• Главная
  • Блог
  • Школьный психолог: когда и с какими темами нужно обращаться

Школьный психолог: когда и с какими темами нужно обращаться

Вместе с экспертом разобрались, чем занимается школьный психолог, с какими темами к нему можно обратиться, как проходят консультации и какие сигналы важно заметить в поведении ребёнка, чтобы понять, что ему нужна помощь.

Ксения Костина,‍

психолог в Фоксфорде, практикующий психолог, ACT-терапевт

Школьный психолог: кто это?

Школьный психолог — это специалист, который оказывает поддержку ученикам, родителям и учителям. Он обеспечивает психологическое благополучие и гармоничное развитие детей, помогает в решении личных проблем и разрешении конфликтов, содействует социальной адаптации и успешному обучению.

Основные задачи школьного психолога

Работа психолога заключается не только в том, чтобы проводить тесты в начале года. У него ещё есть широкий круг задач.

Диагностика — те самые знаменитые тесты. Но диагностика бывает плановой и внеплановой — проводится по запросу родителя или ученика. Обычно психолог мониторит трудности, мешающие обучению или здоровой коммуникации в коллективе, и помогает педагогам или учащимся. Ещё диагностика позволяет увидеть динамику в психологическом состоянии учеников, отследить таким образом эффективность уже проведённой работы.

Консультирование — индивидуальная или групповая работа, направленная на поддержку в решении учебных и личных трудностей. За помощью могут обращаться не только ученики и родители, но и учителя.

Содействие адаптации — диагностика того, как проходит адаптация, развивающие занятия, способствующие облегчению адаптации, просветительские мероприятия, позволяющие родителям и учителям качественнее помогать детям в период адаптации. Традиционно сопровождается процесс адаптации к 1-му классу, переход в 5-й и 10-й классы.

<<Форма демодоступа>> 

Психокоррекция — направление на изменение и улучшение психологического состояния, поведения учащихся с помощью специализированных методов и техник. Часто используются игровые и арт-терапевтические методы, занятия проходят в приятной обстановке и обычно нравятся детям, так как не похожи на привычные уроки. Целью психокоррекционной работы может быть стабилизация психологического состояния, работа с мотивацией и волевой сферой, работа над привычными поведенческими стратегиями, мешающими в жизни и обучении. 

Организация тренингов и мастер-классов — сюда можно включить психологическую помощь учащимся, обучение разнонаправленным навыкам, необходимым для участников образовательного процесса. Например, для учеников — как научиться справляться с тревогой; для родителей — тренировка навыков эффективной коммуникации в воспитании подростка; для преподавателей — стратегии укрепления классного коллектива младших подростков.

Просвещение — мероприятия, направленные на популяризацию психологических знаний для учеников, родителей и педагогов. Формы работы могут быть разными: начиная от составления и распространения информационных листовок, заканчивая проведением открытых уроков, родительских собраний и круглых столов.

Профилактика — меры, направленные на предотвращение или уменьшение влияния негативных факторов на участников образовательного процесса. 

С какими темами можно обращаться к школьному психологу 

Начальная школа

  • Мотивация — ребёнок не хочет учиться, неинтересно. Домашку делает, когда родитель сидит рядом. 
  • Коммуникация — нет друзей, плохо находит контакт с незнакомыми. По факту у ребёнка практически нет общения.
  • Тревожность — страх, что не получится. В 1−2-м классах дети часто отвлекаются на уроке, не могут высидеть весь урок и начинают играть.

Средние классы

  • Проблемы в учебных процессах — трудности с учебной мотивацией или школьной адаптацией.
  • Поведенческие проблемы — агрессия и нарушение дисциплины.
  • Эмоциональные проблемы — стресс, тревога, неадекватная самооценка или личные переживания.
  • Проблемы в семье — конфликты с родителями или братьями и сёстрами, развод родителей.
  • Проблемы социализации — трудности при взаимодействии со сверстниками или в построении отношений с другими людьми.
  • Поддержка в сложных ситуациях — потеря близкого человека, кризисные ситуации или новые жизненные обстоятельства.
  • Тревожность — в 5-м классе массово снижается мотивация.

Старшие классы

  • Учебная мотивация — не может заставить себя учиться или не видит в этом смысла.
  • Тревожность — не складывается общение со сверстниками или родителями.
  • Последствия буллинга — страх или замкнутость.
  • Апатия — ничего не хочется.
  • Непонимание себя — «какой я, в чём мои цели, интересы и ценности».

<<Форма семейного образования>>

Сигналы, что ребёнку нужна помощь психолога

Резкое изменение поведения или успеваемости может указывать на трудности, в том числе психологические. Изменения должны быть поводом для особого внимания к состоянию ребёнка со стороны родителей. Вопросы успеваемости и учебной мотивации часто могут быть связаны с внутренними переживаниями или конфликтами с учителем или сверстниками. Психолог может помочь разобраться в истинных причинах. 

