнка о том, что ему нужна помощь, становится индикатором состояния детско-родительских отношений. Если ребёнок готов, не боится просить помощи у родных, значит, существует достаточный для этого уровень доверия. В некоторых случаях родителям может быть трудно понять, как справиться со сложившимися обстоятельствами, какие слова подобрать и какую стратегию поведения выбрать. Тут поможет школьный психолог, с которым может встретиться как сам ребёнок, так и родители.
Как проходит консультация у школьного психолога
Под консультацией школьного психолога чаще подразумевается индивидуальный формат. Но в некоторых случаях для охвата большего количества учеников или родителей, столкнувшихся с похожими трудностями, может применяться групповая форма работы.
Индивидуальные психологические консультации
Рассмотрим классическую последовательность действий при обращении к школьному психологу.
Шаг 1. Знакомство с родителем. Часть встречи, где психолог больше слушает, чем говорит. На этом этапе специалист старается понять проблему так, как её видит родитель, прояснить важные для понимания ситуации моменты, уточнить запрос — какие ожидания есть у родителя и какой результат он хотел бы увидеть. Оговариваются дальнейшие действия с ребёнком — знакомство, диагностика, донесение принципов конфиденциальности в психологической работе.
Шаг 2. Знакомство с ребёнком. Психолог стремится найти контакт и увидеть проблему глазами ребёнка. Иногда на этом этапе проводят психологическую диагностику или беседу. Тут всё зависит от характера запроса, количества располагаемого времени и самого ребёнка. Диагностика бывает разной, в зависимости от ситуации и возраста ребёнка: это могут быть рисуночные тесты, классические опросники, сказки или игры.
Шаг 3. Беседа с родителями. Здесь планируют следующие шаги и оговаривают необходимость в продолжении работы и её формат. Специалист может дать предварительные рекомендации для начала работы со сложившейся ситуацией и обратную связь о возможных причинах возникновения трудностей.
Шаг 4. Последующая работа с ребёнком и семьёй. Психолог взаимодействует с ребёнком, иногда приглашает родителей для более эффективной работы и закрепления результатов дома, отслеживает динамику.
В зависимости от возраста ребёнка консультации могут выглядеть по-разному. С детьми младшего школьного возраста это скорее игры, сказки, рисование. К подростковому возрасту появляется больше диалогового формата, упражнения становятся сложнее, встречи меньше напоминают игру, но остаются интересными и вовлекающими.
Групповые психологические консультации
Могут проводиться в разной форме. Чаще выглядят как тематические встречи или занятия с психологом, где обсуждаются, проигрываются и отрабатываются основные трудности, характерные для участников группы.
Иногда это может быть работа с проблемным классом, с детьми, попавшими в группу риска по какому-то признаку, адаптационные мероприятия или добровольные развивающие встречи, больше напоминающие классический кружок. Родитель может попросить обратную связь у педагога-психолога, чтобы узнать, есть ли положительная динамика.
Или напишем на почту, если не получится дозвониться