Проблемы со сном или аппетитом могут быть симптомами нарушений в работе организма. В первую очередь при подобных проявлениях необходимо обратиться к врачу. Если физические причины не обнаружены, то обращение за помощью к психологу поможет определить психологические причины изменений.

Повышенная тревожность, страхи или апатия ухудшают качество жизни ребёнка и негативно влияют на процесс его развития. Вовремя обратившись к психологу, можно помочь ребёнку справиться с трудностями или сгладить негативные последствия их воздействия. 

Заявление ребёнка о том, что ему нужна помощь, становится индикатором состояния детско-родительских отношений. Если ребёнок готов, не боится просить помощи у родных, значит, существует достаточный для этого уровень доверия. В некоторых случаях родителям может быть трудно понять, как справиться со сложившимися обстоятельствами, какие слова подобрать и какую стратегию поведения выбрать. Тут поможет школьный психолог, с которым может встретиться как сам ребёнок, так и родители.

Как проходит консультация у школьного психолога

Под консультацией школьного психолога чаще подразумевается индивидуальный формат. Но в некоторых случаях для охвата большего количества учеников или родителей, столкнувшихся с похожими трудностями, может применяться групповая форма работы.

Индивидуальные психологические консультации

Рассмотрим классическую последовательность действий при обращении к школьному психологу.

Шаг 1. Знакомство с родителем. Часть встречи, где психолог больше слушает, чем говорит. На этом этапе специалист старается понять проблему так, как её видит родитель, прояснить важные для понимания ситуации моменты, уточнить запрос — какие ожидания есть у родителя и какой результат он хотел бы увидеть. Оговариваются дальнейшие действия с ребёнком — знакомство, диагностика, донесение принципов конфиденциальности в психологической работе.

Шаг 2. Знакомство с ребёнком. Психолог стремится найти контакт и увидеть проблему глазами ребёнка. Иногда на этом этапе проводят психологическую диагностику или беседу. Тут всё зависит от характера запроса, количества располагаемого времени и самого ребёнка. Диагностика бывает разной, в зависимости от ситуации и возраста ребёнка: это могут быть рисуночные тесты, классические опросники, сказки или игры.

Шаг 3. Беседа с родителями. Здесь планируют следующие шаги и оговаривают необходимость в продолжении работы и её формат. Специалист может дать предварительные рекомендации для начала работы со сложившейся ситуацией и обратную связь о возможных причинах возникновения трудностей. 

Шаг 4. Последующая работа с ребёнком и семьёй. Психолог взаимодействует с ребёнком, иногда приглашает родителей для более эффективной работы и закрепления результатов дома, отслеживает динамику.

В зависимости от возраста ребёнка консультации могут выглядеть по-разному. С детьми младшего школьного возраста это скорее игры, сказки, рисование. К подростковому возрасту появляется больше диалогового формата, упражнения становятся сложнее, встречи меньше напоминают игру, но остаются интересными и вовлекающими.

Групповые психологические консультации

Могут проводиться в разной форме. Чаще выглядят как тематические встречи или занятия с психологом, где обсуждаются, проигрываются и отрабатываются основные трудности, характерные для участников группы.

Иногда это может быть работа с проблемным классом, с детьми, попавшими в группу риска по какому-то признаку, адаптационные мероприятия или добровольные развивающие встречи, больше напоминающие классический кружок. Родитель может попросить обратную связь у педагога-психолога, чтобы узнать, есть ли положительная динамика.

Ответим на ваши вопросы

Свяжемся с вами в течение 5 минут и проведём бесплатную консультацию по вопросам перехода на домашнее обучение

ошибка номера, введите правильный номер
Позвоним с 8 до 19 в рабочие дни
Скоро перезвоним!

Или напишем на почту, если не получится дозвониться

Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный гайд: как перейти на семейное образование
Рассказываем, как забрать документы из обычной школы и перейти на домашнее обучение с онлайн-аттестацией
ошибка номера, введите правильный номер
Отправили гайд вам на почту
Вы можете начать читать в браузере и вернуться в любой момент — гайд всегда будет у вас на почте
Открыть гайд
Oops! Something went wrong while submitting the form.
Бесплатный доступ к занятиям в Домашней школе
Вы получите записи уроков по нескольким предметам, познакомитесь с учителями и попробуете решить домашнее задание
Начать бесплатно
1 из 8 вопросов
Следующий вопрос
Спасибо за ответы!

Реальный опыт семейного обучения

Нет подходящих статей

Демодоступ

Учиться бесплатно

Учиться бесплатно

Попробуй бесплатно наш формат обучения!

Попробовать

Учиться бесплатно

Попробуйте бесплатно наш формат обучения

Ваша заявка принята
Ой! Что-то пошло не так.

Чтобы получить демодоступ, нужен аккаунт в «Фоксфорде»

Кнопка ниже направит вас на форму регистрации и затем вернёт сюда. Регистрация бесплатная, можно в один клик через соцсеть.

Войти или зарегистрироваться
Адрес скопирован